КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и свойства внимания
Как и все познавательные процессы, внимание имеет свои виды. В зависимости от характера воздействующего объекта или явления, на которые направлено сознание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание направлено на окружающие нас предметы и явления, а внутреннее внимание направлено на собственные мысли, чувства и переживания. Кроме этого различают природное и социальное внимание. Природное внимание дано человеку от рождения, это своего рода врожденный безусловный рефлекс. Социальное внимание складывается прижизненно в процессе обучения и воспитания, в процессе развития человека как личности. При активности человека в организации внимания, в зависимости от цели и волевого усилия выделяют следующие виды внимания: · Непроизвольное внимание, которое возникает само собой и вызвано действием сильного раздражителя, контрастного или нового, неожиданного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик у человека. Возникновение непроизвольного внимания не требует у человека сознательно поставленной цели и волевого усилия. Физиологическая основа непроизвольного внимания разработана известным русским физиологом И.П.Павловым и представляет собой врожденный безусловный ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов назвал «Что такое?» · Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение сознания человека на определенных объектах или явлениях, которое требует волевых усилий и сознательно поставленной цели. Физиологической основой произвольного внимания является оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга. У бодрствующего человека есть несколько очагов возбуждения в коре головного мозга, но оптимальным является тот, который в настоящий момент работает в более благоприятных условиях. По закону отрицательной индукции он гасит, затормаживает все остальные очаги возбуждения, расположенные около его зоны действия. Очаг оптимального возбуждения очень динамичен, при смене вида деятельности очаг оптимального возбуждения перемещается в другую зону коры головного мозга. Данное явление открыл и описал в своей работе академик Ухтомский и назвал его доминантой. · Послепроизвольное внимание – это саамы продуктивный вид внимания человека. Данный вид внимания появляется в результате увлеченности делом, которое ранее выполнялось с напряжением. При этом виде внимания остается сознательно поставленная цель, но снижается уровень волевого усилия, т.к. появляется интерес. Описал данный вид внимания известный отечественный психолог Н.Ф. Добрынин. В профессиональной педагогической деятельности в зависимости от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся выделяют три вида внимания: 1. Коллективное, когда учитель работает со всем классом и так организовывает учебную деятельность школьников, что у всех учащихся направленность сознания сосредоточена на той информации, которая изучается на конкретном уроке. 2. Групповое внимание возникает при организации групповой деятельности на уроке. 3. Индивидуальное внимание, когда учитель дает конкретное задание каждому ученику.
Итак, подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что человек обладает всеми выше перечисленными видами внимания, а животные имеют только один. Внимания каждого человека развито по-разному и требует в первую очередь от человека работы над собой. На основе внимания формируется и развивается такое свойство личности как внимательность. Развивая, внимание мы, прежде всего, воспитываем ответственное отношение человека к окружающему его миру и людям. К основным свойствам внимания относятся как положительные его характеристики, так и отрицательные. · Объем внимания - это количество объектов, которое может отразить сознание человека в определенный промежуток времени. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-7 объектов, у ребенка 2-3. · Концентрация внимания – это степень сосредоточения сознания на объекте или явлении. Чем уже круг воспринимаемых объектов, те выше концентрация внимания. · Распределение внимания - это умение удерживать в сознании одновременно несколько объектов. Или умение выполнять одновременно несколько действий. В ряде профессий распределение внимания имеет особо важное значение, н-р, водитель, летчик, учитель. Чем лучше человек овладел умениями и навыками, те легче ему выполнять одновременно несколько действий. · Устойчивость внимания – это определенный период времени, при котором человек работает не отвлекаясь. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания и возникают колебания внимания. · Переключение внимания – это преднамеренный перенос направленности сознания с одного объекта на другой. Отрицательными свойствами внимания являются: · Отвлекаемость – это перенос направленности сознания с важного объекта на менее важный объект или явление. Отвлекаемость внимания проявляется у взрослого человека при выполнении однообразной деятельности каждые 15-20 минут, поэтому очень важно, чтобы деятельность носила разнообразный характер. · Рассеянность внимания – это слабость внимания, т.е неспособность человека направить свое сознание на восприятие того или иного объекта или на выполнение какой-либо деятельности. Различают два типа рассеянности: «хлестаковская» и «профессорская». «Хлестаковская» рассеянность очень хорошо описана С.Я. Маршаком в его произведении «Вот какой рассеянный с улицы Бассейинной». «Профессорская» рассеянность хорошо показана в случае с Ньютоном. Ньютон решил сварить яйцо и, взяв часы засек время. Через некоторый промежуток времени он увидел, что яйцо держит в руках, а варит …. Но когда его спросили, как он смог открыть закон всемирного тяготения, он ответил, что все время думал над этим вопросом. Это говорит о том, что рассеянность может проявляться, когда человек очень сосредоточен на решении какой-либо глобальной и значимой для него проблемы. Делая вывод, следует отметить, что свойства, которые характеризуют внимание как познавательный процесс, могут быть по-разному развиты у конкретно взятой индивидуальной личности. Кроме этого, исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что свойства внимания зависят от типа ВНД человека. А каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Ф.И.__________________ Ф.И.__________________
Ф.И.__________________ Ф.И.__________________
Ф.И.__________________ Ф.И.__________________
Ф.И.__________________ Ф.И.__________________
ТЕМА 20. «Общее понятие о памяти. Процессы памяти» (2 часа). Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).
Цель: совершенствовать знания студентов о проявлении психики человека.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с психическим процессом память, его физиологической основой и процессах: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Дать понятие реминисценции. 2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия. 3. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к познанию себя как индивидуальности.
Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.122-139. В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.103-106. В.А.Сонин. Психологический практикум. С.24-41.
Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии; демонстрационные таблицы.
Структура урока: I часть: постановка цели и задач лекционного занятия; фронтальный устный опрос по д./з.
II часть: лекция по плану:
1. Общее понятие о памяти, ее физиологическая основа. 2. Процессы памяти.
III часть: обобщение пройденного материала. Инструктаж к проведению самостоятельной лабораторной работы по диагностике процесса запоминания при помощи теста «Пиктограмма». Д:/з.: Провести диагностику процесса запоминания при помощи теста «Пиктограмма»
ТЕМА 20. «Общее понятие о памяти. Процессы памяти» (2 часа).
Вопросы: 1. Общее понятие о памяти, его физиологическая основа. 2. Процессы памяти.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |