Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Несовершенная конкуренция




Несовершенная конкуренция

Монополия

Дуополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия

Входные барьеры

Максимизации прибыли в условиях монополии

Ценовая дискриминация

Индекс Лернера

Естественная монополия

Двухкомпонентный тариф

Индекс Герфиндаля

Индекс Герфиндаля - Хиршмана

«Ломаная кривая» спроса

«Дилемма заключенного»

Равновесие по Нэшу

Картель

Неценовая конкуренция

Лидерство в ценах

Монопсония

«Мертвый убыток»

Антитрестовский закон

«Принцип разумности»


imperfect competition

monopoly

duopoly

oligopoly

monopolistic competition

pure monopoly

barriers to entry

profit maximization for the monopoly firm

price discrimination

Lemer index

natural monopoly

two-part tariffs

Herfindal index

Herfindal - Hirschman index

kinked demand curve

prisoner's dilemma

Nash equilibrium

cartel

nonprice competition

price leadership

monopsony

deadweight loss

antitrust law

rule of reason



Глава 8


Экономика неопределенности


 


Глава 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ

«- Ну и ну, - отвечал Ос-тап раздраженно,- один шанс против одиннадцати. И этот шанс... Он хорошенько порылся в стуле и закончил: - И этот шанс пока не наш».

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

§ 1. Неопределенность как характерная

черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем аб­страктную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том числе мы предполагаем, что информация на таком рынке распре­делена симм е т р и чно, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет исполь­зовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нару­шается, и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенно сти - недостатка информации о вероятных будущих событиях.

1Хайек ф Пагубная самона.деянность. «Новости», М., 1992. С. 156-157
В экономической теории существуют различные точки зрения отно­
сительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она
мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и
является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Од­
нако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как
раз заключается в умении использовать информацию, которая первона­
чально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придержи­
вался Ф. А. Хайек, несмотря на его яв­
ные рыночные взгляды.1 По его мнению,

выгода возникает лишь в том случае,

если информация первоначально доступ-

на не каждому; предприниматель, обла-.


дающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в те­чение периода времени, пока доступ к информации не получат осталь­ные агенты на рынке.

Далее мы будем рассматривать в основном неоклассический подход как наиболее распространенный при анализе проблем неопределенно­сти и асимметричности информации.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка (см. подробнее гл. 15). С чем это связано?

В результате асимметричной информации возникают ин т ернал ии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые уча с­т н и ка ми данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки (сравните это с понятием эк ст ернал и й в гл. 15, когда выго­ды или издержки падают на « т ре т ьих» л и ц). Примеров интерналии мно­жество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон безнаказанно нарушила договор (репетитор взял деньги впе­ред, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); наниматель получил выгоду от работника, повысивше­го свою квалификацию путем самообразования и т. д.

В чем же причина возникновения интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут ока­заться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат при­обретен незаконным путем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирмуизготовитель? Но расходы на такие мероп­риятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.

Таким образом, в результате асимметричности информации наруша­ется сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые си гналы пере ст аю т о т ража т ь реальное положен и е дел. Классичес­кий пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в ста­тье американского экономиста лауреата Нобелевской премии за 2001 год Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситу­ацию на рынке подержанных автомобилей.

На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согла­сен уплатить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так называемые «лимоны» -дефектные автомобили (на американском жар­гоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 2000 Долл., а покупатели заплатили бы за такой автомобиль не больше 3000 Долл. Если бы информация распределялась симметрично, существова-


 




Глава 8


Экономика неопределенности


 


ли бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков -своя цена. Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только про­давец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. При равном количестве плохих и хороших автомобилей устанавливает­ся средняя цена: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимо­ны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной с елекц и ей (не б лагоприятны м о т боро м ).

Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятно­го отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асиммет­ричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здо­ровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здо­ровые люди перестанут страховаться, и доля больных будет увеличи­ваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются толь­ко больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некачественный «товар» вытесня­ет с рынка качественный. Страховая деятельность становится невыгод­ной, но она необходима. Поэтому часто страховой деятельностью зани­мается государство. Помимо трансакционных издержек, еще и асиммет­ричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности.

Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной ин­формации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное послед­ствие асимметричности информации - возникновение морального ри с­ ка. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здо­ровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее вни­мательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигна­лизации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском -отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

Наконец, следует сказать несколько слов о про б леме «пр и нципал - аген т » (подробнее о проблеме «принципал - агент» см. гл. 9) с точки зрения асимметричности информации. Собственник акций компании (принципал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные


цели. Конечно, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типич­ными среди которых обычно называют разрастание управленческого персонала и сокращение рабочего дня. Принципал не имеет полной ин­формации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятель­ность фирмы может быть далеко не всегда направлена на максимиза­цию прибыли, как это принято считать в неоклассической теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.