КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. История экономики: предмет, методология историко-экономического анализа
Экономическая история – сравнительно молодая наука, она зародилась в середине XIX века, выделившись из политической экономии. История экономики (или, как ее еще называют, история хозяйства) – наука пограничная. В том смысле, что находится на стыке двух почтенных дисциплин – истории и экономики. Но проблема в том, что “классические” историки, за редким исключением, не интересуются экономикой и не придают большого значения экономическим законам, а экономисты, в свою очередь, примерно также относятся к истории. Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания, географические открытия, житие выдающихся политических деятелей, ученых и художников в широком смысле этого слова. А также, пытается выявить причинно-следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время протекания этих процессов. История же хозяйства изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды? Что эти люди ели? Где они жили? Как одевались? Что из себя представляли деньги? И т.д. и т.п. Экономическая история весьма поучительна. Говорят под луной практически нет ничего нового. Даже когда случается нечто необычное, экстраординарное, эрудированные люди всегда могут найти в истории аналог. Так, например, если бы россияне вовремя узнали об афере Джона Лоу, имевшей место во Франции в начале XVIII века, то это, возможно, помогло бы им сохранить несколько миллиардов долларов своих трудовых сбережений от “МММ”, “Тибета”, “Властелины” и прочих строителей финансовых пирамид. Экономисты впервые обратили серьезное внимание на историю в середине прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов. Именно немецкая историческая школа (экономическая) и положила тогда начало новой научной дисциплине – экономической истории. В середине XX века во Франции образовался кружок единомышленников, которым одинаково близки были и история, и экономика. Они сплотились вокруг издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя – школа “Анналов”. Но, все-таки, до середины восьмидесятых годов двадцатого века история хозяйства существовала, как бы на обочине истории и экономики, вдали от основного направления исследований. Интерес к экономической истории сильно увеличился именно в последнее время настолько сильно, что в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов изучения истории, чего раньше никогда не случалось. (Нобелевская премия по экономике присуждается только с 1969 года, а “исторической номинации” и вовсе нет.) Проблемы периодизации истории экономики. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них. Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера. Немецкие экономисты и историки – Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине XIX века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее: 1) “ Естественное ”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен – до середины XII века. Путь в среднем не более мили – с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом. 2) “ Денежное ” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей. 3) “ Кредитное ” (или народное) хозяйство начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр. Формационный подход А вот в нашей стране единственно правильным 75 лет считался, так называемый, “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века Карлом Марксом, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя. 1) Общинный (или первобытно-общинный) строй – с X тысячелетия по VI век до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а, следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует. 2) Рабовладельческий строй – с V века до н.э. по V век н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер – пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с “плохими” рабами. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы – антагонистичны и, рано или поздно, должны привести к смене формации. 3) Феодальный строй – VI – XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы. 4) Капиталистический строй – XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты. 5) Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а, следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества. Несмотря на логичность построения, данная схема представляет собой довольно упрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низших общественных форм высшими, в основе которого лежат материальные факторы. К тому же, она применима только к ограниченному региону – Западной Европе и к определенному промежутку времени (до середины XIX в.). Историко-хронологический подход. Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия. Античный – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов. Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города. Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов. Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира. Свободной конкуренции – с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция. Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн. Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя. Цивилизационный подход - ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью является стремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т.д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных, прежде всего, с непроработанностью основных терминов. Например, понятие "цивилизация" характеризует как стадию развития общества, так и культурно-исторический тип. Цикличность в экономическом развитии. В настоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названных подходов привело к быстрому оформлению нового циклического направления в анализе проблемы периодизации. Причины, задающие цикличность, многообразны. Это и такие внешние по отношению к экономике явления, как изменение погодных, климатических условий, связанных с цикличностью солнечной активности; социальные сдвиги – сексуальная революция, движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты и т.д. И такие внутренние причины, как избыток сбережений против инвестиций, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения под воздействием изменения вкусов потребителей и предельной отдачи факторов производства. Ученые выделили множество различных видов циклов. Вот основные из них: “ Отраслевые ” – продолжительностью от недели (СМИ) до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, судостроение), связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях. “ Малые ” – продолжительность 2- 4 года, выделенные английским экономистом Китчином, связанные с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала. “ Большие ” – продолжительностью 8 – 13 лет, описанные Карлом Марксом, связанные с неравномерностью воспроизводства основного капитала. “ Строительные ” - продолжительностью 16 – 25 лет (в среднем 17,5), выделенные американцем белорусского происхождения Саймоном Кузнецом, связанные с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений. “ Длинноволновые ” – продолжительностью 45 – 60 лет, описанные российским экономистом Николаем Кондратьевым, связанные с колебаниями государственных (прежде всего военных) расходов. Первый из описанных Кондратьевым циклов начался около 1788 года, и до 1814 года продолжался подъем, сменившийся спадом, длившимся до 1843 года. Новый тридцатилетний подъем продолжался до кризиса 1873 года и сменился двадцатилетним спадом до 1895 года. Третья повышаемая волна продолжалась до конца двадцатых годов и сменилась Великой депрессией. Кондратьев погиб в сталинских застенках, но его цикл можно проследить до наших дней, поскольку с конца сороковых до начала семидесятых годов ХХ века в западных странах наблюдался явный большой экономический рост, прерванный нефтяным и валютным кризисами. Около пятнадцати лет правительства и экономики наиболее развитых стран боролись с последствиями “нефтяного шока”, а с середины восьмидесятых годов наблюдается новая устойчивая повышаемая волна. “ Технико-технологические ” (или вековые) циклы связаны с научными открытиями, изобретениями, изменениями отраслевой структуры экономики, определяющими технологический уклад экономики. В настоящее время можно выделить:
Таким образом, обычно в экономике присутствуют одновременно три технико-технологических уклада: тот, что уже отживает “свой век”, тот, что в “расцвете”, и тот, что только нарождается. “ Глобальные ” – природу их до конца пока еще нельзя понять, но известно, что, например, в Средиземноморье примерно с VIII по середину V века до н.э. продолжался большой экономический подъем, а в V веке случился продолжительный “столетний” кризис. Благополучные в экономическом отношении IV, III и II века до н.э. сменились кризисными “первыми веками” – до н.э. и н.э. За периодом экономического расцвета Римской империи - II и III века н.э. последовал застой IV и V веков, приведший к крушению Империи на Западе, что, в свою очередь, повлекло кризисный откат в экономическом развитии в VI – VIII веках. Медленный подъем IX – X веков сменился бурным ростом в XI – XIII веках. А XIV век в экономическом отношении оказался “хуже” трех предыдущих и двух последующих. Благоприятные XV и XVI века сменились “неудачным” XVII. И лишь с XVIII века и до наших дней экономический подъем приобретает на Западе Европы устойчивый характер. Аналогичную картину, естественно с поправкой на местные особенности, можно пронаблюдать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В результате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую и точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1). Таблица 1 Циклическая периодизация истории экономики
Источники данных об экономическом развитии. В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический, логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др. Обильную пищу для размышлений предоставляют также: 1) археологические раскопки; 2) данные учета населения – периодически в течение последних двух с половиной тысяч лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения или мобилизации) и возможные регистрации: рождений, браков, смертей, завещаний; 3) тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов; 4) книги таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс, и даже, 5) художественная литература, ведь то, что для авторов “Декамерона”, “Робинзона Крузо” или “Дон Кихота” было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным свидетельством наблюдательного современника “давно минувших дел и лет”. Что же касается последнего столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За последние десять лет она была практически полностью компьютеризирована. Большинство стран мира, включая Россию, используют единую систему национального счетоводства (СНС), разработанную специалистами ООН.
Дополнительная литература: 1. Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М., 1998.; 2. Лойберг М.Я. История экономики. – М., 1998.
Тесты по теме: Определите единственно верный ответ. 1. Предметом истории экономики не является изучение: а) проблем экономического роста; б) проблем экономической конъюнктуры; в) эволюции форм хозяйствования и структуры экономики; г) проблем хозяйственной культуры. 2. Становление истории экономики как науки произошло: а) в начале 19 в., б) в середине 19 в., в) в начале 20 в., г) в середине 20 в. 3. Представители школы “Анналов” считали, что история экономики есть история: а) событий и людей; б) народных масс и общественных структур; в) изменения хозяйственного поведения людей; г) ментальностей. 4. Построение “контрфактических моделей” связано с использованием: а) структурно-функционального подхода; б) причинно-генетического подхода; в) статистического моделирования; г) сравнительно-исторического метода. 5. В основе формационного подхода к периодизации лежит признание: а) комплементарного действия законов экономики; б) прогрессивности общественного развития; в) примата объективных факторов развития над субъективными; г) сочетания революции и эволюции в смене формаций. 6. Использование теории экономических циклов для решения проблемы периодизации истории экономики обусловлено: а) открытием единственного источника экономических циклов; б) возможностью учета экзогенных и эндогенных факторов в распространении циклов; в) существованием циклов разной протяженности; г) возможностью учета особенностей и закономерностей развития. 7. Периодизация истории экономики построена на основе: а) цивилизационных суперциклов; б) полувековых циклов; в) вековых циклов; г) верны все ответы. 8. Структура экономики характеризуется системой связей: а) между товаропроизводителями и потребителями; б) между государством и его гражданами; в) между всеми уровнями экономики и ее участниками; г) между уровнями экономики.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |