КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ролевая структура личности. Ролевое поведение и установка
Личность постоянно развивается и изменяется благодаря социальному окружению. Каждый человек становится личностью при определенных условиях. Огромное влияние на личность оказывает группа, наделяющая личность определенными свойствами. Выделяют два ряда социально-психологических свойств личности — те, что проявляются в совместной деятельности, и те, что проявляются в общении. Специфика социально-психологического изучения личности предполагает комплексное исследование личностных характеристик, которые раскрываются через общественные отношения, социальную мотивацию поведения и деятельность в различных социально-психологических условиях, т.е. через взаимоотношения личности с социумом. Я. Гудечек выделяет пять основных типов отношения личности к системе ценностей современного общества в зависимости от степени ее внутреннего принятия: 1) активное отношение (выражение высокой степени ин-тернализации ценностной системы); 2) конформное отношение (внешнее, приспособленческое выражение согласия без интернализации или идентификации с данной системой ценностей); 3) индифферентность (безразличие, отсутствие интереса к данной ценностной системе); 4) несогласие (критика, осуждение и отрицательная оценка ценностной системы, стремление к ее изменению); 5) активное противодействие (внутреннее и внешнее отрицание системы ценностей). На основе данных положений К. А. Абульханова-Славская выделяет три типа личности. Первый тип характеризуется непризнанием общественных норм и ценностей как ограничивающих свободу и стремлением к освобождению от них. Второй тип определяет негативное отношение отдельной личности к системе ценностей общества. Третий тип предполагает конформное отношение к социальным нормам, принятие общественных ценностей за неимением собственных. Социальные психологи изучают установки по внешним проявлениям, так как действия, определяющие установки, подвергаются внешнему влиянию. Э. Джонс и Г. Сигалл, пытаясь отыскать путь к душе человека, разработали метод мнимого источника информации. В одном эксперименте, проведенном на студентах Рочестерского университета, Сигалл при помощи мнимой машины смог убедить студентов в том, что она умеет читать их мысли, хотя в действительности машина показывала данные забытого всеми исследования. Этот эксперимент и является ярким примером слабой связи между установкой и поведением. На поведение человека огромное влияние оказывает внешнее воздействие: им движут не только внутренние установки, но и ситуация, с которой он сталкивается, что делает поведение людей практически непредсказуемым. С другой стороны, человека легко понять, если при воздействии обшей установки его поведение остается специфичным и индивидуализированным. Для того чтобы поведение соответствовало внутренним установкам, человек, как правило, прибегает к самоконтролю. Самоконтроль представляет собой действенный процесс развития личности, предполагая корректировку поведения согласно установкам и нормам. Самоконтроль осуществляется при сопоставлении себя с принятым в обществе идеалом, при взгляде на себя со стороны — эффект зеркала. Глядя на себя в обычное зеркало, человек дает оценку социальной полноценности собственной внешности, например. В случае распространения социальных норм на поведение, уровень знаний личности необходимы «социальные зеркала». В качестве таких зеркал, по мнению Б. Л. Борухова, выступают культурные институты и образования, сама культура в ее многообразных проявлениях выступает как система социальных зеркал, обслуживающих ту или иную сферу жизни. В течение всей жизни человек выполняет множество социальных функций в зависимости от своего статуса, позиции, отношений с другими людьми, и функции эти могут меняться. Впервые понятие социальной роли было предложено Р. Лин-тоном и отдельно Дж. Мидом. В чем-то их мнения расходились, но оба рассматривали социальную роль как особое явление, объединяющее индивида и общество и перестраивающее индивидуальное поведение в социальное. Существует несколько определений социальной роли: • вид социальной деятельности и способ поведения личности, вызывающий позитивную или негативную оценку общества; • набор норм поведения человека, находящегося в данной социальной ситуации; • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; • представление индивида о модели собственного поведения в процессе взаимодействия с другими индивидами; • предписанные действия, свойственные людям, занимающим ту или иную социальную позицию. Социальные роли связаны с социальным положением, статусом, видом деятельности. По способу усвоения выделяют роли предписанные и приобретенные. Предписанные определяются возрастом, полом, национальностью, приобретенные усваиваются субъектом в процессе социализации. Социально-демографическими являются роли мужа, жены, сына, дочери и др. Разделение полов на мужчин и женщин — это тоже социальные, биологически предопределенные роли. Рассмотрим основные характеристики социальной роли, выделенные Т. Пирсоном: масштаб, способ получения, уровень эмоциональности, формализация и мотивация. Масштаб роли тем больше, чем больше диапазон межличностных отношений. Способ получения роли зависит от неизбежности данной роли для человека. Некоторые роли автоматически прикрепляются к человеку: роли женщины, мужчины, ребенка или старика, — а некоторые приобретаются им — студент, писатель, начальник и т.д. Уровень эмоциональности роли заключается в возможности эмоционального проявления субъекта. Есть роли, в которых проявления эмоций являются вполне естественными и оправданными: радость при рождении ребенка, скорбь и печаль при потере близкого. Но существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и самоконтроль: роли врача, криминалиста. Формализация определяется спецификой межличностных отношений исполнителя данной роли, которые могут быть формальными (между продавцом и покупателем) и неформальными (между ребенком и родителем). Возможно также установление формальных и неформальных отношений в совокупности (рабочий коллектив). Мотивация зависит от потребностей человека: разные роли обусловлены различными мотивами. В психотерапии используется метод имаготерапии, т.е. коррекции поведения через присвоение человеку новой роли. Исполняя ее, он приобщается к общественным отношениям, осознает свою ответственность перед окружающими и самим собой, определяет свое место в социуме. Имаготерапия реализуется в ролевых играх детей.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |