Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное благосостояние




П

PV = ZFV / (1+гу (1)

(=1

Поскольку величина t в этой формуле приближается к бесконечнос­ти, постольку и коэффициент дисконтирования 1/(1 + г)' становится все


меньше и меньше с ростом t. Таким образом, цена земли как дисконти­рованная ценность (PVN) определяется по формуле:

PVN = Rlr (2),

где R - ежегодный размер земельной ренты, а г - рыночная ставка процента.

Например, если ежегодный доход в виде ренты составляет 1000 долл., ставка ссудного процента - 5%, то цена земли составит -1000/0,05 = 20000 долл.

Из этой формулы видно, что цена земли будет расти, если увеличи­вается размер ренты, и падать, если повышается ставка процента.

Рассмотренное определение цены земли является теоретическим. На практике цена земли зависит от множества факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков. Так, например, рост цен на землю может объясняться растущим спросом на нее для несельскохо­зяйственных целей. Резко возрастает спрос на землю (и вообще на не­движимость) в условиях инфляции и особенно гиперинфляции, а это ведет соответственно к росту цены земли. В целом динамика цен на землю в странах рыночной экономики Запада за весь период с начала XX в. имела устойчивую тенденцию к росту, хотя наблюдались и отдель­ные периоды снижения (например, в США в середине 1980-х гг., в связи с падением фермерских доходов упала и цена земли; в этом же направ­лении действовал и рост ставок ссудного процента в начале 80-х гг. XX в., доходивший до 18-21%).

Земельная рента означает платность важнейшего фактора произ­водства - земли. Экономисты прошлого по-разному оценивали это об­стоятельство. Например, К. Маркс считал сам факт платности земли препятствием для развития производительных сил в сельском хо­зяйстве, поэтому им и предлагалась ее национализация. Неоклассичес­кой школой, наоборот, подчеркивается положительный, т. е. благоприят­ный с точки зрения эффективности, характер платности земли как важ­нейшего ресурса. Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства, например, ставок заработной платы и ставок земельной ренты, дает производителю важнейшую информацию о наи­более эффективном сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов. Так, если земля дорога, а труд Дешев, то экономически рационально замещать землю трудом, вести хозяйство на интенсивной основе. Можно с уверенностью сказать, что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство в странах рыночной экономики не достигло бы такого уровня производительности и, следо­вательно, предложения продовольственных товаров, какое наблюдает­ся сейчас. В настоящее время перепроизводство сельскохозяйственной продукции во многих странах Запада достигло таких масштабов, что


-------------.---------------------------.______._____________________ Глав а 13

потребовало государственного вмешательства и субсидирования фермерских хозяйств во избежание падения их доходов.

Цена земли как капитального актива помогает лучше понять сущ­ность одного из многочисленных рынков товаров и факторов производ­ства, существующих в нормальной рыночной экономике. Нельзя перей­ти от командно-административной системы к рыночной, если запре­тить функционирование рынка земли, ее куплю и продажу, залог и т. п. Запрет в нашей стране свободного рыночного оборота земли вов­се не помешал ее купле-продаже, но в нелегальной, скрытой форме-при продаже домов в сельской местности, дач и т. п. Это означало что государство лишалось значительной части доходов бюджета из-за реализации земельных участков «явочным порядком». Законодатель­ное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, - необходимое условие успеха глубоких экономических реформ в России.

Основные понятия:

Собственник земли (землевладелец) landowner

Производный спрос на землю derived demand for land

Услуги земли,and services

Земельная рента rent 0f land

Дифференциальная differential land rent
земельная рента

Неэластичность unelastic supply

предложения услуг земли 0f land services

Цена земли price of |and


Предпринимательство и прибыль

Глава 14. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ

«Без развития нет пред­принимательской прибыли, а без последней не бывает раз­вития».

Й. Шумпетер

§ 1. Прибыль: нормальная и экономическая

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознагражде­нием такого специфического фактора, как предпринимательство. Специ­фического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фак­тора производства проявляется через его функции. Как уже было пока­зано в гл. 3, функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте про­дукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предприни­мательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход - прибыль. Рас­смотрим понятие прибыли как факторного дохода.

Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к пробле­ме рождает новые вопросы. Определение валового дохода не состав­ляет трудности (это произведение количества произведенной продук­ции и цены единицы товара). Но что следует включать в валовые из­держки?

Как уже говорилось в гл. 6, с точки зрения бухгалтера, в издержки должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на при­обретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату зара­ботной платы работникам и т. д. Фирма в этом случае несет явные из­держки, поскольку выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, покупает необходимые ресурсы на рын­ке. Другими словами, явные, и ли б у хгал т ер с к и е, и здержк и, включают в себя только денежные затраты. В связи с этим, бу хгал т ер с кая пр и -



__________________________________________________________________ Глава 14

б ыль представляет собой разность между валовой выручкой и явными (бухгалтерскими) издержками.

Однако, согласно экономической теории (см. гл. 6, § 1), в экономи­ческие издержки должна входить стоимость услуг всех факторов произ­водства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы. Как уже мы неоднократно отмечали, любые зат­раты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми прихо­дится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу прило­жения своих предпринимательских способностей, сравнивает альтерна­тивные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наибо­лее эффективный для себя вариант. Решив, например, заняться произ­водством мебели, он, по-существу, отказывается (жертвует) от получе­ния дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный, доход должен входить в издержки.

Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собствен­ную землю, собственные предпринимательские способности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или неявные, издержки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма не­сет издержки.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях совершенной конкуренции, предусматривающих свободные переливы факторов производства из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода, должно произойти выравнивание альтернативной ценности различных вариантов приложе­ния предпринимательских способностей. В этом случае полные издерж­ки совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Вернемся снова к функциям предпринимательства. Когда предпри­ниматель организует процесс производства, соединяя в нем различные ресурсы, управляет фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одно­временно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, началь­ником отдела кадров и т. д. И только осуществляя все эти функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называть бе­зусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя


Предпринимательство и прибыль

обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капита­ла и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежа­щий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражени­ем чистой производительности капитала.1

Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста - все это элементы издержек. А в валовые издержки, как мы уже знаем, дол­жна входить и нор м альная пр и быль как минимальный доход предпри­нимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Эконо ми ческая пр иб ыль возни­кает в том случае, если валовая выручка превышает все издержки - и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль. Суще­ствует ли экономическая, или чистая, прибыль как разница между вало­вой выручкой и полными издержками, и каковы ее источники?

§ 2. Источники экономической прибыли

До сих пор в нашем анализе деятельность предпринима­теля мало чем отличалась от деятельности менеджера, юриста, инже­нера и других специалистов, получающих за свой труд заработную пла­ту. Однако именно экономическая прибыль, которая не входит в издер­жки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, доста­ется предпринимателю как факторный доход. Поэтому для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической при­были, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику пред­принимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

1 Предприниматель может быть также собственником зем­ли, зданий, сооружений и других ресурсов, используемых в про­изводственном процессе. Аль­тернативная стоимость этих ре­сурсов будет входить в экономи­ческие издержки и, соответ­ственно, в нормальную прибыль.
 

В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых переливов капитала в поисках более высокого дохода, оптимального поведения хозяйствующих инди­видуумов, основанного на рациональном использовании полной и достоверной ин­формации. Кроме того, мы фактически предполагали, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие парамет­ры - численность населения, предложе­ние ресурсов, технический уровень про­изводства, вкусы и предпочтения потре­бителей - остаются неизменными. Ста­тичная экономика вполне предсказуема,


Глава 14

экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких услови­ях экономическая прибыль (сверх вознаграждения за управленческий труд и дохода в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.

Однако специфика собственно предпринимательской деятельности раскрывается не в статичной, а в развивающейся, д и на ми чной эконо­ м ике, когда факторы, определяющие величину спроса и предложения, изменяются. Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории экономического развития, предпринимательства и предпринима­тельской прибыли Й. Шумпетер' выделяет следующие случаи экономи­ческого развития (по его терминологии - «осуществления новых комби­наций» факторов производства):

1. Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства.

