Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кошкин М.И




Х

В конце 1930-х годов, благодаря некоторому техническому прогрессу и полному освоению импортированной ранее зарубежной техники, появилась возможность создавать более оригинальные модели в автомобилестроении, хотя еще и с помощью зарубежных фирм. Одной из таких моделей была советская малолитражка "КИМ". Это была достаточно экономичная, дешевая и надежная машина, предназначенная для самого широкого и разнообразного потребителя. "КИМ" был четырехместным двухдверным автомобилем с закрытым кузовом типа "седан" и открытым типа "фаэтон". В "седане" кузов был цельнометаллический, самонесущий. Передние сидения могли передвигаться вдоль оси автомобиля. Над формой этой машины работал художник-конструктор В.Я. Бродский. "КИМ" отличался простотой конструкции и легкостью управления. Форма его была обтекаема и в этом отношении "КИМ11 был еще одним шагом к будущей "Победе". Первые автомашины "КИМ" участвовали в майской демонстрации 1940 года на Красной площади. Всего же их было выпущено под маркой "КИМ-10" около тысячи штук, так как начавшаяся Великая Отечественная война заставила свернуть производство этих машин [14, С.51].


 




История дизайна

Дизайн в условиях сталинского режима. Класси­ческие мотивы в предметном формообразовании

Сложившаяся к концу 20-х годов в Советской Рос­сии система дизайна в 30-е, в условиях нарождающегося тоталитарного государственного режима, претерпела зна­чительные изменения. То, что было задумано или пост­роено в 20-е годы, становилось все больше идеологически несовместимым с теми эстетическими идеалами «социа­листического ампира», которые диктовались сталинским режимом. "Формализм" - такова была общая официаль­ная оценка предыдущего этапа предметного формообра­зования 20-х годов. К предметной среде в 30-е годы стали предъявляться повышенные идеологические требования -она должна была воспитывать у потребителя классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущения радости и приподнятости. Например, городская среда в идеале представлялась благоустроенным парком - с бе­лыми деревянными эстрадами и беседками в формах классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом, отлитыми из цемента и выкрашенными в белый цвет [11].

Однако несмотря на_ изменения в культурной поли­тике, в дизайне в начале 30-х годов еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функциона­лизма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии и конструкции, подчеркивании струк­турности, контрастных соотношениях цветов. И, хотя архитекторам уже приходилось вводить дополнительные, не предусмотренные ранее орнаментальные детали, ди­зайнеры какое-то время еще могли работать в стиле позднего конструктивизма без угрозы прямых обвинений в буржуазном формализме.

На Первом съезде писателей в августе 1934 года выступил прдлетарский писатель Максим Горький с из­ложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, театром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой стал меняться и дизайн - те его области, которые были связаны с интерьером, оформлением книг, плакатов и журналов, одеждой и тканью. Любая свобод-


Предвоенный дизайн в СССР

ная поверхность стала нести на себе некую идеологичес­кую нагрузку то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев, то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме.

Политически важными темами как в живописи, скуль­птуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, росписи фарфора считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, ликвидация безгра­мотности, и, конечно, изображения Ленина и Сталина. Дизайн начинает использоваться в качестве политическо­го и идеологического инструмента. Иллюстративность и сюжетность проникали не только в оформление поверх­ностей стен интерьеров общественных зданий, но и в роспись посуды, текстильные орнаменты [11]. Публика­ции работ близких по духу к конструктивизму или функциональному дизайну, после 1934 года фактически прекратились.

В основу формообразования были положены ордер­ная система и орнаментика классицизма как стиля наи­более полно отвечающего образу нового государственного строя. Нередко даже принципиально новые в техничес­ком отношении изделия должны были «камуфлировать­ся» под классические образцы - например, светильники с лампами накаливания часто имитировали люстры с подсвечниками. Классические стили возродились и в офор­мительском дизайне [11].

Сталинское руководство нагнетало в стране атмос­феру напряженности. Взаимная подозрительность и слеж­ка стали одной из отличительных особенностей общества "победившего социализма". В середине 30-х СССР всту­пал в период массового террора государства по отноше­нию к своим гражданам - от руководителей партии и правительства до рядовых инженеров, рабочих, служа­щих, колхозников [16, С. 921]. В 1935 г. в СССР был принят закон, установивший смертную казнь за побег за границу. С середины 30-х гг. профессиональные контакты с дизайнерами других стран практически прекратились [11].

Несмотря на очевидные достижения в создании



История дизайна


Предвоенный дизайн в СССР


 




 


 


Туполев А.Н.

Тяжелый четьюехмоторный моноплан бом­бардировщик ТБ-3, 1930

Один из символов советской авиации 30-х. Самолеты этой конструкции впервые совершили посадку на Северном полюсе.

Средний танк А34 (прототип'легендарного танка 2-ой мировой войны Т34) на испыта­ниях, 1940


М.Адамович Курс на милитаризацию Совет-
Тарелка с лозунгом Кто не работает, тот не ского государства нашел соот-

ест, и портретом В.Ленина, 1921 ветствующее выражение в те-

., _, матике работы художников-

Митрофан Руковишников дизайнеров

Настольная лампа Пограничный пост,
1934

Лия Райтсер. Ткань "Механизация Красной Армии", 1933

Янга Ю.А. Агитационная листовка "Готовься к обороне! Читай "Красную звезду", 1931


 




 


 




 
 


История дизайна

уникальных объектов, профессия дизайнера в 30-е годы развивалась как бы в скрытой форме.

В 30-е годы дизайнеры были распылены и специа­лизировались по отдельным отраслям промышленности. Первая дизайнерская организация универсального про­филя была создана лишь по окончании Великой Отече­ственной войны [11].

Литература к Главе 1

1. Сюзанна А.Стерноу. Арт Деко.- Минск: Белфаксиздатгрупп,
1997-126 с, илл.

2. Юдит Зольте. Она совершила революцию на кухне. В журнале
"Интерьер+дизайн. Тематическое приложение"Кухни". Весна 2001,
с.40-42

 

3. Dumont-Schnellkurs Design/ Thomas Hauffe.- Koln: Dumont,
1995.- 192 S., ill

4. Джефри Микл. Взгляд в прошлое. В каталоге к выставке
"Дизайн в США", 1989, С. 8-13

5. Mobeldesign des 20. Jahrhundert.- Koln: Taschen, 1993

6. Рыжов К.В. Сто великих изобретений.- М.: Вече, 2000. - 527 с,
илл.

7. 100 дизайнеров Запада/В.Аронов и др.- М.: ВНИИТЭ, 1994,-
216 с, илл.

8. Design im 20. Jahrhundert: die Eroberung des Alltag durch die
Kunst/Penny Sparke.- Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 2001

9. Michael Tambini. The Look of the Century.- Munchen: Dorling
Kindersley, 2000.- 512 S., ill.

 

10. 1 Jahrhundert 400 Designer 1000 Objekte] Uta Abendroth u.a.-
Augsburg: Battenberg, 1999

11. A.Lawrentjew, Ju.Nasarow. Russisches Design. Tradition und
Experiment. 1920-1990.- Berlin: Ernst & Sohn, 1995. - 176 S., ill

12. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. -
M.: Высшая школа, 1978. -367 с, илл.

13. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.-М.: Строй-
издат, 1986- 376 с, илл.

14. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отече­
ственного дизайна. Том 2.- М: "Союз Дизайнеров России", 2001.-392 с,
илл.

15. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.- М.: Строй-
издат, 1986-376 с, илл.

16. Хроника человечества./Сост. БодоХаренберг.-М.: Большая
энциклопедия, 1996.- 1200 с, илл.

17. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. - М.:
Галарт, 1995.- 424 с, илл.

18.Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств.
Таблицы.- М.: Искусство, 1984

19.Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль. - М.:
"Аванта+", 2002. - 476 с, илл.


Американский дизайн 50-60-х годов



Глава 2.1. АМЕРИКАНСКИЙ ДИЗАЙН 50-Х - НАЧАЛА 60-Х

Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. Лидеры Баухауза эмигриро­вали в США еще во время господства национал-соци­алистов, продолжая там развивать идеи интернацио­нального стиля в архитектуре и дизайне. После второй мировой войны уже из США в Европу реимпортиро­валось «современное движение» и одновременно рас­пространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни ока­зал значительное влияние на такие области культуры, как музыка, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев. Американские филь­мы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения.

Вслед за адом второй мировой войны последовала холодная война, которая разыгралась между капиталис­тическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Соревнование двух сверхдержав, что символично, развернулось в области освоения космоса. Первый шаг был сделан СССР: в 1957 году стартует первый спутник, а в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Только восемью годами позднее американец Нил Армст­ронг совершает большой шаг для всего человечества, вступив на Луну. Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние и на работу дизайнеров [1, С. 32].


Старт Американского космического корабля "Апполон I", 1961

Американский астро­навт Эдвин Олдрин на Луне.

В стекле его скафандра отра­жается фотографирующий его Нил Армстронг, 1969

Реклама кока-колы "Символ дружбы", 50-е гг.

Американский образ жизни ока­зал значительное влияние, на такие области культуры,как му­зыка, изобразительное искус­ство, а также и на повседнев­ную жизнь европейцев. Амери­канские фильмы и реклама при­несли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощу­щения.


В ответ на запуск первого советского спутника в США в 1958 году была создана НАСА (NASA-Natiolal Aerona­utics and Space Administration).

21 июля 1969 г. в 3 часа 56 мин. по среднеевропейскому времени американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, ступил на лунную поверхность. Вслед за ним из спускаемого аппарата вышел и Эдвин Олдрин. Третий член экипажа Майкл Коллинз в это время совершал облет Луны в командном отсеке корабля [7, С.1029].






Транзисторный радио­приемник, 50-е гг. Реклама холодильника от Вестинхозе, 50-е гг. Кодак Фотокамера Bantan Colorsnap, 1955-1959 Экспериментальный цветной телевизор от RCA Victor, 1951

Во время послевоенного бла­гополучия, в котором давно мечтали дизайнеры, многие из них стремились дать публике то, что она желала получить и что определялось коммерчес­ким успехом. Другая часть дизайнеров, на­против, культивировалаэлитар-ность, подчеркивая, что мо­ральный долг дизайнера - эс­тетическое воспитание публи­ки.


История дизайна

После реформ к началу 50-х гг. индустрия США выдвинула цель оживить потребительский спрос новыми моделями, фор­мами и техническими новатор-ствами. При поддержке марке­тинга и рекламы стали созда­ваться недолговечные моде­ли, сменяемые вместе с мо­дой.

Наряду с рекламой все боль­шее значение стало придавать­ся дизайну упаковки. Домаш­нее хозяйство было до предела насыщено электрическими ку­хонными приборами, которые должны были облегчить жизнь домашней хозяйке. Быстрое развитие телевиде­ния и транзисторной техники обещало непрерывно растущий рынок. До конца 50-х гг. ситу­ация складывалась благопри­ятно, и американская экономи­ка с оптимизмом смотрела в будущее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.