КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (вопрос 30)
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым также относится и договор поставки, договорам аренды, выполнения работ и оказания услуг. Возникновеиие или погашение обязательств по хозяйственным отношениям и сделкам между лицами регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Поставщики – лица у которых организация приобретает товарно-материальные ценности (материально-производственные запасы, объекты основных средств, нематериальных активов, ценные бумаги и иные активы). Подрядчики – лица, выполняющие для организации работы или оказывающие ей услуги, В учете обязательств между ними нет принципиальной разницы. Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками) являются товарные накладные (обычно по форме ТОРГ-12, форме 1-Т и др.), акты на выполненные работы, оказанные услуги (по форме разработанной самим поставщиком или сторонами сделки), которые составляет поставщик, и подписанные обеими сторонами сделки. Для подтверждения сумм НДС по товарам, (работам, услугам) поставщик выписывает и передает покупателю счет-фактуру. Счет-фактура специализированный документ, который служит для учета НДС. Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый передают покупателю, он дает право на вычет сумм НДС. Полученные счета-фактуры отражают в книге покупок. Второй – остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованным товарам (работам, услугам). Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На этом счете учитываются расчеты: 1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, на которые поступили товарные накладные или акты на выполненные работы (оказанные услуги) либо иные документы, подтверждающие факт передачи права собственности на передаваемые объекты; 2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, переданные поставщиком, на которые документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки; При поступлении товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов или с сопроводительными документами, не дающими права на окончательное формирование кредиторской задолженности по данным поставкам, в организации приход ценностей оформляется актом, на основании которого делаются предварительные записи в регистре учета (дт 10 кт 15 или дт 41 кт 15). Эти записи впоследствии сторнируются и при поступлении требуемых документов заменяются окончательными (дт 10 кт 60 или дт 41 кт 60 и дт 19 кт 60). Этот порядок целесообразно соблюдать, если требуемые документы не поступают в текущем отчетном периоде. 3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, — если фактическое количество поступивших ТМЦ превышает количество, указанное в документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности; 4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа; 5) за все виды услуг (связи, информационные, консультационные, аудиторские, обслуживание ККМ, 1С "Бухгалтерия", услуги по аренде и др.); 6) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда; 7) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и др. 8) за выполненные работы, связанные с производством, обслуживанием или управлением; Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с формированием кредиторской задолженности за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на основании товарных документов независимо от времени оплаты. Операции оплаты заносятся в регистры учета после фактической оплаты. Оплата за приобретенные ценности может производиться различными способами в зависимости от условий оплаты, оговоренных сторонами при заключении договора. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс), которая может быть произведена организацией поставщику также в добровольном порядке. Предварительная оплата в учете приравнивается к обычной оплате. Наиболее распространенной формой оплаты является безналичная оплата с расчетного (валютного - в международных сделках) счета на основании платежного поручения. Иногда применяется оплата на основании платежного требования, выставляемого поставщиком вместе с товарными документами. Другой формой оплаты является оплата наличными. Она существует в двух вариантах. В первом варианте организация - плательщик выдает деньги представителю поставщика на основании выданной ему доверенности непосредственно из своей кассы. Этот способ расчетов широко применялся до 1 июля 1996 года. Впоследствии он практически перестал применяться. Причина состоит в том, что при наличных расчетах организации стали обязаны пользоваться контрольно-кассовой техникой. В данном варианте получатель денег должен передать их в кассу своей организации, сделать пробивку на ККМ, взять контрольно-кассовый чек и передать его в организацию плательщика. Это создало дополнительные неудобства в документообороте, поэтому данным вариантам перестали пользоваться. Во втором варианте в организации плательщика деньги выдают под отчет своему сотруднику, который передает их в организацию поставщика. От нее он получает контрольно-кассовый чек ККМ (иногда вместе с квитанцией приходного ордера) и передает эти документы в бухгалтерию своей организации вместе с авансовым отчетом. Этот способ широко применяется в настоящее время. К безденежным формам оплаты относятся оплата векселями или иными ценными бумагами, оплата путем проведения взаимозачетов (то есть погашения встречных задолженностей). Различают двойственный взаимозачет, когда поставщик является одновременно и покупателем для данной организации. Обычно в этом случае бухгалтерии проводят взаимозачет на основании устной договоренности, и множественный взаимозачет, когда в цепочке взаимных поставок участвуют три и более лица. При множественном взаимозачете необходимо документальное оформление взаимозачета. Оно состоит в составлении соглашения о взаимозачете, подписанного всеми сторонами. Сумма взаимозачета равна наименьшей из кредиторских задолженностей, учтенных всеми сторонами соглашения. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п. Многие организации приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно важно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете в синтетическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется согласно товарным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть "разнесена" по различным счетам, например, по счету 10 «Материалы» в нормативной оценке согласно номенклатуре-ценнику и счету 16 — отклонение фактической себестоимости ТМЦ от нормативной оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с документами поставщика. По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а также выданные авансы. Основные бухгалтерские записи по счету представлены в табл. 4 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками обычно ведут в журнале-ордере № 6, в котором соединяется как дебетовая, так и кредитовая часть счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так как в строках журнала-ордера представлены данные об операциях с конкретными лицами (контрагентами), то начальные и конечные остатки расчетов по каждому из них выносятся в начальные (конечные) колонки таблицы, с представлением как дебетовых, так и кредитовых сальдо. Иногда аналитический учет ведут в карточках счета по каждому конкретному лицу (контрагенту). Если при этом не ведут компьютерных записей, то карточки подшивают в отдельную книгу. Обычно в этом случае берут книгу с разлинованными пустыми страницами, расчерчивают колонки в соответствии с формой карточки счета и в них делают нужные записи, располагая разных контрагентов на разных страницах. Следует заметить, что ручная обработка записей в карточках счетов при подведении итогов по операциям с определенной корреспонденцией счетов, весьма, затруднительна. В компьютерной бухгалтерской системе 1С «Бухгалтерия» регистры счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть сформированы в виде журналов-ордеров универсальной формы, журналов операций, карточек счетов или иных форм. Таблица 4 Основные бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Кроме того возможно формирование любой формы регистра в аналитическом виде по отдельному контрагенту в целом и в разрезе отдельных договоров. В системе «Парус» регистр формируется вертикальным способом по образцу карточки счета, но с группировкой операций по контрагентам. Итоги по операциям с одинаковой корреспонденцией счетов в компьютерных бухгалтерских системах подсчитываются в автоматическом режиме и выводятся на печать: - в системе 1С «Бухгалтерия» либо в виде отдельной карточки счета, называемой «Анализ счета", либо непосредственно в журнале-ордере; - в системе «Парус» в виде дополнительных строк в ведомости оборотов по счету вместе с регистром.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |