КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитывающий характер системы дополнительного образования
Вопросы для самопроверки и размышления 1. Как следует понимать воспитательную функцию обучения 2. Воспитание учащихся через содержание образования: что 3. В чем проявляется воспитывающих характер методов и орга 4. Какие методические рекомендации можно дать учителю- Рекомендуемая литература Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М, 1977. Винокурова И. К. Магия интеллекта. (Или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленнее взрослых). М., 1994. Давыдов В.Д. Развивающее обучение. М., 1986. Дежникова В.С., Орлов В.Б. Личность обучающегося и ее развитие. Челябинск, 1997. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1995. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1998. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.,1982. Ильин Е.Н., Мертенс С.В, Давайте соберемся. Новые возможности урока общения. М., 1994. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл.2 «Урок в адаптивной школе». Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М., 1977. Лийметс Х.-Й. Как воспитывает процесс обучения. М., 1982. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.,1982. * Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. Ч. 2. О воспитательном потенциале обучения // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Ч. 3. § 2, 3. Продуктивное образование // Школьные технологии. 1999. Вып. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М., 1979. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996. Яковлев Н.М., Сохор М.А. Методика и техника урока в школе. М., 1985. Известно, что человек — существо свободное, поскольку одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в' избрании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится к прекрасному, величественному, высокому. А.Н. Радищев
Своеобразным, самобытным фактором развития личности школьника, создающим условия для его самореализации, является система дополнительного образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в основу ее положена преобразованная система внешкольных учебно-воспитательных учреждений. Она связана с двумя проблемами: досугом детей и их свободным временем. Под свободным временем как социально-педагогической категорией принято понимать внепроизводственную деятельность человека. Если рассматривать данную категорию по отношению к детям, то это внеурочная дея- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.5. Характер системы дополнительного образования
тельность, заполненная специфическими видами занятий. Характеризуется оно добровольностью, самостоятельностью, интересом, творчеством. В теории социологии и педагогики принято классифицировать свободное время по видам деятельности с учетом индивидуальных и групповых увлечений, места проведения досуга. Свободное время включает два вида взаимоотношений; восстановительный, т.е. развлекательный, и активный, направленный на творческое развитие личности. Вот почему проблема занятости детей (подростков) в свободное время как один из элементов содержания воспитания так волнует и родителей, и педагогов, и самих детей, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
В группу учреждений дополнительного образования входят разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения, а также общественные организации и различные административные органы, выполняющие определенные воспитательные функции: школьные факультативы и предметные кружки и секции, дома детского и юношеского творчества, специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, театральные, спортивно-туристические...), многопрофильные клубы в школах и по месту жительства, творческие объединения детей и молодежи при вузах, музеях, театрах, филармониях;. научные общества школьников; многообразные туристко-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции; детские площадки по месту жительства и в культурных центрах, местах отдыха и т.д. Учебно-воспитательные учреждения специального типа: лечебно-профилактические, постоянного содержания для больных детей и детей, имеющих отклонения в развитии, для детей-сирот и полусирот, для детей с девиантным поведением и несовершеннолетних правонарушителей; досуговые непрофильные объединения детей и молодежи. Общественные организации в микрорайоне школ: общественные советы, попечительские советы, форпосты культуры, детско-юношеские клубы, многопрофильные досуговые объединения и т.д. Административные органы по охране материнства и детства: органы опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних. В последнее время к группе учреждений дополнительного образования стали относить и летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, развивающие (для одаренных детей, юных журналистов, музыкантов, филологов, математиков, геологов...), в том числе каникулярные лагеря возникших детских организаций и объединений (коммунарских, скаутских, «зеленых», «друзей животных» и т.д.); лагеря актива, спортивные (разного профиля), для детей-сирот; лагерные сборы по различным профилям и т.д. Воспитательная работа в них имеет свою специфику, воспитательное назначение, цели и задачи, свое содержание и методику*.
Учреждения дополнительного образования призваны удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и взрослых. Их цель — создание условий для развития творческой индивидуальности детей в избранной им и сфере деятельности на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации. Основными задачами внеурочной деятельности детей, а следовательно, и системы дополнительного образования являются: О выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей (подростков) к различным видам деятельности; О оказание помощи в выборе учреждения дополнительного образования, кружка, секции, клуба, формы участия в нем; О создание условий для развития ребенка (подростка) в избранной сфере внеурочной деятельности — матери- * Заинтересованного читателя мы отсылаем к тематическим журналам «Народное образование», посвященным организации и методике летнего отдыха детей (!999, № 5; 2000, № 4—5; 2001. № 3: рубрика «Педагогика ка н и кул»). Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.5. Характер системы дополнительного образования
альных и духовных средств (атмосферы, психологического климата, квалифицированных специалистов...); О формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности; О создание опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей; О создание необходимых условий и обстоятельств для реализации приобретенных знаний, умений и навыков (обмен опытом, отчетные концерты, опубликование работ, участие в смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях, вечерах, творческих отчетах, выставки.и смотры произведений творчества, ярмарки-продажи произведенной продукции, подарки в благотворительных целях и т.д.).
Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования реализуется в специфических в отличие от школы условиях: О добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе (группе, кружке, секции, объединении клубного типа), активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности; О творческий характер деятельности, ибо в подобные объединения приходят, как правило, люди увлеченные, нацеленные на творчество; О высокий уровень профессионализма, ибо отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально подготовленные люди, мастера дела; О многопрофильность: в одном объединении кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной работы; это позволяет пришедшему сюда подростку выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного занятия к другому, общаться с разными людьми; О отсутствие довлеющей обязательной оценки, официального (формального) статуса («ученик», «сын», «участник кружка»...); О иное помещение, место, которое человек выбирает сам; порой это широкая природно-социальная среда: парки, леса, усадьбы, реки и море, исторические места, культурные центры, научные или производственные объекты...; О опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с интересными людьми, творческими личностями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений; О опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, ибо созданы условия для проявления и развития всех ее признаков; О возможность выхода в любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного воспитания), т.е. существен момент ненасилия; О учреждения дополнительного образования могут успешно компенсировать недостатки и разрешать противоречия школьной системы воспитания (обязательной, регламентированной, авторитарной): например, нередко трудные дети, изгои школьного коллектива находят себя и успешно занимают позиции лидеров в учреждениях дополнительного образования.
Перспективное развитие в настоящее время получает сотрудничество в воспитательной работе школ и учреждений дополнительного образования. Примерный перечень форм такого взаимодействия приводит директор школы № 825 г. Москвы В.А. Караковский*: О привлечение педагогов школ к работе учреждений дополнительного образования (руководителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.); О привлечение педагогов дополнительного образования к воспитательной работе школ (в качестве инструкторов, руководителей различных программ и т.д.); О создание совместных детских объединений определенной профильной направленности; О организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования; * В кн. Управление воспитательным процессом школы: проблемы и решения. М, 1999. С. 64.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе О подготовка и проведение массовых мероприятий; совместное участие детей и взрослых в праздновании знаменательных дат, событий (День города, Праздник двора (улицы), Неделя памяти, посвященная Дню Победы; фестивали детского творчества; народные гулянья в национальные праздники; спортивные эстафеты, ту-ристско-краеведческие слеты и т.д.); О проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха, профильных лагерей; О совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания, образования; О подготовка методических пособий, составление программ действующих воспитательных систем; О проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей, повышения педагогического мастерства; О совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы...). В практике такого взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания. Особо надо сказать и о взаимодействии классных руководителей (воспитателей) с учреждениями дополнительного образования, расширяющих диапазон положительных влияний в воспитании. Классный руководитель может осуществлять сотрудничество в таких формах: >• использование самих учащихся как специалистов (музыкантов, поэтов, техников, историков, театралов, знатоков определенного жанра искусства или отрасли научного знания...) для подготовки различных форм воспитательной работы; >• посещение с классом, с группой учащихся иди с отдельными учащимися отчетных концертов, вставок, спектаклей, состязаний, праздников, дней открытых дверей, встреч, отдельных занятий, вечеров, дискуссий и т.д. в этих учреждениях и организациях; 5^ проведение совместных вечеров, праздников, диспутов, турниров, выездных лагерей труда и отдыха и т.д.; >• приглашение преподавателей и руководителей кружков, секций, клубов и т.д. в качестве гостей на различные формы воспитательной работы с учащимися класса и школы, на родительские собрания...
Все шире и шире в практику воспитания входят различного рода многопрофильные объединения клубного типа -- государственные и негосударственные, детские и детско-юношеские, объединения взрослых и детей, объединения при школах, учебно-воспитательных учреждениях и по месту жительства... Интересные модели организации внеурочной деятельности учащихся описаны Г.К. Селевко*: «Школа доминанты самосовершенствования по А.А. Ухтомскому», «Культурологический социально-педагогический комплекс», «Модель коллективных творческих дел» (по И.П. Иванову — В.А. Караковскому), «Сверхпрограммная творческая деятельность» (по И.П. Волкову), «Гимназическая академия наук» и «Школа самоуправления». Нами подробно описаны (с полным раскрытием содержания и методики) три современных многопрофильных объединения*: школьный клуб, центр научного и технического творчества «Эврика» (г. Обнинск Калужской области) и социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого г. Москвы (функционирует по месту жительства). Разумеется, названные типы многопрофильных воспитательных объединений школьников не единственные. Их по всей стране великое множество. Они прекрасно дополняют воспитательную систему школы, расширяя диапазон позитивных воспитательных влияний.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |