Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Право в генезисе общества




1. Социальное регулирование первобытных обществ (во вся-
ком случае со стороны ряда его черт) можно рассматривать в
качестве предправового социального явления.

В нем по мере перехода в результате неолетической рево-
люции от присваивающего к производящему хозяйству и соот-
ветственно развития всей социальной жизни, в особенности в
условиях начинавшегося разложения родоплеменной органи-
зации, все более накапливались элементы (в том числе эле-
менты регулятивной культуры), которые потом, когда сложи-
лись необходимые социальные факторы, сыграли свою роль
при формировании права.

Наиболее существенный момент состоит здесь в том, что в
системе социального регулирования первобытных обществ в
ходе закономерного развития всех сторон социальной жизни
получают известное отражение все более возрастающие нача-
ла свободы поведения участников общественных отношений,

1 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины.
С. 223.

2 Там же. С. 554. Несколько раньше авторы обращают внимание на то, что
первобытные обычаи «осмысливаются зачастую как предписания, исходящие
от сверхъестественных существ и подкрепляемые религиозно-магическими
санкциями» (С. 543).


Глава вторая

отдельной автономной личности. Если свойственное тогдашней
эпохе господство природной необходимости обусловливало до-
минирование «целого» — коллективистских начал, а отсюда
нерасторжимость, точнее, относительную неразличимость прав
и обязанностей конкретных индивидуумов и их групп, то посте-
пенное совершенствование производящего хозяйства, рост и
развитие всего комплекса социальных институтов первобыт-
нообщинного строя шаг за шагом приводят к тому, что начина-
ют приобретать все более самостоятельное значение опреде-
ленные возможности (свобода) поведения тех или иных участ-
ников общественных отношений, характер которых лучше всего
может быть выражен термином «право»1.

Что это за право? Юридическое ли это явление в строгом
смысле этого слова? Нет. Ибо тут еще отсутствуют качествен-
ные особенности, черты, свойственные праву как особому, внеш-
не объективированному, нормативному институционному об-
разованию, писаному праву.

Но все же вовсе не случайно многие авторы употребляют в
данном случае это обозначение — «право»! Как правоведы-
марксисты, последовательно придерживаясь идеи классового
права, так и сторонники «вечности права» при освещении ряда
аспектов первобытнообщинного строя говорят об «отцовском
праве», «праве избирать и смещать старейшин», «обычном
праве» и др. Почему? Да потому, что слово «право» может в
ряде случаев обозначать и качественно иное явление, чем строго
юридическое регулирование, т.е. иметь неюридическое значе-
ние, пониматься в непосредственно социальном смысле, т.е. как
естественное право. Этот термин в рассматриваемом ракурсе
обозначает не институционный нормативный регулятор, не
позитивное писаное право, а феномен из другого круга явле-
ний социальной жизни — социально оправданную свободу оп-
ределенного поведения, являющуюся результатом прямого дей-
ствия условий жизнедеятельности людей.

В то же время формирующаяся в недрах первобытнообщин-
ного строя свобода поведения служит предпосылкой и пред-
вестником особого, юридического регулирования, которое скла-
дывается при переходе общества к цивилизации и специфи-

1 Как на одно из первичных таких «прав» указывается на право доступа к
пище (си.: История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антро-
посоциогенеза. С. 312).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.