Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские занятия




Семинарское занятие № 1 (2 часа).

 

Тема: Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии.

Цель: рассмотреть объект, предмет, задачи, отрасли, проблемы социальной психологии, изучить предпосылки возникновения социальной психологии.

Основные понятия: социальная психология, предмет, объект социальной психологии, антропология, социальная психология, социально-психологические теории, психология народов, психология масс, теория институтов социального поведения, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм, интеракционизм.

Теоретическая часть:

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

3. Отрасли социальной психологии.

4.Предпосылки возникновения социальной психологии.

5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.

6. Экспериментальный период развития социальной психологии.

 

Практическая часть::

Задание 1.

Создайте свой вариант краткого ответа на вопрос № 5 (схема, конспект и т.п).

 

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. В каком веке, социология сама выделилась в самостоятельной науке?

а) в середине 19в.

б) в середине 20в.

в) в 19в.

г) в конце 19в.

2. В чем заключается суть предпосылки возникновения социальной психологии?

3. Какие ученные выступили создателями психологии народов?

а) М.Г. Ярошевский и Гербарт;

б) М. Лацарус и Г. Штейнталь;

в) Л. Уорд и Ф. Гирудингс;

г) Г. Тард и В. Вундт;

 

 

Домашнее задание:

1. Составить таблицу «Методы социальной психологии».

 

Семинарское занятие № 2 (2 часа).

 

Тема: Методологические проблемы исследования. Методы социально- психологического исследования.

Цель: рассмотреть специфику научного исследования в социальной психологии, методологические принципы социальной психологии, изучить методы социально- психологического исследования.

Основные понятия: методология (общая, частная, как совокупность конкретных приемов), метод, методика, гипотеза, наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, опрос, тестирование, социометрия.

Теоретическая часть:

1. Методологические проблемы в современной науке.

2. Методологические принципы социальной психологии (принцип детерминизма, принцип гносеологического подхода, принцип личностного подхода, принцип единства сознания и деятельности).

3.Специфика научного исследования в социальной психологии.

4. Методы социальной психологии.

5. Социометрия.

 

Практическая часть:

1. Описать дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.

2. Изобразить схематично уровни научного подхода к термину «методология».

3. Провести социометрическое исследование в своей группе.

Домашнее задание:

Конспектирование.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004, стр. 59-63.

2. Изобразить схематично методы социальной психологии.

 

Семинарское занятие №3 (2 часа).

Тема: Место общения в жизни общества.

Цель: рассмотреть структуру общения, вербальные и невербальные средства

коммуникации.

Основные понятия: общение, аксиальная коммуникация, ретиальная коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, денотация, коннотация, паралингвистика, экстралингвистика, речь, проксемика, такесика, кинесика.

Теоретическая часть:

1.Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

2. Значение общения для развития индивида и общества.

3. Психология общения. Объяснить суть термина «общение»

 

Практическая часть:

Задание 1.

3. Опишите множество жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая функция общения.

4. С какими последствиями может быть связано нарушение соответствующей функции?

Задание 2.

С какими функциями общения связаны следующие жизненные ситуации:

· Человек испытывает чувство одиночества.

· Ребенок отстает в психическом развитии.

· В условиях совместного решения задачи ученик значительно хуже соображает.

· При решении сложной задачи человек иногда незаметно для себя начинает рассуждать вслух.

· Ребенок, выросший в условиях социальной изоляции, не может пользоваться ложкой, кружкой и другими предметами обихода.

· Человек обращается в справочное бюро для того, чтобы узнать время отправления поезда.

· После общения с товарищем молодой человек почувствовал, что у него изменилось настроение.

· Учитель дал задание и дети стали его выполнять.

· После нескольких деловых встреч между молодыми сотрудниками отдела возникло взаимное чувство уважения и симпатии.

· Общаясь со своими сотрудниками во время выполнения сложного задания, начальник отдела неожиданно для себя нашел, что он совсем не знает его.

Задание 3.

Перечислите всевозможные мотивы общения. Выделите среди них те, которые специфичны именно для общения.

Задание 4.

Приведите из собственного опыта несколько примеров общения и проанализируйте их, выделив мотив, цель, психологические особенности партнера, способы действия.

Задание 5.

Перечислите внешние и внутренние компоненты общения.

Задание 6.

Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество содействий, возможных в следующих ситуациях:

1. Мастеру необходимо назначить одного человека для дежурства в цехе в выходной день.

2. Сотруднику требуется срочно попасть на прием к директору, а секретарша говорит, что он занят и нужно записаться на другой день.

3. Подчиненному необходимо добиться у начальника предоставления внеочередного отпуска в связи с семейными обстоятельствами, хотя известно, что в отделе сейчас очень много работы. Какими способами можно добиться своей цели?

4. За досрочно завершенное задание вы рассчитываете получить премию, начальник обещал вам это, но забыл. Как можно поступить в данной ситуации?

5. Бизнесмен намерен расторгнуть сделку со своим постоянным партнером в связи с тем, что удалось найти более выгодный вариант. Как здесь можно поступить?

Задание выполняется по следующей схеме: «Если он (человек) обладал таким-то личностным свойством, то нужно обратиться так…» Можно принимать во внимание любые психические и социальные особенности человека.

Задание 7.

Приведите примеры педагогических, управленческих, политических, религиозных, спортивных, маркетинговых, врачебных и военных содействий.

Домашнее задание.

Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.

Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.

В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.

О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.

Выберите правильный вариант ответа:

Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.

Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.

Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы неверны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.