Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.С. Клевчени, И.М. Розета, А.Б. Широковой




Рэм Иосифович Водейко родился 20 ноября 1928 г. в г. Минске в семье педагогов. После окончания школы Рэм Иосифович поступил в Ленинградский университет на физический факультет. Однако из-за тяжелой болезни ему пришлось прервать учебу и вернуться в Минск (1947 г.). В это же время на филологическом


факультете БГУ открыли новое отделение — логики, психологии и русского языка, куда и поступил Рэм Иосифович.

Его первым преподавателем психологии была Е.П. Ересь.

Рэм Иосифович закончил БГУ. В этом же году ученым советом университета был рекомендован в аспирантуру Минского государственного пединститута по специальности «психология».

Аспирантуру он закончил в 1956 г., кандидатские экзамены были сданы в срок с отличными показателями, диссертационное исследование также завершено в срок. Однако, в связи с изменившимися требованиями к защите диссертаций, а именно: необходимостью публикаций по материалам исследований, а также новыми направлениями работы в научно-исследовательском институте педагогики, куда был направлен Рэм Иосифович после окончания аспирантуры, представление диссертации к защите было отложено.

В период работы (1956—1960 гг.) в должности старшего научного сотрудника НИИ педагогики МО БССР Рэмом Иосифовичем было опубликовано несколько статей по содержанию диссертации, а в 1960 г. под редакцией Р.И. Водейко издан сборник «Первые успехи», обобщающий опыт работы лучших учителей и воспитателей школ-интернатов республики. Как член оргкомитета, Водейко принимал участие в создании Белорусского отделения общества психологов СССР и был избран секретарем Президиума республиканского совета этого общества.

С сентября 1960 г. Р.И. Водейко работает в БГУ. До 1964 г. он занимал должность преподавателя кафедры педагогики и психологии. В течение двух лет (1962—1964 гг.) находился в рабочей командировке на Кубе, где обучал кубинскую молодежь в Институте русского языка им. М. Горького, созданном по инициативе Фиделя Кастро.

Завершив работу на Кубе, в 1964 г. Р.И. Водейко вернулся в Минск и до 1970 г. работал в БГУ на кафедре педагогики и психологии уже в должности старшего преподавателя.

В 1968 г. Рэм Иосифович защитил диссертацию по психологии на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Ранние этапы онтогенеза речи». Научным руководителем диссертации был доктор педагогических наук, действительный член Академии педагогических наук СССР, профессор Б.Г. Ананьев. По материалам диссертации было опубликовано восемь работ.

В январе 1976 г. в университете впервые была открыта самостоятельная общеуниверситетская кафедра психологии. Р.И. Водей-


ко был назначен исполняющим обязанности заведующего этой кафедрой, а в марте 1977 г. избран на конкурсной основе на должность заведующего кафедрой психологии. В общей сложности Рэм Иосифович заведовал кафедрой 17 лет, до 1992 г. С декабря 1992 г. Р.И. Водейко является профессором кафедры психологии.

Много внимания Рэм Иосифович уделяет подготовке педагогических и научных кадров республики. Учениками Р.И. Водейко являются:

1. Яновский Михаил Захарович — тема диссертации: «Иссле
дование работоспособности младших школьников при мнемичес-
кой деятельности» (специальность 19.00.07, защита — май 1975 г.).

2. Цыркун Надежда Александровна — тема диссертации: «Раз
витие настойчивости детей старшего дошкольного возраста в сов
местной деятельности и в общении» (специальность 19.00.07, за
щита — май 1982 г.).

3. Архипова Екатерина Андреевна — тема диссертации: «Влия
ние воспитателей и сверстников на самооценку детей старшего
дошкольного возраста» (специальность 19.00.07, защита — май
1983 г.).

4. Цуранова Сталина Петровна — тема диссертации: «Психо
логические предпосылки совершенствования чтения школьников
и студентов» (специальность 19.00.07, защита — ноябрь 1986 г.).

5. Янчук Владимир Александрович — тема диссертации: «Диф
ференцированная внушаемость личности и ее возрастная динами
ка» (специальность 19.00.07, защита — июнь 1986 г.).

6. Косаревская Татьяна Евстафьевна — тема диссертации: «Со
вершенствование чтения учащихся в зависимости от индивидуально
го стиля их познавательной деятельности» (специальность 19.00.04 и
14.00.18, защита - июнь 1987 г.).

