Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие голоса ученика




При формировании вокальных навыков следует охватить все виды вокальных движений: гаммы, интервалы, пассажи, украшения и т.п., а также все виды вокализации: технику кантилены, беглости, филировку и т.п. Упражнения следует располагать в порядке возрастания трудности, с чередованием видов техники, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого обучаемого.

Как известно, качество звучания голосового аппарата зависит от правильной постановки дыхания. Основная задача – избегать ключичного дыхания. Начинающим певцам следует рекомендовать тренировочные упражнения: лежа на спине, класть кисти рук ладонями на низ живота, вдыхать и мысленно следить за траекторией вдыхаемого воздуха в живот. Плечи при этом не должны двигаться, а выдох должен быть плавным. Постановка дыхания – кропотливый труд. Успех может быть достигнут только при систематической работе. Учащиеся приходят с разными способностями, но больших успехов достигают лишь терпеливые, трудолюбивые и усидчивые.

При подборе упражнений и распевок необходим индивидуальный подход. Применение их должно быть результатом анализа тех недостатков, которые есть в голосе ученика и которые требуют исправления. Конечно, существуют определенные типы вокальных движений, помогающие всем начинающим певцам, но их также надо выполнять исходя из индивидуальных особенностей голоса.

Важным компонентом в работе с будущим певцом является наличие правильной дикции, ведь как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом не обладал, пение не будет производить впечатления, если оно не будет четким. В вокальной практике часто встречается «съедание» согласных в заключительных словах фразы, вялость губ. Устранение этих недостатков требует дополнительных упражнений.

У детей младшего возраста дефекты в произношении отдельных согласных (картавость, гнусавость, шепелявость) устраняются обычно на занятиях с логопедом. Неправильная дикция встречается и у учащихся старшего возраста, но, как правило, реже. Для них выбираются индивидуальные методы искоренения подобных погрешностей

При создании художественного образа значение имеет умение перенести в вокал элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным. С этой целью рекомендуется продекламировать текст без музыки, прислушаться к звучанию отдельных слов, определить тембровую окраску, речевые кульминации.

Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием». Предпочтение головного резонирования может привести к зажатию голоса, потере органичности звука. Он становится неполноценным, и пение затрудняется, а злоупотребление грудным рсзонированием тяжелит голос, становятся заметнее регистровые переходы, затруднено движение к верху, голос начинает детонировать. Следовательно, необходима одновременная работа над грудным и головным резонированием.

Существуют певческие голоса, не имеющие большой силы, но отлично летящие в зал и хорошо слышимые сквозь звучание оркестра. А с другой стороны, есть мощные голоса, поражающие своей силой в небольшой комнате, но теряющиеся в большом помещении. Качество полетности связано с тембром голоса, а не с его силой. Умение формировать тембр голоса и делать его полетным, летящим – одна из основных задач преподавателя.

Хорошо поставленный певческий голос создает у слушателя впечатление устойчивости звучания, спокойствия и естественного, не напряжённого голосообразования, а сам певец чувствует легкость работы голосового аппарата. Ему кажется, что голос плотно на что-то «опирается». «Опора» – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно и свободно распоряжается своим голосом. Чувство «опоры» голоса возникает не сразу, только по мере овладения техникой певческого голосообразования постепенно начинают выявляться те ощущения, при которых голос имеет наилучшие качества, начинает принимать «опёртый» характер.

Многие учащиеся от природы или в результате предшествующего обучения имеют недостатки в тембре голоса: зажатость, тремоляция, гнусавость, гудкообразность. Тембры могут быть исправлены совсем или частично правильным воспитанием голоса. Но для начала необходимо точно \знать причину возникновения порочных призвуков. Некоторые из них связаны с нарушениями вибрато, другие – с работой голосовой щели, третьи – с мягким нёбом и т.д.

Вибрато украшает тембр и придает выразительность. Голос, лишенный вибрато, становиться прямым, не выразительным. У детей с их фальцетной манерой голосообразования, вибрато обычно выражено плохо. Характер вибрато в значительной мере качество природное, естественное, оно зависит от строения голосового аппарата, состояния нервной системы и т. д. Но вибрато, как и другие качества голоса, поддается воспитанию. Если не следить специально за вибрато, оно может потерять свои лучшие характеристики.

Показ голосом – один из приемов в ряду других способов воспитания голоса, и при правильном применении в сочетании с другими он может оказать весьма большую услугу в формировании голоса ученика. Однако нужно объяснить, что, копируя манеру, не следует отходить от своего естественного тембра, что можно копировать не звучание целиком, а отдельные его элементы. Заимствуя у педагога элементы звукообразования или звуковедения, каждый ученик должен знать природу и специфику своего голоса.

Всякую деятельность можно выполнять творчески, а можно – ремесленно. Ремесленник также владеет техникой, но, выполняя ее, он не стремится по-новому решить задачи, с ней связанные. Певец-ремесленник исполняет произведение так, как принято его исполнять, и также трактует данный образ. Но хотя копирование не всегда является плохим качеством, исполнителю нельзя останавливаться на этом. Использование хороших приемов – вполне закономерный процесс. Многие писатели, художники начинали с вполне естественного желания подражать большим мастерам. Каждому поющему известно, как много дает слушание хорошего исполнения певца, подражание его мышечным движениям, его технике звукообразования. Очень часто хорошо известное произведение в исполнении крупного мастера раскрывает новое содержание и новую красоту. После хорошего певца всегда легче поется. Однако для человека, наделенного творческим талантом, это только один из этапов. В дальнейшем он творчески перерабатывает опыт того, кого прежде копировал. Творческий подход, таким образом, связан с нахождением нового, своеобразного и ценного. Творчество всегда связано проявлением инициативы, с умением найти оригинальное решение задачи, с преодолением штампов и шаблонов.

Манчини писал: «Надо... вести каждый голос по свойственному ему пути». Именно индивидуальный подход к каждому из учащихся имеет важное значение в работе педагога. Занятия нужно вести по формуле: замечай, не мешай, помогай. Индивидуальное следует укрупнять и развивать, недостатки помогать снивелировать.

 

Тема 3.

Работа над различными видами вокализации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.