КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность СМ. Василейского по развитию психологии в Беларуси
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОТЕХНИКОВ В БЕЛАРУСИ Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Все-белорусской Ассоциации научной организации труда. Предполагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было предложено организовать краткосрочные курсы по Научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при активном участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворов-ского и СМ. Вержболовича. В архивах за 1924 г. содержатся первые материалы, связанные с приездом СМ. Василейского в Беларусь для работы в БГУ, в частности, заявление профессора Самарского государственного университета Василейского Серафима Михайловича о замещении им должности заведующего кафедрой психологии БГУ. Вскоре был рассмотрен вопрос и о создании психотехнической лаборатории — это практическое направление в развитии отечественной психологии также связано с именем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике, и психотехники первыми вышли на психологический анализ практической, трудовой деятельности человека, хотя и не понимая еще всего значения этих проблем для психологической науки. По общей оценке А.Н. Ждан [18, с. 315], ведущая роль в развитии психотехники в стране принадлежала и СМ. Василейскому. Вместе с Тем, уже в начале 20-х годов появляется тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований, высказывалась мысль о классовом характере психотехники, что привело в дальнейшем к отрицательным последствиям в развитии самой отечественной психологической науки. СМ. Василейский (1889—1961) был сыном деревенского священника Самарской губернии. После окончания Самарской семинарии он поступает в Петербургский психоневрологический институт, где его увлекают естественные науки, психология и философия. Одновременно он занимается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. По воспоминаниям современников (К.К. Платонов), Серафим Михайлович отличался необыкновенной усидчивостью и трудолюбием. Для усовершенствования в области психологии он был направлен университетом в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самарском государственном университете. Дальнейшая его деятельность протекала в БГУ, где он читал курсы психологии и педагогики. В архивах БГУ имеются документы о деятельности СМ. Василейского в Беларуси. В частности, в протоколе № 1 заседания пе-дагогическо-методологической комиссии БГУ от 7 февраля 1924 г. отмечалось: «Присутствовали: проф. В.Н. Ивановский, проф. Д.А. Жариков, преподаватель И.В. Пятосин, преподаватель Н.В. Азбукин, ассистент В.В. Перебилло и студент Выдрицкий. Председательствует проф. Д.А. Жариков. Слушали: заявление проф. Самарского государственного университета Серафима Михайловича Василейского на имя декана Педфака БГУ. В заявлении Василейский СМ. просит выставить его кандидатуру на занятие кафедры психологии илипедагогики в БГУ. Постановили: «Признать кандидатуру проф. СМ. Василейского на вакантную кафедру психологии (желательной) и ходатайствовать перед деканатом об утверждении его профессором по кафедре психологии с представлением ему по возможности с текущего семестра не менее 12 часов в неделю, как по ведению курсов, так и по ведению практических занятий». В протоколе № 3 заседания педагогической методологической комиссии от 9 апреля 1924 г. отмечалось: «2. Слушали доклад И.М. Соловьева о постановке преподавания психологии и педагогики на педфаке. Постановили: «Ввиду того, что кафедра психологии и кафедра педагогики должны выполнять ответственную задачу в связи с реорганизацией Педфака, а также ввиду незамедлительного перехода к экспериментальным методам, необходимости создания педагогического музея, организуется психотехническая лаборатория. Комиссия находит необходимым ходатайствовать перед деканатом: 1. Об объединении вспомогательных учреждений, обслужива 2. О предоставлении названному институту на первое время не 3. Об изыскании средств на организацию экспериментальных Деятельность СМ. Василейского по преподаванию психологии в БГУ сочеталась с научно-исследовательской работой на посту заведующего психотехнической лабораторией. Результаты последней получили отражение в ряде его печатных работ по психологии, вопросам психологии труда, профориентации и профкон-сультации. В 1927 г. профессор Василейский в качестве члена советской делегации участвует в международной психотехнической конференции в Париже. По сведениям, полученным из беседы с Б.А. Бенедиктовым (от 3 марта 1996 г.), можно утверждать, что в 1937 г. профессор Василейский был репрессирован и выслан в Пермь. Лишь после войны он возвращается в Горький, где становится заведующим кафедрой психологии. В 50-х годах он защитил докторскую диссертацию, но в силу сложившихся обстоятельств ее не утвердили. На него была написана жалоба в ВАК, как выяснилось в дальнейшем, не обоснованная. В Горьком профессора Василейского знали как талантливого лектора, легко овладевающего вниманием любой аудитории, умеющего не только передавать знания, но и воспитывать в слушателях высоконравственные качества. Будучи заведующим кафедрой психологии в Горьком, СМ. Василейский создал дружный, сильный в научном отношении коллектив. Почти все члены кафедры — это бывшие аспиранты СМ. Василейского — в дальнейшем получили ученое звание профессора. Немало его учеников, окончив аспирантуру, продолжали работу в области психологии и педагогики в разных городах страны. 1 Национальный архив Республики Беларусь, ф. 205, оп. 3, ед.хр. 793, 796, 3158; оп. 1, ед.хр. 819. В 1927 г. СМ. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований», о которой известный психолог, профессор Е.А. Аркин писал в журнале «Асвета» в январе 1928 г.: «Книга, несомненно, заполняет пробел, остро ощущавшийся как учащимися педагогических вузов, так и широким кругом лиц, занимающихся вопросами изучения личности и, в частности, ребенка. Настоящая работа представляет собой не поверхностную компиляцию, а результат хорошо продуманной систематизации добросовестно изученного материала. К достоинствам книги следует отнести ясность, точность и научную обоснованность изложения, несмотря на его сжатость. В рамках сравнительно небольшой книги... дано систематическое изложение всех основных направлений в методологии и методике психологических и педагогических исследований. Хотя критике отдельных методов отведено второстепенное место, но она не отсутствует. Может быть, в этой критике автору следовало бы быть более решительным, но отсутствие этой решительности в книге, призванной служить «Введением», вполне понятно». В 1928 г. была опубликована еще одна работа СМ. Василей-ского — «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике». В ней «...рассматриваются основы статистического метода, включая закон большого числа. На конкретных примерах раскрывается методика обработки данных, полученных в результате психологических и педагогических экспериментов, наблюдений, анкет и т.д. В известной степени книга не утратила значения и до настоящего времени» — так характеризует эту книгу через 42 года после ее издания доктор философских наук профессор В.М. Ковалгин [26]. В 1929 г. психологами университета СМ. Василейским, А.А. Гай-воровским, СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Профессор СМ. Василейский исследовал также вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в его работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей». Весьма разносторонняя деятельность СМ. Василейского в Беларуси особенно активно протекала в период 1925—1928 гг., когда он возглавил психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством СМ. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа, например, в 1925 г.: 1. Психотехническое обследование выпускников Минской объ 2. Психотехническое исследование телефонисток центральной 3. Психотехническое исследование инспекторов Народного Ко 4. Психотехнический отбор кандидатов, поступающих в во 5. Психотехнический отбор студентов Комвуза им. В.И. Ленина. 6. Профотбор лиц, поступающих в объединенную профтех В 1926 г. лабораторией были выполнены следующие работы: 1. Исследование курсантов пограншколы комсостава для вы 2. Исследование круга реальных представлений и знаний (из 3. Исследование круга реальных представлений и знаний в 4. Исследование курсантов полковой школы дивизии (300 че 5. Исследование шоферов Белавтопромторга в целях установ 6. Исследование кондукторов Автопромторга в целях установ 7. Исследование молодых воинов (пограничники, 750 чело 8. Исследование кандидатов, поступающих в Минский Комвуз 9. Ряд работ профессиографического характера. Разработка В 1927 г. штат лаборатории увеличился на двух сотрудников — доктора Школьникова, который должен был провести работу по вопросам изучения физиологии труда, и технической сотрудницы Н.И. Трубенок, выделенной для работ в лаборатории Минским окружным отделением народного образования, так как в этот год лаборатория ставила перед собой ряд педолого-психотехнических задач. Кроме этого лаборатория проводила ряд работ в контакте с другими учреждениями, научными и практическими работниками школ и диспансеров. Так, была проведена работа по организации психологических испытаний в нервной клинике Белорусского государственного университета, по организации профконсультации при центральном детском диспансере г. Минска, по организации ряда психотехнических исследований в ряде воинских частей (в том числе и погранохраны), в результате чего создался кабинет по изучению вопросов психофизиологии при соответствующих управлениях. Кроме того, в исследовательских работах лаборатории принимал участие ряд педагогов, врачей и других работников в лице доктора Писемского, Попругина, Кравчинского, Левинтова, Яголдовского, Афонского, Никотина, доктора-педолога Пикулик, доктора Александровича, педологов Вольфсона и Богдановича, профессора Лясковского, секретаря Ассоциации Научной организации труда Ракова, практикантов Вишневской, Малинина, Иносо-вой, Андреевой, а также целый ряд других исследователей, работавших в контакте с лабораторией или проводивших работу под ее руководством и по ее заданиям. Сотрудники лаборатории принимали активное участие в работе Всебелорусской ассоциации НОТ и Медико-педологической ассоциации при Наркомпросе. Кроме этого, лаборатория являлась своего рода центром по снабжению педологических и психотехнических кабинетов белорусских педтехникумов необходимыми им приборами и тестами. За 1927 г. лабораторией проделаны следующие исследовательские работы: 1. Анализ профодаренности учеников школ-фабзауча в целях 2. Исследование круга реальных представлений и знаний у 3. Методологическое (в целях профессиографии) исследова 4. Исследование круга литературного опыта современной мо 5. Исследование спецодаренности шахматистов (участников 6. Исследование профпригодности кочегаров. 7. Исследование слушателей железнодорожного техникума За В 1928 г. штат лаборатории изменился в связи с уходом докторов Школьникова и Трубенок и включением в штат нового работника Иносовой для обработки материала. В середине 1927 г. лабораторией было получено из Германии значительное количество аппаратуры, а с переходом лаборатории в Институт охраны труда она получила три большие комнаты, одна из которых использовалась для коллективных испытаний, другая была отведена для аппаратурных установок, в третьей был оборудован кабинет заведующего лабораторией. В 1928 г. лабораторией была проделана также большая работа: 1. Исследование профодаренности зубных врачей в целях со 2. Профконсультация для подростков, направленных Минской 3. Профконсультация для учащихся, окончивших школу 2-й сту 4. Широкая профориентация молодежи, выражающаяся в оргаг 5. Профотбор молодежи, поступающей в профтехшколы фабзау- За время существования психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: СМ. Васи-лейским: «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований» и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессий (переработка Липмановского вопросника)»; СМ. Василейским, А.А. Гайворовским, СМ. Вержболовичем: «Из теории и практики проф-консультации и профориентации». Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона. Непосредственно Василейским были адаптированы следующие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауза, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов (разработан совместно с А.А. Гайворовским). Помимо этого лабораторией также сконструирован ряд оригинальных приборов, из которых можно отметить следующие: сложный экспозиционный прибор для исследования дежурного по станции, прибор для исследования мышечной памяти, прибор для измерения меткости удара, сложнокомплексный прибор, объединяющий в себе кимограф, мнемометр, компликационные часы и хроноскоп (отмечающий время до 1/50 доли секунды), прибор для исследования точности и координированности работы на узко ограниченном поле (для исследования зубных врачей), видоизмененный и упрощенный аппарат Мюнстерберга для исследования шоферов, аппарат для исследования подвижного глазомера и ряд других менее значительных приборов и аппаратов. В 1929 г. лаборатория продолжила работу в следующем составе: заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Верж-болович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное участие группа педагогов и студентов в составе: М.И. Самойлович-Мановой, Н.Б. Ильящевич, М.Н. Поляковой, Н.Л. Ивицкой, И.Е. Шахотько, К.К. Белькевич, Н.Б. Ватации, Г.Н. Петрова, Н.Н. Востокова, Г. Дезент, В.Н. Андреевой и др. Деятельность СМ. Василейского в качестве заведующего лабораторией была разнообразна. Проблемы, которые им поднимались, нашли свое отражение в трудах его учеников и последователей и являются актуальными и в настоящее время. Умер Серафим Михайлович в 1961 г. Профессор Б.А. Бенедиктов вспоминает обстоятельства его смерти: «Брат СМ. Василейского с белой армией покинул Россию еще в годы Гражданской войны и находился в Чехословакии. В период хрущевской оттепели в 1961 г. ему разрешили приехать в СССР (он был амнистирован). В ожидании брата СМ. Василейский пошел в баню и в парилке умер от сердечной недостаточности. Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатории Профессор В.М. Ковалгин, занимавшийся вопросами истории психологии, отмечал, что работа А.А. Гайворовского «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка», излагающая результаты социальных представлений белорусских школьников того времени, интересна, в том числе, и в историческом плане, особенно для сравнения исследований психологии детей конца 20-х годов и нашего времени1. А.В. Петровский в своих исследованиях подчеркивал, что среди психотехнических работ значительное число было посвящено вопросам профессиографии, отбора представителей различных профессиональных групп, изучению утомления и упражняемости [43]. Психологические исследования проводились в Центральном институте труда (ЦИТ) (Г.Х. Кекчеев, А.А. Толчинский, Б.Н. Северный, Н.Д. Левитов и др.), в Украинском институте труда (Ф. Дунаевский), в Казанском институте труда (М. Юровский) и Минском институте труда (А. Гайворовский). В Государственном архиве Беларуси хранятся анкета и автобиография Александра Александровича Гайворовского. Родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. закончил психологическое отделение социально-исторического факультета Самарского государственного университета (СГУ). Специальность: психотехник и педолог. Прежняя учебная и научная деятельность: ассистент кафедры психологии и педологии СГУ; ассистент кафедры психопатологии медфака СГУ; ассистент психотехнической лаборатории. 1 Працы БДУ, 1928 г. № 19. 44 Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека». Другой документ содержит представление профессора СМ. Ва-силейского об утверждении на должность ассистента при кафедре педологии педагогического факультета БГУ А.А. Гайворовского. В отзыве, в частности, указывается, что А.А. Гайворовский «по своей даровитости и усердию в занятиях по указанным дисциплинам, на семинарах был одним из самых активных участников. Его доклады были всегда содержательны и оригинальны. Зачеты по психолого-педагогическим дисциплинам у него проходили всегда весьма успешно. По моему предложению он был оставлен ассистентом на кафедре психологии и педологии. Постоянно помогал мне при проведении экспериментов, проштудировал целый ряд фундаментальных трудов. Гайворовский может успешно работать в БГУ в качестве ассистента по педологии и психотехнике под моим руководством»1. А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологической науки в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросветработы (библиотека, клуб, школа взрослых)», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросветработы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда. Профессор К.Н. Корнилов в предисловии к данной работе писал: «Автора этой книги нужно поблагодарить... за то, что он отозвался в столь нужный момент на запросы времени своим... обширным и... серьезно обоснованным трудом». Книга А.А. Гайворовского была весомым вкладом в психологическую науку именно тогда, когда ощущалась острая потребность в исследовании прикладных проблем психологии, связанных с политическим и культурным просвещением масс, а также с потребностью в научной организации труда людей, занимающихся этим делом. Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам Национальный архив Республики Беларусь, ф. 205, оп. 3, ед.хр. 1497. исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с СМ. Васи-лейским и СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуется методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Однако круг научных интересов А.А. Гайворовского не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей. А.А. Гайворовский участвовал в работе Белорусской ассоциации научной организации труда при ЦКК РКИ (Центральная контрольная комиссия рабоче-крестьянской инспекции), являясь, вместе с СМ. Василейским и СМ. Вержболовичем, наиболее активным и в этой ассоциации. В конце 1928 г., после ухода СМ. Василейского, штат сотрудников лаборатории изменился. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Ино-сова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное участие группа педагогов и студентов. В 1928 г. в Минске вышла книга Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью. При проведении иследований решались вопросы: какой переработке подвергается содержание прочитанной книги в психике читателя; что остается в его памяти после прочтенных книг. Также уделялось внимание изучению особенностей типов книг. Книга, как отмечает Гайворовский,— это индивидуальность, она имеет свой облик, характер, темперамент, умственную одаренность, которая связана с одаренностью и талантом самого автора. Книга — это индивидуальность, ждущая своего психотехнического анализа. Особое место занимает в исследовании' изучение психологии библиотечных работников, их интересов. Анализируя психотехнику умственного труда, Гайворовский в своей книге формулирует его общеорганизационные и общетехни- ческие правила. Все они уложены в общенотовскую формулу: цель, план, расчет. К ним относятся: 1. Выдвижение цели деятельности. 2. Выдвижение плана. Он должен быть эластичным и гибким, 3. Расчет своих сил и возможностей. 4. Рационализация техники выполнения задач, организация 5. Техника выписок и конспектирования. А.А. Гайворовским также были сформулированы общегигиенические правила организации умственного труда (гигиена умственной работы, температура воздуха, освещение, гигиена расписания, личная гигиена), общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации. Таким образом, за время существования лаборатории А.А. Гайворовским и другими сотрудниками была проделана большая научно-исследовательская работа. Деятельность СМ. Вержболовича в психотехнической лаборатории Вержболович Сергей Михайлович (1902—1987) родился в Минске. Законченное среднее образование получил на Минских двухгодичных общеобразовательных курсах (1923—1924 гг.). В 1928 г. он окончил социально-историческое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета. Участвовал в двух войнах: гражданской на Украине (1921—1922 гг.) и Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). С 1925 г., одновременно с учебой в университете, СМ. Вержболович начал работать сначала лаборантом, потом научным сотрудником психотехнической лаборатории. Работал над составлением психограмм шофера, а также налаживал работу по профориентации и профконсультации в минских школах. В 1929 г. выступал на радио в передачах, посвященных профконсультации, характеризовал наиболее распространенные профессии (водителя автотранспорта, вагоновожатого, слесаря, столяра, учителя, врача и др.). Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то СМ. Вержболович привлекался для проведения занятий по учебному плану психологии на педагогическом факультете. Одновременно в работе лаборатории принимали деятельное участие группа педагогов и студентов: М.И. Са- мойлович-Мановая, Н.Б. Ильяшевич, М.Н. Поляковский, Н.Л. Ивиц-кая, И.Е. Шатько, ККБелькович, Г.Н. Петров, Н.Н. Востоков, Г.Де-зент, В.Н. Андреев и др. СМ. Вержболович принимал активное участие также в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г.— как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ. В 1932 г., после демобилизации из рядов Красной Армии, переехал на работу в г. Горький (в это время там работал СМ. Васи-лейский). Работал в должности заведующего психотехнического кабинета Горьковского института, здравоохранения и гигиены труда. После реорганизации этого института в институт гигиены труда и профболезней заведовал психофизиологическим сектором института, а при передаче в институт городского бюро профконсульта-ции и профотбора — был назначен заведующим этого бюро. СМ. Вержболович являлся также членом секции научных работников, продолжал свою научную работу по плану Института гигиены труда и профболезней, изучал на автозаводе им. Молотова рабочие места в цехе покрытия металлов, а в бюро профконсульта-ции продолжал работу по изучению профессии вагоновожатого. С 1934 г. работал в должности ассистента, исполняющего обязанности доцента кафедры психологии Горьковского педагогического института, где читал теоретический курс экспериментальной психологии и проводил практические занятия по этому курсу. В отзыве о научных трудах Вержболовича К.Н. Корнилов, в конце 1935 г. утверждавший Сергея Михайловича в должности доцента, отмечал: «На основании подробного ознакомления с тремя работами товарища Вержболовича: 1. «Психотехнический анализ рабочих мест автозавода им. Молотова»; 2. «Опыт психотехнического отбора вагоновожатых трамвая»; 3. Коллективной работы с профессором Василейским и Гайворовским «Из теории и практики профориентации и профконсультации» могу констатировать, что все означенные работы достаточно методически обоснованы, хорошо разработаны и в своих результатах имеют большое практическое значение» [26]. После принятия постановления ЦК ВКП(6) о педологии (1936 г.) учебный план кафедры психологии был наполовину сокращен. Также соответственно был сокращен состав кафедры, и Вержболович до начала войны 1941 г. продолжил работу в медицинских учреждениях. После войны он переехал в Москву, где около трех лет работал в ЦИПКРРНО, затем перешел на педагогическую работу по философии в Педагогический институт им. В.П. Потемкина, а при объединении его с МГПИ им. И. Ленина был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры философии. В итоге можно отметить, что СМ. Вержболович являлся также одним из родоначальников возникновения практической психологии в Беларуси. Его вклад в развитие этой науки является существенным. В 1968 г. ушел на пенсию и переехал в Минск. Возглавил городское общество пчеловодов. Умер СМ. Вержболович в 1987 г., похоронен на Северном кладбище в Минске.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |