Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Методика исследования ситуативной и личностной тревожности




II. Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард.

Цель: изучение эмоциональных отклонений и выявление доминирующих эмоций, оценки наличия или отсутствия депрессивных симптомов и депрессии в целом.

Описание методики: Бланковый вариант изучения фундаментальных эмоций представляет собой набор эмоций (всего 10), где каждой из них соответствует три определенных эмоции в понятиях (30 понятий).

Процедура проведения:

Каждую эмоцию, выраженную в понятиях, испытуемый должен оценить в четырех бальной шкале в зависимости от того, в какой степени она проявляется в данный момент.

Возможны 4 варианта ответов:

1. Совсем не подходит.

2. Пожалуй, верно.

3. Верно.

4. Совершенно верно.

Инструкция: «Оцените по 4–х бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент».

Шкалы эмоций в понятиях Сумма Эмоция
Внимательный   Концентрированный   Собранный     1.Интерес
Наслаждающийся   Счастливый   Радостный     2. Радость
Удивленный   Изумленный   Пораженный     3. Удивление
Унылый   Печальный   Сломленный     4. Горе
Взбешенный   Гневливый   Безумный     5. Гнев
Чувствующий неприязнь   Чувствующий отвращение   Чувствующий омерзение     6. Отвращение
Презрительный   Пренебрегающий   Надменный     7. Презрение
Пугающий   Страшный   Сеющий панику     8. Страх
Застенчивый   Робкий   Стыдливый     9. Стыд
Сожалеющий   Виноватый   Раскаивающийся     10. Вина

Обработка результатов:

Количественный анализ: Подсчитывается сумма баллов по строкам, вычисляется коэффициент самочувствия (К), по формуле:

K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где

K – самочувствие,

C1, C2, C3… – эмоция под №1, №2, №3, №… соответственно.

Определяются преобладающие шкалы и те, которые наиболее выражены, минимальное количество – 3, максимальное – 12.

Качественный анализ: Предполагает обнаружение доминирующих эмоций.

Если К>1, то самочувствие отвечает положительному (гипертимному) полюсу, при К<1 - отрицательному (дистимному, с пониженным настроением) полюсу. При очень низком коэффициент самочувствия можно предположить наличие депрессии.

Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 — для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

  Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  1. Я спокоен
       
  1. Мне ничто не угрожает
       
  1. Я нахожусь в напряжении
       
  1. Я внутренне скован
       
  1. Я чувствую себя свободно
       
  1. Я расстроен
       
  1. Меня волнуют возможные неудачи
       
  1. Я ощущаю душевный покой
       
  1. Я встревожен
       
  1. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
       
  1. Я уверен в себе
       
  1. Я нервничаю
       
  1. Я не нахожу себе места
       
  1. Я взвинчен
       
  1. Я не чувствую скованности, напряжения
       
  1. Я доволен
       
  1. Я озабочен
       
  1. Я слишком возбужден, и мне не по себе
       
  1. Мне радостно
       
  1. Мне приятно
       

Шкала личностной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго задумываться».

  Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  1. У меня бывает приподнятое настроение
       
  1. Я бываю раздражительным
       
  1. Я легко могу расстроиться
       
  1. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
       
  1. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
       
  1. Я чувствую прилив сил, желание работать
       
  1. Я спокоен, хладнокровен и собран
       
  1. Меня тревожат возможные трудности
       
  1. Я слишком переживаю из-за пустяков
       
  1. Я бываю вполне счастлив
       
  1. Я все принимаю близко к сердцу
       
  1. Мне не хватает уверенности в себе
       
  1. Я чувствую себя беззащитным
       
  1. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
       
  1. У меня бывает хандра
       
  1. Я бываю доволен
       
  1. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
       
  1. Бывает, что я чувствую себя неудачником
       
  1. Я неуравновешенный человек
       
  1. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
       
           

Обработка результатов:

Определите суммарный показатель ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Ситуативная тревожность Ответ Личностная тревожность Ответ
                 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
S СТ = S ЛТ =

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности
до 30 низкий
31-44 средний
45 и более высокий

Интерпретация результатов:

Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу.

Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них сильнейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аффективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно воспринимают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая отрицательно сказывается на результатах.

Известно, что некоторые люди вообще не склонны испытывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитивными и прогностическими способностями. Эти качества находят свое отражение в легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, деятельности, жизни.

Тревожность оказывает влияние на формирование личности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Периодически переживаемое человеком чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии поведения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.

Рекомендации:

Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.