Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность способностей их физиологическая основа




Лекция.

 

 

Запись на доске:

Сколько времени потребуется вам, чтобы запомнить эту формулу, а затем воспроизвести её? (ответы студентов).

В начале XX в. жил человек, мнемонист, некий Ш., который запоминал эту формулу за 7 минут и затем мог в точности её воспроизвести. Для этого он пользовался следующим приёмом: «Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (), и подумал, что не удивительно, что дерево высохло и обнажились корни: ведь оно стояло ещё тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (.). Он говорил: дома старые, придётся на них поставить крест (), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капиталов вложил он в это (85). Крыша отделяет его (-), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (). Он стоит около почты, а на углу – большой камень (.), чтобы подводы не задевали дома. Тут же сквер, там большое дерево (), на нём три галки (3). Здесь я просто поставил 276, а «в квадрате» - поставил квадратный ящик из - под папирос (2). На нём написано «86». Х – неизвестный человек подошёл к забору в чёрном манто; забор (__), а дальше женская гимназия, он хотел пробиться на свидание с гимназисткой n – изящная, молодая, в сером костюме; он разговаривает, он пытается переломить жёрдочки забора одной ногой и другой (2), а она – гимназистка – некрасивая – фи! (). Здесь я переношусь в Режицу. Там в школе большая доска. Шнур летит - и я ставлю точку (.). На доске написано 264, дальше я там же вижу nb. Я в школе. Моя жена положила линейку; и тут сижу я, Соломон Вениаминович (SV), а у моего товарища написано 1624/32 в квадрате. Я посмотрел на него, что он пишет, а сзади сидели две гимназистки (2), поглядели и крикнули, чтобы он не заметил: «Сс!..Тише!» (S)».

Так же он мог запоминать стихи на иностранном языке, решать примеры. Воспроизведение происходило и через 10 – 15 и более лет. Как вы думаете особенным ли был этот человек? В чем проявлялась его особенность? (Ответы студентов, помочь выйти к понятию способность).

Да, у него была способность быстро запоминать и воспроизводить и тема нашего урока «Способности».

Запишите вопросы, которые мы рассмотрим.

1. Сущность способностей их физиологическая основа.

2. Виды и уровни развития способностей.

3. Способности и личность

Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, то есть в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека к некоторой деятельности.

Б.М. Теплов выделил следующие признаки способностей:

1. Под способностями понимают индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. Способностями называют такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей;

3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности – лишь возможность определённого освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий способности не развиваются.

Наличие способностей облегчает приобретение знаний, формирование умений и навыков, а прочные знания, умения и навыки, в свою очередь, способствуют их развитию.

Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности (хирург или карманник – тонкость и точность движений рук).

Способности – не чисто прижизненное образование, они имеют свою природную основу.

Ученые спорят являются ли способности врожденными особенностями или они приобретаются в процессе жизни и деятельности человека под воздействием социальных условий. Как вы думаете?

 

Способности являются врождённые особенностями, потому что: Способности формируются прижизненно с помощью среды, воспитания и обучения
1) раннее появление способности у ребёнка (напр., Моцарт, способности проявились в 3г.). 1) результаты деятельности выдающихся педагогов (эксперимент: учителям математики сказали, что пять отстающих учеников имеют способности к математике, и те стали получать пятёрки).
2) способности повторяются у потомков выдающихся людей (напр., семья Бахов, в течение 2х веков в семье было около 60 музыкантов, 20 из них более выдающиеся) 2) факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определённых культур (напр., у вьетнамцев развит звуковысотный слух, являющимся основой музыкального слуха, т.к. высота звука в языке вьетнамца несёт функцию смыслоразличения.
3) исследования с применением близнецового метода
То есть способность «появляется» и без процесса развития Нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлечённости

 

Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Задатки – психофизиологическая основа способностей, включающая в себя: особенности свойств нервной системы, анатомо – физиологические особенности строения и функционирования головного мозга, органов чувств и телосложения. Задатки – это природные различия между людьми, они являются предпосылкой развития способностей.

Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, а также с кровоснабжением мозга. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточённому вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом – большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряжённой умственной работе, а соответственно – и меньшая её продуктивность. (Для активизации умственной деятельности советуют сменять умственную и физическую деятельность).

Врождённые особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей:

1) в зависимости от типа высшей нервной деятельности

2) в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем.

Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека.

Например, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.

Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением деятельности позволяет выделить три типа личности:

1. Художественный (преобладание первой сигнальной системы).

2. Мыслительный (преобладание второй сигнальной системы)

3. Средний (равное представительство).

Отличаются:

- в сфере восприятия, для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - дробление её на отдельные части;

- в сфере воображения и мышления у художников отмечается преобладание образного мышления и воображения, для «мыслителя» - абстрактное, теоретическое мышление;

- в эмоциональной сфере – люди художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявлений способностей в разных сферах человеческого знания.

Обе типологии тесно связаны – люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, а люди с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными.

Задатки человека многозначны, на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать дирижёром, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором, ди – джеем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.