Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология характера в зарубежной и отечественной психологии




 

В зарубежной и отечественной психологии выделяют разные подходы к типологии характера.

Тип характера – это совокупность существенных типологических черт. А типологические черты, в этом случае, понимаются как общие черты для определенной группы людей, отражающие общие условия их жизни и проявляющиеся в большей или меньшей мере у каждого представителя этой группы.

Известный психиатр и психолог З. Фрейд выделял следующие типы характера на основе психосексуального развития человека.

· Оральный – человек с таким типом характера крайне зависим от других в сохранении самоуважения;

· Анальный – основные черты характера такого человека – это скупость, упрямство, аккуратность;

· Уретральный – данный тип характера отличают честолюбие и склонность к соперничеству;

· Фаллический – люди с таким типом характера ведут себя беспечно, решительно, самоуверенно;

· Генитальный – самый зрелый человек, личность с таким характером обладает способностью сдерживать свою сексуальную энергию.

В других психоаналитических типологиях характера акцент ставится на вариантах взаимоотношениях личности с обществом.

Например, Хорни К. описывает три типа характера.

1. Уступчивый тип (направленность к людям) – признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других.

2. Агрессивный тип (направленность против людей) – предполагает как очевидность жестокость окружающих и предпринимает борьбу.

3. Обособленный тип (направленность от людей) – предполагает, что человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию.

У Фромма Э. суть типа характера человека определяется его ориентациями, посредством которых индивид вступает в отношения с миром. Он пишет, что характер личности – это сочетание нескольких ориентаций, одна из которых доминирует. Э.Фром выделил две ориентации: плодотворная и неплодотворная, внутри каждой из них выделяются свои типы характера.

В отечественной психологии типология характера основывается на его структуре, которую мы уже разобрали. Поэтому все многообразие проявления характера подразделяется на четыре основные группы по следующим основаниям:

1) направленность личности, система его отношений в социуме (отношение человека к другим людям, к себе, к труду и продуктам труда);

2) особенности морально-волевой регуляции;

3) эмоциональные особенности;

4) интеллектуальные особенности.

 

Отношение человека к обществу, к другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность. В зависимости от этого выделяют четыре схемы проявления характера.

1. «Я хороший и все люди хорошие» - ценностно-ориентационная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Качествами его характера являются: альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности, социальная идентифицированность. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» - жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом ВНД.

3. «Я хороший, а все люди плохие» - схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам - таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» - такая позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличии от третьего жизненного сценария, данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

Отношение человека к деятельности и продуктам труда выражается в следующих чертах характера: трудолюбие, инициативность, энергичность, преодоление трудностей в работе, добросовестность, аккуратность, бережливость. К негативным чертам относятся: тунеядство, лодырничество, лень, инертность, косность, консерватизм и др.

На основании выраженности морально-волевых качеств личности выделяют следующие разновидности характера.

· Морально-волевой. Человек, обладающий таким типом характера, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы морали и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Его характерны черты: решительность, целеустремленность, настойчивость, честность, самостоятельность, мужество и смелость, дисциплинированность.

· Аморально - волевой. Человек с таким типом характера не признает социальных норм, и все свои усилия направляет на удовлетворение своих собственных эгоистических целей.

· Морально-абулический (абулия – отсутствие воли). Люди с таким типом характера признают полезность и важность социальных норм, но будучи безвольными часто в силу обстоятельств совершают асоциальные поступки.

· Аморально-абулический. Люди с таким типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.

Эмоциональные черты характера человека – это наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. К ним относятся: глубина чувств, длительность переживаний, чуткость, отзывчивость, сопереживание и.т.д. Негативные: эмоциональная ригидность, возбудимость, черствость и пр.

Интеллектуальные черты характера – это устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, оригинальность, находчивость, рассудительность, вдумчивость, глубина, широта, самостоятельность и др.

Итак, в многообразии черт характера особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения человека – волевая сторона психики, которая выражается в повышенной способности личности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Именно в этом случае проявляется цельность, сила, твердость и уравновешенность характера человека.

Цельность характера – это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков.

Сила характера – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в чрезвычайных и сложных ситуациях.

Твердость характера – сила характера в сочетании с личностной принципиальностью.

Уравновешенность характера – ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

 

ТЕМА 15 (а). «Проявление основных черт характера человека» (2 часа).

Тип урока: практический (закрепление, обобщение и проверка знаний).

 

Цель: проверить успешность усвоения учебного материала по теме.

 

Задачи:

1. Закрепить, обобщить знания студентов по теме «Характер».

2. Развивать умение работать с художественным текстом, выделяя в нем особенности проявления черт характера главного героя.

3. Воспитывать интерес к познанию психологических особенностей человека.

Литература: Психология здоровья в художественной литературе: Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровье: Хрестоматия / Сост. С.С. Тверская. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 1999. – 240 с. – С. 137 – 140.

 

Оборудование: листы с текстом по количеству студентов; чистые листы по количеству студентов, цветные восковые мелки 15 наборов; листы «Концептуальное колесо» для оценки знаний; карточки с алгоритмом составления синквейна и ПОПС-формула по 15 штук.

 

Основные методические приемы: чтение с остановками; дерево предсказаний; концептуальное колесо; синквейн; эссе; ПОПС-формула (технология РКЧП).

 

Структура урока:

Организационный момент:

- Всем добрый день. На прошлом уроке мы с вами рассматривали тему «Характер и его структура». Мы говорили, что характер человека и его базовые черты проявляются в повседневном поведении личности. Сегодня мы попытаемся, проанализировать поведение человека и определить его черты характера.

СТАДИЯ ВЫЗОВА:

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами овладевало чувство страха за собственную жизнь? Если да, то какой он страх?

 

(ответы студентов)

 

-Как вы думаете, почему так происходит? Кто и что вершит судьбами людей?

 

(ответы студентов)

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Чернобыль». Как вы думаете, о чем это произведение?

(ответы студентов)

 

-Двадцать пятого апреля 1986 года на Чернобыльской АС около города Припять произошла крупная авария – взорвался четвертый реактор. Это была страшная катастрофа, люди к ней не были готовы, хотя уже в то время действовала служба Гражданской обороны населения.

Вам предлагается прочитать отрывок из произведения Юрия Щербака «Чернобыль», который называется «Авария на Чернобыльской АС». Повествование идет от лица участника этой аварии Валентина Петровича Белоконя, врача скорой помощи.

Читать отрывок мы будем с остановками – остановки в тексте отмечены жирным шрифтом. Внимательно прочитайте текст до первой остановки.

 

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:

(Студенты читают первый отрывок из предложенного текста. Педагог на доске оформляет «Дерево предсказаний». Затем студентам предлагается провести анализ данного отрывка с использованием вопросов разного типа).

 

-В чем, на ваш взгляд,необычность и трагичность ситуации, в которой оказался Валентин Белоконь?

-Как он отреагировал на встречу с людьми, потерпевшими в аварии на АС?

-Попробуйте описать характерные индивидуальные особенности главного героя.

-Почему вы думаете, что у него преобладают данные черты?

-Как вы думаете, в чем проблема данного отрывка из произведения? Почему вы так думаете?

(Заполняется дерево предсказаний, где указывается автор высказывания, с целью в последующем проверить правильность предположений студентов.)

 

-Прочитайте текст до второй остановки.

 

(Студенты читают второй отрывок текста).

 

-Как бы вы чувствовали себя в подобной ситуации?

Попробуйте передать чувства главного героя через цветовую палитру.

 

(Студенты на чистых листах бумаги зарисовывают цветными мелками чувства главного героя).

 

-Какие цвета у вас доминируют?

-Как вы думаете, случаен ли выбор поведения главного героя?

-Что нового вы узнали о нем?

-Как вы думаете, есть ли у него уверенность в счастливой развязке?

-Какова проблема, читаемого отрывка из произведения «Чернобыль»? Если ваше мнение изменилось то, что повлияло на это изменение?

(заполняется дерево предсказаний)

 

-Антон Павлович Чехов в одном из своих рассказов писал: «Ох, уж это вдруг». Что он хотел сказать этим предложением?

-Дочитайте отрывок до конца.

 

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

(Предлагается выполнение письменной работы на выбор студентов).

 

-Вы прочитали отрывок текста до конца, и я думаю, что у вас сложилось собственное мнение о чертах характера главного героя. Я предлагаю вам в сжатой форме сформулировать свой вывод в виде синквейна, эссе или ПОПС-формуле.

 

(Студентам отводится пять минут на составление собственного словесного продукта творчества. )

 

-Кто желает озвучить свое мнение, пожалуйста, прочитайте в слух, что у вас получилось.

 

(студенты по желанию зачитывают собственные высказывания или синквейны)

-Для того, что бы оценить вашу работу на уроке предлагаю вам заполнить «Концептуальное колесо», где вы покажите вашу собственную систему взглядов на структуру характера главного героя.

Вам необходимо стрелками показать, какие базовые черты характера преобладают у главного героя. Первая группа черт, характеризующая направленность личности по отношению к деятельности, к другим людям и к самому себе. Вторая группа черт характера - волевые, интеллектуальные и эмоциональные. На заполнение концептуального колеса вам отводится 10 минут.

-Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.

 

 

«КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОЛЕСО»

ТЕМА:________________________________________________________________________

ДАТА: ___________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _____________________________________________________________

ГРУППА _________________

 

 

ВЫВОД ПО ПРОЧИТАННОМУ ОТРЫВКУ: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ОЦЕНКА _____________

ТЕМА 16. «Общее понятие о способностях. Сущность и виды способностей» (2 часа).

Тип урока: лекция (сообщение новых знаний).

Цель: познакомить студентов с одной из сторон личности – способностью, раскрыть её сущность.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с сущностью и видами способностей человека как проявлением его индивидуальности; дать научные знания о задатках - физиологической основе, о роли и значении их развития.

2. Развитие умения конспектировать материал и анализировать схемы.

3. Побудить к раскрытию и развитию собственных способностей.

 

Оборудование: наглядные схемы - таблица, статистические и научные данные.

 

Литература к теме: Т.А. Ратанова, И.А. Домашненко. Психология общая: экспериментальная психология. - М., 2004.

Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 2002.

 

 

Структура урока:

I часть: постановка проблемы:

- Что необходимо знать учителю об индивидуальных особенностях личности учащихся своего класса?

Определение цели и задач урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.

 

II часть: лекция - беседа по плану:

 

1. Сущность способностей их физиологическая основа.

2. Виды и уровни развития способностей.

3. Способности и личность.

 

III часть: работа со схемой.

 

 

Д./з.: материал учебного занятия.

 

 

ТЕМА 16. «Общее понятие о способностях. Сущность и виды способностей» (2 часа).

 

Вопросы:

1. Сущность способностей их физиологическая основа.

2. Виды и уровни развития способностей.

3. Способности и личность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.