Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Эмоции и чувства в жизни человека




Лабораторное занятие № 2

Цель: рассмотреть методы диагностики эмоциональных состояний; исследовать эмоциональные отклонения и доминирующие базальные эмоции; изучить эмоциональные состояния; измерить уровень тревожности; определить уровень нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе; провести самооценку эмпатических способностей и эмоциональной экспрессии.

Организационная форма занятия: лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Различные подходы к пониманию эмоционального процесса. Компоненты эмоционального процесса.
  2. Свойства эмоционального процесса.
  3. Функции эмоций.
  4. Классификация эмоциональных состояний.
  5. Объективные и проективные методы оценки эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать подходы к пониманию эмоционального процесса в интроспективной психологии, бихевиоризме, глубинной психологии, отечественной психологии; студент в ходе занятия должен иметь четкое представление о компонентах эмоционального процесса, выделенных Я. Рейковским (компонент эмоционального возбуждения, знак эмоций, качество (содержание) эмоционального процесса), о компонентах эмоционального процесса, выделенных Е.П. Ильиным (знак эмоциональных переживаний, интенсивность эмоционального реагирования, длительность протекания эмоциональных процессов, предметность как характеристика эмоционального реагирования); рассмотреть взгляды К. Изарда на эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический субстрат, нервно-мышечный аспект и субъективные переживания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По второму вопросу: студент должен иметь представление о свойствах эмоционального процесса: полярность, амбивалентность, сила эмоционального процесса, динамика эмоционального процесса, доминантность, универсальность, адаптация. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По третьему вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные функций эмоций – приспособительная, коммуникативная, сигнализирующая, предвосхищающая, оценочная (аксиологическая), мотивационная, дезорганизующая, регулирующая, защитная, синтезирующая, функция накопления индивидуального опыта, функция актуализации накопленного опыта и др., раскрыть значение понятия «эмпатия» и ее функции. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009;Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

По четвертому вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть различные подходы к классификации эмоциональных состояний (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Смирнов, А.И. Трохачев и др.). Охарактеризовать эмоциональный тон ощущений, классификации эмоций (К. Изард: интерес, удивление, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, стыд, вина; Б.И. Додонов: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, гедонистические, акизитивные, эстетические; по происхождение: низшие и высшие эмоции, по признаку воздействия на организм: стенические, астенические; по знаку: положительные и отрицательные), классификации чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические), особенности настроения (основные характеристики, причины и структура) и связь насроений с социальным контекстом поведения, аффекты (фазы, признаки, факторы, провоцирующие аффект) и их влияние на личность, стресс (физиологический и психологический стресс, стадии развития, типы реагирования), фрустрацию (типы фрустрирующих ситуаций, виды фрустрационного поведения (Е.П. Ильин, Ф.Е. Василюк, Н. Майер, Э. Фромм), понятие фрустрационной толерантности). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995; Бернс Д. Тайна настроения // Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. — М.: Рипод Классик, 1997; Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984; Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004;Додонов В.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978; Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008;Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983; Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - М.: Наука, 1970; Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. - № 3; Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.

По пятому вопросу: студент должен иметь представление о четырех группах методов оценки эмоциональных и поведенческих расстройств - визуальные (метод наблюдения); субъективно-оценочные (специальные опросники, анкеты); проективные (рисуночные, графические; составление сказок, рассказов); объективные (регистрация физиологических показателей). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - МГУ, 1990; Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Диагностика эмоционального нарушений у детей. – М., 2004.

Ход проведения лабораторного занятия:

 

I. Методика САН (самочувствие, активность, настроение)

Описание методики. Методика предложена В.А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение.

Цель: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (или силе) выраженности данной характеристики».

Типовая карта методики САН

3 - Значительно

2 - Средне

1 - Слабо

0 - Вовсе нет

  Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
  Чувствую себя сильным               Чувствую себя слабым
  Пассивный               Активный
  Малоподвижный               Подвижный
  Веселый               Грустный
  Хорошее настроение               Плохое настроение
  Работоспособный               Разбитый
  Полный сил               Обессиленный
  Медлительный               Быстрый
  Бездеятельный               Деятельный
  Счастливый               Несчастный
  Жизнерадостный               Мрачный
  Напряженный               Расслабленный
  Здоровый               Больной
  Безучастный               Увлеченный
  Равнодушный               Взволнованный
  Восторженный               Унылый
  Радостный               Печальный
  Отдохнувший               Усталый
  Свежий               Изнуренный
  Сонливый               Возбужденный
  Желание отдохнуть               Желание работать
  Спокойный               Озабоченный
  Оптимистичный               Пессимистичный
  Выносливый               Утомляемый
  Бодрый               Вялый
  Соображать трудно               Соображать легко
  Рассеянный               Внимательный
  Полный надежд               Разочарованный
  Довольный               Недовольный

Обработка данных:

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26

Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10, средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Значение показателей от 1,0 до 3,0 рассматриваются как низкие, от 3,0 до 5,0 - средние, от 5,0 до 7,0 - высокие.

Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Так, у отдохнувшего человека оценки САН примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения Самочувствия и Активности, по сравнению с Настроением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.