Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика типов темперамента




В чистом виде темпераменты довольно редко. Однако у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты другого темперамента.

Необходимо учитывать, что не бывает хороших и плохих темпераментов, каждый темперамент имеет положительные стороны, а на основе любого темперамента могут сформироваться отрицательные черты и качества.

Сангвинический темперамент. Человек с повышенной активностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на всё, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Такой человек способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи. Большая подвижность стереотипа отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

Холерический темперамент. Как и сангвиник холерик отличается высокой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник, отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматический темперамент. Обладает пониженной активностью, значительно преобладающей над реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он мало энергичен, но работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности, постоянству личности.

Меланхолический темперамент. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако, в спокойной и привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

При любом типе высшей нервной деятельности, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать и воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности.

 

ТЕМА 14(а). «Определение типа темперамента» (2 часа).

Тип урока: видео – урок (обобщение, систематизация и применение знаний).

 

Цель: способствовать осознанию студентами – будущими учителями, что темперамент является динамической окраской поведения личности.

 

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях проявления типа темперамента в поведении человека.

2. Развивать умение анализировать просмотренный видеофильм.

3. Воспитывать интерес к познанию психической деятельности человека.

 

 

Оборудование: художественный видеофильм «Сирота казанская»; видеоаппаратура; методика «Определение темперамента по речевому поведению» из уч. Н.И. Шевандрин. Психодиагностика и коррекция личности (стр.439-440).

 

Литература к теме: Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Стр. 439-440.

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач урока. Вводная беседа по вопросам:

 

-Можно ли оценить темпераменты как «лучшие» и «худшие»? Почему?

-Что такое динамическая характеристика поведения человека?

 

II часть: просмотр художественного фильма «Сирота казанская» и заполнение в рабочих тетрадях таблицы.

 

Герой Вербальная речь Невербальная речь Типичное поведение Тип темперамента
Настя        
Коля        
1 отец        
2 отец        
3 отец        

III часть: подведение итога урока.

 

ТЕМА 15. «Понятие о характере, его структура» (2 часа).

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний).

 

Цель: способствовать самопознанию студентов, стремление к осознанию собственной психической деятельности.

 

Задачи:

1. Дать научные психологические знания о характере человека, его физиологической основе и структуре.

2. Развивать умение сопоставлять уже известные знания с новыми, обобщая и систематизируя их в понимании человека как личности.

3. Воспитывать познавательный интерес к научно-обоснованным психологическим знаниям о человеке как личности.

 

Литература к теме: Л.Д. Столяренко. Психология. Стр.64-77.

И.В. Дубровина. Психология. Стр.237-245.

В.А. Петровский. Психология. Стр.457-475.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.171-172.

 

 

Структура урока:

I часть: постановка проблемы: - Что необходимо знать учителю о личности учащихся своего класса?

Определение цели и задач урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.

 

II часть: лекция по плану:

 

1. Общее понятие о характере, его структура.

2. Типология характера в зарубежной и отечественной психологии.

 

III часть: подведение итога урока.

 

Д./з.: лекционный материал.

 

 

ТЕМА 15. «Понятие о характере, его структура» (2 часа).

 

Вопросы:

1.Общее понятие о характере, его структура.

2.Типология характера в зарубежной и отечественной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.