КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность способностей их физиологическая основа
Лекция.
Запись на доске: Сколько времени потребуется вам, чтобы запомнить эту формулу, а затем воспроизвести её? (ответы студентов). В начале XX в. жил человек, мнемонист, некий Ш., который запоминал эту формулу за 7 минут и затем мог в точности её воспроизвести. Для этого он пользовался следующим приёмом: «Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (), и подумал, что не удивительно, что дерево высохло и обнажились корни: ведь оно стояло ещё тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (.). Он говорил: дома старые, придётся на них поставить крест (), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капиталов вложил он в это (85). Крыша отделяет его (-), а внизу стоит человек и играет на терменвоксе (). Он стоит около почты, а на углу – большой камень (.), чтобы подводы не задевали дома. Тут же сквер, там большое дерево (), на нём три галки (3). Здесь я просто поставил 276, а «в квадрате» - поставил квадратный ящик из - под папирос (2). На нём написано «86». Х – неизвестный человек подошёл к забору в чёрном манто; забор (__), а дальше женская гимназия, он хотел пробиться на свидание с гимназисткой n – изящная, молодая, в сером костюме; он разговаривает, он пытается переломить жёрдочки забора одной ногой и другой (2), а она – гимназистка – некрасивая – фи! (). Здесь я переношусь в Режицу. Там в школе большая доска. Шнур летит - и я ставлю точку (.). На доске написано 264, дальше я там же вижу nb. Я в школе. Моя жена положила линейку; и тут сижу я, Соломон Вениаминович (SV), а у моего товарища написано 1624/32 в квадрате. Я посмотрел на него, что он пишет, а сзади сидели две гимназистки (2), поглядели и крикнули, чтобы он не заметил: «Сс!..Тише!» (S)». Так же он мог запоминать стихи на иностранном языке, решать примеры. Воспроизведение происходило и через 10 – 15 и более лет. Как вы думаете особенным ли был этот человек? В чем проявлялась его особенность? (Ответы студентов, помочь выйти к понятию способность). Да, у него была способность быстро запоминать и воспроизводить и тема нашего урока «Способности». Запишите вопросы, которые мы рассмотрим. 1. Сущность способностей их физиологическая основа. 2. Виды и уровни развития способностей. 3. Способности и личность Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, то есть в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления. Способности тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека к некоторой деятельности. Б.М. Теплов выделил следующие признаки способностей: 1. Под способностями понимают индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2. Способностями называют такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей; 3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности – лишь возможность определённого освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий способности не развиваются. Наличие способностей облегчает приобретение знаний, формирование умений и навыков, а прочные знания, умения и навыки, в свою очередь, способствуют их развитию. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности (хирург или карманник – тонкость и точность движений рук). Способности – не чисто прижизненное образование, они имеют свою природную основу. Ученые спорят являются ли способности врожденными особенностями или они приобретаются в процессе жизни и деятельности человека под воздействием социальных условий. Как вы думаете?
Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Задатки – психофизиологическая основа способностей, включающая в себя: особенности свойств нервной системы, анатомо – физиологические особенности строения и функционирования головного мозга, органов чувств и телосложения. Задатки – это природные различия между людьми, они являются предпосылкой развития способностей. Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, а также с кровоснабжением мозга. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточённому вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом – большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряжённой умственной работе, а соответственно – и меньшая её продуктивность. (Для активизации умственной деятельности советуют сменять умственную и физическую деятельность). Врождённые особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей: 1) в зависимости от типа высшей нервной деятельности 2) в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем. Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Например, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей. Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением деятельности позволяет выделить три типа личности: 1. Художественный (преобладание первой сигнальной системы). 2. Мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) 3. Средний (равное представительство). Отличаются: - в сфере восприятия, для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - дробление её на отдельные части; - в сфере воображения и мышления у художников отмечается преобладание образного мышления и воображения, для «мыслителя» - абстрактное, теоретическое мышление; - в эмоциональной сфере – люди художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявлений способностей в разных сферах человеческого знания. Обе типологии тесно связаны – люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, а люди с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными. Задатки человека многозначны, на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать дирижёром, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором, ди – джеем.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |