КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологические основы темперамента. Алгоритм изложения нового материала учащимся
Лекция. Алгоритм изложения нового материала учащимся. · До изложения нового материала сообщите тему, которую вы будете рассказывать; · Дайте план изложения материала, по которому учащиеся должны следить за ходом вашей мысли; · Предложите схему или таблицу, которую студенты смогут заполнять по ходу вашего рассказа; · Спросите, все ли услышанное от вас учащиеся вашей группы поняли. Если нет, то ответьте на возникшие вопросы.
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, энергичны; другие – медлительны, спокойны. Одни легко вступают в контакт, общительны; другие – наоборот. Таково рода отличия действительно существуют. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. С древнейших времён различают четыре типа темперамента. Древнегреческий учёный Гиппократ считал, что темперамент – это наличие в большом объёме определённой жидкости. Например: сангвиник (по-латински – сангвис – кровь); флегматик (по-гречески – флегма – слизь); холерик (по-гречески – холе – красно-жёлтая желчь); меланхолик (по-гречески – меланхоле – чёрная желчь).
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение И.П. Павлова о типах высшей неровной деятельности (ВНД). Согласно его учению индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в деятельности нервной системы считается связь и соотношения нервных процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов описал три основные свойства процессов возбуждения и торможения: - сила процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы, т.е. способность её переносить сильное возбуждение и торможение. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное возбуждение и торможение. - уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей уравновешены, а у других этого не наблюдается, т.е. преобладает процесс либо возбуждения, либо торможения. - подвижность процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов – это способность быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов. Комбинации и соотношение этих свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы ВНД с психологическими типами темперамента и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа ВНД. В итоге соотношение типов ВНД и типа темперамента выглядит так: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип (живой) – сангвинический темперамент. 2. Сильный уравновешенный, инертный (спокойный) – флегматический темперамент. 3. Сильный неуравновешенный, подвижный (безудержный) – холерический темперамент. 4. Слабый тип – меланхолический темперамент. Слабый тип ВНД не означает неполноценность человека, т.к. такие люди, например, как Гоголь и Чайковский имели меланхолический темперамент, однако были великими людьми. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений. Например: Герцен – сангвиник, Крылов – флегматик, Пушкин – холерик, Суворов – холерик, Кутузов – флегматик. Тип ВНД – это природное, врождённое свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности человека. Тип нервной системы придаёт своеобразие поведению человека, но ни в коем случае не определяет поведения, поступков, убеждений, моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |