Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевая структура личности. Ролевое поведение и установка




Личность постоянно развивается и изменяется благодаря со­циальному окружению. Каждый человек становится личностью при определенных условиях. Огромное влияние на личность оказывает группа, наделяющая личность определенными свой­ствами. Выделяют два ряда социально-психологических свойств личности — те, что проявляются в совместной деятельности, и те, что проявляются в общении. Специфика социально-психо­логического изучения личности предполагает комплексное ис­следование личностных характеристик, которые раскрываются через общественные отношения, социальную мотивацию пове­дения и деятельность в различных социально-психологических условиях, т.е. через взаимоотношения личности с социумом.

Я. Гудечек выделяет пять основных типов отношения лич­ности к системе ценностей современного общества в зависи­мости от степени ее внутреннего принятия:

1) активное отношение (выражение высокой степени ин-тернализации ценностной системы);

2) конформное отношение (внешнее, приспособленческое выражение согласия без интернализации или идентификации с данной системой ценностей);

3) индифферентность (безразличие, отсутствие интереса к данной ценностной системе);

4) несогласие (критика, осуждение и отрицательная оценка ценностной системы, стремление к ее изменению);

5) активное противодействие (внутреннее и внешнее отри­цание системы ценностей).

На основе данных положений К. А. Абульханова-Славская вы­деляет три типа личности. Первый тип характеризуется неприз­нанием общественных норм и ценностей как ограничивающих свободу и стремлением к освобождению от них. Второй тип оп­ределяет негативное отношение отдельной личности к системе ценностей общества. Третий тип предполагает конформное от­ношение к социальным нормам, принятие общественных цен­ностей за неимением собственных.

Социальные психологи изучают установки по внешним про­явлениям, так как действия, определяющие установки, подвер­гаются внешнему влиянию. Э. Джонс и Г. Сигалл, пытаясь отыс­кать путь к душе человека, разработали метод мнимого источ­ника информации. В одном эксперименте, проведенном на студентах Рочестерского университета, Сигалл при помощи мни­мой машины смог убедить студентов в том, что она умеет читать их мысли, хотя в действительности машина показывала данные забытого всеми исследования. Этот эксперимент и является яр­ким примером слабой связи между установкой и поведением.

На поведение человека огромное влияние оказывает внеш­нее воздействие: им движут не только внутренние установки, но и ситуация, с которой он сталкивается, что делает поведе­ние людей практически непредсказуемым. С другой стороны, человека легко понять, если при воздействии обшей установки его поведение остается специфичным и индивидуализирован­ным. Для того чтобы поведение соответствовало внутренним установкам, человек, как правило, прибегает к самоконтролю. Самоконтроль представляет собой действенный процесс раз­вития личности, предполагая корректировку поведения соглас­но установкам и нормам. Самоконтроль осуществляется при

сопоставлении себя с принятым в обществе идеалом, при взгля­де на себя со стороны — эффект зеркала. Глядя на себя в обыч­ное зеркало, человек дает оценку социальной полноценности собственной внешности, например. В случае распространения социальных норм на поведение, уровень знаний личности не­обходимы «социальные зеркала». В качестве таких зеркал, по мнению Б. Л. Борухова, выступают культурные институты и об­разования, сама культура в ее многообразных проявлениях вы­ступает как система социальных зеркал, обслуживающих ту или иную сферу жизни.

В течение всей жизни человек выполняет множество соци­альных функций в зависимости от своего статуса, позиции, отношений с другими людьми, и функции эти могут меняться. Впервые понятие социальной роли было предложено Р. Лин-тоном и отдельно Дж. Мидом. В чем-то их мнения расходились, но оба рассматривали социальную роль как особое явление, объединяющее индивида и общество и перестраивающее ин­дивидуальное поведение в социальное.

Существует несколько определений социальной роли:

• вид социальной деятельности и способ поведения лично­сти, вызывающий позитивную или негативную оценку об­щества;

• набор норм поведения человека, находящегося в данной социальной ситуации;

• поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

• представление индивида о модели собственного поведе­ния в процессе взаимодействия с другими индивидами;

• предписанные действия, свойственные людям, занима­ющим ту или иную социальную позицию.

Социальные роли связаны с социальным положением, ста­тусом, видом деятельности. По способу усвоения выделяют роли предписанные и приобретенные. Предписанные определя­ются возрастом, полом, национальностью, приобретенные ус­ваиваются субъектом в процессе социализации. Социально-де­мографическими являются роли мужа, жены, сына, дочери и др. Разделение полов на мужчин и женщин — это тоже социальные, биологически предопределенные роли.

Рассмотрим основные характеристики социальной роли, вы­деленные Т. Пирсоном: масштаб, способ получения, уровень эмоциональности, формализация и мотивация. Масштаб роли тем больше, чем больше диапазон межличностных отношений. Спо­соб получения роли зависит от неизбежности данной роли для человека. Некоторые роли автоматически прикрепляются к че­ловеку: роли женщины, мужчины, ребенка или старика, — а не­которые приобретаются им — студент, писатель, начальник и т.д.

Уровень эмоциональности роли заключается в возможно­сти эмоционального проявления субъекта. Есть роли, в кото­рых проявления эмоций являются вполне естественными и оправданными: радость при рождении ребенка, скорбь и пе­чаль при потере близкого. Но существуют роли, которые пред­писывают эмоциональную сдержанность и самоконтроль: роли врача, криминалиста. Формализация определяется спе­цификой межличностных отношений исполнителя данной роли, которые могут быть формальными (между продавцом и покупателем) и неформальными (между ребенком и родите­лем). Возможно также установление формальных и нефор­мальных отношений в совокупности (рабочий коллектив). Мотивация зависит от потребностей человека: разные роли обусловлены различными мотивами.

В психотерапии используется метод имаготерапии, т.е. кор­рекции поведения через присвоение человеку новой роли. Ис­полняя ее, он приобщается к общественным отношениям, осо­знает свою ответственность перед окружающими и самим собой, определяет свое место в социуме. Имаготерапия реализуется в ролевых играх детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.