Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основные черты гражданского права зарубежных стран 6 страница




Учредительным документом учреждения является только его Устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности.

На практике возник вопрос, может ли учреждение выйти из ООО без согласия собственника?

Отделение Пенсионного фонда по Волгоградской области обратилось с иском в суд ООО "Республиканский социальный коммерческий банк" о взыскании действительной стоимости его доли в связи с выходом. Ответчик считал, что он не может без согласия собственника выйти. Иск был удовлетворен.

Действительно, согласно п. 4 ст. 66 ГК учреждения могут быть участниками ООО, но буквальное толкование статьи говорит, что разрешение необходимо для приобретения доли и статуса участника. А выход из ООО лежит за пределами таких отношений, следовательно учреждения могут выйти из ООО без согласия собственника.

О проблемах правового положения учреждений см. Г.Б. Леонова "Учреждение как субъект гражданского права" // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998. № 1. С. 56-70.

 

Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта и иных услуг.

Предметом деятельности является услуга. В учредительных документах должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Предоставляемыми услугами учредители вправе пользоваться только на равных условиях с другими лицами.

 

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Это некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Участниками объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания статьи 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциации или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.

Учредительными документами объединений юридических лиц являются Устав и Учредительный договор, основное содержание которых определено п. 2 ст. 122 ГК.

Запрет на ведение предпринимательской деятельности (в качестве основной цели), установленный для объединений юридических лиц, предполагает, что необходимая имущественная база будет формироваться объединяющимися участниками.

Если возникает потребность в осуществлении предпринимательской деятельности возможны 3 варианта:

1) преобразование в хозяйственное общество или товарищество;

2) создание хозяйственного товарищества;

3) участие в таком хозяйственном обществе.

Закон не называет союзы (ассоциации) юридическими лицами, однако они удовлетворяют всем признакам юридического лица. Объединения юридических лиц основаны на членстве. Члены могут безвозмездно пользоваться услугами объединений. Содержание услуг определяется целями и задачами, поставленными перед объединениями (услуги консультативного, научно-организационного характера).

Так как объединение добровольное, то члены имеют право выхода, но только после окончания финансового года, и несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, не имеют права на возврат своего взноса.

По общему правилу, новое лицо вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть уставлено иное правило

 

Религиозные объединения - добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно или на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Учредителями могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которых имеется подтверждение существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; вправе осуществлять благотворительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования; вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты.

Для более подробного изучения правового положения религиозных организаций см. ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от 24.09.97 г.

 

Благотворительная организация - неправительственная некоммерческая организация, созданная для реализации: социальной поддержки и защиты граждан; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологически и промышленных катастроф; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф, национальных и религиозных конфликтов, жертвам репрессий; содействия укреплению мира, дружбы, согласия, защите материнства, детства и др.

Формы благотворительных организаций: общественные организации (объединения), фонды, учреждения и др.

Высший орган управления - ее коллегиальный орган, компетенция которого указана в ст. 10 указанного Закона. В частности, высший орган управления утверждает благотворительную программу. Не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано в течение года на благотворительные цели. Благотворительные организации могут совместно с другими лицами участвовать в хозяйственных обществах.

Они также не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний.

При ликвидации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели.

 

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан регламентируется одноименным Федеральным законом от 11.03/01.04. 1998 г.

Такое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения при условии численности не менее трех человек в любой из трех форм: некоммерческое товарищество, потребительский кооператив, некоммерческое партнерство.

Некоммерческое товарищество характеризуется следующими чертами:

1. имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов является совместной собственностью его членов;

2. имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, является собственностью товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы, доходы от его хозяйственной деятельности, прочие поступления;

3. специальный фонд расходуется на уставные цели.

 

Потребительский кооператив.

Понятие потребительского кооператива дается в п. 1 ст. 116 ГК. Среди существенных признаков потребительского кооператива следует выделить: добровольность объединения членов, смешанный субъектный состав (и граждане, и юридические лица); организация кооператива на основе членства; объединение членами кооператива своих имущественных взносов (паев) для создания кооператива и в качестве основного источника финансирования его деятельности; некоммерческий характер деятельности; свобода выхода из кооператива с возвращением паевого взноса; обязанность покрытия убытков путем внесения пайщиками дополнительных взносов; наличие правоспособности юридического лица.

Правовое положение потребительского кооператива регламентируется законом РФ от 19.06.92 г. "О потребительской кооперации в РФ" с изм. и доп. от 29.03.2000 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.; Собрание законодательства РФ. 1997. № 28. Ст. 3306; Российская газета. 2000. 4 мая.

 

Производственно-хозяйственные комплексы.

Холдинговые компании - стали развиваться на основе Указа Президента от 16.11.92 г., которым было утверждено Временное положение о холдинговых компаниях. Холдинговые компании создаются в форме ОАО.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий - дочерних. Контрольный пакет - это такое количество акций, которое позволяет определять решения, принимаемые общим собранием акционеров.

Холдинговая компания руководит дочерними предприятиями: определяет содержание решений, принимаемых ими, дочернее предприятие не может владеть акциями холдинговой компании. (См. подробнее "Холдинг: эволюция, сущность, понятие" - Хозяйство и право. 1996. № 11-12.).

Финансово-промышленные группы стали создаваться на основе Указов Президента РФ от 05.12.93 г. Основным нормативным актом, регулирующим их деятельность, в настоящее время является Закон "О финансово-промышленных группах" от 30.11.95 г. // Российская газета. 1995. 6 декабря.

Финансово-промышленные группы - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединяющих свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Обязательными участниками финансово-промышленных групп являются организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки и другие кредитные организации. Кроме того, в состав финансово-промышленной группы могут входить и другие коммерческие и некоммерческие организации.

Финансово-промышленная группа может строиться двояким образом:

1) в нее могут входить предприятия, организации и созданная ими центральная компания;

2) она может представлять собой основное и дочернее общество.

В Законе предусматривается возможность участия в финансово-промышленной группе также иностранных организаций. Установлена возможность создания транснациональных финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленная группа организуется на основе договора о ее создании, в котором определяются основные условия и цель деятельности группы, объем, порядок и условия объединения активов участников группы, порядок управления группой.

Высшим органом управления является совет управляющих. Дела финансово-промышленной группы ведет центральная компания (основное общество либо специально учреждаемая центральная компания в виде хозяйственного общества, ассоциации или союза).

В правовые отношения финансово-промышленной группа вступает через центральную компанию, которая действует в интересах участников финансово-промышленной группа, ведет учет баланса, выполняет в интересах участников группы отдельные банковские операции. Участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность по обязательствам компании.

Одним из наиболее ярких экономических явлений последнего времени стало появление и бурное развитие так называемых "транснациональных компаний". В современной экономической литературе ТНК характеризуются как "фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий". С правовой точки зрения ТНК является не единым субъектом права, а совокупностью формально самостоятельных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством различных стран. С правовой сточки зрения - это конгломерат юридических лиц различной "национальности"; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных по разным странам, может быть юридическим лицом со своим личным статусом. В концентрированном выражении основные признаки ТНК даны в определении известного английского юриста К. Шмитхоффа: "ТНК - это группа компаний с различной национальностью, связанных посредством держания акций, управленческим контролем или путем заключения договора и представляющих экономическое единство".

Каковы основные юридические предпосылки образования ТНК?

Важным шагом на пути приспособления института юридического лица для целей создания ТНК стало признание возможности выступления в качестве учредителя другого юридического лица, а также отказ от ограничения предельных размеров участия в уставном (складочном) капитале. Но наиболее ярко процесс трансформации понятия юридического лица проявился в признании юридических лиц, состоящих из одного участника. Кроме того, в двадцатом столетии большинство государств предусмотрело в своем законодательстве автоматическое признание иностранных юридических лиц. Таким образом, были созданы все необходимые юридически условия для деятельности ТНК в международных масштабах.

В настоящее время национальное законодательство о группах компаний находится на этапе становления. Эталоном правового регулирования на сегодняшний день является законодательство Германии. Именно оно принято за основу при составлении актов ЕС в данной области. Немецкий законодатель дает определение группы (связанных предприятий) путем перечисления их отдельных разновидностей и исходит из понимания группы компаний как особой экономической единицы, то есть принимает во внимание фактическое наличие или отсутствие единого центра принятия решений, а также связей между предприятиями, характеризующих их как господствующее и зависимое. К связанным предприятиям относятся как объединения, построенные на началах субординации (вертикальные группы), так и объединения, базирующие на началах координации (горизонтальные группы).

Развернутое определение понятий "материнская компания", "дочерняя компания" содержится в новом английском Законе о компаниях 1985 г.

Одним из существенных недостатков российского законодательства является отсутствие единообразного понятийного аппарата в области регулирования отношений с участием групп компаний, наличие противоречий в законодательных актах.

Национальное законодательство не может предложить эффективное правовое регулирование вопросов частноправового статуса ТНК, так как отсутствует общепринятый критерий определения круга коммерческих организаций и их экономических объединений, на которые распространяется юрисдикция данного государства. Эффективное правовое регулирование деятельности ТНК возможно лишь на базе взаимной увязки национальных и международных правопорядков на национальном, региональном и универсальном уровнях.

 

6. Филиалы и представительства.

Филиал предприятия это обособленная часть юридического лица осуществляющая на определенной территории вне обычно места деятельности юридического лица все его производственные функции или их часть, то есть пространственно расширяется сфера деятельности предприятия.

Представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные действия. Представительство расширяет деятельность юридического лица функционально.

Филиалы и представительства юридическими лицами не являются.

В судебной практике немало ошибок допускалось при оценке сделок, совершенных филиалами и представительствами. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" разъясняется, что при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала от имени филиала без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, судам следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала соответствующие полномочия, выраженные в Положении о филиале и в доверенности. Сделки, совершенные при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

При решении вопросов, связанных с участием обособленных подразделений юридических лиц в арбитражном процессе, следует руководствоваться постановлением пленума ВАС РФ от 02.12.93 г. № 34 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц".


Тема 8. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

 

1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

2. Формы участия государства в гражданском обороте.

3. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

4. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

 

Литература.

1. Гражданское право. Учебник. Часть 1.

2. Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. - М. 1981.

3. Гринкевич А.П. Гражданско-правовая ответственность казны. // Хозяйство и право. 1996. № 4.

 

1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

1) Государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. В тоже время Российское государство является многоуровневым образованием, что связано со множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и особенностями именно РФ, с ее большой территорией и многообразием культуры и быта населяющих ее людей. Государство подразделяется на субъекты различных уровней: РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования.

2) Правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство осуществляет публичную власть. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права: государство само принимает законы; может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения, независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.

3) В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями, то есть происходит своеобразное "расщепление" личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей или специальной, а является целевой, то есть государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению.

4) Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени действуют государственные органы, как юридические лица. Согласно п. 2 ст. 124 ГК к государственным и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (например, государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ). Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

 

2. Формы участия государства в гражданском обороте.

1. Отношение собственности - важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.

Законодательством определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, объекты муниципальной собственности (см. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 // Собрание актов РФ. 1993. № 35. Ст. 3320).

Конституцией РФ (ст. 114) осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

Государство приобретает право собственности как по основаниям общим для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему (конфискация, реквизиция и др.). Способы прекращения права собственности также подразделяются на общие и специальные (к последним относятся, например, приватизация).

2. Обязательственные отношения. Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной власти в заключении и реализации государственных контрактов (на поставку, подряд, закупку сельскохозяйственной продукции и др.). Будучи наиболее крупным заемщиком, государство определяет механизм заимствований и обязанности государственных органов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в силу положений п. 4 ст. 66, п.п. 1, 2 ст. 69 ГК РФ не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Однако закон не препятствует указанным публичным образованиям выступать в качестве вкладчиков (коммандитистов) товариществ на вере.

3. Государство может быть наследником имущества по закону и завещанию, а также стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный вредом ущерб и отвечать за причиненный вред.

4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта, противоречащего закону, а также возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, являются способами защиты гражданских прав (см. ст.ст. 13, 16, 41 ГК).

 

3. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

1. Речь идет о действиях, совершаемых самим государством (муниципальным образованием), и, следовательно, правовое значение их определяется тем, совершены ли они в пределах предоставленных полномочиях, основаны ли они на этих полномочиях. Компетенция органа может быть определенна как в отдельном решении (например, в положении об органе), так и рядом актов, регламентирующих его статус.

2. В законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда по специальному поручению рассматриваемых субъектов выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (например, государственное внешнее заимствование РФ осуществляется Правительством РФ).

3. Судебная защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Характеризуя положение государственных органов при осуществлении судебного разбирательства, следует отметить возможности участия их в процессе не только в качестве стороны по делу, но и для защиты интересов других лиц.

Государственные органы могут быть привлечены к участию в процессе для дачи заключения по делу. В законодательных актах называются виды исков, которые могут быть предъявлены соответствующими государственными органами в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан, государственных и общественных интересов.

 

4. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями или учреждениями, образует соответственно государственную казну РФ, казну РФ, казну республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа. Казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного и муниципального имущества: это средства федерального бюджета, пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство РФ организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ. Юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Так, РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК).


Тема 9. Объекты гражданских прав

 

1. Виды объектов гражданских прав.

2. Понятие и юридическая классификация вещей.

3. Деньги и ценные бумаги. Понятие имущества.

4. Результаты творческой деятельности. Информация.

5. Работы. Услуги. Нематериальные блага.

 

Литература.

1. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. - М. 1927.

2. Чубаров В.В. Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. // Проблемы современного гражданского права: Сб. Статей. - М.: Городец. 2000. - с. 145-172.

3. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. - М.: Статут. 1999.

4. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. - М.: Статут. 1998.

5. Журиленко Т.И., Котова О.И. Правовой режим коммерческой тайны и ноу-хау. // Юрист. 2000. № 3. С. 37-42.

6. Касаткина А. Сделки с драгоценными металлами на территории РФ. // Законодательство и экономика. 2000. № 4. С. 4-17.

7. Козырь О.М. Недвижимость в новом ГК России. // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова. / Отв. ред. А.А. Маковский. - М. 1998. С. 271-297.

 

1. Виды объектов гражданских прав.

Под объектами права следует понимать то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений (см. ст. 120 ГК).

Наиболее распространенные объекты гражданского права - вещи и права на вещи. Помимо них ст. 128 ГК называет еще 3 самостоятельных вида объектов: информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также нематериальные блага.

Кодекс классифицирует объекты гражданского права, используя в качестве критерия различные их свойства. Цель такого рода классификации - вводить в случае необходимости специальные режимы, отражающие особенности тех или иных объектов.

 

2. Понятие и юридическая классификация вещей.

Вещи - материальные объекты внешнего мира. Понятие вещи в действующем законодательстве не формулируется. Гражданский кодекс классифицирует вещи, используя в качестве критерия различные их свойства.

 

Недвижимые и движимые вещи.

К недвижимым вещам относятся согласно ст. 130 ГК 1) земельные участки, участки недр, обособленные объекты, а также то, что прочно связано с землей; 2) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Остальные вещи - движимые. Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, которая установлена ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним" от 21.07.97 г. // Российская газета. 1997. 30 июля.

Недвижимость представляет собой особый объект, так как пользование недвижимостью в большой степени затрагивает интересы других граждан и юридических лиц; недвижимое имущество обладает, как правило, высокой стоимостью; недвижимые вещи обычно являются сложными вещами, приобретение права на недвижимость и владение ею предполагает наличие дополнительных обременений, накладываемых на владельца (например, соблюдение противопожарных, санитарных норм и правил); недвижимость обладает повышенной экономической ценностью.

Одним из неурегулированных в полной мере остается вопрос о возможности отнесения к недвижимости имущества, которое не имеет неразрывной связи с земельным участком, однако отделить его от этого земельного участка было бы достаточно сложно (статуи весом несколько тонн, здания, установленные на поверхности земли, на блоках). Судебная практика США рассматривает такие вещи как постоянные принадлежности (признается недвижимостью).

Регистрация недвижимости выполняет следующие функции: 1) предоставляет владельцам гарантии их прав на имущество; 2) дает возможность получить все сведения об объекте из государственного реестра; 3) создает систему контроля за сделками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.