Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая тенденция развития психологии




РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ В 20—ЗО-е ГОДЫ

В 20—30-е годы психология в нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился на земле свободный человек, обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую историческую миссию.

Развитие психологической науки в период 20—30-х годов в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в основном в рамках педологии.

Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на Западе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Си-корского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лесгафта, Ф.Ф. Эрисма-на и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.

Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Новое понимание психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931) и Л. С. Выготским. Басов (ученик А.Ф. Ла-зурского) разработал методику наблюдения за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии он дока-


зывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психики», 1923 г.).

М.Я. Басов ввел в советскую психологию термин «деятельность». Он считал, что человек — «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педологии» (1931 г.) внесла крупный вклад в педагогическую науку.

Начало 20-х годов было также периодом появления первых высших учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология в нашей стране была представлена лишь в учебных заведениях современных Российской Федерации и Украины, а также в Тартуском университете (Эстония). По существу, она и не могла у нас активно развиваться из-за отсутствия высших учебных заведений и психологических научных учреждений.

В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и практических видов психологии. Во-первых, вместе с расширением и созданием новых учебных заведений шел процесс преподавания психологии, создавались лаборатории по обслуживанию учебного процесса.

Во-вторых, активизировался процесс внедрения психологических данных в производство и организацию исследований в области научной организации труда.

В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и психотехнических, предназначенных для профессионального отбора и профориентации.

Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров страны. Поскольку первое высшее учебное заведение — БГУ — было создано в 1921 г., то необходимого профессорско-преподавательского состава не было. Поэтому временное правление Белорусского университета в Москве и его организационная комиссия в Минске наряду с решением других вопросов занимались и обеспечением факультетов профессорско-преподавательскими кадрами [31].

Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным работникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем. ЦИК вместе с правлением университета комплектовал кафедры и давал для лабораторий оборудование.


Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей по многим кафедрам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрутском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.

Восполнение кадров происходило за счет оставшейся на кафедрах талантливой молодежи из числа выпускников. Таким образом, наметилась система подготовки и подбора профессорско-преподавательского состава в вузах республики. Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии, был Владимир Николаевич Ивановский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.