7. Мазо Григорий Евгеньевич — тема диссертации: «Профи
лактика нервно-психических расстройств у работников локомо
тивных бригад» (специальность 19.00.04 и 14.00.18, защита — июнь
1987 г.).

8. Коломинская Ольга Яковлевна — тема диссертации: «Влия
ние особенностей межличностного восприятия на положение лич
ности в группе» (специальность 19.00.05, защита — июнь 1993 г.).

9. Афанасиадис Керстен — тема диссертации: «Экспресс-мето
дика определения альтруистической или эгоцентрической домини
рующей тенденции в направленности поведения человека» (специ
альность 19.00.01, защита — июнь 1994 г.).


В течение 20 лет Р.И. Водейко являлся научным руководителем и одновременно соисполнителем пятилетних тем научно-исследовательской работы кафедры, касающихся психологических вопросов обучения студентов с помощью автоматизированной обучающей системы (1981—1985 гг.), развития профессиональных качеств педагога у студентов университета (1986—1990 гг.), а также формирования личности студента в процессе его профессиональной подготовки (1991—1996 гг.).

По линии общества «Знание» СССР был командирован в ГДР, где выступал с лекциями, содержание которых отражено в методической брошюре, изданной в ГДР. А во время рабочей командировки в Ягеллонский университет (ПНР) выступал с лекциями по психологическим проблемам лекторского мастерства перед профессорско-преподавательским составом университета.

Михаил Семенович Клевченя родился 16 ноября 1929 г. в деревне Денисковичи Ганцевичевского района Брестской области. Родители — крестьяне, у которых было 12 детей (8 сыновей и 4 дочери). Михаил Семенович был последним, двенадцатым. Отец имел двухлетнее приходское образование, мать и две старшие сестры были безграмотными. После окончания школы в 1947 г. поступил на филологический факультет БГУ, отделение логики, психологии и русского языка.

В университете 4 года был старостой психологического кружка, которым руководила Е.П. Ересь. Именно она приобщила его к психологии. Со второго курса разрабатывал доклады и выступал с ними в различных аудиториях учащейся и рабочей молодежи, а затем и перед учителями школ. Окончил БГУ в 1952 г. с присвоением квалификации преподавателя логики, психологии и русского языка.

В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование развития литературных знаний и связь их с личным опытом учащихся». Руководителем был Б.Г. Ананьев. Защита состоялась на Ученом совете Ленинградского университета. В рекомендации на защиту Б.Г. Ананьев подчеркнул, что в диссертационном исследовании создана концепция развития логически связной речи учащихся. Выразилось это в использовании количественно-качественного анализа (распространенность, частота употребления) наличия определенных языковых средств в устных и письменных высказываниях учащихся. Известная исследовательница этой проблемы Т.А. Ладыженская выделила в работах М.С. Клевчени 5 критериев, по которым можно определять уровень развития связной речи1.

1 См.: Исследования по развитию речи учащихся. М., 1974. С. 12—13.


С 1961 г. работает на кафедре психологии в Минском пединституте им. М. Горького, ныне БГПУ им. М. Танка. В последнее десятилетие вел курсы дифференциальной психологии, истории психологии, психологии высшей школы, спецкурсы: психология одаренных детей, психологические основы профориентации учащихся, индивидуальные различия учащихся, современные концепции обучения, практическая психология.

Научные интересы были связаны с проблемами мышления в контексте чтения произведений художественной литературы. На протяжении трех лет работал над учебником по психологии. Им подготовлены главы о мышлении, воображении и характере. В начале 70-х годов работал в лаборатории проблем высшего образования. Под его редакцией изданы пять сборников работ по вопросам подготовки студентов к воспитательной работе. Членами лаборатории организованы и проведены две общесоюзные и три республиканские конференции по вопросам педагогики и психологии высшей школы.

Опубликовано более 100 научных работ, в том числе на английском и персидском языках.

В сентябре 1970 г. участвовал в работе конференции экспертов по проблеме психолого-педагогических основ подготовки специалистов управления учебными заведениями в Париже, организованной ЮНЕСКО. На конкурсной основе был принят его доклад об отборе кандидатов для подготовки руководителей средними учебными заведениями в развивающихся странах. В мае 1974 г. читал лекции по вопросам педагогической психологии учителям и студентам в Чехословакии. В 1974—1975 гг. находился в Англии в качестве стипендиата ЮНЕСКО. Изучал опыт британской системы профориентационной работы в школах. В 1977 г. руководил производственно-ознакомительной практикой группы студентов в Польше. В 1978 г. принимал участие в работе семинара экспертов ЮНЕСКО в Париже по вопросам оценивания знаний, умений, личностного роста учащихся и студентов. С 1979 по 1984 гг. работал в Афганистане, в Кабульской академии, открытой ЮНЕСКО. В 1996 г. изучал опыт психологической подготовки учителей в Манчестерском университете (Англия).

Среди-учеников М.С. Клевчени С.Л. Богомаз, Е.Н. Колодич, М.Ф. Бакунович

Исаак Моисеевич Розет (1927—1992) является одним из первых выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ. Родился он в д. Десна Витебской области. После окончания


БГУ преподавал в школах г. Минска. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию. Всего им опубликовано около 100 работ. Особое внимание он уделял эвристической, продуктивной умственной деятельности. Изучал влияние воображения, фантазии на умственную деятельность. Работал заведующим сектором эргономики Белорусского филиала Всесоюзного НИИ технической эстетики. И.М. Розет с сотрудниками решали актуальные практические и теоретические проблемы проектирования изделий электронной промышленности, медицинской техники и производственной среды предприятий энергопромышленности.

Долгие годы он занимался изучением продуктивной умственной деятельности, результаты этой работы обобщены в монографии «Психология фантазии», которая была издана в 1977 г. и переиздана в 1991 г. В этой книге фантазия представлена как любая умственная продуктивная деятельность. Автор ищет внутренние закономерности фантазии при помощи специальных экспериментов, представляет широкую историческую панораму взглядов на проблему, начиная от Лукреция. Отдельно анализируются непсихологические концепции фантазии.

И.М. Розет пишет, что в крупных психологических системах фантазия почти полностью предается забвению. В трудах представителей Вюрцбургской школы, бихевиоризма и гештальтпсихоло-гии не нашлось места для фантазии, а если это понятие иногда и упоминалось (как в ранних работах Уотсона), то лишь для того, чтобы обрушить на него критику. Исключением в этом отношении является психоанализ. И.М. Розет упоминает работы советских ученых Е.И. Игнатьевой, П.М. Якобсона, А.Г. Ковалева, однако он считает, что в них фантазия выступает не как особая психологическая проблема, а скорее как некоторый компонент деятельности, в котором главную роль играют специфические умения и способности.

В 50-х годах произошел резкий перелом в отношении психологов к фантазии. Начиная с этого времени, наблюдается чрезвычайное увлечение проблемой творчества. Если с середины 70-х годов «творческий бум» на Западе заметно спадает, то именно в нашей стране отмечается широкое оживление интереса к творчеству.

В своей книге Розет пишет об особенностях творческих людей. В частности, о том, что для таких людей характерна «эмотивность действий и поступков» (скандалы С. Есенина, эксцентричность Ф. Шаляпина), а также проявление повышенной эмоциональной возбудимости, проявляющейся в приступах истерии у Артура


Тосканини, Эдит Пиаф. Творческой личности издавна приписывают склонность к шутке, игривость.

Экспериментально И.М. Розетом фантазия была изучена с помощью следующих методик: необычное употребление предметов; предвидение последствий; заголовки к рассказам; тест Роршаха; ТАТ; сочинение рассказа; разгадывание ахроматических чернильных пятен и др.

Книга была переведена на ряд иностранных языков: испанский (Мадрид, 1981), польский (Варшава, 1982), английский (издательство «Прогресс», 1984).

Много сил И.М. Розет отдавал и созданию популярной литературы. Его книга «Что надо знать о памяти» вышла в 1968 г. и выдержала три издания.

В 1969 г. вышла книга «Что такое эвристика?», переизданная в 1988 г. В ней показана продуктивная и репродуктивная умственная деятельность.

За свою долгую творческую и научную деятельность И.М. Розет не единожды участвовал в психологических конгрессах, где он выступал с предложениями, разработками и теориями.

Говоря о деятельности И.М. Розета, нельзя не отметить его известные работы: «Отражение психической реальности в особенности лексики», «К вопросу о возможности обучения решать математические задачи», «О математическом моделировании вероятностной концепции припоминания», «Нелингвическая реальность, роль нелингвических стимулов. Семантика» и др.

Анна Борисовна Широкова родилась 29 мая 1931 г. в городе Минске. Окончила среднюю школу в 1950 г. Именно в школе впервые пробудился интерес к науке, с которой Анна Борисовна связала всю свою жизнь.

После окончания школы Анна Борисовна поступает в БГУ на отделение логики, психологии и русского языка, где преподавали такие известные психологи, как Е.П. Ересь, Н.Г. Медведева и др. В БГУ также приезжали и выступали с лекциями ученые из Москвы и Ленинграда. К периоду окончания университета (1955 г.) курс психологии был в школах отменен, и выпуск оказался последним. После окончания университета А.Б. Широкова работала 7 лет в Минском горкоме комсомола, занималась студенческими коллективами. В 1962 г. она поступила в аспирантуру на кафедру психологии. Будучи учеником Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский рекомендовал ей Анну Борисовну в качестве аспирантки. Продолжив исследования Я.Л. Коломинского, Анна Борисовна стала изучать


факторы, влияющие на статус личности в малой группе. Тема кандидатской диссертации: «Зависимость положения ребенка в межличностных отношениях от особенностей его личности и поведения».

Анна Борисовна вспоминает Л.И. Божович как уникального и удивительного руководителя. В свое время Божович была ученицей и сотрудником Л. С. Выготского. Все аспиранты и Лидия Ильинична жили общей научной семьей: вместе ходили в гости к А.В. Запорожцу и принимали у себя Д.Б. Эльконина, благодаря ей знакомились с такими мировыми знаменитостями в области психологии, как Я.Л. Морено и Ж. Пиаже, вместе посещали различные выставки и концерты. Со своими материалами аспиранты Л.И. Божович выступали на международном психологическом конгрессе и Съезде психологов СССР. Как говорит Анна Борисовна, «Каждое заседание в лаборатории Л.И. Божович было для нас, аспирантов, школой жизни. Испытывая ее огромное личное влияние, нам открывались такие вещи, до которых мы никогда бы не смогли додуматься сами». Анна Борисовна вспоминает слова Чудновского: «Если Л.С. Выготский — Моцарт психологии, то Л.И. Божович — А.Д. Сахаров в психологии». Являясь последователями Л.И. Божович, Анна Борисовна и Яков Львович Коломинский являются таким образом, выражаясь словами А.Б. Широковой, «внуками Л.С. Выготского».

С 1965 по 1981 г. А.Б. Широкова работает в МГПИ им. М. Горького. В 1981 г. была приглашена в институт иностранных языков, где по конкурсу избирается заведующей кафедрой психологии. Заведовала кафедрой в течение 10 лет. В настоящее время является доцентом этой кафедры. Разрабатывала такие учебные курсы, как общая и возрастная психология, педагогическая, социальная психология, а также психология управления. В данный момент работает над проблемой формирования личности и педагогического общения в системе педагогического образования. Анна Борисовна издала более 60 печатных работ, в том числе две книги в соавторстве с А.М. Кухарчук и несколько с Я.Л. Коломинским.

В период руководства кафедрой А.Б. Широковой совместно с сотрудниками были проведены исследования госбюджетных тем:

«Пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов языкового вуза» и «Психология общения на родном и иностранном языках». По данной тематике было опубликовано более 160 статей и методических материалов. Члены кафед-


ры выступали на съездах психологов, научно-практических конференциях.

Кафедрой также было выполнено хозрасчетное исследование:

«Психология восприятия специальной (терминологической) устной речи». По результатам этих исследований было опубликовано более 50 работ по вопросам психологии восприятия и социальной психологии, по проблеме развития и формирования личности, межличностных отношений и общения в группах и коллективах. До 1980 г. она публиковалась под фамилией Ценципер, с 1980 г.- Широкова А.Б.

В настоящее время под ее руководством ведутся исследования социально-перцептивных компонентов профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Разработаны курсы: «Психология высшей школы», «Психология общения», «Психология управления», которые преподаются в аспекте бакалаврской и магистерской подготовки студентам МГЛУ.

Таким образом, деятельность выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ была многогранной, и даже на примере только четырех его представителей видна существенная роль, которую они сыграли и продолжают играть в развитии психологии в Беларуси.


Глава VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.