Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение моделей традиционного и современного обществ




Параметр сопоставления Традиционное общество Современное общество
Доминирующие социокультурные нормы   Традиционализм; аскриптивные (предписанные, а не усвоенные благодаря своим личным качествам, способностям), партикуляристские (относящиеся к конкретным объектам и явлениям), диффузные (всепроникающий характер) модели поведения; непотизм (служебное покровительство родственникам и своим людям); коллективизм Инновационизм; всеобщие универсалистские, специализированные (четко выраженный детализирующий характер), достижительские (ориентирующие на достижение успеха) нормы; индивидуализм    
Степень мобильности Устойчивые локальные группы и ограниченная пространственная мобильность Высокая степень социальной мобильности
Разделение труда   Относительно простое и устойчивое разделение труда   Развитая система разделения труда, отделенная от других социальных структур
Система стратификации Дифференцированная система стратификации диффузного характера Эгалитарная» классовая система, основанная на обобщенных моделях преуспевания на профессиональном поприще; преобладание ассоциаций, т.е. функционально специфических, непредписанных структур
Степень специализации   Низкие специализация и взаимозависимость социальных единиц (высокий уровень самообеспеченности, самодостаточности), компартментализация (изолирование, замыкание) жизни Высокие специализация и взаимозависимость социальных единиц  
Товарно-денежные отношения   Неразвитость денежного обмена и рынка; односторонний поток продуктов и услуг из сельской местности в города   Высокий уровень развития денежного обмена и рынка; обоюдный поток товаров и услуг между городом и деревней
  Механизмы интеграции «Механическая» интеграция (политическая, династическая, военная; предписанная) «Органическая» интеграция (экономическая, на основе обоюдной заинтересованности)

Наша история нуждается в особом отношении и внимании. И дело не только в том, что в очередной раз Россия переживает переломный или судьбоносный, период в своей истории, который, кстати, весьма затянулся. Дело в том, что история такой огромной и столь своеобразной страны не может поддаваться однозначному, в чем-то упрощенному, однолинейному либо, напротив, некоему фатально-циклическому истолкованию. Точно так же популярная ныне интерпретация извечно присущей России отсталости вряд ли может явиться достаточным основанием для понимания сути и смысла российской истории.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия цивилизация и модернизация применительно к объяснению хода исторического процесса?

2. Чем отличаются историко-генетический и историко-системный методы?

3. Какие основные значения имеет термин «история»?

4. Назовите принципиальные отличия традиционного и современного типа обществ?

5. Каким образом связаны между собой историческое пространство и историческое время?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.