КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Психология внимания
Лабораторное занятие № 1 Цель: рассмотреть методы исследования внимания; определить устойчивость внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения; изучить особенности избирательности внимания; оценить объем внимания, точность пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Организационная форма занятия: лабораторное занятие. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания. 2. Виды внимания. 3. Свойства (качества) внимания и их обусловленность. 4. Внимание и рассеянность Методические рекомендации: По первому вопросу: студент должен раскрыть особенности внимания как психического процесса, дать характеристику направленности и сосредоточенности внимания; охарактеризовать основные функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов, роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении человека. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. По второму вопросу: студент должен иметь представление об основных видах внимания – природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, чувственное, интеллектуальное; охарактеризовать факторы, влияющие на непроизвольное внимание; особенности, условия возникновения и поддержания произвольного и послепроизвольного внимания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. По третьему вопросу: студент должен иметь представление об основных свойствах внимания; рассмотреть психофизические характеристики устойчивости (периферийная и центральная) внимания и его основные условия; охарактеризовать концентрацию, распределение, переключаемость, объем внимания; раскрыть значение понятия «отвлекаемость» и ее физиологические основы. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать явление мнимой и подлинной рассеянности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. Ход проведения лабораторного занятия: I. Исследование избирательности внимания (методика Мюнстерберга) Цель – изучение особенностей избирательности внимания. Стимульный материал: буквенный текст, среди которого имеются слова, секундомер. Первый вариант Бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ Шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие мйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн мюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэк ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзю эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфплнь ыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжъб екдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм
Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Второй вариант бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Ключ: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия, футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса, грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, воодушевление, факультет, вершина, хирургия. Ход выполнения работы: Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст, среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания. Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть слова. Вам необходимо найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой буквы и кончая последней. Задание нужно выполнить быстро и точно». Обработка и анализ результатов:
А=В+Т, где В=с–m/(c+n); с – общее количество выделенных слов; m – количество ошибочно выделенных слов; n – количество пропущенных слов; Т – поправка на время. Оценка Т определяется по таблице.
5. Полученный результат Т сравнить со среднегрупповым.
II. Исследование устойчивости внимания (методика Рисса). Цель – определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания. Стимульный материал: варианты бланков с перепутанными линиями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), секундомер, ключ для проверки. Ход выполнения работы: На бланке в прямоугольнике проведено двадцать пять перепутанных линий, которые начинаются с его левой стороны и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы от 1 до 25. Испытуемый должен проследить ход каждой линии и поставить с правой стороны тот же номер, что и у левой. Экспериментатор фиксирует время начала и завершения исследования, а также время, за которое испытуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с первой по пятую, с шестой по десятую и т. д.). Инструкция: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот же номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейдете ко второй и т.д. Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Обработка и анализ результатов: 1. Определить количественные показатели (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий; время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25). Построить график. На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым. 2. Определить количество ошибок. Правильность проверяется сличением бланка испытуемого с ключом. Ключ: 5, 12, 4, 9, 14, 16, 1, 8, 18, 7, 19, 22, 15, 23, 6, 21, 2, 20, 3, 10, 11, 25, 24, 17, 13. Ошибки в нумерации линий и медленное выполнение свидетельствует о низкой способности к устойчивости внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (или истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от его начала к концу. Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»: 19 и более - отлично; 10- 18 - хорошо; 4- 9 - удовлетворительно; 3 и менее - неудовлетворительно. 3. При наблюдении за испытуемым следует отметить: преобладает установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда. 4. При опросе испытуемого необходимо узнать, что в данном задании было трудным для него, отчего он медленно выполнял работу, боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линий и вынужден был возвращаться к началу. Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ф. продемонстрировал значительное развитие концентрированного внимания, выполнив безошибочно задание за 3 мин 33 с; работал быстро, уверенно, четко; ни разу не прибегал к повторному просмотру линий. При опросе заявил, что задание легкое, и высказал уверенность, что ошибок у него нет. Исследуемый К., наоборот, обнаружил слабую устойчивость внимания, многократно проверял одну и ту же линию, затратил 18 мин на выполнение задания, допустил значительное число ошибок (7). При опросе высказал опасение, что сделал много ошибок. Сказал, что трудно удержать взглядом линию и нет уверенности, что пришел к правильному результату. III. Корректурная проба (тест Бурдона). Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Инструкция: «Вам розданы листы, заполненные строками из различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно слева направо, как будто читаете, и зачеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Если закончится один бланк, то продолжайте работу на втором и т.д. Работать начнете после моей команды: «Начали!». Сначала будете подчеркивать букву К и вычеркивать букву И. Когда через некоторое время скажу: «Черта!, Вы должны провести вертикальную линию в том мосте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: теперь букву И подчеркивать и вычеркивать букву К. При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать букву К и вычеркивать букву И и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Приготовились! Начали!». По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подастся команда «Черта!». Обработка и интерпретация результатов: 1. Экспериментатор проверяет результаты в корректурных бланках испытуемого 2. В протокол занятия вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв которые необходимо было вычеркнуть. Протокол занятия Ф.И.О. _____________________________________________Дата__________ Возраст_________________Пол______________________________________ Оценка устойчивости внимания (корректурная проба)
3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин, и точность, вычисленная по формуле , где K – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых за время работы букв.
4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования Оценка устойчивости внимания в баллах:
5. Рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А = В + С, где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |