Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРОГРАММА ВОС­ПИТАНИЯ




Проблема содержания воспитания в современной теории и практике

Школе

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плы­вет с компасом! А это дело вос­питания.

Н.М. Карамзин

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

К.А. Гельвеции

ПРОБЛЕМА СОДЕР­ЖАНИЯ ВОСПИТА­НИЯ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В современной педагогике содержа­ние педагогического процесса опре­деляется как «объем и характер зна­ний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универ­сальных для всех граждан) социальных функций, детер­минированных определенной системой ценностей обще­ства»*. Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития**.

На протяжении истории педагогики многократно су­ществовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозна­чил всесторонность как физическое, нравственное и ум­ственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Вит-торино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердам-


Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162. * Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71.

М. Заказ № 1233.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.1. Проблема содержания воспитания



 


ский), развивая идею всесторонности, вносят еще необ­ходимость эстетического развития. Позже социалисты-уто­писты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое вос­питание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритет­ности идейно-политического воспитания, которое.стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического вос­питания была выдвинута идея деполитизации и демокра­тизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармо­ничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.'

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспи­танию как специально организован­ному процессу развития личности? В современных условиях появилась воз­можность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбора основных идей отбора содержания, формулиро­вок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания вос­питания. Приведем примеры некоторых концепций.

Так, по мнению Е.В. Бондаревской, основными ком­понентами воспитания являются*:

1) воспитание свободной личности (высокий уровень само­
сознания, гражданственность; чувство собственного до­
стоинства, самоуважения, самодисциплины, честность,
ориентирование в духовных ценностях жизни, самосто­
ятельность в принятии решений и ответственность, сво­
бодный выбор содержания жизнедеятельности);

2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, альтру-

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165—!66.


изм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стрем­ление к миру, добрососедству, понимание целей че­ловеческой жизни);

3) воспитание духовной личности (потребность в позна­
нии и самопознании, в красоте, рефлексии, общении,
поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира,
цельность);

4) воспитание творческой личности (развитые способно­
сти, потребность в преобразующей деятельности, зна­
ния, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция,
жизнетворчертво);

5) воспитание практической личности (знание основ эко­
номики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная
грамотность, владение языками мира, знание народных,
религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физичес­
кая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обу­
стройство дома, обеспечение благосостояния семьи).
В.А. Караковский считает, что содержание воспитания

определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — об­щий дом человечества (людей и природы), Отечество (Ро­дина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие меж­ду людьми), Человек*.

Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком**. В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы:

I. Отношение к вещам. П. Отношение к природе и животным.

III. Отношение к отдельным людям.

IV. Половая любовь.

V. Отношение к социальной группе.

VI. Отношение к семье.

VII. Отношение к государству.

VIII. Отношение к труду.

IX. Отношение к материальному обеспечению и соб-'
ственности.

* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — ос­нова целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. ** См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.


 

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к

правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности.

XII. Отношение к миросозерцанию и религии.

XIII. Отношение к науке и знанию.

XIV. Отношение к искусству.

XV. Отношение к себе самому (к своей физической и
психической жизни, к своей личности).

Лейтмотивом «Программы воспита­ния школьника» Н.Е. Щурковой* вы­ступает «отношение к миру: школь­ник вместе с педагогом познаетмир, взаимодействуетс миром, стараетсяРеальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, ко-

КАК ОСНОВА ОТБО­РА ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

полюбить этот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо про­тиворечии) с этим миром». Программа построена по воз­растному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -кото­рым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первокласс­ник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Че­ловека как продукт воли, деятельности, творчества са­мого человека... формирование принципов ДОБРА, ИС­ТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

АКЦЕНТ НА САМО­ВОСПИТАНИЕ

Не случайно в последние два деся­тилетия появилось множество про­грамм, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспита­ния, стимулирование самоактуализации в разнообразных

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5


 

 

4.1. Проблема содержания воспитания

видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная куль­тура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе до­полнительного образования, в клубной деятельности...). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отно­шений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го клас­са «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».

Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организу­ется не только как удовлетворение познавательной по­требности, но и целого ряда других потребностей само­развития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствова­ние личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подго­товку, методологическую основу для сознательного управ­ления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совер­шенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4. 1 Проблема содержания воспитания



 


Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»* для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уро­ках и использоваться в качестве содержательного мате­риала во внеурочной воспитательной работе с детьми.

УЧЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последнее время в связи с услож­нением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (воз­растающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религи­озных конфессий, межнациональные конфликты...) в те­ории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйствен­но-экономической целесообразности. В связи с этими про­цессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случай­но в педагогике появился термин «многокультурное вос­питание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диало­га культур» (В.С. Библер).

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Итак, воспитание школьника проис­ходит в учебной (урочной и внеуроч­ной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятель­ности специальных субъектов воспи­тания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководи­телей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-

* Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» опи­саны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методичес­кие материалы для школьного педагога. М., 2000.

** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика»


профильных объединений... Процесс воспитания в учеб­ной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много об­щего, но тем не менее у каждого из этих видов воспита­ния есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вари­ативность содержания, заданная структура и логика обу­чения и свободное общение во внеучебной деятельнос­ти; одновозрастной или разновозрастной состав учащих­ся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.