Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (вопрос 30)




Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым также относится и договор поставки, договорам аренды, выполнения работ и оказания услуг. Возникновеиие или погашение обязательств по хозяйственным отношениям и сделкам между лицами регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Поставщики – лица у которых организация приобретает товарно-материальные ценности (материально-производственные запасы, объекты основных средств, нематериальных активов, ценные бумаги и иные активы). Подрядчики – лица, выполняющие для организации работы или оказывающие ей услуги, В учете обязательств между ними нет принципиальной разницы.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками) являются товарные накладные (обычно по форме ТОРГ-12, форме 1-Т и др.), акты на выполненные работы, оказанные услуги (по форме разработанной самим поставщиком или сторонами сделки), которые составляет поставщик, и подписанные обеими сторонами сделки. Для подтверждения сумм НДС по товарам, (работам, услугам) поставщик выписывает и передает покупателю счет-фактуру. Счет-фактура специализированный документ, который служит для учета НДС. Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый передают покупателю, он дает право на вычет сумм НДС. Полученные счета-фактуры отражают в книге покупок. Второй – остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованным товарам (работам, услугам).

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, на которые поступили товарные накладные или акты на выполненные работы (оказанные услуги) либо иные документы, подтверждающие факт передачи права собственности на передаваемые объекты;

2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, переданные поставщиком, на которые документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки;

При поступлении товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов или с сопроводительными документами, не дающими права на окончательное формирование кредиторской задолженности по данным поставкам, в организации приход ценностей оформляется актом, на основании которого делаются предварительные записи в регистре учета (дт 10 кт 15 или дт 41 кт 15). Эти записи впоследствии сторнируются и при поступлении требуемых документов заменяются окончательными (дт 10 кт 60 или дт 41 кт 60 и дт 19 кт 60). Этот порядок целесообразно соблюдать, если требуемые документы не поступают в текущем отчетном периоде.

3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, — если фактическое количество поступивших ТМЦ превышает количество, указанное в документах поставщиков.

Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;

4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа;

5) за все виды услуг (связи, информационные, консультационные, аудиторские, обслуживание ККМ, 1С "Бухгалтерия", услуги по аренде и др.);

6) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;

7) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и др.

8) за выполненные работы, связанные с производством, обслуживанием или управлением;

Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с формированием кредиторской задолженности за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на основании товарных документов независимо от времени оплаты. Операции оплаты заносятся в регистры учета после фактической оплаты.

Оплата за приобретенные ценности может производиться различными способами в зависимости от условий оплаты, оговоренных сторонами при заключении договора. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс), которая может быть произведена организацией поставщику также в добровольном порядке. Предварительная оплата в учете приравнивается к обычной оплате.

Наиболее распространенной формой оплаты является безналичная оплата с расчетного (валютного - в международных сделках) счета на основании платежного поручения. Иногда применяется оплата на основании платежного требования, выставляемого поставщиком вместе с товарными документами.

Другой формой оплаты является оплата наличными. Она существует в двух вариантах. В первом варианте организация - плательщик выдает деньги представителю поставщика на основании выданной ему доверенности непосредственно из своей кассы. Этот способ расчетов широко применялся до 1 июля 1996 года. Впоследствии он практически перестал применяться. Причина состоит в том, что при наличных расчетах организации стали обязаны пользоваться контрольно-кассовой техникой. В данном варианте получатель денег должен передать их в кассу своей организации, сделать пробивку на ККМ, взять контрольно-кассовый чек и передать его в организацию плательщика. Это создало дополнительные неудобства в документообороте, поэтому данным вариантам перестали пользоваться. Во втором варианте в организации плательщика деньги выдают под отчет своему сотруднику, который передает их в организацию поставщика. От нее он получает контрольно-кассовый чек ККМ (иногда вместе с квитанцией приходного ордера) и передает эти документы в бухгалтерию своей организации вместе с авансовым отчетом. Этот способ широко применяется в настоящее время.

К безденежным формам оплаты относятся оплата векселями или иными ценными бумагами, оплата путем проведения взаимозачетов (то есть погашения встречных задолженностей). Различают двойственный взаимозачет, когда поставщик является одновременно и покупателем для данной организации. Обычно в этом случае бухгалтерии проводят взаимозачет на основании устной договоренности, и множественный взаимозачет, когда в цепочке взаимных поставок участвуют три и более лица. При множественном взаимозачете необходимо документальное оформление взаимозачета. Оно состоит в составлении соглашения о взаимозачете, подписанного всеми сторонами. Сумма взаимозачета равна наименьшей из кредиторских задолженностей, учтенных всеми сторонами соглашения.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.

Многие организации приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно важно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете в синтетическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется согласно товарным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть "разнесена" по различным счетам, например, по счету 10 «Материалы» в нормативной оценке согласно номенклатуре-ценнику и счету 16 — отклонение фактической себестоимости ТМЦ от нормативной оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с документами поставщика.

По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а также выданные авансы. Основные бухгалтерские записи по счету представлены в табл. 4

Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками обычно ведут в журнале-ордере № 6, в котором соединяется как дебетовая, так и кредитовая часть счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так как в строках журнала-ордера представлены данные об операциях с конкретными лицами (контрагентами), то начальные и конечные остатки расчетов по каждому из них выносятся в начальные (конечные) колонки таблицы, с представлением как дебетовых, так и кредитовых сальдо. Иногда аналитический учет ведут в карточках счета по каждому конкретному лицу (контрагенту). Если при этом не ведут компьютерных записей, то карточки подшивают в отдельную книгу. Обычно в этом случае берут книгу с разлинованными пустыми страницами, расчерчивают колонки в соответствии с формой карточки счета и в них делают нужные записи, располагая разных контрагентов на разных страницах. Следует заметить, что ручная обработка записей в карточках счетов при подведении итогов по операциям с определенной корреспонденцией счетов, весьма, затруднительна.

В компьютерной бухгалтерской системе 1С «Бухгалтерия» регистры счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть сформированы в виде журналов-ордеров универсальной формы, журналов операций, карточек счетов или иных форм.

Таблица 4

Основные бухгалтерские записи по счету

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Корр. счет Дебет (Операции по дебету) Кредит (Операции по кредиту) Корр. счет
          62.1                             1. Оплата поставщику за ТМЦ, подрядчику за работы (услуги) и в счет предоплаты (аванса) с расчетного счета 2. Оплата поставщику за ТМЦ и в счет предоплаты (аванса) с валютного счета 3. Оплата поставщику за ТМЦ, подрядчику за работы (услуги) и в счет предоплаты (аванса) из кассы непосредственно 4. Оплата поставщику за ТМЦ, подрядчику за работы (услуги) и в счет предоплаты (аванса) через подотчетное лицо 5. Оплата поставщику за ТМЦ путем взаимозачета 6. Оплата поставщику путем передачи векселя, учитываемого по номинальной стоимости 7. Оплата поставщику средствами, учтенными как денежные переводы 8. Оплата поставщику со специальных счетов в банках (аккредитивы, чеки и др.) 9. Оплата поставщику банком непосредственно за счет предоставленного кредита (краткосрочный кредит) 10. Оплата поставщику банком непосредственно за счет предоставленного кредита (долгосрочный кредит) 11. Переучет кредиторской задолженности на другого поставщика (по соглашению) 12. Переучет кредиторской задолженности на другое лицо (по соглашению) 13. Списание кредиторской задолженности 14. Возврат товаров поставщику 15. Возврат материалов поставщику 16. Восстановление НДС при списании кредиторской задолженности 1. Оприходование материалов, поступивших от поставщика 2. Оприходование товаров, поступивших от поставщика 3. Оприходование объектов капитальных вложений, поступивших от поставщика и работ по капитальному строительству, выполненных подрядчиком 4. Оприходование оборудования для капитального строительства в строительной организации 5. Принятие к учету затрат по работам и услугам производственного характера, выполненных подрядчиком - для основного производства - для вспомогательного производства - вспомогательных работ для основного производства - для управления и общехозяйственных служб (подразделений) - в торговой деятельности и при обслуживании продаж 6. Принятие к учету поступлений при отсутствии сопроводительных документов на основании акта, а также при формировании кредиторской задолженности в случае применения планово-учетных цен на материалы 7. Принятие к учету НДС по ТМЦ от поставщика на основании счетов-фактур 8. Выставление претензии поставщику на недостающие при оприходовании ТМЦ 9. Возврат предоплаты (аванса) на расчетный счет от поставщика 10. Возврат предоплаты (аванса) в кассу от поставщика 11. Переучет дебиторской задолженности на другого поставщика (по соглашению) 12. Переучет дебиторской задолженности на другое лицо (по соглашению) 13. Услуги сторонних лиц, отнесенные к прочим расходам, или списание кредиторской задолженности 14. Получение ценных бумаг в качестве финансовых активов                                    

 

Кроме того возможно формирование любой формы регистра в аналитическом виде по отдельному контрагенту в целом и в разрезе отдельных договоров. В системе «Парус» регистр формируется вертикальным способом по образцу карточки счета, но с группировкой операций по контрагентам.

Итоги по операциям с одинаковой корреспонденцией счетов в компьютерных бухгалтерских системах подсчитываются в автоматическом режиме и выводятся на печать:

- в системе 1С «Бухгалтерия» либо в виде отдельной карточки счета, называемой «Анализ счета", либо непосредственно в журнале-ордере;

- в системе «Парус» в виде дополнительных строк в ведомости оборотов по счету вместе с регистром.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.