3. Освоение нового рынка сбыта.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

5. Проведение соответствующей реорганизации рыночной структу­ры, например обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия.2

Именно в этих условиях развивающейся экономики особую роль играют предприниматели, и одновременно проявляется специфика предпринимательской деятельности как фактора производства. Пред­приниматель не просто соединяет факторы (ресурсы) в производ­ственном процессе, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Предприниматель вне­дряет инновации и несет ответственность за экономический риск. «Предпринимателями, - пишет Й. Шумпетер, - мы называем хозяй­ственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».3

Итак, нулевая экономическая, или

нормальная, прибыль, является след-

ствием статичной экономики и свободной 1йозеф Шумпетер (1883-

конкуренции в чистом виде. Но, с одной 1950), выдающийся австрийский
стороны, в реальной действительности экономист, с 1932 г. жил и рабо-
свободная конкуренция, полное равнове- тал в США-
сие рынка, статичная экономика суще- 2 См' Шумпетер И. Теория

г _ ' экономического развития. М.,

ствовать не могут. Всегда имеется опре- 1982 с 15д

деленная степень несовершенства конку 3.шумпетер Й. Указ. соч.

 

ренции (монополизация рынка), рыноч- С. 169-170.


Предпринимательство и прибыль

ное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. С другой стороны, экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развивают­ся наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама эконо­мическая информация является редким благом, недоступной в одина­ковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенно ст ью в результате динамичности экономи­ческой системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате м онопол и зац ии рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополи­зация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получае­мую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Можно выделить несколько причин появления этого дополнительно­го дохода. Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанно­го с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что риски в экономической де­ятельности носят разный характер. Вероятность некоторых событий, по­рождающих риски, - например, стихийного бедствия, пожара, несчастно­го случая, кражи и т. п. - может быть исчислена. Чтобы избежать таких рисков, фирмы прибегают к страхованию и несут определенные затра­ты (см. гл. 8). В этом случае плата за риск входит в издержки. Однако в рыночной экономике существуют и другие виды рисков, порождаемые непредсказуемыми изменениями спроса и предложения, которые оказы­вают существенное влияние на положение фирмы. Эти изменения мо­гут быть связаны как с общим изменением конъюнктуры на рынке в ходе экономического цикла, так и с последствиями экономической политики государства, которое, изменяя правовую базу экономики, а также ис­пользуя косвенные методы регулирования (бюджетно-налогового, де­нежно-кредитного, внешнеэкономического), в значительной степени оп­ределяет условия хозяйствования отдельных фирм. Кроме того, на уро­вень дохода, получаемого фирмой, оказывают влияние и постоянные из­менения во вкусах и предпочтениях потребителей, в предложении ре­сурсов и т. д. Все эти изменения в экономике (независимо от того, по­рождаются они циклическими, структурными или политическими фак­торами) могут стать для фирмы причиной как дополнительных дохо­дов, так и убытков. Другими словами, предприниматель сталкивается в своей деятельности с нестрахуемыми ри с ка ми. Взятие на себя этих нестрахуемых рисков является одним из источников экономичес­кой прибыли.


Глава 14


Предпринимательство и прибыль


 


Во-вторых, экономическую прибыль можно рассматривать как воз­награждение за инновации. Одной из важнейших причин динамичного характера рыночной экономики является деятельность самих предпри­нимателей, направленная на внедрение новых технологий, освоение достижений науки и техники, совершенствование форм и методов орга­низации производства и т. д. Стимулом к такого рода инновационной деятельности является стремление снизить издержки производства и таким образом добиться преимущества в конкурентной борьбе и полу­чить большую прибыль. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что разработка и внедрение инноваций также связаны со значительной нео­пределенностью. До начала реального процесса производства никто не может гарантировать, что новые технологии окажутся эффективными, а новый вид продукции принесет прибыль. Другими словами, инновации также могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Следовательно, предприниматель, решаясь на осуществ­ление нововведений, рискует, но платой за этот риск, в случае успеха, может стать экономическая прибыль.

Наконец, в-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Как мы уже знаем (см. гл. 7), монополист имеет возможность, изменяя объемы предложе­ния, влиять на величину рыночной цены и устанавливать ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позволяет ему получать сверхприбыль. Обратим внимание, что предприниматель всей своей де­ятельностью стремится к получению конкурентных преимуществ и, сле­довательно, монопольной власти. Вместе с тем, обладание монополь­ной властью в известной степени снижает для предпринимателя сте­пень неопределенности экономической ситуации, а значит, и способству­ет уменьшению риска потерь и убытков.

В целом, следует подчеркнуть, что движущей силой экономического развития в большинстве случаев выступает именно новаторская дея­тельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинально­стью мышления, инициативой, смелостью, умением брать на себя риск и т. п. Таким образом, если предпр и н им а т ель ст во вы с т у пае т как фак­ т ор, нар у шаю щ ий равнове си е рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых тех­нологий, новых рынков, создания новых видов продукции, изменения рыночных структур и т. п., то и при б ыль не м оже т вы сту па т ь как рав­нове с ная цена (об этом и говорилось в начале данной главы).


§ 3. Функции прибыли

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйство­вания, повсеместному распространению технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.

Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке - постоянно действующий мотив пред­принимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к посто­янному развитию. С одной стороны, ож и дан и е эконо ми че с кой при б ы­л и стимулирует на иб олее эффек ти вное ис пользован и е ре су р с ов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы до­биться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведе­ния, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, сущ е ст вован и е эконо ми ческой пр иб ыл и спо­собствует эффек ти вно му ра с пределению ре су р с ов м ежд у аль т ер­на ти вны ми способами и х пр им енен и я. Наличие в какой-либо отрас­ли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнали­зирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресур­сов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высо­кий спрос, и что общество заинтересовано в расширении её производ­ства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресур­сы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только с оздае т стимулы для расширения производств, про­дукция которых пользуется спросом, но и выступает ист очн и ко м ф и­ нан си рован и я такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, -причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные воз­можности для получения такой прибыли и в будущем.



Глава 15


и недостатки рыночного механизма


 


Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономиче­скую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощ­ным стимулом, как и желание получить прибыль.

Основные поня ти я:

Предпринимательство entrepreneurship

Нормальная прибыль normal profit

Экономическая прибыль economic profit

Нулевая экономическая прибыль zero profit

Явные и неявные издержки implicit and explicit cost

Статичная экономика static economy

Динамичная экономика dynamic economy

Нестрахуемый риск uninsurable risk

Инновации, нововведения innovations

Глава 15. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

«Хотя у ценовой системы есть множество досто­инств, возможности ее от­нюдь не беспредельны. Есть случаи, когда она просто не работает, и, как бы хороша она ни была в определенных сферах, она не может быть единственным и непререкае­мым арбитром всей обще­ственной жизни».

Кеннет Эрроу

Рынок представляет собой саморегулирующийся меха­низм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурен­тной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный меха­низм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизо-


ванного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизован­ной экономики с административно фиксированными ценами. Следова­тельно, в рыночной экономике эффективность распределения, произ­водства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эф­фективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преиму­щества только в чисто конкурентной среде производства частных това­ров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляют­ся проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно. Таким образом, нам предстоит рассмотреть, выражаясь образно, «плюсы» и «минусы» рыночного механизма. Анализ его преимуществ и недостат­ков мы начнем с рассмотрения сильных сторон рыночной координации субъектов экономики.

§ 1. Рынок как саморегулирующийся

механизм. Модели частичного и общего равновесия

1 Под количественной под­стройкой спроса и предложения понимается изменение их объе­ма до тех пор, пока эти показате­ли не выровняются между собой. В этом случае равновесная цена на товар устанавливается в ре­зультате количественного изме­нения спроса и предложения, а не за счет изменения цен на товары.

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка пред­ложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигна­ла. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное со­стояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложени­ем, называется рыночны м равнове с и­е м. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спро­сом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восста­новление рыночного равновесия с помо­щью ценовой и количественной1 под­стройки спроса и предложения, имели ос­нование утверждать, что рынок - это са-


 




Глава 15


и недостатки рыночного механизма


 


морегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утра­ченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической те­ории, рассматривал установление равновесия между спросом и предло­жением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количе­ственной подстройки. Обратимся к рис. 15.1а.

РА

РА

а) Ус т ановление равновесия б ) Ус т ановление р а вновесия

по Вальр а с у по Марш а лл у

Рис. 15.1. Автоматизм рыночного равновесия

Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объе­ме товара QE и цене РЕ. При повышении цены до Р1 объем спроса со­кратится, а объем предложения станет выше равновесного, что характер­но для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкуриру­ющие производители начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на дан­ный товар начнет возрастать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.

Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уров­не Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что ха­рактеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Ус­ловие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство

ОДР) = QS(P) (1)


Формула (1) показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены.

Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством ко­личественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знамени­той « м одел и аукцион ис та» при определенных допущениях. Его модель описывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакци-онных издержек. Кроме того, в данной модели рыночная координация осуществляется без учета временного фактора, т. е. сделки заключают­ся мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобраз­ный аналог «невидимой руки», обладая полной рыночной информаци­ей, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» та­кой набор цен, который уравновесит спрос и предложение. В процессе, названном Вальрасом «нащупыванием» (tatonnement), воплощен меха­низм подстраивания производства под спрос, а в «аукционисте» - авто­матизм саморегулирования, движущий рынок к оптимизации.

Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Выдающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл пола­гал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмот­рим рис. 15.16. Если цена спроса PD1 превышает цену предложения Psv то такая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до Qe, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РЕ. Напротив, если цена спроса PD2 окажется ниже цены предложения Ps2, то производители начнут сокращать пред­ложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответству­ющего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Мар­шаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:

Р° (Q) = PS(Q) (2)

Формула (2) показывает, что в модели Маршалла цена является Функцией объемов спроса и предложения.

Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанав­ливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответ­ствует более долгосрочному периоду.

Напомним еще раз, что в математике принято изображать значения независимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси орди-


 




Глава 15


Преимущества и недостатки рыночного механизма


 


нат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются незави­симыми переменными, а цена спроса и предложения - зависимой. По­этому вполне логично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонталь­ной, а Р - на вертикальной оси.1 Однако современные экономисты ис­пользуют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложе­ния - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображе­нии цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель кра­евого равнове си я, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении (рис. 15.2а, б).

 


ком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо товара, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Мо­жет ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?

Все зависит от характера функций спроса и предложения конкрет­ного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямо пропорциональ­но цене, характеризуются ед и н с твеннос т ью равнове с ия. Однако су­ществуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального пред­ложения труда, как мы помним из гл. 11, на участке эффекта замеще­ния имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрицательный, и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное рав­новесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.

Классическая теория основывается на предположении о ст а б ильно с­ти равнове си я, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в по­ложение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан­ном вопросе нам поможет разобраться па у т и ноо б разная м одель рынка.

Паутинообразная модель считается динамической и показывает вза­ им одей ст в и е с про с а и предложен и я пр и переходе о т одного вре м енного пер и ода к др у го му. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.

 


 


 

Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воз­дух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. 15.2а).

Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, произ­
водство которых технологически возможно, но экономически нецелесо­
образно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так
происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену
спроса при их положительном значении (рис. 15.26). Допустим, что это
золотые унитазы, инкрустированные
изумрудами. Конечно, можно предста­
вить, что найдется эксцентричный мил-

лиардер, заказавший себе такой товар 1См. Маршалл А. Принципы

но предположение о серийном производ- экономической науки, т. II. М., стве подобных изделий является слиш- 1993. С. 29 (рис. 19).


 

 


Глава 75

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и пред­ложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.

Рассмотрим подробнее на рис. 15.3а, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактичес­кую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в сле­дующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производите­ли планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис. 15.3а производители в текущем периоде to предла­гают товар в объеме Q0 по цене Р0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РЕ, устанавливает­ся на уровне Рг Именно эта высокая цена и повлияет на решение про­изводителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Qr Од­нако в следующем периоде t1 объем спроса, ориентирующегося на цену Pv окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Рг. Но разница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Рг Соответственно, в пери­од f2 объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько бли­же к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) под­стройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более поло­гая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарас­тающей амплитудой (рис. 15.36), т. е. ценовые колебания будут усили­ваться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситу­ация говорит о крайней нестабильности положения производителей от­расли. Усиление неустойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена ко­леблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выра­жается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при дви­жении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых,


и недостатки рыночного механизма

источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предло-жения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Однако на практике ситуация с уси­ливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В пред­ставленной паутинообразной модели не учитывается одно важное об­стоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. А поэто­му при переходе к следующему временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания (см. гл. 23, § 6 из раздела «Макроэкономика») и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конку­рентной среде, не испытывающей неожиданных внешних потрясений.

Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматри­вали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о ча­ст и чно м равнове с и и. Однако в экономической теории существует по­нятие о б щего равнове си я, т. е. равновесного состояния всей рыноч­ной системы, что в микроэкономике означает одновременное достиже­ние равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов).

С помощью модели общего экономического равновесия исследует­ся взаимосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным про­водником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодирован­ные в цене сведения корректируются, вбирая в себя все новые конъюн­ктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздей­ствие. Такое явление называется эффекто м о б ра т ной с вяз и. Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффек т о б ра т ной с вяз и включае т в с е б я м ногократные о т ражения и прео б разован и я ценовых си гналов в ед и н и ц у вре м ен и.

Почему же рынки товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу (ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых, ни связанных технологической цепочкой), реагируют на взаимные цено­вые сигналы? Что их объединяет в единую рыночную систему? В мик­роэкономическом плане все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, - платежеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежеспособный спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу това­ров, то может сократиться спрос на другие товары в силу ограничения его платежеспособности. Это относится и к рынку ресурсов, а особенно к рынку труда, учитывая его сегментацию по различным специальнос­тям. С помощью модели общего равновесия рассмотрим, как отдельные Рынки могут повлиять друг на друга.

Возьмем четыре отдельных рынка: два отраслевых рынка, не свя-

21*


Глава 15


и недостатки рыночного механизма


 


занных друг с другом технологически, например, рынок зданий и соору­жений, и рынок автомобилей, а также два сегмента рынка рабочей силы соответствующих специальностей - строительных рабочих и автосбор-щиков. Все рынки находятся в равновесии.

Допустим, в экономике начался строительный бум: резко повысился спрос на строительство гостиниц, магазинов, коттеджей и т. д., что тре­бует значительного расширения спроса на строительных и ремонтных рабочих. Повышение спроса и рост цен на новые здания и сооружения оттянут часть платежеспособного спроса с рынка автомобилей. Это ос­лабит спрос на труд автосборщиков, которые частично перейдут на строительный рынок, привлеченные возросшими ставками заработной платы. Таким образом, на рассматриваемых рынках складывается проме­жуточное равновесие со следующими параметрами. На рынке жилых и нежилых сооружений возрос спрос, и возросли цены. В связи с этим по­высился спрос на соответствующем сегменте рынка труда, а значит, и став­ка заработной платы строительных и ремонтных рабочих. На рынке авто­мобилей уменьшился спрос, и снизилась равновесная цена. На рынке тру­да автосборщиков снизился спрос на их услуги, и установились более низкие ставки заработной платы.

В новой ситуации под влиянием возросших цен предложение строи­тельных фирм расширится. Увеличится и предложение услуг труда стро­ителей за счет увеличения рабочего времени и притока рабочей силы из другой отрасли. Здесь мы исходим из довольно сильного упрощения, предполагающего, что переквалификация работников происходит без существенных затрат. На автомобильном рынке производители сократи­ли выпуск в соответствие с более низкой рыночной ценой. Таковы пара­метры нового равновесия на рассматриваемых рынках. Оно будет под­держиваться до тех пор, пока повысившееся предложение на рынке строительных услуг не насытит спрос, и цены (вслед за спросом) не начнут отклоняться от равновесных в сторону понижения. Напротив, на автомобильном рынке сократившееся предложение и низкие цены мо­гут вызвать в следующем периоде повышение спроса и, следователь­но, рост цен на автомобили, что так же коснется и рынка труда авто-сборщиков. В результате рассматриваемые рынки разбалансируются. Спрос, цена и предложение начнут изменяться в обратном направлении до тех пор, пока снова не восстановится общее равновесие при новых параметрах.

Итак, мы рассмотрели установление общего равновесия в условиях совершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках. Од­нако в реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка ослож­няется наличием этих издержек (см. гл. 4, 9). Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая ценовую информацию, усложняют про­цесс оптимизации и не дают рынку работать идеально эффективно.


Ликвидировать трансакционные издержки нельзя, но можно их миними­зировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу деятельности бизнеса, поддерживая адекватный соци­альный климат, развивая контрактную систему и т. д. Но значительную часть трансакционных издержек минимизируют сами предприниматели, стремясь к максимизации прибыли. Прежде всего, бизнес заинтересован в быстром предоставлении, получении и обработке наиболее полной и дос­товерной рыночной информации, иначе затрудняется минимизация убыт­ков и максимизация прибыли. Важное преимущество рынка - отсут­ствие у экономических агентов (по крайней мере, в долгосрочном пла­не) стимулов к искажению информации, стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с ее поиском.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.