КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кошкин М.И
Х В конце 1930-х годов, благодаря некоторому техническому прогрессу и полному освоению импортированной ранее зарубежной техники, появилась возможность создавать более оригинальные модели в автомобилестроении, хотя еще и с помощью зарубежных фирм. Одной из таких моделей была советская малолитражка "КИМ". Это была достаточно экономичная, дешевая и надежная машина, предназначенная для самого широкого и разнообразного потребителя. "КИМ" был четырехместным двухдверным автомобилем с закрытым кузовом типа "седан" и открытым типа "фаэтон". В "седане" кузов был цельнометаллический, самонесущий. Передние сидения могли передвигаться вдоль оси автомобиля. Над формой этой машины работал художник-конструктор В.Я. Бродский. "КИМ" отличался простотой конструкции и легкостью управления. Форма его была обтекаема и в этом отношении "КИМ11 был еще одним шагом к будущей "Победе". Первые автомашины "КИМ" участвовали в майской демонстрации 1940 года на Красной площади. Всего же их было выпущено под маркой "КИМ-10" около тысячи штук, так как начавшаяся Великая Отечественная война заставила свернуть производство этих машин [14, С.51].
История дизайна Дизайн в условиях сталинского режима. Классические мотивы в предметном формообразовании Сложившаяся к концу 20-х годов в Советской России система дизайна в 30-е, в условиях нарождающегося тоталитарного государственного режима, претерпела значительные изменения. То, что было задумано или построено в 20-е годы, становилось все больше идеологически несовместимым с теми эстетическими идеалами «социалистического ампира», которые диктовались сталинским режимом. "Формализм" - такова была общая официальная оценка предыдущего этапа предметного формообразования 20-х годов. К предметной среде в 30-е годы стали предъявляться повышенные идеологические требования -она должна была воспитывать у потребителя классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущения радости и приподнятости. Например, городская среда в идеале представлялась благоустроенным парком - с белыми деревянными эстрадами и беседками в формах классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом, отлитыми из цемента и выкрашенными в белый цвет [11].
Однако несмотря на_ изменения в культурной политике, в дизайне в начале 30-х годов еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии и конструкции, подчеркивании структурности, контрастных соотношениях цветов. И, хотя архитекторам уже приходилось вводить дополнительные, не предусмотренные ранее орнаментальные детали, дизайнеры какое-то время еще могли работать в стиле позднего конструктивизма без угрозы прямых обвинений в буржуазном формализме. На Первом съезде писателей в августе 1934 года выступил прдлетарский писатель Максим Горький с изложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, театром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой стал меняться и дизайн - те его области, которые были связаны с интерьером, оформлением книг, плакатов и журналов, одеждой и тканью. Любая свобод- Предвоенный дизайн в СССР ная поверхность стала нести на себе некую идеологическую нагрузку то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев, то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме. Политически важными темами как в живописи, скульптуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, росписи фарфора считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности, и, конечно, изображения Ленина и Сталина. Дизайн начинает использоваться в качестве политического и идеологического инструмента. Иллюстративность и сюжетность проникали не только в оформление поверхностей стен интерьеров общественных зданий, но и в роспись посуды, текстильные орнаменты [11]. Публикации работ близких по духу к конструктивизму или функциональному дизайну, после 1934 года фактически прекратились.
В основу формообразования были положены ордерная система и орнаментика классицизма как стиля наиболее полно отвечающего образу нового государственного строя. Нередко даже принципиально новые в техническом отношении изделия должны были «камуфлироваться» под классические образцы - например, светильники с лампами накаливания часто имитировали люстры с подсвечниками. Классические стили возродились и в оформительском дизайне [11]. Сталинское руководство нагнетало в стране атмосферу напряженности. Взаимная подозрительность и слежка стали одной из отличительных особенностей общества "победившего социализма". В середине 30-х СССР вступал в период массового террора государства по отношению к своим гражданам - от руководителей партии и правительства до рядовых инженеров, рабочих, служащих, колхозников [16, С. 921]. В 1935 г. в СССР был принят закон, установивший смертную казнь за побег за границу. С середины 30-х гг. профессиональные контакты с дизайнерами других стран практически прекратились [11]. Несмотря на очевидные достижения в создании История дизайна Предвоенный дизайн в СССР
Туполев А.Н. Тяжелый четьюехмоторный моноплан бомбардировщик ТБ-3, 1930 Один из символов советской авиации 30-х. Самолеты этой конструкции впервые совершили посадку на Северном полюсе. Средний танк А34 (прототип'легендарного танка 2-ой мировой войны Т34) на испытаниях, 1940 М.Адамович Курс на милитаризацию Совет- ест, и портретом В.Ленина, 1921 ветствующее выражение в те-
., _, матике работы художников- Митрофан Руковишников дизайнеров Настольная лампа Пограничный пост, Лия Райтсер. Ткань "Механизация Красной Армии", 1933 Янга Ю.А. Агитационная листовка "Готовься к обороне! Читай "Красную звезду", 1931
История дизайна уникальных объектов, профессия дизайнера в 30-е годы развивалась как бы в скрытой форме. В 30-е годы дизайнеры были распылены и специализировались по отдельным отраслям промышленности. Первая дизайнерская организация универсального профиля была создана лишь по окончании Великой Отечественной войны [11]. Литература к Главе 1 1. Сюзанна А.Стерноу. Арт Деко.- Минск: Белфаксиздатгрупп, 2. Юдит Зольте. Она совершила революцию на кухне. В журнале
3. Dumont-Schnellkurs Design/ Thomas Hauffe.- Koln: Dumont, 4. Джефри Микл. Взгляд в прошлое. В каталоге к выставке 5. Mobeldesign des 20. Jahrhundert.- Koln: Taschen, 1993 6. Рыжов К.В. Сто великих изобретений.- М.: Вече, 2000. - 527 с, 7. 100 дизайнеров Запада/В.Аронов и др.- М.: ВНИИТЭ, 1994,- 8. Design im 20. Jahrhundert: die Eroberung des Alltag durch die 9. Michael Tambini. The Look of the Century.- Munchen: Dorling
10. 1 Jahrhundert 400 Designer 1000 Objekte] Uta Abendroth u.a.- 11. A.Lawrentjew, Ju.Nasarow. Russisches Design. Tradition und 12. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. - 13. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.-М.: Строй- 14. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отече 15. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.- М.: Строй- 16. Хроника человечества./Сост. БодоХаренберг.-М.: Большая 17. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. - М.: 18.Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств.
19.Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль. - М.: Американский дизайн 50-60-х годов Глава 2.1. АМЕРИКАНСКИЙ ДИЗАЙН 50-Х - НАЧАЛА 60-Х Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. Лидеры Баухауза эмигрировали в США еще во время господства национал-социалистов, продолжая там развивать идеи интернационального стиля в архитектуре и дизайне. После второй мировой войны уже из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и одновременно распространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал значительное влияние на такие области культуры, как музыка, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения. Вслед за адом второй мировой войны последовала холодная война, которая разыгралась между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Соревнование двух сверхдержав, что символично, развернулось в области освоения космоса. Первый шаг был сделан СССР: в 1957 году стартует первый спутник, а в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Только восемью годами позднее американец Нил Армстронг совершает большой шаг для всего человечества, вступив на Луну. Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние и на работу дизайнеров [1, С. 32]. Старт Американского космического корабля "Апполон I", 1961 Американский астронавт Эдвин Олдрин на Луне. В стекле его скафандра отражается фотографирующий его Нил Армстронг, 1969 Реклама кока-колы "Символ дружбы", 50-е гг. Американский образ жизни оказал значительное влияние, на такие области культуры,как музыка, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения. В ответ на запуск первого советского спутника в США в 1958 году была создана НАСА (NASA-Natiolal Aeronautics and Space Administration). 21 июля 1969 г. в 3 часа 56 мин. по среднеевропейскому времени американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, ступил на лунную поверхность. Вслед за ним из спускаемого аппарата вышел и Эдвин Олдрин. Третий член экипажа Майкл Коллинз в это время совершал облет Луны в командном отсеке корабля [7, С.1029].
История дизайна После реформ к началу 50-х гг. индустрия США выдвинула цель оживить потребительский спрос новыми моделями, формами и техническими новатор-ствами. При поддержке маркетинга и рекламы стали создаваться недолговечные модели, сменяемые вместе с модой. Наряду с рекламой все большее значение стало придаваться дизайну упаковки. Домашнее хозяйство было до предела насыщено электрическими кухонными приборами, которые должны были облегчить жизнь домашней хозяйке. Быстрое развитие телевидения и транзисторной техники обещало непрерывно растущий рынок. До конца 50-х гг. ситуация складывалась благоприятно, и американская экономика с оптимизмом смотрела в будущее.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |