Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я.Л. Ко ломи нского




Пример.

Rowenta (Robert Weintraud). В 1884 г. Роберт Вейнтрауд основывает фирму по изготовлению изделий из кожи и металлических аксессуаров. В 1909 г. – фирма зарегистрирована под товарной маркой Rowenta. В 1924 г. Начинается производство кофеварок Rowenta для кофе и баров. В 1957г. Rowenta выпускает первые паровые утюги. В 1974г. Rowenta начинает производство бытовых пылесосов. В 1988 г. Группа СЕБ (Франция) приобретает все акции Rowenta. Тем самым Rowenta становится составной частью одной из самых больших корпораций в мире по производству электробытовой техники, в которую, кроме Rowenta, также входят SEB, Calor и Tefal. 1991-1993 –открываются представительства в Восточной Европе и России.

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений

Минск ТЕСЕЙ


УДК 159.9(476)(091)(075.8) ББК 88.4я73 К19

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Н.Т. Ерчак; доктор психологических наук, профессор Г.М. Кучинскнй

Кандыбовнч Л.А.

К19 История психологии В Беларуси: Учеб. пособие/ЛА Кан-

дыбович; Под ред. Я.Л. Коломинскога— М.: Тссей, 2002.— 208 с.г [12] сил.

15ВИ 985-463-053 6.

В учебном пособии в систематизированном виде на основе архивных материалов и научно-исследовательских работ излагаются основные этапы развития психологии в Беларуси с 20-х годов и до конца XX столетия, ^го первая попытка обобщения уже частично опубликованных материалов Б.А. Бенедиктова, Р. И. Водейко, ЯЛ. Коломннского, Л,Н. Рожиной и других, а также исследований Л.А. Кандыбовича и его аспирантов Н.В. Дроздовой, И,В. Журавлевой, И.Ю. Шахлевич.

Книга рассчитана на слушателей, студентов, преподавателей и аспирантов педагогических специальностей вузов, а также на широкий круг читателей.

УДК 159.9(47е)(091)(075.8) ББК 88.4я73

© Кандыбович Л.А., 2002
935-463-053-6 © Тесей, 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ

Республика Беларусь вступила в новое тысячелетие самостоятельным государством с активно развивающейся теоретической и практической психологией, особенно в системе образования. По решению отделения психологии и педагогики Белорусской академии образования было открыто научное направление ло истории психологии в Беларуси, Учитывая настоятельную необходимость и в чтении курса «История психологии в Беларуси», по предложению заведующего кафедрой общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка профессора Я.Л. Коломинского было принято решение прочитать авторский курс профессора Л.А. Кандыбовича по истории психологии в Беларуси.

В настоящее время этот курс читается на ряде факультетов БГПУ им. М Танка, в том числе и на факультете психологии. Разработан «Учебно-методический комплекс по истории психологии» для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Настоящее учебное пособие является первой попыткой представить в обобщенном виде архивные и другие материалы, собранные автором и ранее опубликованные другими исследователями. Остается еще широкое поле деятельности для исследователей и педагогов по углублению, уточнению и расширению научных данных по истории психологии в Беларуси.

При написании учебного пособия мы исходили из наличия материала, достоверности источника и т.д. Б то же время нам оказали большую помощь материалы первой республиканской научной конференции «Развитие психологии в Беларуси: история и современностью прошедшей 26—27 апреля 2001 г.

Мы выражаем глубокую, благодарность кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка, ее заведующему доктору психологических наук профессору и редактору данного учебного пособия Я.Л. Коломинскому, а также официальным рецензентам: заведующему кафедрой психологии Минского государственного лингвистического университета доктору психологических наук профессору Н.Т. Ерчаку и декану факультета Европейского гумани-


тарного унииерсигета доктору психологических наук профессору (Г.М. Кучинскому за доброжелательные и весьма ценные замечания и пожелания, направленные на улучшение содержания данного пособия. По мере возможности мы постарались максимально учесть их замечания.

Б работе мы в основном придерживаемся хронологического принципа изложения истории психологии в Беларуси с учетом личностно-биографического фактора. Биографические данные, приводимые в работе, в основном относятся к биографиям докторов психологических наук. Исключение в освещении биографических данных делается для некоторых кандидатов наук, которые стояли у истоков развития психологи в Беларуси (Е.П. Ересь, Е,К Матлин, М.Я. Мышко и др.) и частично выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ.

По мере рассмотрения материала о развитии психологии, особенно в БГУ, БИТУ им. М. Танка и некоторых других вузах, приходилось отступать от хронологического принципа. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, БГУ как основной вуз республики был создан и развивался «го законам советского периода. Это означает, что в его истории велика роль других вузов всей страны. В целом же в развитии психологии особую роль сыграл Московский университет и психологический институт им. Л.Г Щукиной, о чем речь пойдет в специальном параграфе.

Во-вторых, развитие психологии в МГУ связано со всеми историческими этапами, которые мы рассмотрели до главы VI и рассматриваем после нее, поэтому некоторый хронологический повтор в изложении материала неизбежен.

В-третьих, в курсе общей истории психологии вузовская ветвь ее развития не рассматривается, да и нопая глава об истории психологии в МГУ появилась в учебнике А.Н. Ждан только в последних изданиях. В то же время параграф 6.1 необходим в историческом, методологическом и образовательном отношении. Это относится и к параграфу 4.4, поскольку подробно в открытой печати о судьбе педологии и психотехники мы узнали в последние годы из работ Н.С, Курск, О.Г. Носкова, А.В. Петровского и др.

В-четвертых, от БГУ отпочковался педагогический факультет, на базе которого были созданы БГПУ им. М. Танка и ряд других вузов республики, поэтому знание наших исторических корней, а это прежде всего люди, необходимо как с исторической точки зрения, так и в воспитательных, нравственных целях, что, на наш


взгляд, хорошо просматривается через жизненный путь наших ученых.

В-пятых, хронологическая линия после главы V продолжается в основном через рассмотрение деятельности первых самостоятельных кафедр психологии, а не через деятельность отдельных психологов и объединенных кафедр педагогики и психологии.

В-шестых, мы пока не располагаем достаточными данными для рассмотрения истории психологии по отраслевому принципу ее развития. Поэтому в учебном пособии есть только одна глава (X) и: отдельные фрагменты в других главах, использующие этот принцип. То же самое можно сказать и о психологических школах в Беларуси. Ждут своего осмысления научные школы Б.А. Бенедиктова, ЯЛ. Коломинского, СВ. Кондратьевой, Л.Н. Рожиной и других.

В-седьмых, рассмотрение развития психологин в силовых структурах на уровне военной отрасли не случайно, поскольку эту отрасль представляют пять докторов психологических наук (Л.А. Кандыбо-вич, В.М. КозубовскиЙ, М.А. Кремень, А.Н. Пастушеня и А.Т. Рос-тунов). Силовые структуры представлены психологами Вооруженных Сил Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск. Практически всех их объединяет общая история, научно-исследовательская и педагогическая деятельность, а также определенная специфика этих структур.

Автор с благодарностью примет предложения и замечания, направленные на уточнение различных фактов и событий, а также на дальнейшее развитие истории психологии в Беларуси,

Особую признательность выражаю аспирантам и студентам (факультета дошкольного воспитания и психологии БГПУ им, М. Танка за оказание посильной помощи в сборе исторического материала.


Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.