КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восточное, на котором у России были перспективы значительного расширения своей территории
Центральным пунктом внешней политики России было восточное направление. В 1548 и 1550 гг. русская армия предприняла наступления на Казань, но не добилась успеха. Но в 1552 г., после тщательной подготовки к военному походу, русские войска окружили и взяли Казань. Казанское ханство было присоединено к России. Вслед за Казанью Иван IV двинул войска по Волге и разгромил Астраханское ханство (1556 г.). Перед Россией открывалась безграничная перспектива движения на восток. В сферу русского влияния попала обширная территория от Северного Кавказа до Сибири. В 1557 г. Большая Ногайская Орда признала свою зависимость от Москвы. Присоединение Среднего Поволжья к Российскому государству сказалось и на исторических судьбах башкирского народа. Вскоре после ликвидации Казанского ханства к России присоединилась Западная Башкирия, ранее подчинявшаяся казанским ханам. В 1557 г. российское подданство добровольно приняли также все ногайские башкиры, которым Иван IV выдал специальные грамоты, содержавшие признание нерушимости их прав на земли и обещание экономических льгот. Зауральские башкиры вошли в состав России позднее, после разгрома сибирского хана Кучума. После разгрома Казанского и Астраханского ханств и укрепления обороны на протяжении всего течения Волги постоянная угроза с Востока была ликвидирована. Решение казанской проблемы способствовало активизации русской политики на южных рубежах страны. Для организации активного отпора крымским ханам, чьи постоянные набеги наносили большой ущерб русским землям, особое значение имело строительство в 50-х годах XVI в. по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова и далее на Тулу укрепленной линии, состоявшей из системы городов-крепостей. Между ними устраивались остроги, лесные завалы из срубленных деревьев (засеки). В дальнейшем были построены новые засечные линии южнее и юго-восточнее Тульской. Эта система укреплений облегчала защиту южных границ государства. На юге страны усилился приток населения. Успешное решение казанского вопроса позволили Российскому государству приступить к борьбе за выход к Балтийскому морю. Дворянство стремилось приобрести в Прибалтике новые земли, а купечество рассчитывало получить свободный доступ на европейские рынки. В 1558 г. началась многолетняя и трудная война, получившая название Ливонской, так как основным военным противником России стало одно из прибалтийских государств – Ливонский орден. Война велась в сложных международных условиях, когда за ее ходом внимательно следили или принимали участие в ней крупные европейские державы. К середине XVI в. балтийский вопрос стал занимать заметное место в международных отношениях европейских держав. Наряду с Россией особенную заинтересованность в выходе к Балтийскому морю проявляли Польша и Великое княжество Литовское, в экономике которых торговля со странами Западной Европы имела существенное значение. Фактически против России был направлен военный союз Ливонии с Литвой, заключенный в 1557 г. В борьбе за Прибалтику активное участие принимали Швеция и Дания. В 1558 г. русские войска перешли ливонскую границу в районе Пскова. Вступив на чужую территорию, русская армия оказалась в состоянии войны не только с Ливонией, но и с ее постоянными союзниками – Литвой и Польшей. Русские войска вышли на берег Балтийского моря, успешно развивалось наступление на Ревель и Ригу. Вскоре русская армия вышла на границы с Восточной Пруссией и Литвой. Эти успехи обострили борьбу вокруг балтийской проблемы. Началось открытое вмешательство в Ливонскую войну Швеции и Литвы. В 1559 г. ливонские феодалы заключили с Сигизмундом II Августом договор, согласно которому король польский и великий князь литовский приняли Орден под свой протекторат. Новая обстановка в Прибалтике осложнила положение Российского государства, против которого вместо одного Ордена выступили теперь Литва, Польша, Дания, а вскоре и Швеция. В 1563 г. русская армия взяла Полоцк, но эта победа была высшей точкой успеха России в Ливонской войне, после которой начались спад, серьезные военные неудачи, война приняла затяжной характер. В начале 70-х годов XVI в. внешнеполитическое положение России ухудшилось. После заключения на Люблинском сейме 1569 г. польско-литовской унии (союза) Русскому государству противостояло теперь объединенное польско-литовское государство - Речь Посполитая. В 1579 г. войска нового польского короля Стефана Батория взяли Полоцк. Осенью 1580 г. польские войска захватили Велиж, Великие Луки, Остров и осадили Псков. Одновременно выступили шведы: в 1581 г. они заняли Нарву и вели военные действия в Карелии. В 1582 г. польский король заключил перемирие с русским правительством на 10 лет. По условиям этого перемирия сохранялась старая государственная граница. Для Российского государства это означало потерю Ливонии. В 1583 г. на реке Плюссе было заключено перемирие со шведами, которые удержали за собой русские города Копорье, Ям, Ивангород и все побережье Финского залива, кроме небольшого выхода к Балтийскому морю в районе устья Невы. Ливонская война, длившаяся четверть века (1558–1583) и стоившая огромных жертв, была проиграна и не разрешила исторической задачи выхода России к Балтийскому морю. Более успешной была внешняя политика России на восточных рубежах. После сокрушения Казанского и Астраханского ханств наступила очередь Сибирского ханства. В 1581 г. началось первое вторжение в центр Кучумова ханства, организованное на средства купцов Строгановых дружиной казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Поход Ермака показал возможность присоединения Сибири. Началось постепенное освоение и закрепление главного пути из России в Сибирь силами правительства через постройку крепостей в наиболее важных пунктах – Тюмени, Тобольска. В 1598 г. было нанесено окончательное поражение хану Кучуму. Вхождение сибирских земель в состав России имело важное значение для экономического и политического развития страны, для ее укрепления и расширения, для развития торговых отношений. Местное хозяйство было вовлечено в экономику Русского государства. Под влиянием русского населения народы Сибири восприняли новые занятия и новые хозяйственные навыки. Благодаря русским переселенцам в Сибири получило распространение земледелие, что явилось важным сдвигом в экономической жизни края. Таким образом, на протяжении XVI века Российское государство достигло ряда крупных успехов во внешней политике. Присоединение Казани и Астрахани способствовало развитию торговых и дипломатических связей со странами Средней Азии, Кавказа и Ираном. В состав Российского государства вошли значительные территории Западной Сибири. Россия принимала активное участие в международной жизни. Правительства различных стран устанавливали и укрепляли дипломатические и торговые отношения с Московским государством. Дипломатические связи были установлены с Англией, Нидерландами, Испанией, Венгрией, Молдавией, Грузией, Ираном, Турцией и т.д. Договоры с Россией заключили Дания, Швеция и другие державы. Но проблема обретения выхода к Балтийскому морю и противостояния Крымскому ханству не была решена. Тенденции социально-экономического развития России в XVI в. Активная внешняя политика, напряженная борьба с соседями поглощали колоссальные материальные и людские ресурсы. На постоянные войны отвлекалась наиболее сильная и здоровая часть населения, наиболее динамичная часть общества - дворянство. Эти обстоятельства определяли особый цивилизационный путь развития России. Его особенности проявлялись в более медленных, чем в ряде европейских стран, темпах экономического, культурного развития. Кроме того, по-особому формировалась и социально-политическое устройство государства. Уже в то время ясно выявились социально-экономические и политические отличия русского города от европейского: отсутствие сильного третьего сословия, развитого среднего класса (купечества, ремесленников, горожан), городских вольностей и самоуправления. Это создавало благоприятную почву для расцвета в условиях отсутствия политических противовесов авторитарных черт российской государственности. Россия формировалась как многонациональное государство нескольких народов — прежде всего русского, затем северных финно-угорских (саамы, лопари, карелы, меря, коми, ханты, манси), поволжских (мордва, удмурты). Ведущую роль играла великорусская народность, восходящая к древнерусской народности и преобладавшая в экономическом, политическом и культурном отношениях. В целом население России к середине XVI в. достигало 6,5 млн. человек. Однако по плотности населения (2 человека на 1 кв. км) Россия отличалась от европейских стран, где этот показатель был гораздо выше (10-14 человек на 1 кв. км). Неравномерность заселения территории страны объяснялась объективными условиями: южные земли, подвергавшиеся постоянной угрозе крымского нападения, практически пустовали. Плотность населения повышалась в районах более древнего освоения — в Замосковном крае, Псковской и отчасти Новгородской землях; довольно низка была она в восточных районах, находившихся под угрозой набегов из Казанского ханства. На территории России располагалось около 160 городов (для сравнения: на территории Нидерландов того же времени, в десятки раз уступавшей России, насчитывалось 300 городов). В течение XVI в. шел интенсивный рост территории России. К концу столетия российские владения достигли уже 5,4 млн кв. км (из них на европейскую часть приходилось 3,9 млн кв. км). Во второй половине XVI в. появилось свыше 70 новых городов. Но эта территория и к концу века оставалась слабо и неравномерно заселенной. Ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство, однако значительного размера в XVI в. достигло и ремесло. Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали росту производительности труда в аграрном секторе. Первая половина XVI в. была временем достаточно стабильного экономического развития государства. В основе производственных отношений в русской деревне лежала феодальная собственность на землю. Земельная собственность носила сословный характер, существовали частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные земли. По типу феодального землевладения различались земли вотчинные и поместные. Вотчина передавалась по наследству, поместье же находилось в собственности землевладельца только при условии несения им военной службы государству. Условный характер поместной собственности помогал формированию широкого по своему составу сословия землевладельцев – социальной опоры централизованного государства. Общее число помещиков в первой половине XVI в. быстро увеличивалось. Поместная система гарантировала воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров. Так как главным условием обладания поместьем была военная служба, сыновья продолжали служить государю с целью сохранения земельной собственности. Из владельцев поместий и формировалась армия государства, занятого расширением своей территории и закреплением прежних завоеваний. Доминирующей чертой российской истории, которая надолго определила цивилизационное развитие страны, было закрепощение крестьянства. Наступление крепостного права в России было вызвано сложным комплексом природных и внешнеполитических условий жизни страны. При бедности почв, коротком земледельческом цикле, перманентно неблагоприятных климатических условиях для земледельческого хозяйства, систематических отвлечениях на оборону земель русского крестьянства и постоянных разорениях со стороны степняков, русский пахарь с трудом обеспечивал воспроизводство своей жизни на крайне примитивном, по сравнению с Западом, уровне. Но самое главное: он не мог, как основной налогоплательщик, наряду с ремесленным людом городов, стать достаточной материальной опорой постоянно воюющего государства. У него недоставало сил и возможностей содержать все усиливающуюся государственную машину России, и в первую очередь ее постоянно растущую армию, особенно в период противоборства с соседями в XVI в. за овладение Поволжьем, за выход к Балтике, за сдерживание крымской опасности. Если основной рабочей силой в хозяйствах вотчинников и помещиков в начале XVI в. были холопы, то на протяжении XVI в. к обработке барской пашни все больше привлекались крестьяне, попадавшие в зависимость от феодалов. Усиление зависимости крестьян от феодала, на земле которого они сидели, ограничение их прав началось с конца XV в. Судебник Ивана III (1497) ограничил право перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году и уплатой денежного сбора в пользу землевладельца. Прикрепление крестьян к земле обеспечивало власть и доходы класса земельных собственников. Одновременно это было и заботой государства о своей социальной опоре – помещиках. В этих условиях черты восточного деспотизма, а также наиболее жесткие модели западного абсолютизма по мере развития русской истории все более укоренялись в России. И это не было прямым заимствованием с Востока или с Запада. Это стало цивилизационным ответом российской действительности, формированием особой российской политической системы, развивающейся на огромных евразийских пространствах в окружении порой совсем иных цивилизационных тенденций. Эволюция российской политической системы в XVI в. Развитие государственно-политического строя в XVI в. шло по пути неуклонного возрастания роли аппарата государственного управления. Начальной формой политической (государственной) централизации в России, сложившейся в середине XVI в., по мнению многих историков, была сословно-представительная монархия.Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV в., продолжали существовать и развиваться. Однако реалии XVI в. требовали усовершенствования прежней системы государственного управления. Высшим законосовещательным органом и высшим органом управления страной оставалась Боярская дума. Обычно основные вопросы обсуждались Думой вместе с монархом («приговор царя с бояры»» или «царь указал, и бояре приговорили»). Однако система административного управления, которая должна была обеспечивать выполнение принятых законодательной властью указов, оставалась слабой. Высший административный орган - Дворец (вместе с Казной) - уже с трудом справлялся с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. По мере развития государства управление отдельными отраслями его жизни усложнялось, и это требовало создания соответствующих специальных органов. Поэтому насущной задачей централизации власти было создание разветвленной системы органов отраслевого государственного управления. Очень уязвимой была в начале XVI в. и система назначения на должность – местничество. С учетом родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести») происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. При этом опыт, квалификация и способности должностного лица учитывались очень слабо. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления и требовало реорганизации. Еще одним слабым звеном в системе управления государством было местное управление. Система кормлений, в соответствии с которой местная администрация - наместники и волостели - получали «корм» (то есть натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавление крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов. Несовершенной была и система формирования вооруженных сил государства. Основу войска составляла дворянская конница. Бояре и дети боярские (дворяне) были обязаны приводить с собою хорошо вооруженных конных воинов из числа своих военных холопов, которые и составляли массу дворянского войска. Вооружение войска состояло из мечей, сабель, луков, стрел, копий. Войску была придана артиллерия (наряд), роль которой постепенно увеличивалась. В зависимости от важности похода войско делилось на три - пять полков. Во главе их находились военачальники из феодальной знати. Система местничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод соответственно их знатности и предшествующей службе, препятствовала выдвижению талантливых полководцев на важнейшие командные должности, зачастую сводила на нет ратные подвиги войска. Большая часть полков создавалась на время походов, а после их окончания распускалась по домам, и границы страны оставались незащищенными. Трудно мобилизуемое, малоподвижное, плохо приспособленное к решению задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности государства. Однако процесс создания регулярного войска происходил медленно. В первой половине XVI в. появляются сначала в городах в качестве гарнизонов так называемые пищальники, вооруженные огнестрельным оружием — пищалями. Пищальники, набиравшиеся из среды городского населения, были ядром регулярного войска, но их количество было невелико. Потребности обороны страны требовали реорганизации войска. Таким образом, в XVI в. перед государством стояла задача укрепления и усовершенствования системы управления и вооруженных сил. В годы правления Василия III (1505 – 1533) завершение территориального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сопровождалось первыми попытками усовершенствования государственно-политической системы. В составе Дворца стали выделяться, например, избы – прообразы органов отраслевого государственного управления. В системе местного управления некоторые уголовные дела передавались в ведение выборных лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы XVI в. развитие системы государственного управления делало первые шаги. После смерти Василия III его малолетний сын Иван IV (родился в 1530 г.) был официально провозглашен великим князем. Малолетство наследника престола породило борьбу высшего боярства за власть. При жизни матери Ивана IV, Елены Глинской, политическая борьба в среде московского боярства еще сдерживалась. Но ее смерть в 1538 г. открыла полосу ожесточенной борьбы боярства за представительство в Боярской думе, за прямое влияние на мальчика-государя. Особенно ожесточенно борьба велась между боярскими группировками Шуйских и Бельских. В их программах не было большой разницы. Все группировки в годы боярского правления пытались продолжать централизаторские мероприятия, начатые при Василии III и Елене Глинской. Но беспринципная борьба бояр за власть дезорганизовывала правительственную деятельность. Необходимую стабильную обстановку для проведения масштабных реформ создало венчание Ивана IV на царство (1547). Иван IV был провозглашен первым русским царем не случайно. Царский титул подрывал возможные попытки притязания удельных князей на соправительство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил. Молодой царь был сторонником дальнейшего укрепления самодержавной власти, его идеалом была неограниченная монархия. Он считал, что только сильная единоличная власть может сплотить общество и спасти его от раздоров. Особенно резко он критиковал польского короля, который избирался дворянством - шляхтой, а шведского короля за его слабые права он называл старостой в волости. Около 1549 г. вокруг царя сформировался круг приближенных к нему деятелей - сложился правительственный кружок, который вошел в историю под названием Избранной рады. В ее состав вошли Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, глава церкви митрополит Макарий. Избранная рада стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. Деятелями Избранной рады была проведена серия серьезных реформ, направленных на централизацию государства. В 1549 г. царем был созван первый Земский собор, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Он стал сословно-представительным учреждением, предназначенным для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. И хотя Земские соборы в XVI в. собирались нерегулярно, характер представительства в них не был четко определен, и они не были постоянным органом власти, само появление таких учреждений было показателем степени объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и участия церкви в системе государственного управления. Земские соборы стали (наряду с Боярской думой) институтами сословно-представительной монархии. На Земском соборе 1549 г. Иван IV заявил о необходимости проведения внутренних реформ, целью которых была дальнейшая централизация государства. 1550-е годы стали временем активного проведения этих преобразований, вошедших в историю как реформы Избранной рады. Эти реформы охватили многие сферы государственной жизни. Прежде всего, была реорганизована система государственного управления. Центральной реформой стало изменение принципа местного управления. В 1555 – 1556 гг. кормления были отменены, вместо них создавались принципиально новые органы местной власти. Земские (т.е. местные) органы власти стали выборными, а не назначаемыми из центра. Во главе их стояли выборные головы или старосты из местных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей и судей. Аппарат местного управителя состоял из дьяка (подьячего), заведовавшего канцелярией, и целовальников из местных крестьян. Термин «целовальник» произошел от обычая целовать крест во время принесения присяги. В городах выбирали земских старост, обычно из зажиточной верхушки, а в помощь им – земского дьяка и целовальников. Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших из центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же отвечали за исправное отбывание государевых повинностей (строительство городов, оборонительных сооружений, дорог и т.п.). В сфере суда земские органы обладали меньшими полномочиями. Органы власти на местах стали более подконтрольны центру, чем кормленщики. Доходы, ранее получаемые кормленщиками, начали поступать в казну. Местная администрация стала получать из Москвы жалование. Отмена кормлений, передача административного управления на местах в руки выборных старост создавали новую ситуацию. В отличие от пришлых в уезде людей — наместников и волостелей, выборная администрация была кровно заинтересована в установлении в своих уездах жесткого порядка. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения. В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская реформа — центральные, структурообразующие элементы. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем, центральных и местных органов власти. С отменой кормлений возникла потребность в централизации сбора налогов. Эти же реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их по принципу денежного обеспечения — «государево жалованье». Земская реформа способствовала объединению провинциального дворянства в уездные корпорации — служилые города, которые стали важным институтом сословного устройства основной массы помещиков. Еще одним важным направлением реформ системы государственного управления стала перестройка центральных учреждений. Была сформирована приказная система управления с постоянным штатом служащих и определенным бюджетом. Отраслевые органы управления — приказы (первоначально они назывались «избами») ведали определенными вопросами государственной жизни. Так, внешней политикой занимался По- сольский приказ; Челобитный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним; Поместный приказ ведал землевладением феодалов; Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей». Сбор дворянского ополчения, назначение воевод были в компетенции Разрядного приказа, ведавшего обороной государства. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов (Казна, приказ Большого прихода). Число приказов достигло к концу XVI в. двадцати. С присоединением новых территорий создавались новые территориальные приказы (Казанский, Сибирский). Таким образом, была сформирована новая, более эффективная система органов власти и управления.
Рис.2. Органы власти и управления в России в середине XVI в.
Еще одним направлением преобразований Избранной рады стало проведение военной реформы. Основу вооруженных сил России, как и раньше, составляло поместное ополчение, включавшее всех годных к службе дворян со своими военными слугами. Но в эту систему были внесены четкие нормативы. В ходе проведения военной реформы было принято Уложение о службе (1556), которое определило порядок несения военной службы вотчинниками и помещиками, а также численность их военных слуг в зависимости от размеров земельных владений. Теперь с каждых 150 десятин возделываемой земли феодал должен был выставить одного полностью экипированного конного воина. В1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч, они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование. Уже во второй половине XVI в. к русскому войску относились казаки. Казачье войско сложилось на Дону как особая военная вольница, практически независимая от московского правительства. Активная внешняя политика России неуклонно приводила к сближению власти с казачеством, которое постепенно стало использоваться как регулярное войско для несения пограничной службы в новых южных городах. Казаки обосновались здесь станицами. В ходе реформ Избранной рады было ограничено местничество. Указом 1550 г. было признано, что молодых аристократов, которые начинали службу в 15-18 лет, несмотря на их происхождение и высокое служебное положение предков, нельзя назначать воеводами. Они должны были пройти стажировку в войске. Еще одним важным направлением деятельности Избранной рады стала реформа суда. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было увеличено. Усилилась власть феодала над крестьянами: на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; феодала именовали «государем» крестьянина: тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа; это был шаг на пути к крепостничеству. Более жестокими стали наказания для «лихих людей», обвиняемых в «разбоях». Впервые в Судебнике были введены наказания для бояр и дьяков-взяточников, ограничены права наместников и волостелей. Реформы 1550-х годов не оставили в стороне и церковь, была проведена церковная реформа. В 1551 г. состоялся церковный собор, который утвердил Стоглав – сборник предписаний о церковной обрядности (они была унифицированы), внутренней жизни церковного сословия, его взаимоотношениях с обществом и государством. Преобразования Избранной рады имели комплексный, программный характер. И хотя реформаторы действовали без четко разработанного плана, серьезным изменениям подверглись все основные сферы жизни государства. Преобразования 50-х годов XVI в. отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями. Деятельность Избранной рады, которая более 10 лет разрабатывала реформы и проводила их в жизнь, привела к усилению государства, к крупным внешнеполитическим успехам. Однако после 1560 г. царь отстранил советников от власти, и деятельность Избранной рады окончилась. Причинами падения Избранной рады стало как желание царя обладать полновластием, так и разногласия с советниками. С 1565 г. на смену периоду реформ Избранной рады пришла политика чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV – политика опричнины. Опричниной Иван IV называл выделенный им для себя в государстве удел, имевший особое войско и аппарат управления. В свой удел (опричнину) царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре страны, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Остальной частью страны – земщиной – управляла Боярская дума. Царем было создано особое опричное войско численностью 1000 человек. У опричников было две главных обязанности: охрана царя и истребление изменников. Борьба с предполагаемой изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только отдельные боярские или дворянские семьи, но и целые города. Массовые казни прошли в Новгороде (по минимальным подсчетам, жертв было около 3 тыс. чел.). Поводом к этому были подозрения царя об изменнических связях новгородцев с польским королем. Опричный террор принимал ужасающий размах, менялись главари опричного войска, но расправы с «изменниками» не прекращались. Жертвами репрессий становились и именитые бояре с многочисленными близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем не именитые люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась 7 лет – до 1572 г. Ее отмена была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь. После 1572 г. территория опричного удела, увеличившаяся в несколько раз, слилась с земщиной. Старая опричная гвардия была распущена. Ряд историков видят в опричнине сверхжесткий путь к централизации. По их мнению, отказ Ивана Грозного от реформ был продиктован желанием ускорить темпы централизации. Другая концепция связывает причины опричнины с желанием царя обладать всей полнотой государственной власти. Пока царь был слишком молод, он терпел рядом с собой умных и властных советников (Избранную раду), а когда приобрел необходимый политический опыт, то отстранил их и стал править один. Ряд историков видят в опричнине способ борьбы с объективными противниками централизации (новгородским сепаратизмом, церковью и др.). Итоги и последствия опричнины, их влияние на дальнейший ход событий были тяжелыми: 1) прежде всего, опричнина привела к тяжелому экономическому кризису. Запустели деревни, в новгородских землях до 90% пахотной земли не обрабатывалось. Для государства, основу экономики которого составлял аграрный сектор, это был страшный удар; 2) следствием опричнины стало падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение помещиков, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. Ливонская война была проиграна; 3) массовые репрессии во время опричнины имели серьезные демографические последствия. Примерные подсчеты Р.Г. Скрынникова определяют количество погибших в 10 – 15 тыс. человек. Для России с ее традиционно низкой плотностью населения эти потери были огромны. Сеть населенных пунктов резко сократилась, трудовое население уменьшилось; 4) еще одним результатом опричнины стало резкое усиление неограниченной власти царя. Проблема соотношения власти (государства) и общества была решена в пользу первой. Роль Боярской думы упала. И хотя Дума сохранялась как дань традиции, она стала более подвластной царю. Тяжелое положение страны после отмены опричнины не улучшилось. Налоговый нажим государства на резко сократившийся контингент податного сословия не ослабел. Ответом крестьян стали побеги, уход на земли, не облагаемые налогом. В такой ситуации правительство в 1581 г. ввело режим «заповедных лет», когда было отменено право крестьянского перехода. Это было реальным шагом к становлению крепостничества. В 1595 г. для борьбы с побегами были введены урочные лета – установленный срок розыска беглых. Сначала этот срок устанавливался 5-летним, затем 10 – и 15-летним. Иван Грозный умер в 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор Иванович, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором человек. Больной и морально сломленный монарх отстранился от государственного управления. Как всегда в подобных случаях, между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. На первое место выдвинулся царский шурин Борис Федорович Годунов - умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. Преодолев сопротивление старой знати, Б.Ф. Годунов стал еще при жизни царя Федора фактическим правителем государства. В царствование Федора Ивановича последняя жена Ивана Грозного Мария со своим малолетним сыном Дмитрием (род. в 1582 г.) была удалена из Москвы в Углич. В 1591 г. царевич Дмитрий погиб. В 1598 г. царь Федор Иванович умер бездетным, и с ним прекратилась династия потомков Ивана Калиты. Эволюция российской политической системы в XVI в., отразила западные и восточные цивилизационные тенденции, воздействовавшие на страну. Реформы государственного управления, предпринятые Избранной радой, стали первой попыткой привлечь к управлению, хотя бы на местном уровне, людей "земли" в противовес давлению и произволу кормленщиков. Появилась политическая альтернатива, связанная с расширением участия общества в государственных делах. Эта мера, однако, вполне соответствовала и стремлениям Ивана IV к самодержавию: на уровне местного самоуправления "выборных людей" такой цивилизационный сдвиг был для царя вполне допустим, зато какие бы то ни было притязания на самовластие монарха уже со второй половины 1550-х годов стали жестко пресекаться. Конечно, здесь сказывался необузданный, жестокий характер самого Ивана Грозного. Однако подобные же самодержавные тенденции просматривались уже во времена правления создателя Русского централизованного государства Ивана III и его преемника, Василия III. Значит, дело было не в личностях, а в системе. Личности лишь подчеркивали ее сущность. Через опричнину Иван Грозный утвердил свое деспотическое правление, и тем самым утвердил восточную цивилизационную тенденцию в развитии государства. Россия в XVI в. – это традиционное, аграрное общество со всеми характерными для него чертами – всевластием правителя, бесправием подданных, отсутствием институтов народного представительства, слабостью гарантий частной собственности, отсутствием независимых городов и местного самоуправления. В то же время ближайшие к России европейские страны – Литва, Польша, Швеция - служили потенциальным источником технологических заимствований в области вооружений, военной организации, производственных технологий. Российская политическая элита хотела заимствовать не европейские институты, на которых базировались достижения Западной Европы, а ее военные и производственные технологии. Однако стремление российской власти привлечь в страну технических специалистов (инженеров, мастеров горного дела, врачей, архитекторов) с настороженностью воспринималось европейскими государствами. Так¸ Ганзейская лига (торгово-политический союз немецких городов) потребовала от властей Любека запрета на отправку технических специалистов в Москву. В основе этого решения было опасение, что распространение технических знаний в России усилит ее в экономическом и военном отношении. Польское правительство также направило в 1553 году специальных посланников к императору и папе римскому, с тем, чтобы предотвратить возможность использования Москвой западных инноваций. В этих условиях Россией в качестве образца модернизации была выбрана Османская империя, одна из самых могущественных держав того времени. Основным результатом модернизации по турецкому образцу было создание мощной армии: многочисленной конницы из дворян (аналога турецкой сипахи), корпуса стрельцов (аналога турецких янычар) и пушечного наряда, не уступавшего турецкому артиллерийскому корпусу. Это явилось основой быстрого расширения пределов Российского государства. Внутренние порядки в России в XVI в. напоминали порядки Османской империи. Некоторые историки утверждают, что Иван IV подражал султану Мехмеду II. Турецкий султан после завоевания Константинополя воспользовался своей славой, чтобы разгромить знать и конфисковать ее владения. То же сделал и Иван Грозный. Конфискация владений знати была необходима для увеличения численности конницы – как в Турции, так и в России конфискованные земли были сразу же розданы в тимары, поместья. Для того, чтобы подавить сопротивление знати, Иван Грозный учредил опричнину. Московские летописи переводят слово «опричнина» как «особый двор». Опричник Штаден в своих записках утверждал, что царь учредил опричнину по совету своей жены Марии, дочери черкасского хана Темрюка, и ее брата Михаила Черкасского, ставшего одним из известных опричников. Черкассы хорошо знали, что такое «двор» – двор османских султанов. Это было государство в государстве со своими землями, казной и армией, составленной из особых янычарских частей. Именно такой двор и создал Иван Грозный. Были и другие последствия модернизации по турецкому образцу. В 1580-х годах в разных районах страны стали вводиться «заповедные годы» – временный запрет на крестьянский выход. В Турции было так же: сначала запрет выхода в отдельных провинциях, потом – по всей стране, сначала – на время, впоследствии – навсегда. Это было административное прикрепление крестьян к месту жительства, чтобы они не могли уйти от своего тягла. В XVI в. порядки России напоминали порядки Османской империи. Таким образом, воздействие турецкого культурного круга на Россию было довольно ощутимым. Вместе с тем, воздействие и турецкого культурного круга, и диффузии со стороны других цивилизаций не поглотили социокультурную специфику России. Необходимость обеспечить контроль над гигантской территорией из единого центра и защитить ее безмерно протяженные уязвимые границы от вторжений враждебных соседей способствовали становлению авторитарной власти, не ограниченной ни законом сверху, ни свободным гражданским обществом снизу. Если на Западе это общество складывалось из относительно автономных групп, уравновешивавших друг друга, то в России оно строилось по вертикально-иерархической модели, цементированной узами патернализма. Россия в XVII в. Смута начала в XVII в. К началу XVII в. внутреннее и внешнее положение России не было стабильным, что проявилось в бурных событиях Смутного времени. Смута – это мощный кризис, охвативший экономическую, социально-политическую сферу, мораль. Это период фактического безвластия, хаоса, общественных потрясений. Предпосылки Смуты зародились еще в период правления Ивана Грозного, ими стали: 1) Последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны 2) Обострение социальной ситуации вследствие государственного закрепощения крестьян 3) Кризис правящей династии (пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома) 4) Борьба за верховную власть среди знатных боярских фамилий 5) Претензии Польши на русские земли. В развитии Смуты выделяют три этапа: 1) династический - основным содержанием которого стала борьба за престол; 2) социальный – основным содержанием которого стала междоусобная борьба различных слоев русского общества и вмешательство в эту борьбу интервентов; 3) национальный – во время которого развернулась борьба народа с иноземным господством, завершившаяся созданием национального правительства во главе с М.Ф. Романовым. В начале 1598 г. Земский собор избрал царем Б.Ф.Годунова (1598 – 1605). Он был первым в истории России выборным царем.В начале XVII в. на Россию обрушились стихийные бедствия, а затем началась гражданская война. Толчком, который вывел страну из состояния хрупкого равновесия, оказался страшный голод, разразившийся в стране в 1601 - 1603 гг. В годы голода Б.Ф. Годунов дважды (в 1601 и 1602 гг.) издавал указы о временном возобновлении выхода крестьян в Юрьев день. Таким путем он хотел ослабить недовольство народа. Хотя действие указов не распространялось на крестьян с боярских и церковных земель, они вызвали мощное сопротивление со стороны феодальной верхушки. Указ Годунова вызвал негодование провинциальных помещиков, которые силой удерживали своих крестьян. Считаясь с этим, Б.