нормы, выработанные в условиях развития производящего хозяйства, а в отношении второй — древние традиционные нормы, доставшиеся в наследство от предшествующей эпохи»1.
В рассматриваемых условиях на поздних стадиях развития первобытных обществ, когда происходит распад первобытно- общинного строя, система социального регулирования из пре- имущественно запретительной становится запретительно-до- зволительной. В последующем же, в условиях цивилизации, развитие дозволений оказывается важнейшим, определяющим процессом в системе социального регулирования, который и придает этой системе черты, характерные для того или иного экономического, социально-политического строя.
При этом само развитие дозволений идет преимущественно в двух плоскостях: а) в плоскости политической власти, когда государство, иные субъекты политической власти становятся носителями властных функций, обретают право поступать по своему усмотрению; б) в плоскости дозволений для индивида, человека, автономных личностей, когда они имеют известную меру социальной свободы.
В отношении указанных начал в области дозволений («власт- но-императивных дозволений» и «автономных дозволений») — своего рода фокус всей последующей истории социального ре- гулирования. Если в области первого из указанных начал («влас- тно-императивных дозволений»), образующих своего рода пер- вооснову публичного права, продолжает господствовать в оцивилизованном виде право сильного, то второе из указан- ных начал («автономные дозволения»), свойственное частному праву, все более связывается с прирожденными правами че- ловека.
Второе. Это преобразование и изменение запретов в систе- ме социального регулирования. Дело не только в том, что по мере разложения первобытнообщинного строя запреты преоб- разуются по содержанию (из средства, обеспечивающего спло- ченность и единство коллектива, они все более превращаются в средство фиксации привилегий, неприкосновенности статуса тех или иных субъектов, их прав, что отражается на характе- ре компенсационных и карательных санкций и многих других институтов).
1 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. С. 356.
Глава вторая
Весьма существенно и то, что в связи с «расщеплением» мононорм запреты, являющиеся по своей природе непосред- ственно-социальными, естественными, в основном «уходят» в сферу морали, чаще всего в морально-религиозные нормы. А уже из области морали и религии они, вобрав в себя многое из этих сфер общественного сознания, воздействуют на общест- венную жизнь, а также — обратим внимание на этот момент — воспринимаются правом. Такой многоступенчатый, зигзагооб- разный путь развития запретов в условиях цивилизации еще более упрочил их общий характер (в указанном ранее смысле), продиктованный их изначальностью и вытекающей отсюда непререкаемостью, жесткостью, освятил их известными мораль- ными идеалами и принципами, религиозными догмами и пред- ставлениями.
В связи с этим помимо всего иного становится ясным, поче- му повсеместно при формировании и развитии права в качес- тве ближайшего источника юридического регулирования вы- ступали мораль и религия (и ключевую роль играли тут гос- подствующие индивиды — носители господствующей морали и религиозных культов) и почему они постоянно представля- лись как явления изначально более высокого ранга, чем право, нормы закона, хотя в действительности глубинный источник соответствующих нормативных положений нужно видеть в соб- ственности, власти, идеологии, в других условиях жизнедея- тельности людей в обществе, а господство морали, опирающе- еся на власть и идеологии, выражало доминирование тради- ционных начал в общественной жизни.
Третье. Это повышение удельного веса и изменение харак- тера позитивного обязывания, обязывания властно-императив- ного характера, исходящего от органов и должностных лиц, обладающих властью. В связи с переходом первобытного об- щества от присваивающего к производящему хозяйству, раз- витием земледелия, скотоводства, ремесла оказалось необхо- димым в большей мере использовать не только дозволения, выраженные в правах субъектов, но и такой компонент соци- ального регулирования, как позитивное обязывание, вводящее активное поведение субъектов в строго определенное русло. В условиях цивилизации удельный вес позитивного обязывания возрос настолько и его характер изменился так, что оно вслед за запретами и дозволениями заняло видное место в системе социального регулирования.
II Право в генезисе общества
Вместе с тем вряд ли было бы правильным видеть в пози- тивных обязываниях, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла, чуть ли не главный качественный сдвиг в системе социального регулирования, характеризующийся, в частности, возникновением права. Ведь позитивное связывание может существовать (и долгое время в первобытных обществах существовало) в рамках табу. Для системы же социального регулирования в условиях цивилизации наиболее примечатель- ным стало изменение характера позитивного обязывания: оно приобрело властно-императивные черты, что и повлекло воз- растание его удельного веса. А это значит, что оно стало стро- иться на той властно-императивной дозволенности, которая присуща государственной власти.
И все же отмеченные три явления характеризуют крупные переломы в системе социального регулирования при переходе общества в условия цивилизации не сами по себе.
Пожалуй, только первый из приведенных моментов (приобре- тение дозволениями самостоятельной роли и ее возрастание) до- стоин повышенного внимания. Ибо как раз во взаимосвязи с ним должно быть отмечено самое значительное явление — воз- никновение права как институционного нормативного обра- зования. Значение этого факта состоит не только в том, что появился новый вид социальных норм — юридические нормы. Возникновение права знаменует крупный качественный сдвиг — второй по своему значению в истории регулятивной культуры после появления нормативного социального регу- лирования вообще.
3. Исходный пункт при характеристике возникновения пра- ва состоит в том, что в эпоху цивилизации потребовался прин- ципиально новый социальный регулятор, который смог бы вы- полнить по крайней мере две задачи.
Первая — в обстановке этнических, классовых, религиоз- ных и иных столкновений, усложнения всей общественной жизни, порожденных по своему источнику материальным фак- тором — появлением избыточного продукта, а вслед за тем частной собственности, необходимо было обеспечить функцио- нирование общества как сложной и динамичной системы, це- лостного организма несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. И притом такое функционирование, которое опосредует глубинные (нормативные) начала общест- ва, его движение к свободе.
Глава вторая
Судя по всему, здесь непосредственно существенную роль сыграли потребности экономических отношений, складываю- щихся в условиях частной собственности, экономической сво- боды и рынка. Именно потребность закрепить, сделать незыб- лемой собственность, а распоряжение ею беспрепятственным, утвердить экономический статус товаровладельцев, необходи- мость обеспечить для них устойчивые и гарантированные эко- номические связи, постоянные, прочные и обязательные для всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельнос- ти, надежные и стабильные условия для самостоятельности, активности, инициативного действия явились исходным источ- ником многих важнейших свойств юридической формы общес- твенного регулирования: общеобязательной нормативности, формальной определенности, действия через субъективные права и обязанности и др. И хотя в литературе советского пе- риода при характеристике данной стороны зависимости права от условий социальной жизни допущены преувеличения (от- дельные правоведы сам феномен права целиком связывают с обменными отношениями1 либо с «владением», с «вещными отношениями»), в особенностях и свойствах права, получив- ших потом относительно самостоятельное развитие, довольно явственно ощущается «дыхание» экономических отношений, товарного производства и рынка.
Вторая задача. В условиях цивилизации оказалось необходи- мым сделать реальностью, утвердить в обществе основополагаю- щие гуманитарные начала в жизни людей, обусловленные самой природой общества, естественно-правовыми требованиями, прежде всего закрепить и обеспечить прирожденные чело- веческие права, естественно-правовое требование свободы личности, надлежащий статус автономной личности, индиви- дуальную свободу (которая в экономических отношениях «вы- ходит» на право собственности, рыночную свободу, свободу до- говоров, а в социально1политической сфере — народовластие, личные, политические и социальные права и свободы).
Выполнить такого рода задачи было не под силу ранее существовавшим регуляторам — ни мононормам, ни форми- рующимся в результате их «расщепления» моральным, корпора- тивным и иным социальным нормам. Потому-то здесь и потре-
1 См.: Пашу какие Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1927.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление