КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в историю психологии в Беларуси
Лев Семенович Выготский уделял много внимания и истории психологии. Он говорил: «Мы не хотим быть Иванами не помнящими родства, мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистое и плоское имя... Мы должны рассматривать-себя в связи и в отношении с прошлым; даже отрицая его, мы опираемся на него» [14]. В этих словах глубочайшее уважение к истории психологии, к ученым, которые ее создавали. Чувство историзма никогда не покидало Л.С. Выготского, каким бы предметом он не занимался. Белорусские психологи гордятся тем, что один из классиков мировой психологии Л.С.Выготский (1896—1934) родился в г. Орше, учился и работал в г. Гомеле. На белорусской земле он заложил теоретические и практические основы отечественной психологии. Исторический аспект любой науки всегда был актуален. Анализ всего исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о ее общих исторических корнях с Россией, а также о большом влиянии, которое оказывали российские ученые на развитие психологии в Республике Беларусь. Исследование истории психологии в Беларуси высветило и ряд трудностей. Первоначально процесс исследования начинался в инициативном порядке усилием энтузиастов. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). Небольшие обобщения по истории психологии в Беларуси представлены пока только рядом статей Б.А. Бенедиктова, Р.И. Во-дейко, Л.А. Кандыбовича, М.С. Клевчени, В.М. Ковалгина, Я.Л. Ко-ломинского, А.Н. Сезанова и некоторых других. Есть также трудности, связанные с деликатностью самой темы, спецификой ее исследования, ревностным отношением некоторых психологов к своему месту в истории науки и др. К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер. Например, в книге А.А. Смирнова [48, с. 303—320] о белорусских психологах сообщалось только следующее. Ряд исследований в области психологии личности посвящен изучению нравственного развития детей и молодежи (Е.П. Ересь, Е.К. Матлин). Значительный интерес представляют исследования психолога Я.Л. Коломинского (в свое время начатое еще в лаборатории Л.И. Божович), критически использовавшего так называемую социометрическую методику, что позволило ему дать широкую характеристику личных взаимоотношений детей в коллективах, выявить динамику этих отношений, определяющие их факторы и общую психологическую структуру детских коллективов (1963, 1965, 1969); проведены социально-психологические исследования и А.Б. Ценципер (Широковой), также начатые под руководством Л.И. Божович; исследования в области спорта в республике проводили А.Л. Вайнштейн и В.С. Дьяченко. Читатель может вполне закономерно сказать, что все это было более четверти века тому назад. Да, это так, но анализ современных учебников и учебных пособий таких признанных ученых в области истории психологии как, АН. Ждан, А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский и ряд других, свидетельствует о их высоком научном уровне. В то же время в ряде бывших союзных республик СССР вышли книги по истории психологии Грузии, Казахстана, Литвы, Украины и др. Как нам сегодня видятся пути решения проблемы исследования и преподавания истории психологии в Беларуси? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в связи с подготовкой в настоящее время психологов-профессионалов во всех университетах, педагогических вузах и ряде коммерческих учебных заведений Республики Беларусь появилась возможность и необходимость широкого привлечения к этой работе студентов, аспирантов и преподавателей по исследованию в первую очередь следующих научно-исторических направлений: 1. Развитие психологии в Беларуси совместно с философией и педагогикой. Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г., а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук. В вузах первоначально работали кафедры педагогики, затем педагогики и психологии. Только в результате активного развития психологии начался процесс ее самостоятельного исследования и преподавания. 2. Гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготского. 3. Вклад ученых-философов, психологов и педагогов С.Я. Вольф- 4. Взаимное обогащение психологической науки совместными 5. Научная деятельность профессора СМ. Василейского, А.А. Гай- 6. Послевоенный период истории психологии в Беларуси; име Большой интерес представляет, безусловно, и весь дальнейший период. В это время наряду с продолжением исследований в области общей, детской, возрастной, социальной, военной психологии и других, началась системная подготовка практических психологов, появилась психологическая служба в учреждениях образования и ряде других. Если оценивать историческую динамику развития белорусской психологии в годы Советской власти, то общие тенденции таковы. Начало 20-х годов считалось периодом серебряного века психологии в нашей стране: деятельность Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, СЛ. Рубинштейна и др., перевод книг зару- бежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологических институтов, лабораторий и т.д. В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии в трудное положение. Однако даже и в период 30—50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно это было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии. В конце 50—70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др. Главными направлениями перестройки психологической науки в 80-х годах являются: 1. Дальнейшая фундаментализация психологической науки. 2. Повышение культуры дискуссий по психологии. 3. Связь с зарубежной психологией. В настоящее время помимо тесных связей с Россией у нас налаживаются отношения и с дальним зарубежьем. В частности, итальянский психолог, профессор Гаэтано Барлет-та, разработал «Программу подготовки практических психологов». Базовая программа практически отрабатывалась в Гомеле в период с октября 1994 г. по июль 1996 г., а затем и в других областях Беларуси. В целом же за последние двадцать лет психологи нашей республики с разными целями (обучение, обмен опытом, по линии ЮНЕСКО, научные конференции и т.д.) посетили Англию, Германию, США, Польшу, Голландию, Югославию, Афганистан, Кубу и ряд других стран. Большую научно-методическую помощь психологам нашей республики в разное время оказывали известные российские уче- ные Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, М.И. Дьяченко, А.Г. Ковалев, К.Н. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов и др. История психологии в нашей республике — одна из наиболее молодых отраслей психологии. Для сравнения можно отметить, что, например, в США курс истории психологии начал читаться с 1911 г. С 1965 г. выходит «Журнал истории бихевиористских наук». В этом же году был основан архив истории американской психологии, где собран богатейший материал первоисточников. В 1969 г. было основано международное общество истории поведенческих и социальных наук (общество Шеврона). Дипломированных специалистов только в области истории психологии готовят в настоящее время в нескольких университетах США. При исследовании истории психологии в Беларуси использовались различные методы: анализ архивных материалов, начиная с Национального архива Республики Беларусь и заканчивая личными; опрос на базе специализированных анкет; исследование монографических работ, учебников, учебных пособий, статей, научных отчетов материалов различных конференций психологов республики; специальный анализ истории развития различных отраслей психологии в нашей республике (детской, возрастной, социальной, инженерной, военной психологии и др.); анализ научных школ; интервью и беседы с ведущими психологами республики и т.д. Глава II Л.С. ВЫГОТСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20—30-е годы XX столетия были для отечественной психологии сложными и противоречивыми. С одной стороны, они включали энтузиазм первых создателей «Марксистской психологии», с другой — репрессии после появления Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» [40]. Как отметил М.Г. Ярошевский на Всероссийской научной конференции по истории Российского психологического общества «Психология сегодня», «Изучение личности ученого как исторической фигуры — новое направление, обусловленное социально-культурным контекстом всей его жизни (включая мотивы поведения, стиль мышления, личностные свойства, характер межличностных отношений и др.)»1. Лев Семенович Выготский (1896—1934) получил признание как один из крупнейших психологов первой половины XX в. Известный американский философ и историк науки профессор Чикагского университета Ст. Тулмин назвал Л.С. Выготского «Моцартом в психологии». [14, с. 14]. Он пишет: «Можно утверждать, что успехи советской психологии объясняются, прежде всего, ее ориентацией на культурно-исторический подход к психологическим проблемам. В результате достигнута высокая интеграция междисциплинарных наук и их взаимное обогащение». Профессор Лондонского университета Бернстейн считает, что продолжение работ Выготского, наметившего путь к объединению биологических и социальных исследований, может иметь для науки не меньшее значение, чем расшифровка генетического кода. В личном архиве семьи Выготских хранится письмо профессора Лондонского университета Б. Бернстейна к жене Льва Семеновича от 27 ноября 1964 г. Он писал: «Читая работы Вашего мужа, я Психологический журнал. 1996. № 5. столкнулся со щедрой, творческой и тонко чувствующей личностью. Когда я открыл для себя его работу о языке и речи, которая была опубликована в журнале «Психиатрия» 1939 г., я не спал три ночи; возможно, это звучит как абсурдное преувеличение, но это правда.... Во многих отношениях... мы все еще пытаемся достичь того, о чем он уже сказал» [14, с. 16]. Вместе с повышенным интересом к работам Л.С. Выготского следует отметить, что его труды у нас долгое время не издавались. Закрытость наследия Л.С. Выготского и сведений о его жизни вызвала волну таинственности и мифов вокруг него. Известно было только, что за свою короткую жизнь он издал 200 наименований трудов.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |