Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Тест Юмористических фраз (ТЮФ)




Оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе в определенной мере достоинства стандартизованного, измерительного экспресс-теста и индивидуализированной проективной техники. Авторы методики - В.С. Бабина (Болдырева) и А.Г. Шмелев.

В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам - тематическим конструктам. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность). В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам.

Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10-ти основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика «Фразы» с 16-ой полосы «Литературной газеты»). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы средние значения 10-ти классов (по 10-ти заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости освежается за счет новых острот и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики).

Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия:

Инструкция: «Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или острота) имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме».

Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым.

В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия):

1- садизм 2- секс 3-пагубные пристрастия 4- деньги 5- мода 6- карьера 7- семейные неурядицы 8- социальные неурядицы 9- бездарность в искусстве 10- человеческая глупость

Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т.е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.

Список юмористических фраз:

  1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
  2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
  3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
  4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
  5. Без женщин жить нельзя на свете - и тем более в темноте,
  6. Чтобы лучше понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
  7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
  8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
  9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
  10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
  11. Терпенье и труд все перетрут, - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
  12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
  13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
  14. Морская качка была изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
  15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
  16. И фиговый листок отпадает.
  17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.
  18. Не было ни гроша, и не будет!
  19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
  20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
  21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты ненастоящий карьерист.
  22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
  23. Вылился в алкоголики.
  24. Семь раз отмерь - один отрежь, - объяснял старый палач молодому.
  25. Брала от жизни все, что входило в моду.
  26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.
  27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется!
  28. Ему пришла в голову мысль, но не застав никого, ушла.
  29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
  30. Она шипела на мужа как газированная вода.
  31. Я пью не больше ста граммов, но выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
  32. Не бойтесь этой гранаты - она ручная.
  33. Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
  34. Не хлебом единым жив человек! - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
  35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.
  36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
  37. Нелегок этот писательский труд, - говорит Евгений Сазонов ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
  38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
  39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
  40. Призвание хорошо, а звание лучше.
  41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
  42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
  43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
  44. «Душит - значит любит» (Дездемона).
  45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
  46. Нашел место в жизни - найди жене.
  47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
  48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два-три часа до ее начала.
  49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
  50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
  51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни мебели это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.
  52. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.
  53. У меня ничего не осталось, кроме тебя, - признавался он ей за три дня до зарплаты.
  54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.
  55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
  56. Голова его что-нибудь да стоила... Вместе с бобровой шапкой.
  57. Пить - здоровью вредить, - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только он уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
  58. И на Пегасах порой гарцуют всадники без головы.
  59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
  60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
  61. Удивительное - ядом! - сказал Сальери.
  62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
  63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться баз них.
  64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.
  65. Если у тебя умная жена, - будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
  66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
  67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.
  68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
  69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
  70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
  71. Дороже всего нам обходится то, чего нельзя достать ни за какие деньги.
  72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
  73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
  74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
  75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка
  76. В этой столовой можно не только червячка заморить.
  77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
  78. Последний крик моды обычно раздается из-под прилавка.
  79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
  80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.
  81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
  82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
  83. Ломал голову, а сломал шею.
  84. А здесь я работаю для потомства, - гордо намекнул Евг.Сазонов, указывая посетителям на диван.
  85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
  86. Всем модам Оттелло предпочитал декольте.
  87. Интеллигенты умирают сидя.
  88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
  89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!
  90. Забытый писатель искал забвения в вине.
  91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
  92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
  93. Не лезь без бутылки!
  94. Даже роль Оттелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
  95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
  96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
  97. Не всякая кучка могучая.
  98. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
  99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
  100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета

Обработка результатов:

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие - второстепенны, и т.д. Использование в ТЮФе норм с внутренним критерием не отменяет возможность получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1, 8, 9 и 10 являются более многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.

Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

  тема мотив преграда
  Садизм самосохранение разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида
  Секс вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности
  Пагубные пристрастия (пьянство) употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.)
  Деньги личное материальное благосостояние недостаток денег, высокие цены и т.п.
  Мода самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров  
  Карьера достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика
  Семейные неурядицы семейное благополучие несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади)
  Социальные неурядицы социальное благополучие асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности
  Бездарность в искусстве поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность эстетическая беспринципность так называемых «людей искусства», обилие бездарных произведений.  
  Человеческая глупость познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием невежество, ограниченность окружающих

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом), а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.

Дополнительные замечания

1. При интерпретации выраженного «пика» на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случав) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, «пик» по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную «мозахистическую» пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как и в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, а не на положение индивида на континууме оси-конструкта.

2. Выраженный «провал» (низкий балл по теме) может означать «апперцептивную слепоту» по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из «чужой» темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы – «площадь под кривой» профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы «притягивают» (апперцепируют) к себе фразы из других тем.

Заполняемый профиль ТЮФ

Садизм 1.          
Секс 2.          
Пагубные пристрастия 3.          
Деньги 4.          
Мода 5.          
Карьера 6.          
Семейные неурядицы 7.          
Социальные неурядицы 8.          
Бездарность в искусстве 9.          
Человеческая глупость 10.          
           

5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико-психологический статус: потребности организма - темы I, 2, возможно, 3;

потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;

потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.

Ключ к тесту

№ юмор. фразы № темы № юмор. фразы № темы
Однозначные фразы Многозначные фразы
      6, 9
      2, 5
      4, 5
      1, 2, 3
      9, 10
      4, 7
      3, 8
      1, 9
      5, 6, 8
      3, 5
      2, 6, 7
      2, 10
      2, 8
      5, 7
      3, 4
      2, 6
      7, 9
      4, 8
      2, 7
      3, 9
      1, 4, 6
      3, 7
      2, 3
      2, 3
      5, 8
      4, 10
      6, 8
      1, 5, 4
      8, 9
      1, 10, 8
      2, 9
      5, 9, 10
      1, 2, 5
      1, 8, 10
      4, 5, 10
      1, 6, 9
      3, 9
      4, 7
      2, 4, 5
      3, 8
  1, 2   1, 2, 7, 9
  3, 10   2, 7
  6, 7   8, 10
  4, 9   5, 8
  3, 6   8, 9, 10
  2, 10   2, 9, 10
  8,10   4, 9
  7, 1    
  4, 6    
  2, 4    
  6, 10, 8    
  1, 4, 8    
  5, 10    

 

II. Тест-опросник измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминов).

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. Тест-опросник для измерения мотивации достижении предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также:

1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);

2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);

3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: « Вам предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. Для каждого утверждения проставьте отметку в колонке, соответствующей вашему выбору:

+ 3 – полностью согласен;

+2 – согласен;

+ 1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – нейтрален;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

-2 – не согласен;

-3 – полностью не согласен.

Не тратьте время на обдумывание, давайте тот ответ, который первым приходит в голову, поскольку при обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не содержательный анализ ответов по отдельным пунктам. Каждое следующее утверждение читайте только после того, как оценили предыдущее, постарайтесь ничего не пропускать. Свободно и искренне выражайте свое мнение».

Текст опросника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.