бовался принципиально новый, несравненно более мощный и стабильный регулятор, который обладал бы значительным по- тенциалом регулятивной энергии и в то же время был бы ори- ентирован на свободу человека, на его права, а значит, был бы способен закрепить все более выдвигающийся вперед эле- мент нормативного регулирования — дозволения, субъектив- ные права — и придать им реальное значение.
Возникновение этого социального регулятора, получившего (в силу его «ориентации» на право, на дозволения) название «право», связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения — государства.
В советской науке, придерживавшейся узкоклассовой, эта- тической трактовки права, его возникновение впрямую объяс- нялось классовым фактором — тем, что право потребовалось как орудие в руках всесильного государства для обеспечения политической диктатуры господствующего класса.
А ведь соотношение между классовым фактором и рассмат- риваемыми институтами — правом и государством — являет- ся куда более сложным.
Оставляя ряд моментов этого соотношения для последую- щего разбора, отметим пока один из наиболее существенных. Возникновение права непосредственно обусловлено подробнос- тями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, пре- жде всего требованиями обеспечения его целостности, товар- но-рыночной экономики, гуманитарными началами. А вот об- ретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной ре- шать новые сложные задачи, да притом так, чтобы этот регу- лятор был «развернут» на права, — такое обретение невоз- можно без государства, без взаимодействия с ним.
Роль государства в рассматриваемом отношении состоит в том, что действие формирующихся юридических норм поддер- живается государственным аппаратом, его органами — судом, учреждениями надзора, исполнительными органами и др„ И это касается всех юридических норм — и тех, которые прямо исходят от государства, издаются его органами и должностны- ми лицами, и тех, которые складываются спонтанно, через обы- чаи, в деловой договорной практике (частное право). Но все же главное, думается, заключается в том, что путем такой госу- дарственной поддержки, а еще более путем санкционирования нормативных положений или прямого издания законов, иных
Глава вторая
актов государство внешне объективирует нормативные поло- жения, придает им и всему арсеналу правовых средств качест- во институционного нормативного образования — объектив- ного (позитивного) права, и тем самым официальное, «всеоб- щее», общеобязательное значение.
В этом отношении есть ключевой момент, наглядно свиде- тельствующий о возникновении права, — это появление в сфере официальной государственной жизни писаных норм1 (точнее, писаных источников права и формально-определенных норм), закрепляющих права и обязанности, поддерживаемых госу- дарственным принуждением и способных быть носителями интеллектуального содержания (обстоятельство, по-видимому, сопряженное с возникновением у государства способности мо- нопольно устанавливать общеобязательные нормы, приобре- тающие свойства юридических).
Именно этот момент, свидетельствующий о том, что пози- тивное право — это писаное право, выражает отрыв регулиро- вания от естественно-необходимых, природных связей и фор- мирование внешне объективированного институционного нор- мативного образования с набором строго определенных, осо- бых свойств (нормативностью, формальной определенностью, государственной обеспеченностью, действием через права и обязанности, системностью).
По своей природе возникновение права представляет собой одно из проявлений социального отчуждения (степень, содер- жание и характер которого, разумеется, зависят от уровня развития права, социальной системы, экономических, социаль- но-политических и иных отношений). Однако это такое прояв- ление, при котором сам факт возникновения права в виде пи-
1 Это положение согласуется с высказанным в литературе предположени- ем о том, что «становление собственно права начинается с агрокалендарей в раннеземледельческих обществах» (Венгеров А.Б., Варабагиева Н.С. Норма- тивная система и эффективность общественного производства. М., 1985. С. 274). К сожалению, однако, авторы не связали это и ряд других интересных поло- жений с общей характеристикой закономерностей социального регулирования и возникновения права. Этим, по-видимому, можно объяснить то преувели- ченно большое значение, которое авторы придали позитивным связываниям, полагая, в частности, что именно они выражают возникновение права (там же. С. 263) Здесь авторы не учли ряд уже имеющихся в литературе разработок. В рассматриваемом отношении представляется более убедительной позиция Л С. Явича, связывающего с юридическим регулированием прежде всего до- зволения (см.: Явич Л.С. Право и социализм. С. 13).
II. Право в генезисе общества
саного права (институционного нормативного образования) и наращивание его регулятивной энергии оказались возможны- ми именно потому, что подобное отчуждение произошло.
Затрагивая проблему отчуждения в связи с возникновением права, не упустим из поля зрения главное. Феномен права ока- зался необходимым потому, что поначалу нормальные отно- шения — классовые, этнические и другие — приобрели в ре- зультате отчуждения антагонистический, во многом самодов- леющий характер, и именно это потребовало формирования мощной социальной силы, особого нормативного институцион- ного образования, каковым и стало позитивное право.
4. Формирование права — длительный исторический про- цесс, который прошел ряд этапов, осложненных особенностя- ми соответствующих конкретно-исторических цивилизаций, спецификой развития народа, народности, науки в той или иной стране.
Характеризуя возникновение правовых систем на началь- ных стадиях цивилизации, необходимо отметить следующее.
Исходным звеном в сложном процессе формирования пра- вовых систем явилось так или иначе идеологизированное вы- ражение естественного права — права в непосредственно со- циальном смысле, т.е. социально оправданной свободы поведе- ния участников общественных отношений, в том виде, в каком она предстает в качестве своего рода интуитивно усваиваемо- го субъектами принципа, идеи правового и неправового и с этой точки зрения элемента первичного правосознания. Вот почему история развития правовых систем свидетельствует о том, что повсеместно с закономерной необходимостью еще в условиях перехода от позднеродового к раннеклассовому об- ществу поначалу утверждается кулачное право как своеоб- разная модификация права сильного и лишь затем наступает период господства казуального (прецедентного) и обычного права, фиксируемый в письменных источниках1.
1 Некоторые ученые считают, что в право (особенно в процессе формирова- ния правовых систем) могут непосредственно внедряться субъективные права или правоотношения, спонтанно рождаемые экономикой, другими сферами социальной жизни. Подобную точку зрения высказал, в частности, Л.С. Явич (см.: Явич Л.С. Общая теория права Л, 1976. С 76 — 82)
Эта идея в своей основе имеет конструктивные моменты, особенно в сфере частного права, где правовые реалии напрямую воспринимают естественно- правовые требования свободы личности и во многом формируются волей участ-
54 Глава вторая
Важнейшим же этапом, реально выражающим формирова- ние права в виде самостоятельного институционного норма- тивного образования, является весьма специфическая стадия его становления, которую условно можно назвать предысто- рией права. Здесь, в отличие от предправового социального регулирования, право уже есть, уже выступает по большей части в качестве писаного, существует в виде внешне объек- тивированного социального института. Вместе с тем именно в условиях раннерабовладельческого, раннефеодального, с эко- номической стороны главным образом раннеземледельческого общества может быть зафиксирована такая стадия формиро- вания нормативно-правового регулирования, которая по основ- ным своим технико-юридическим чертам в принципе повсе- местно одинакова, содержит в потенции, в зародыше исход- ные элементы для развития права в различных специально- юридических направлениях и потому является своего рода его предысторией.
Правовое развитие здесь как бы остановилось, замерло где- то на полпути от казуистического (создаваемого конкретными индивидуальными решениями) и обычного права к писаному праву, создаваемому правотворческими решениями законода- теля.
Предыстория права характеризуется по крайней мере дву- мя взаимосвязанными чертами:
во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недо- статочно отдифференцировано от социального регулирования в целом, от иных, неюридических его разновидностей (мораль- ного, морально-корпоративного, религиозного и др.);
во-вторых, тем, что элементарными, примитивными явля- ются нормативные обобщения; они представляют собой по боль- шей части государственно-нормативное выражение индиви- дуального решения или признанного и защищаемого государ- ством обычая.
ников общественных отношений Но такой подход в какой-то мере все же упрощает реальный процесс формирования права И дело не только в том, что здесь не учитываются те сложные, многозвенные пути и этапы правообразо- вания, но и в том, что «спонтанно рождаемое право» в конечном итоге приоб- ретает значение юридического феномена тогда, когда освящено государствен- ной властью, санкционировано ею, так или иначе выражено в письменных актах нормативного или индивидуального характера, что и «включает» его в право как нормативное институционное образование.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление