Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти




Память – это взаимосвязь четырёх процессов: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение информации.

I процесс:

Запоминание – это процесс, протекающих в трёх формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала.

Непроизвольное запоминание – для него характерно отсутствие специальной цели, нет волевого усилия, оно как бы совершается само собой. Обычно произвольно запоминаются предметы и явления, выделяющиеся своей яркостью, подвижностью, величиной и т.п. Непроизвольно запоминается информация, связанная с эмоциями и чувствами человека.

Произвольное запоминание – для него необходима цель, напряжение и волевое усилие со стороны человека.

Когда объём запоминания большой, то человек прибегает к заучиванию.

Заучивание – это запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

Заучивание представляет специально организованную деятельность. Заучивание бывает: дословное, близкое к тексту, механическое и смысловое.

Механическое – заучивание материала без осмысления его. Такое заучивание малополезно и эффективно, знания формальные, не глубокие. Усвоенный таким образом материал трудно применить на практике.

Смысловое – это заучивание основано на понимании содержания, смысла, сущности материала.

 

II процесс:

Сохранение – это время хранения информации в сознании человека. Сохранение зависит от глубины понимания и психологической установки личности.

Процесс обратный сохранения – это забывание, т.е. стирание информации из памяти. Забывание наступает сразу после заучивания и особенно эффективно первые 3 дня. В первые 3 дня человек теряет половину заученного. Забывается, прежде всего, материал заученный механически, где не было примеров, схем, рисунков. Прочность сохранения обеспечивается лучше всего вечером, а утром понимается.

Забывание бывает:

· полное - исключается не только воспроизведение, но и узнавание материала;

· частичное - воспроизведение материала частичное и ошибочное;

· длительное - длительное время человек не может воспроизвести материал;

· временное - это когда человек не может воспроизвести материал в данный момент, но в последующем он его воспроизводит.

 

III процесс:

Узнавание – это припоминании информации при повторной встрече с ней, условно выражаясь, происходит как бы налаживание прошлого образа восприятия на воспринимаемый в данный момент.

 

IV процесс:

Воспроизведение – это припоминание информации в её отсутствии. Воспроизведение сложнее узнавания, оно требует большой работы памяти, т.к. воспроизведение происходит без присутствия информации.

Воспроизведение может быть:

Непроизвольным – это непреднамеренное воспроизведение, когда образы всплывают сами по себе, не требует волевого усилия, напряжения и цели.

Произвольное – это сознательный, преднамеренный процесс воспроизведение чего-либо, человек ставит перед собой цель, прикладывает волевое усилие.

Лёгкость, точность, скорость произвольного воспроизведения зависит от ряда факторов: применялся ли смысловой метод заучивания, систематизирован ли был материал, имелись ли положительные эмоции.

Отсроченное на некоторое время (2-3) дня воспроизведение в психологи носит название – реминисценция.

Такое воспроизведение наиболее точное, полное и яркое по сравнению с воспроизведением, которое осуществляется срезу же после заучивания.

В процессе простого воспроизведения мы пытаемся восстановить сам материал, используя при этом внимание, ассоциативные связи, т.е. с чем схоже и т.п.

Когда при реминисценции человек опирается главным образом на осмысленные связи, т.е. сложные ассоциации.

Есть ещё два вида воспроизведения, свойственные только человеку – это:

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее волевых усилий. При припоминании человек пытается восстановить связи между забытым материалом и остальным материалом.

Воспоминание – это представления, отнесенные к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.

Этот вид воспроизведения неразрывно связан со всем процессом формирования личности. Это историческая память, которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминания о своём прошлом (пример с собакой).

Таким образом, память человека тесно связана с его направленностью – это значит, что более значимо для человека, то личность лучше запоминает.

 

 

ТЕМА 21. «Виды памяти. Диагностика видов памяти» (2 часа).

Тип урока: комбинированный (усвоение, обобщение, систематизация и применение знаний).

 

Цель: способствовать самопознанию студентов, стремление к познанию собственной психической деятельности.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами памяти; методиками диагностики памяти; провести диагностику уровня развития образной памяти студентов.

2. Развивать умение применять полученные знания на практике при решении психологических задач.

3. Воспитывать интерес к самопознанию.

Оборудование: психологические задачи по теме «Память»; наглядно - раздаточный материал.

 

 

Литература к теме: Л.Д.Столяренко. Психология. С.197-198; 200-203.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.103-106.

Ф.И.Иващенко. Задачи по общей психологии. С.43-47.

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач урока. Лекция по плану:

 

1. Виды памяти.

2. Индивидуальные особенности памяти человека.

3. Методики диагностики памяти.

 

II часть: практическая – диагностика уровня развития образной памяти у студентов. Решение психологических задач.

 

III часть: подведение итогов учебного занятия.

Д:/з.: Повторить темы: «Внимание» и «Память».

ТЕМА 21. «Виды памяти. Диагностика видов памяти» (2 часа).

 

Вопросы:

1. Виды памяти.

2. Индивидуальные особенности памяти человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.