Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Михайлова М.Н. Политика формирования здорового стиля жизни молодежи в России: организационные аспекты




POLICY FORMATION OF A HEALTHY LIFE STILYA YOUTH IN RUSSIA: ORGANIZATIONAL ASPECTS

 

Ключевые слова: здоровый стиль жизни, молодежь, ценность здоровья, государственная политика

Keywords: healthy lifestyle, youth, health value, state policy

В период получения высшего профессионального образования складывающийся образ жизни студентов связан с их жизненными выборами и соответствует их формирующимся идентичностям. В статье уточнены понятия «ценность здоровья», «здоровый стиль жизни», а также рассмотрены несколько моделей социального процесса формирования референтной идентичности относительно ценности здоровья у молодежи.

While getting the higher education the developing way of students’ life is connected with their vital choices and corresponds to their forming identities. In this article the concepts "health value", "healthy lifestyle" are specified, and also some models of social formation process of reference identity concerning health value among young people are considered.

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья молодежи в России ставят под сомнение адекватность национальной политики формирования здорового стиля жизни молодежи (далее ФЗСЖМ). Реорганизация государственных структур, в частности ликвидация Министерства по делам семьи, молодежи и спорта как отдельной структуры, а также ряда других органов, вовлеченных в ФЗСЖМ, обусловливает потребность в пере-разделении полномочий между субъектами политики ФЗСЖМ. Поэтому целью исследования было выявить основные проблемы в организации политики ФЗСЖМ в России и определить пути ее оптимизации с учетом опыта европейских стран.

В рамках исследования выполнено: 1) анализ нормативно-правовых актов, национальных отчетов и других официальных документов в сфере ФЗСЖМ Швеции, Норвегии, Литвы и России; 2) интервьюирование российских специалистов по оценке нынешнего состояния политики ФЗСЖМ и подходов к решению существующих проблем.

Политика ФЗСЖМ в европейских странах хорошо урегулирована. Наличие национальной стратегии и плана ФЗСЖМ, производимых на основе результатов исследований, упрощают систему оценки достижения политическими мерами своей цели.

Муниципалитеты (Швеция, Норвегия) и муниципальные бюро общественного здравоохранения (Литва), которые являются непосредственными реализаторами политики ФЗСЖМ, выполняющими общегосударственные задачи, ориентируются прежде всего на местные нужды. В России политика ФЗСЖМ является фрагментарной и бессистемной. Ключевым субъектом политики ФЗСЖМ выступает же министерство образования, науки, молодежи и спорта, но единой системы ФЗСЖМ, которая бы объединяла усилия органов власти на разных уровнях, нет. Неравномерное распределение ресурсов между регионами и игнорирование местных потребностей препятствуют эффективной реализации принципов ФЗСЖМ на локальном уровне. Основные проблемы политики ФЗСЖМ: неиспользование доказательного подхода при формировании политики, отсутствие единой концепции ФЗСЖМ и механизмов координации между субъектами политики, а также финансирование отрасли по остаточному принципу.

Сегодня очевидно, что успешная реализация комплекса мер по пропаганде и реализации здорового образа жизни возможна только при консолидации усилий: с одной стороны центральных органов исполнительной власти, областных и районных органов исполнительной власти, местного самоуправления, с другой - средств массовой информации центрального и регионального уровней. В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде следует назвать:

1. Организацию информационно-исследовательских мероприятий, направленных на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде: проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервьюирование), проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.д.), разработка, адаптация и апробация методических материалов, формирование информационных баз данных (молодежь «групп риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.д.).

2. Формирование активной общественной мысли по противодействию и борьбе с асоциальными явлениями и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: организация работы со средствами массовой информации, организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, активизация творчества молодежи и т.д.), проведение разъяснительной работы среди населения о медицинских, социальных и правовых последствиях злоупотребления табаком, алкоголем и психически активными веществами (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов), привлечение к участию в профилактических мероприятиях по противодействию злоупотребления вредных веществ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде «значимых людей» (родителей, молодежных кумиров и «звезд», лидеров, педагогов, тренеров и т.д.).

3. Организацию профилактической помощи подросткам и молодежи по вопросам противодействия и борьбы с асоциальными явлениями, пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: предоставление услуг социальной помощи и поддержки в решении личных, семейных проблем (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги), предоставление помощи родителям в связи с проблемами подростковой наркомании, обучение диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка (консультирование, лекции, занятия в группе), проведение с подростками (в частности с «проблемными» и «группами риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давления, отказа от первой пробы и «нарко-экспериментирования», осознание преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг), выявление возможностей и содействие привлечению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и другие программы и мероприятия молодежных организаций.

4. Развитие волонтерской основы проведения профилактической работы: обучение волонтеров-подростков приемам проведения профилактической работы на улице, в неформальных подростковых группах (лекции, игры, тренинги, консультирование по результатам «уличной» работы и т.д.), содействие деятельности молодежных общественных организаций по вопросам противодействия злоупотреблению вредных веществ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде (организационная, информационная, методическая и другая помощь).

5. Создание и дальнейшее развитие спортивных клубов во всех видах и типах учебно-воспитательных учреждений.

6. Активизацию работы по месту жительства и оказанию государственной поддержки учреждениям, молодежным общественным организациям и объединениям, осуществляющим воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью. Налаживание работы по укреплению сети существующих учреждений по месту жительства, широкое использование базы учреждений культуры, образования, физической культуры, а также привлечение к организации работы по месту жительства общественных объединений и организаций.

7. Необходимо разработать программу укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни, где основной идеей является работа со здоровыми детьми, подростками, молодежью с целью выработки у них ценности здоровья, знаний и привычки здорового образа жизни.

8. Следует предусмотреть систему налоговых льгот для фирм и предприятий, которые отсчитывают от своей прибыли средства на поддержку детско-юношеского спорта.

Для решения указанных проблем на данном этапе стоят следующие задачи:

- сделать каждого молодого человека активным участником сохранения своего собственного здоровья, формируя ответственное к нему отношение, обеспечить доступность знаний о состоянии своего здоровья и знаний о мерах по его укреплению, а также предупреждения заболеваний;

- способствовать развитию необходимых для реализации здорового образа жизни инфраструктур;

- преодолеть перекос, сложившийся в России в сторону дорогостоящих видов медицинской помощи, которые оказывают незначительное влияние на здоровье населения в целом;

- усилить массовые профилактические мероприятия и расширить диспансеризацию населения, что, в итоге, приведет к улучшению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни и к более эффективному использованию финансовых ресурсов на здравоохранение.

 

Список литературы

1. Галанкин Л.Н. Здоровая молодежь – здоровое общество / Под ред. Л.П. Симбирцевой. – СПб.: Мир, 2005. – 214 с.

2. Лыткина Н.Л. В здоровом теле здоровый дух / Н.Л. Лыткина //Профессиональное образование. Столица. -2005.-№6. – C.13

 

Cведения об авторе

Михайлова Мария Николаевна, ассистент кафедры «Иностранных языков» ТюмГНГУ, [email protected], 89224834230

Mikhailova M., assistant of the chair «Foreign languages» Tsogu, [email protected], 89224834230

 

УДК 316.35

Жильская А.В.

Zhilskaya A.V.

 

Жильская А.В.
Культурная элита как источник ценностных ориентирова Российской молодежи
(на примере популярных ТВ-шоу)

CULTURAL ELITE AS A SOURCE OF RUSSIAN YOUTH VALUE ORIENTATIONS (FOR EXAMPLE POPULAR TV SHOW)

Ключевые слова: ценностные установки, молодежь, культурная элита, СМИ, ТВ-шоу, алкоголь, табакокурение, рейтинг ТВ-шоу, рейтинг жизненных ценностей

Key words: value orientation, youth, cultural elite, media, TV show, alcohol, smoking, TV shows rating, value orientations rating

Выдвинута гипотеза о взаимосвязи молодежного образа жизни, отношения к алкоголю и табакокурении, ценностных ориентаций и предпочитаемых ТВ-шоу, их специфики. Рассмотрена культурная элита как один из важных источников формирования ценностных ориентаций молодежи, на примере СМИ. Составлены рейтинги предпочтений.

The author sets up a hypothesis about correlation between youth lifestyle, attitudes toward alcohol, smoking, preferred TV shows and value orientation of young people. The cultural elite, by example media, is considered as one of most important source of value orientation of youth. Ratings of preferences are compiled.

 

Человеческие ценности многообразны. К важнейшим относят здоровье, уровень материальной обеспеченности, отношения в социуме, семью, саморазвитие, отдых и т.д. Наличие здоровья позволяет реализовывать все остальные жизненные ценности, тогда как отсутствие такового может стать серьезной преградой в реализации человека в других сферах.

Большое влияние на формирование ценностных установок человека оказывают институты воспитания. Российский психолог Роберт Немов понимает под институтами воспитания «общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания — это семья и школа» [1, с.325]. Все возрастающее воздействие на развивающуюся личность оказывают внесемейные и внеучебные организации, куда относятся СМИ, неформальные связи, кружки по интересам, не занятые образовательной деятельностью. Порой их воздействие на человека посредством авторитетности, популярности и доступности перекрывают семейный институт воспитания, формируя у человека новые ценностные установки. Сопоставление ценностных установок, заложенных семьей, с ценностями общества, повышают восприимчивость человека к внесемейным организациям, к транслируемой ими информации. Такая восприимчивость свойственна человеку при переходе от детско-юнашеского состояния к «зрелой» личности, самостоятельно принимающей решения и несущей ответственность за свои действия, когда идет переосмысление ценностных установок и стремление самоутвердиться в жизни, «поиск себя». Так характеризуется молодежная социальная группа, возрастной период, который по некоторым данным колеблется от 14 до 35 лет, средний возраст молодежи составляет от 16 до 30 лет.

Немецкий философ и социолог Карл Мангейм определяет, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию» [2, с. 445]. Именно молодежная группа общества более восприимчива к любым воздействиям общества.

Молодежная среда комбинирует в себе высокий уровень восприимчивости, способность к обучению и возможности самореализации. Но, в тоже время жизненный опыт еще не наработан, программа нравственных ориентиров, заложенных семьей и близким окружением, требует подтверждения или опровержения методом проб и ошибок. К сожалению, не редки случаи, когда ошибки становятся системными и трудны в исправлении, как, например, употребление наркотических препаратов, пристрастие к алкоголю и табакокурению. Все это сильно подрывают здоровье, снижая продолжительность жизни человека, ухудшая ее уровень.

Необходимо выявить, какие источники формирования ценностных ориентаций воздействуют на молодежную среду, влияя на определения стиля жизни и отношение к своему здоровью.

Во все времена развитие человеческого общества происходило под руководством уникальных личностей, лидеров, привилегированного меньшинства, которое определяет направление развития массы, формирует ценности, культурные идеалы. Эта группа избранных составляет культурную элиту. Культурная элита задает вектор развития нашего общества, ее основная функция – нормотворчество, без которого не будет основы для построения сильного государства. Данная мысль подтверждается словами великого русского философа Николая Александровича Бердяева: «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности» [3, с.556].

Представители культурной элиты своим примером образа жизни, мысли и деятельности, личностными качествами и достижениями, являются движущей силой прогресса общественной жизни. «Жизнеописание знаменитых людей всегда волновало обывательские умы, прежде всего тем, что «простые люди» видели в этой агиографии свои идеалы и руководство к действию в своих притязаниях на признание» [4, с. 93].

Молодежная среда, обладая деятельной природой и силами к реализации жизненных планов, в большей степени восприимчива к усвоению нравственных ориентиров, способности перенимать образ жизни, транслируемый представителями культурной элитой. Молодежь выбирает из культурной элиты наиболее деятельных и ярких представителей, «своих героев», по возрасту и роду деятельности близких к молодежной группе. Особую роль в развитии и формирование ценностных установок для подростка играют авторитетные личности, знаменитости. Как правило, это представители шоу-бизнесса, масс-медиа, и телевизионной культуры. Наиболее популярным источником воздействия культурной элиты у изучаемой группы общества, можно считать СМИ. Развлекательные, юмористические и интеллектуальные шоу рассчитаны на молодежную аудиторию, где ведущие и участники представляют собой тех «героев», с которыми сопоставляет себя зритель.

У автора была гипотеза о взаимозависимости молодежного образа жизни, отношения к алкоголю и табакокурению, и предпочитаемых телепередач, их специфики, и ценностных ориентаций молодежи. Исследование в виде пилотажного опроса было направленно на подтверждение или опровержение этой гипотезы.

Чтобы выяснить, какие предпочтения имеются среди молодежи, выбрано одно из направлений ценностного формирования личности, используемое культурной элитой – СМИ. В настоящее время наиболее популярны телевизионные шоу, где ведущие, герои и, порой, участники становятся для зрителя авторитетными личностями, поведение которых они сознательно или бессознательно копируют, перенимают стереотип поведения и отношение к тем или иным ценностям, одним из которых является отношение к здоровому образу жизни. Также составлен рейтинг жизненных ценностей молодежи.

Исследование проведено в первой неделе сентября 2014 года, в форме анкетирования с закрытой формой вопросов, в котором приняли участие 100 человек, мужского и женского пола, в возрасте от 18 до 25 лет, проживаемых в Тюменской области. Анкета состояла из 5 вопросов, и призвана осветить три взгляда молодых людей: 1) отношение к алкоголю и табакокурению; 2) предпочтения ТВ-шоу и разделение образа жизни их героев/ведущих; 3) рейтинг жизненных ценностей.

Согласно гипотезе должна существовать связь между отношением молодежи к алкоголю и табакокурению, спецификой ТВ-шоу, которые они предпочитают, и их жизненными ценностями.

Итак, опрос показал, что: отношение к алкоголю: негативно у 34%, нейтрально – 37%, положительно – 29 %. Отношение к табакокурению: негативно 57 %, нейтрально – 26%, положительно – 17 %. В общем рейтинге интересующих молодежь ТВ-шоу лидируют юмористические передачи («Comedy-club», «КВН», «Уральские пельмени», «Даёшь, молодёжь!»), реалити-шоу стоят на втором месте в списке приоритетных шоу («Дом2», «Топ-модель по-американски»), на третьем месте – шоу талантов («Фактор А», «Голос», «Минута славы»), познавательные и интеллектуальные передачи заняли четвертое место («Орел и решка», «Жить здорово!», «Кто хочет стать миллионером»), ток-шоу стоят на пятом месте («Пусть говорят», «Наедине со всеми»), кулинарное шоу и «полезные» передачи заняли 6 и 7 места соответственно («Званый ужин», «Смак» и «Квартирный вопрос», «Школа ремонта»). Образ жизни героев/ведущих ТВ-шоу 56% респондентов разделяют, 33% – частично, и 11% - не разделяют. В таблице 1 приведен рейтинг ТВ-шоу в соответствии с отношением молодежи к алкоголю и табакокурению.

Из табл. 1 видно, что рейтинг предпочтений у групп, приверженных к здоровому образу жизни и лиц, имеющих или положительно реагирующих на вредные привычки, отличается.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.