Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основные черты гражданского права зарубежных стран 5 страница




Законодательство использует термин "аффилированное лицо", который заимствован из англо-американской практики и обозначает физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность общества.

Для обеспечения интересов закон устанавливает: 1) круг лиц, признаваемых аффилированными и 2) регулирует порядок совершения сделок с участием аффилированных лиц.

Отношение аффилированности возникает между двумя и более лицами при наличии определенных в законе фактов (участие капитале, наличие трудовых и договорных отношений, членства в органах управления юридического лица, родственные связи и др.). Следовательно, признать лицо аффилированным означает установить факт наличия особых связей между ним и иными лицами, позволяющих оказывать существенное влияние вплоть до полного контроля за деятельностью одного из них. К внешним признакам аффилированности Закон относит самые разные факты. Например, для юридических лиц аффилированными являются члены органов управления, которые в силу должностных полномочий могут влиять на деятельность этого юридического лица. Крупные акционеры (владеющие более 20% голосующих акций) также имеют такую возможность.

Статья 83 Закона "Об акционерных обществах" предъявляет различные требования к порядку одобрения сделок с участием заинтересованных лиц, заключаемых АО, в зависимости от числа акционеров-владельцев голосующих акций.

Структуре органов управления АО и принципам управления в законе "Об акционерных обществах" посвящено 25 статей, а также отдельные фрагменты в большом количестве статей, регламентирующих другие вопросы. При их изучении следует обратить внимание н 2-х и 3-х звенную систему управления, принципы управления, исключительную компетенцию, порядок формирования и принятия решений. В учебном пособии: Правовое регулирование деятельности акционерных обществ. /Под ред. Губина Е.П. - М.: Зерцало. 1998, вы можете найти ответы на практические вопросы, возникающие при применении Закона "Об акционерных обществах", изложение различных точек зрения по спорным проблемам, зарубежный опыт регулирования аналогичных отношений.

Изучение вопроса о порядке избрания и компетенции органов управления АО вам помогут схемы-таблицы, имеющиеся в Приложении к пособию.

Закон "Об акционерных обществах" определил границы применения особенностей правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон (п. 5 ст. 10 связал переход таких АО на общий режим правового регулирования с 2 моментами:

1) с моментом отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций;

2) с моментом окончания срока приватизации независимо от акций, оставшихся в собственности государства или муниципального образования.

Во втором случае в судебной практике имелись определенные сложности, поскольку в плане приватизации, как правило, не определяется срок ее окончания. В связи с этим Пленум ВС и ВАС в постановлении от 02.04.97 г № 4/8 "О некоторых вопросах применения федерального закона "Об акционерных обществах" (п. 2) разъяснил, что при определении срока окончания приватизации конкретного общества следует руководствоваться п. 10 указа Президента РФ от 18.08.96 г. № 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционеров", согласно которому таким сроком следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций (проведение завершающего конкурса или аукциона). Если в государственной собственности закрепляется пакет акций, создаваемого АО, то сроком завершения приватизации является окончание периода, на который закреплен в собственности государства пакет акций. По окончании срока приватизации с момента, когда количество акций, принадлежащих государственному или муниципальному предприятию составит не более 25% их общего числа, деятельность АО полностью переходит в сферу регулирования федерального закона "Об акционерных обществах".

 

Правовое положение акционерных обществ работников (народных предприятий) регламентируется ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" / 24.06/09.07. 1998.// Росс. газета. 1998. 29 мая.

Идея участия работников в управлении и распределении прибыли широко распространена во многих развитых странах. Появились такие компании и в России (с 1986 г. на аналогичных принципах весьма результативно работает межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза").

Создание народных предприятий осуществляется на добровольной основе. Закон (п. 1 Ст. 2) устанавливает 2 ограничения для создания народных предприятий. Во-первых, в такую организационно-правовую форму не могут быть преобразованы государственные и муниципальные предприятия, во-вторых, народными предприятиями не могут стать ОАО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала.

Решение о преобразовании коммерческой организации в народное предприятие принимают все ее участники большинством голосов. Но этого мало. Согласие необходимо получить и от ее работников, участниками не являющихся. Несогласие работников означает их нежелание становиться одновременно акционерами, и создание народного предприятия утрачивает свой смысл.

Ряд норм Закона направлен на то, чтобы обеспечить большинство работников акционеров среди персонала предприятия как по численности, так и по объему принадлежащих акций и не допустить их снижения (см. например п. 1 ст. 9).

Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций этого предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Отклонения от норматива в сторону уменьшения должны быть устранены в течение установленных Законом сроков.

В распоряжении народного предприятия имеются несколько способов обеспечить определенное Законом количество акций, принадлежащих его работникам (см. р. 9 ст. 6; п. 3 ст. 6; п. 1 ст. 5).

Правило ст. 5 п. 2 стимулирует заинтересованность работников в результатах своего труда не только путем увеличения его оплаты, но и через получение дополнительных акций своего предприятия.

Уволившийся работник-акционер обязан продать предприятию принадлежащие ему акции, а последнее должно выкупить акции в течение 3-х месяцев с даты увольнения по выкупной стоимости.

В обычных АО по различным причинам акции концентрируются в руках руководителей и близких им людей. Во избежание этого в законе установлены соответствующие ограничения (см. си. 8 п. 3, ст. 6 п. 1).

По сравнению с АО расширена компетенция общего собрания (ст. 10 п. 1). Заработки всего руководства поставлены в зависимость от того, насколько удовлетворены его деятельностью работники-акционеры.

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия. Причем председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если ставом не предусмотрено иное (ст. 12 п. 4). Такое решение может быть объяснено тем, что как члены наблюдательного совета, так и генеральный директор предприятия избираются общим собранием, и, следовательно, генеральный директор в значительно меньшей степени зависит от наблюдательного совета, а совмещение им должности председателя Совета обеспечивает большую согласованность и оперативность при решении вопросов руководства обществом.

В народных предприятиях Законом обеспечивается представительство в Совете работников, не являющихся его акционерами (ст. 12 п. 7).

Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, который избирается решением общего собрания на срок не более 5 лет, и может избираться неограниченное число раз. В ст. 13 п. 3 установлено ограничение оплаты его труда.

Ревизионная (контрольная) комиссия избирается из числа работников акционеров на срок не менее 5 лет, и осуществляет хозяйственную деятельность, но и осуществляет контроль за соблюдением прав акционеров и за выполнением Правил внутреннего трудового распорядка.

 

Дочерние и зависимые общества.

Дочернее общество не составляет особой организационно-правовой формы. В этом качестве может выступать любое хозяйственное товарищество.

Общество может быть признано дочерним при наличии одного из трех названных в п. 1 ст. 105 ГК обстоятельств.

Основные последствия признания общества дочерним связаны с появлением ответственности перед его кредиторами со стороны контролирующей компании (см. п. 2. ст. 105 ГК).

Зависимые общества определяются в п. 1 ст. 106 ГК. Отношения зависимости не порождают взаимной или дополнительной ответственности по долгам. Они требуют лишь публикации данного обстоятельства для сведения всех других участников имущественного оборота, а также могут иметь значение для антимонопольного законодательства.

 

Производственные кооперативы.

Понятие дается в ст. 107 ГК, из которого следует его отличие от обществ и товариществ: 1) это объединение граждан, не являющихся предпринимателями, но участвующих в его деятельности личным трудом; 2) паевые взносы и их размер не влияют ни на количество голосов, имеющихся у его членов, ни на размер получаемого ими дохода (см. п. 1 ст. 110 ГК); 3) предусмотрен обязательный минимум членов кооператива; 4) п. 1 ст. 107 ГК допускает возможность участия в производственных кооперативах юридических и физических лиц, вносящих лишь имущественный вклад ("финансовые участники"); 5) единственным учредительным документом является устав (п. 1 ст. 108 ГК). Гражданский кодекс устанавливает обязательные требования к уставу.

Структура управления производственным кооперативом, предусмотренная ст. 110 ГК, построена с учетом принципа кооперативной демократии. Высшим органом является общее собрание, за которым закреплена исключительная компетенция.

В кооперативах с числом участников более 50 допускается создание наблюдательного совета - постоянно действующего представительного органа, осуществляющего контроль за деятельностью его исполнительных органов.

Абзац 4 п. 1 ст. 110 ГК исключает возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами. Запрещено также совмещение членства в наблюдательном совете и в исполнительных органах кооператива одними и теми же гражданами. Члены производственного кооператива имеют право на участие в управлении долями; на получение части прибыли; на ликвидационную квоту; на передачу своего пая или его части другим лицам; на свободный выход из кооператива с получением своего пая.

Члены кооператива обязаны вносить паевые, вступительные и иные взносы; участвовать личным трудом в его деятельности, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, нести другие обязанности, предусмотренные законом или уставом.

"Финансовые участники" имеют статус ассоциированных членов. В уставе отражается порядок переоформления членства в ассоциированное в случаях выхода на пенсию, службы в рядах Вооруженных сил, перехода на выборную работу и т.д. Ассоциированные члены не имеют право голоса, а при ликвидации имеют первоочередное право на выплату стоимости своих паевых взносов и на выплату объявленных дивидендов.

Производственные кооперативы являются собственником своего имущества. ГК не устанавливает систему обязательных фондов, но подразумевает наличие по крайней мере двух: паевого и резервного, а также возможность образования целевых фондов.

Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, но не акции.

Согласно п. 5 ст. 111 ГК обращение взыскания на пай члена кооператива по его личным долгам допускается только при отсутствии у него иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

В настоящее время в России действуют 2 закона: "О производственных кооперативах" и "О сельскохозяйственной кооперации" от 15.11.95 г. с изм. и доп. от 15.01.99 г. Первым регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие услуги.

Второй Закон регулирует организацию и деятельность сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели и кооперативного хозяйства.

В литературе высказано мнение о необходимости внесения изменения в ГК РФ, выделив кооперативы из раздела о коммерческих и некоммерческих организациях, объединив их в самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы (см. подробнее Абова Т.В. Производственные кооперативы в России: правовые проблемы теории и практики. // Государство и право. 1998. № 8. С. 71-81).

 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. ст.ст. 113-115 ГК).

Статья 113 ГК п. 1 дает определение унитарного предприятия. Форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой организации уставного фонда; устав является единственным учредительным документом; органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником и подотчетный ему; обязано иметь фирменное наименование; не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника, а последний может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам казенного предприятия.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий раскрывается в ст. 114 и ст. 115 ГК.

Государственные и муниципальные предприятия действуют на основе права хозяйственного ведения, кроме принадлежащих государству казенных предприятий.

Государственные и муниципальные предприятия создаются по решению уполномоченных государственных органов местного самоуправления, и действуют на основании утверждаемого ими Устава. Рассматриваемые юридические лица обладают широкой хозяйственной самостоятельностью. Права, она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в Уставе предприятия. Государственные органы не должны вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Она обеспечивается тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, ограничены законом (см. ст. 295 ГК).

Имущество, закрепляемое за предприятием при его создании, образует уставный фонд, который должен быть полностью оплачен до их государственной регистрации.

Казенные предприятия. Термин "казенное предприятие" впервые появился в Указе Президента РФ от 24.12.1993 г. "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий". Затем постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г. был утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, а постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 г. № 1138 определен порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств"). Согласно ст. 115 ГК казенные предприятия создаются только на базе федеральной собственности. Основной смысл создания казенных предприятий состоит в том, что они могут осуществлять необходимую для государства и общества хозяйственную деятельность, не давая прибыли и даже будучи убыточными, с покрытием убытков за счет средств государственного бюджета.

Казенные предприятия создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Правительства РФ. Учредительным документом является Устав, утверждаемый Правительством.

Ежегодно казенному предприятию утверждаются план-заказ и план развития предприятия, которые устанавливаются соответствующими Министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов РФ.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет его доходов, а в недостающей части - за счет средств федерального бюджета. Финансирование мероприятий, проводимых по плану развития предприятия, проводится за счет бюджетных средств. Неиспользованные в течение года бюджетные средства подлежат возврату в государственный бюджет.

Прибыль казенного предприятия используется по установленным нормативам для финансирования мероприятий по плану-заказу и плану развития производства. Свободный остаток прибыли должен быть передан в доход федерального бюджета.

По своим обязательствам казенное предприятие отвечает всем закрепленным за ним имуществом.

Согласно п. 5 ст. 115 ГК государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

 

Некоммерческие организации.

Определение некоммерческой организации дано в ст. 2 Закона РФ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 г. Это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Цель создания некоммерческой организации - достижение общественных благ, примерный перечень которых дает закон: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие.

В качестве учредителей некоммерческих организаций могут выступать граждане и юридические лица, в том числе иностранные. Специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций содержат дополнительные требования относительно учредителей этих организаций. (Например, Закон "О торгово-промышленных палатах в РФ" от 07.07.93 г. (в ред. от 19.05.95 г) устанавливает, что учредителями этих некоммерческих организаций могут быть российские предприниматели, а в Законе "О национально-культурной автономии" (22.05.96 г.) указывается, что национально-культурные автономии учреждаются делегатами национальных общественных объединений на съездах, конференциях, общих собраниях делегатов).

Число учредителей не ограничено, если иное не предусмотрено специальным законом.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью: основная деятельность не должна приносить прибыли, но дополнительная коммерческая деятельность может быть источником финансирования. Закон применительно к предпринимательской деятельности некоммерческой организации раскрывает ее возможные обязательные признаки: производственная деятельность, результаты которой отвечают целям некоммерческой организации; приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав; участие некоммерческой организации в качестве вкладчика в хозяйственных обществах и товариществах на вере.

Основаниями для создания некоммерческой организацией дополнительных видов деятельности являются 3 признака:

1) наличие общей технологической цепочки (например, ремонт своего оборудования).

2) функциональная взаимосвязь (например, реклама основной деятельности);

3) удовлетворение дополнительными видами деятельности потребностей лиц, осуществляющих деятельность основную (например, буфет или столовая в общеобразовательном учреждении и т.п.).

Реорганизация и ликвидация некоммерческих организация проводится по общим правилам. Однако законодатель ввел ограничения на преобразование из одной формы в другую. Например, учреждение может быть преобразовано только в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Имущество ликвидированной некоммерческой организации в отличие от коммерческой направляется на цели, для осуществления которых была создана соответствующая некоммерческая организация, или же на благотворительные цели, а если цели реализовать невозможно, то в доход государства. Исключение составляют учреждение (имущество возвращается собственнику), некоммерческое партнерство (имущество можно распределить между членами).

 

Общественные объединения - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общие признаки: цель создания, общность интересов, добровольность объединения. Закон в принципе исходит из того, что для общественных и религиозных организаций существует членство, но в таких общественных объединениях как общественное движение, орган общественной самодеятельности, национально-культурная автономия этот признак отсутствует.

Имущество общественной организации может создаваться и пополняться за счет членских взносов. Прав на имущество участники не сохраняют. Указанные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью, которая должна отвечать двум условиям:

1. служить достижению целей, записанных в Уставе;

2. соответствовать уставным целям.

В СССР официально существовали 2 общественно-политических объединения (КПСС и ВЛКСМ), однако в действительности все без исключения общественные объединения были политизированы, т.к. в той или иной степени находились в орбите влияния партийных структур.

Зарождение неформального движения, завершившееся возникновением народных фронтов, появление первых некоммунистических оппозиционных партий - все это потребовало выработку правовых основ деятельности общественно-политических объединений. Закон "Об общественных объединения" принятый в 1990 г. официально закрепил особенности создания и деятельности партий и содержал ряд положения, направленных на ограничение их влияния.

Параллельно с 1990 г началось массовое возникновение политических движений; так как в соответствии с законодательством движения были вправе иметь матрешечную структуру (в их состав могли входить не только партии и общественные организации, но и иные объединения). Для организации движения достаточно было лишь оформить существование региональных отделений. Уже с 1993-94 гг. движения становится альтернативной формой политического объединения с жестко централизованной системой руководящих органов.

Первым опытом непосредственного участия политических общественных объединений в избирательной компании стали парламентские выборы 1993 года и в практику введено понятие избирательные объединения и избирательный блок. В декабре 1994 г. был принят Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ". При его обсуждении встал вопрос и о законодательном определении вышеназванных понятий; но законодательная конструкция избирательного объединения содержала отсылку на законодательство об общественных объединениях. Принятый в 1995 г. ФЗ "Об общественных объединениях" закрепил особенности регистрации и деятельности политических партий и разделил понятия общественного объединения и общественной организации; но не уточнил статус общественно-политических объединений, а наоборот, косвенно стимулировал увеличение числа потенциальных избирательных объединений. В соответствии со ст. 27 участие в избирательных компаниях общественные объединения приобретают в случае их государственной регистрации и при наличии в их уставе положения об участии в выборах. На выборах в Государственную Думу свыше 40 общественных объединений стали соучредителями 27 избирательных блоков, 17 из которых были включены в бюллетень для голосования. По итогам выборов ни одно из неполитических объединений или блоков не смогло получить даже 1/5 части минимально необходимого для прохождения в Государственную Думу количества голосов.

Итак, необходимость внесения поправок, регулирующих особый статус партий и политических движений стала очевидной. Эта задача должна была быть реализована через принятие Закона "О политических партиях", разработка которого велась в 1994-96 г. Но в феврале 1996 г. закон был отклонен Советом Федерации.

К 1997 стало очевидным, что принятие отдельного закона о политических партиях не сможет обеспечить регулирование всех вопросов, связанных с деятельностью общественно-политических объединений; и необходима разработка новой правовой конструкции политического объединения как правового понятия. Принятый в сентябре 1997 г. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" дал качественно новую конструкцию избирательного объединения, определив его как политическое общественное объединение, основными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления путем выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности названных органов. Таким образом в основу законодательной конструкции был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические объединения от некоммерческих, но статусные критерии отсутствовали.

Качественно новый этап в правовом обеспечении деятельности общественных объединений открыл пописанный Президентом РФ 19.07.98 г ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общественных объединениях".

Закон определяет: политическим является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Закон определяет признаки, при наличии хотя бы одного из которых общественные объединения не могут быть отнесены к политическим:

1. Права на статус политического лишаются объединения, зарегистрированные в соответствии с законодательством в качестве профсоюзной, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

2. Не могут признаваться политическими объединения, устав которых допускает членство в них или принадлежности к ним в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

3. Не могут быть признаны политическими объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли между своими членами и(или) учредителями, а также объединения, созданные для реализации любительских и иных политических интересов.

 

Фонды - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая общественно-полезные цели.

Участники не сохраняют прав на переданное фонду имущество, при ликвидации фонда остаток имущества не распределяется между учредителями.

Использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности. Закон требует ежегодного опубликования отчетов фонда об использовании имущества.

Органом фонда является попечительский совет, который функционирует как надзорный орган по отношению к другим органам фонда. Органами управления являются: правление, дирекция и др.

 

Некоммерческие партнерства - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей.

Состав некоммерческого партнерства всегда конкретно определен. Задача его - оказание содействия членам партнерства в осуществлении уставной деятельности, например, в предоставлении юридических услуг на безвозмездной основе.

Члены партнерства передают ему необходимое имущество - денежные средства, иное имущество, которые становятся собственностью партнерства. Имущество состоит из двух частей различного назначения: 1) членские взносы (передаются безвозвратно); 2) другое имущество.

При ликвидации партнерства имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, либо стоимость этого имущества распределяется между членами в пределах стоимости того имущества, которое было передано в собственность партнерства, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами.

 

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Деятельность учреждения определяется целями, поставленными перед ним собственником. Собственник должен также издать правила, по которым должно функционировать учреждение (устав или положение). В настоящее время изданы законы и иные нормативные акты, определяющие особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений (например, ФЗ "Об образовании").

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество, компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. (см. "О практике применения ст. 120 ГК РФ в части привлечения к субсидиарной ответственности собственника учреждения арбитражными судами Волго-Вятского округа. /Вестник ВАС РФ. 2000. № 2.). Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.