Ф. Годунов в 1603 г. отказался возобновить Юрьев день. Результатом этой меры стал рост недовольства крестьян. Нараставшая дестабилизация страны обострила наметившиеся еще ранее противоречия между столичной боярской элитой, стремившейся к усилению своего влияния, и уездным дворянством, заинтересованным в сохранении своих привилегий, которыми они пользовались при жизни Ивана IV. Политика Годунова укрепляла сильную самодержавную власть. При его поддержке московская аристократия прочно оградила себя от выходцев из уездного дворянства. Центр оказался оторванным от провинции. Усилилась корпоративность и сплоченность дворянства на местах. Сложная ситуация в стране и всеобщее недовольство политикой Бориса Годунова способствовали появлению самозванцев. В 1603 г. в Литве появился человек, назвавшийся именем погибшего царевича Дмитрия. Лжедмитрий I заручился мощной поддержкой польской шляхты (дворянства), которая стремилась захватить Смоленск и Черниговские земли. Авантюра Лжедмитрия I была использована в интересах польского короля Сигизмунда III, которому была выгодна смута в России. Польская интервенция разворачивалась под предлогом восстановления на российском престоле законного царя – Дмитрия. Самозванец получил войско для борьбы против Бориса Годунова, и осенью 1604 г. оно вторглось в пределы России. Жители встречали авантюриста хлебом-солью, под его знаменем против Годунова поднялась почти вся Южная Россия. Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. В это время внезапно умер царь Борис Годунов. В июне 1605 года Лжедмитрий I въехал в столицу. Боярская дума увенчала мнимого сына Ивана Грозного царской короной. Новый царь – Дмитрий I - повел себя как энергичный правитель. Но он не соблюдал старые русские обычаи и традиции; поляки, приехавшие с ним, вели себя высокомерно и заносчиво, обижая московское боярство.В течение года самозванец опустошил казну, о восстановлении Юрьева дня (права на переход крестьян от одного землевладельца к другому) он не помышлял. После того, как Дмитрий обвенчался со своей невестой-католичкой Мариной Мнишек, приехавшей из Польши, и короновал ее как царицу, бояре во главе с Василием Шуйским подняли против него народ. Лжедмитрий I был убит. На троне оказался Василий Шуйский (1606–1610), представитель знатного боярского рода. Вступая на престол, он письменно зафиксировал свои обязательства перед боярской аристократией: править по закону, сохранить все боярские привилегии, обещал не слушать ложных доносов, не подвергать опале бояр и своих приближенных, руководствуясь при этом собственным желанием. Это был первый опыт создания государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти. Однако воцарение В.И. Шуйского не принесло успокоения стране. Набирал силу социальный этап Смуты. Весной 1606 г. произошел мятеж, известный под названием восстания И.И. Болотникова.Эти события явились проявлением масштабной гражданской войны. Повстанцы дошли до Москвы, где весной 1607 г. были разбиты. Это событие еще больше усложнило ситуацию: упал авторитет власти, углубился раскол общества, появился еще один самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг нового авантюриста, выдававшего себя за спасшегося царя Дмитрия, объединились поляки, литовцы, стрельцы, крестьяне, холопы. Весной 1608 г. Лжедмитрий II двинулся на Москву, но, не дойдя до столицы, остановился в подмосковном Тушине. Часть земель подчинилась теперь «тушинскому вору», страна раскололась на две части. Под властью нового Лжедмитрия оказались Псков и Вологда, Ярославль и Астрахань. Вскоре в Тушине появился свой патриарх, которым стал захваченный в плен Филарет Романов, своя Боярская дума. Лжедмитрий II осаждал Москву почти два года. Наличие двух царей полностью парализовало государственную власть и сделало Россию легкой добычей для соседей. В этих условиях царь Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, которая в это время находилась в состоянии войны с Польшей. Тушинский лагерь стал распадаться, самозванец бежал в Калугу и в начале 1610 г. был убит. Летом 1610 г. польские правительственные войска перешли российскую границу и двинулись на Москву. Русская армия потерпела поражение. Шведы покинули армию В.И. Шуйского и стали грабить русские города. Устранив от власти царя, в июле 1610 г. московская аристократия создала собственное правительство – «семибоярщину» – и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. Польские войска заняли Москву. Рост польско-шведской интервенции на русской территории привел к началу третьего – национального – этапа Смуты. В это крайне тяжелое для страны время ее патриотические силы сумели объединиться и дать отпор притязаниям захватчиков. Первое народное ополчение под предводительством дворянина П. Ляпунова, созданное весной 1611 г., оказалось слишком разнородным по составу и в результате противоречий распалось. С конца 1611 г. центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Нижегородский староста К.И. Минин возглавил организацию Второго земского ополчения и обеспечил сбор средств для него. Военным предводителем ополчения стал князь Д.М. Пожарский. В октябре 1612 г. ополчение освободило Москву и изгнало поляков. Власть семибоярщины пала. Для окончания кровавой гражданской войны было необходимо избрать государя, которого приняли бы враждующие стороны и признал народ. Выборы нового царя состоялись на Земском соборе, и в результате острой полемики в феврале 1613 г. царем был избран Михаил Федорович Романов. Кандидатами на русский престол были: князья Д.М. Пожарский, Д.Т. Трубецкой, польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп, сын Марины Мнишек Иван и др. Однако Земский собор остановил свой выбор на выходце из знатного боярского рода Романовых - Михаиле Романове, считая, что он сможет выполнить роль главы правительства национального согласия. Избрание Михаила Романова положило конец длительной борьбе за власть российской родовой и сословной аристократии. Михаилу Романову было 16 лет. Он стал первым царем из новой правящей династии Романовых, правившей Россией до 1917 г. Фактическим правителем страны стал отец Михаила Романова – митрополит Филарет.После возвращения из польского плена он был возведен в сан московского патриарха с титулом великого государя и возглавил управление государством. Для окончательной ликвидации Смуты было необходимо урегулировать отношения с Швецией и Польшей. Захват Швецией российских земель, начавшийся в 1611 г., продолжался вплоть до 1615 г. Однако попытки шведского короля захватить Кольский полуостров, южное Беломорье и осадить Псков оказались безуспешными. Поэтому в 1617 г. был заключен Столбовский мир, по условиям которого Швеция возвращала России земли Новгорода, но оставляла за собой Ижорскую землю, город Карелу с уездом и полностью контролировала русскую торговлю на Балтике. Со стороны Речи Посполитой в 1616–1617 гг. последовала еще серия военных действий, но после неудачного штурма Москвы в 1618 г. в деревне Деулино было подписано перемирие. Его условия были тяжелы для России: она теряла Смоленск с уездом, Чернигов, Новгород-Северский и другие города. На некоторых участках границы вернулись на рубежи 90-х годов XV в. Последствия Смуты для России были тяжелейшими. В экономическом развитии произошел долговременный мощный откат назад и деревни и города. Многие уезды опустели, земли не возделывались. Минимально необходимые средства для пополнения казны собирались путем усиления налогового гнета. Ряд сборов стал вноситься в натуральном виде. Кроме того, с окончанием Смуты социальная рознь в стране не исчезла, ситуация оставалась напряженной. До 1619 г. страну сотрясали многочисленные выступления крестьянства против введения дополнительных налогов, антиправительственные восстания казачества. После Смуты место России в системе европейских политических и экономических связей стало иным, силы и военный потенциал страны ослабели. Южная граница была фактически распахнута. Усилилось обособление страны от европейских государств. Преодоление последствий Смуты продолжалось вплоть до конца столетия. Цивилизационные последствия Смуты были весьма ощутимы. Территориально Россия стала более восточной страной, потеряв значительные территории на западе. Запад воспринимался как враждебная российскому государству сила, надолго утвердилось жесткое предубеждение против Запада, что усиливало культурное обособление страны. После польской оккупации Москвы стало невозможным добровольное обращение к Западу (как и появление неправославного монарха на русском престоле). Противостояние России Западу стало выражаться в усилиях правительства и общества по сохранению своей цивилизационной самобытности, в основе которой лежало православие и самодержавная монархия как особая форма российской государственности. Тенденции политического и социально-экономического развития России в середине и второй половине ХVII в. Главной задачей правительств Михаила Романова (1613 – 1645) и его наследника Алексея (1645 – 1676) во внутренней политике являлось укрепление государства и преодоление последствий Смуты. Решение этих задач требовало приведения в порядок административного устройства страны как в центре, так и на местах. Мощная внешняя опасность создавала предпосылки для еще большего усиления центральной власти, т.е. власти государя. Отныне в его руках сосредоточилась законодательная, исполнительная и судебная власть. Царь правил с помощью Боярской думы, которая формально считалась важнейшим законодательным и судебным органом в стране. Но с укреплением самодержавной царской власти Боярская дума теряла свое значение. В рассматриваемый период времени она превратилась в постоянно действующий орган управления, который ведал очень широким кругом судебных и административных вопросов, но обладал лишь совещательными функциями. На первых порах положение новой династии было достаточно шатким. Романовы не могли управлять государством и собирать налоги без помощи Земских соборов. Первые десять лет после Смуты в Москве постоянно действовал Земский собор (один его состав менялся другим). Общественное участие в делах государства позволяло царской власти решать сложные вопросы сбора налогов, укрепления армии, организации внешней торговли. При этом взаимные правовые отношения в тот момент никак не определялись, земские соборы действовали на основе сложившихся традиций и обычаев. По мере стабилизации ситуации в стране царь все реже созывал земские соборы, после 1653 г. в полном составе они уже не собирались. Во второй половине ХVII в. стала набирать силу тенденция перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Для нее характерно сосредоточение полноты власти в руках монарха, усиление светской власти над церковной, централизация и унификация территориального и административного деления страны, повышение роли бюрократического аппарата, ослабление полномочий сословных органов управления, создание основ регулярной армии и др. Из остатков старого боярства в союзе с боярством «новым» (т.е. получившим боярский титул от царя) сложилась новая аристократия придворно-бюрократического характера. Опираясь именно на нее, царская власть укреплялась. Функции управления сосредоточились в руках приказов. Их число достигло 40. Часть приказов имела общегосударственное значение (Посольский, Разрядный, Поместный и т.д.), но большинство из них носило региональный характер, их задачей было управление отдельными территориями и провинциями (Сибирский приказ, Казанский и др.). Численность служащих в приказах неуклонно возрастала, и в конечном итоге они составили широкую бюрократическую систему управления. Огромная территория России в XVII в. была разделена на уезды, число которых достигало 150. Вся гражданская и военная власть в них была сосредоточена в руках воевод, назначаемых правительством из бояр и подчиненных приказам. Таким образом, в течение XVII в. происходит эволюция государственного строя в сторону усиления самодержавно-бюрократических начал. В середине 50-х годов XVII в. Алексей Михайлович Романов принял титул «Царь, Государь, Великий князь и Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержец». Кроме этого, царь Алексей Михайлович пытался решать многие проблемы, минуя приказную систему. Он учредил Приказ тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. Со стремлением сконцентрировать в своих руках основные рычаги управления была связана новая социальная роль царя Алексея Михайловича, обусловленная началом перехода к абсолютной монархии. По мере упорядочения и видоизменения аппарата государственного управления правительство могло преодолевать тяжелые последствия Смуты. От решения этой проблемы зависела обороноспособность государства и возможность отстаивать национальные интересы во внешней политике. Благосостояние страны строилось на системе выполнения всеми сословиями государственных повинностей. Служилое сословие (т.е. дворянство), составлявшее основу армии, было в центре внимания правительства. Чтобы дворяне могли нести службу, их надо было обеспечить землями и крестьянами. Поскольку после Смуты в земельных владениях дворян была неразбериха, правительство через Поместный приказ навело порядок в системе помещичьего землевладения. Дворяне, утратившие свои поместья, были заново наделены землей. Чтобы пресечь уклонение от службы, правительство запретило запись дворян в холопы и постановило, что помещик должен служить, если в его хозяйстве имеется не менее 15 крестьян (сами же дворяне считали, что служить можно лишь имея не менее 50 крестьян). Причины своих трудностей дворянство видело в сохранявшихся у крестьян возможностях перехода от одного владельца к другому, что усиливало нестабильность экономического положения дворян. Это послужило одной из причин того, что в 1649 г. был принят новый кодекс законов – Соборное уложение, по которому крестьяне были окончательно закрепощены. Прикрепление крестьян к земле сопровождалось жесткой борьбой с побегами: под угрозой штрафа правительство запрещало укрывать беглых, хотя их охотно принимали монастыри и богатые землевладельцы. Главной повинностью посадского населения была денежная, она направлялась на покрытие военных издержек государства. Для контроля над горожанами правительство Соборным уложением 1649 г. закрепило их за своими посадами. Ввиду тяжелого экономического положения были отменены некоторые льготы духовенства. Духовным учреждениям было запрещено приобретать новые вотчины, так как церковные земли выпадали из «служилого оборота» и значительная часть тягот ложилась на остальные земельные владения. Для повышения благосостояния российских торговых слоев были ликвидированы некоторые льготы иностранных купцов. В результате общество было строго организовано: дворянство было «прикреплено» к службе, а через службу – к тому городу, в уезде которого находилась его земля; городское население, в свою очередь, было прикреплено к «тяглу» (подати), а через тягло – к той общине, вместе с которой посадскому человеку приходилось платить; крестьяне прикреплялись к земле, с которой они платили подать, и к землевладельцу, которому служили личным трудом. Контроль за несением всеми сословиями своих повинностей осуществлял административно-бюрократический аппарат. Эта система позволила правительству упорядочить экономическое положение страны и постепенно преодолеть кризис. Однако оборотной стороной этой политики были постоянные социальные конфликты. Налоговая реформа 1648 г. сделала единицей налогообложения не определенную площадь пашни, а крестьянский двор. В результате размер налога возрос. Введением в 1646 г. новых пошлин на соль правительство рассчитывало пополнить казну, но ответом населения стал «соляной бунт». Денежная реформа 1662 г. ввела в оборот медные деньги, но при этом налоги с населения взимались серебром. Эта мера, в свою очередь, вызвала «медный бунт». Тяжесть налогов и закрепощение крестьянства вызвали резкий протест населения и побеги на окраины страны, где правительственный контроль был слабее. Нерешенность социальных проблем вела к росту народных волнений. Наиболее значительным событием среди них была крестьянская война под предводительством С.Т.Разина (1667 – 1671). Скопление на Дону обездоленных людей и наступление правительства на права местного казачества явились тем «пороховым погребом», в котором вызрел социальный взрыв. Лидер движения - казак Степан Разин - весной 1670 г. начал поход вглубь страны. Движение быстро приняло антиправительственный характер, что видно из требований восставших: истреблять воевод, дворян, бояр, приказных людей. Войско Разина подвигалось вдоль Волги. После взятия Царицына и Астрахани армия захватила Саратов и Самару. Наивысший подъем движение достигло летом 1670 г., когда восставшие осадили Симбирск. В это время война охватила огромную территорию: от низовий Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. правительство направило на подавление восстания 30-тысячную армию. Войско Разина было разбито, осада Симбирска снята. Сам Разин был ранен, захвачен, выдан правительству и казнен летом 1671 г. Восстание казаков, крестьян в сочетании с городскими бунтами свидетельствовало о расшатывании прежних устоев и ослаблении единства общества. Черты широкого народного движения приобрел церковный раскол. В 1653 г. патриарх Никон, стремясь укрепить позиции церкви, начал проводить церковную реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и приведении их в соответствие с нормами греческой и других православных церквей. Исправление обрядов и богослужебных книг вызвало недовольство части духовенства и светской знати. В церкви произошел раскол. Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Широкое участие в расколе приняло крестьянство, в сознании которого ухудшение положения, вызванное оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере. Бурные события XVII в., однако, не остановили процесс внутренней колонизации страны и ее дальнейшего экономического развития. Границы России раздвинулись от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и от Днепра до берегов Охотского моря на Дальнем Востоке. К концу XVII в. на территории России проживало 13 млн чел. Ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, основу которого составляло барщинное хозяйство. Вместе с тем, в развитии экономики возникают новые явления: усиление связей феодального хозяйства с рынком, развитие товарно-денежных отношений, повсеместное перерастание русского ремесла в мелкотоварное производство, усиление хозяйственной специализации отельных районов, появление мануфактур. Впервые мануфактуры были основаны на территории России в 30-е годы XVII в. иностранцами, но очень скоро интерес к ним проявили русские купцы, помещики и даже правительство. К концу XVII в. в России насчитывалось около 30 мануфактур. Наиболее известные располагались в Москве, Туле, Кашире, Ярославле. В стране не было свободных рабочих рук, поэтому государство стало приписывать крепостных крестьян к данным предприятиям, где они и отрабатывали свои налоги. Появление мануфактур в России было шагом вперед, но в рамках традиционного общества. XVII в. – это период достаточно заметного развития товарно-денежных отношений. В связи с этим растет роль купечества. Появляются и расширяются новые ярмарки. Кроме этого, развивается и внешняя торговля России. В 1667 г. при Алексее Романове был издан Торговый устав, по которому были определены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. По данному уставу иностранцам разрешалось торговать только в пограничных районах и только оптом. Такими мерами государство пыталось защитить интересы русских купцов и создать более благоприятные условия для развития отечественной экономики. Но в целом по уровню экономического развития Россия намного отставала от большинства европейских стран. Несмотря на элементы складывания всероссийского рынка, господствующим в экономике оставалось натуральное хозяйство. Внешняя политика России в XVII в. Внешняя политика России в XVII в. имела целью вернуть утраченные во время Смуты русские земли. После смерти короля Сигизмунда III в начале 30-х годов XVII в. в Польше наступила временная внутренняя дестабилизация, к тому времени истек срок русско-польского перемирия, и патриарх Филарет настоял на объявлении войны Речи Посполитой. Готовясь к войне, власти осуществили военную реформу. Низкая боеспособность дворянского ополчения заставила правительство создать полки иноземного строя. Четыре «немецких» полка были укомплектованы «добрыми учеными солдатами», нанятыми за рубежом, и шесть полков – русскими людьми. В Швеции были закуплены крупные партии мушкетов и шпаг. Смоленская война (1632 – 1634) имела удачное начало, русские войска захватили ряд городов, отошедших к Польше после Смуты. В декабре 1632 г. 30-тысячная армия подступила к Смоленску, однако два штурма города окончились неудачей. В это время с юга в пределы России вторглась крымская орда. Русская армия отступила от Смоленска, и в 1634 г. был подписан мирный договор с Польшей. Русские вывели свои войска из отвоеванных у поляков городов. Поражение в этой войне обнаружило военную слабость России. Однако проблема возвращения утраченных земель была насущной, и московское правительство пыталось решить ее путем объединения усилий с Украиной в борьбе против Польши. Украинское и белорусское население, вошедшее в состав Речи Посполитой, испытывало ущемление прав со стороны католической державы. Центром сопротивления стало украинское казачество, сформировавшее своеобразную автономию в Запорожской Сечи. Весной 1648 г. под руководством Богдана Хмельницкого началось антипольское движение, стечение обстоятельств сопутствовало его успеху. Польский король признал казацкое самоуправление в трех воеводствах. Б.Хмельницкий обратился к Москве с предложением о воссоединении, но Россия опасалась принять предложение Украины, так как это было равносильно объявлению войны Польше, а к ней страна была не готова. Правительство Алексея Михайловича заняло позицию дипломатической «потяготы» и после долгих колебаний в 1653 г. приняло решение принять православную Украину под свою «высокую руку» и начать войну с Польшей. В 1654 г. Переяславская рада (совет) провозгласила самоуправление Украины в составе России, выборность гетмана и самостоятельные дипломатические отношения с другими государствами (кроме Турции и Польши). В мае 1654 г. русская армия выступила к границам Польши и смогла вернуть Смоленск и Чернигов. В 1667 г. было подписано перемирие, по которому Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Запорожская Сечь признавалась совместным владением двух стран. Мир был закреплен договором о совместных боевых действиях против турок и татар в случае их вторжения. Таким образом, Россия вернула себе земли, отошедшие к Польше после Смуты. Однако война с Польшей, начатая во имя освобождения православного украинского народа, завершилась разделом Украины. В самой России эта война породила неизбежные экономические трудности. В XVII в. изменилось геополитическое положение России. В результате тяжелого системного кризиса начала века (Смуты) она стала более восточной страной, потеряв значительные территории на западе. Вместе с тем освоение Сибири и Дальнего Востока в цивилизационном плане означало продолжение эпохи Великих географических открытий, превращало Россию в крупнейшую евразийскую державу. Россия спасла свою самобытность, несмотря на военную экспансию Польши и Швеции, но в то же время ярко проявилась и тенденция изоляционизма, отгораживания от Запада., особенно после Смутного времени. Становление и развитие идеологии, духовности, ментальности российского общества. В событиях XVI - XVII вв. происходило становление и развитие идеологии, духовности, ментальности российского общества. Идеология во многом формировалась под воздействием православной религии. Еще с XVI в. стала распространяться теория известного псковского старца Филофея о Москве как о третьем Риме. Первый Рим возник в Италии и стал мировой державой. Потом появился второй Рим – Византия. После того, как ее захватили турки, на смену Византии пришла Москва, которая должна стать третьим Римом и существовать вечно. Этой теорией обосновывалась вечность Российского государства и самоде
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |