Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как и почему возникла педология




Социально-политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники

В 20-е годы в СССР был проведен обзор педологических и психотехнических исследований, которые свидетельствовали о низком уровне нравственного, интеллектуального, физического развития определенной части населения. В среднем у славян и евреев он оказался выше, чем у представителей среднеазиатских республик СССР, а интеллигенция заметно превосходила по уровню интеллекта рабочих и крестьян. Эти многочисленные работы послужили причиной идеологических обвинений педологии и психотехники в гипердиагностике слабоумия, нравственных дефектов, в признании особых прав на существование «высших классов» и рас, духовной обреченности пролетариата и крестьян, что впоследствии привело к запрету на проведение тестов и комплексных исследований человека [32-34, 40, 50].

В 1927 г. исследователи НОТ, психотехники, профконсультан-ты и психофизиологи бьии объединены во Всесоюзное общество психотехники и прикладной психофизиологии. Президентом назначили И.Н. Шпильрейна.

В 1931 г. психотехника и педология были организационно подчинены и включены в психоневрологию — комплексную дисциплину, которая, по мнению одного из ведущих педологов А.Б. Залкинда, должна была эффективно служить делу социалистической реконструкции. Однако психоневрологи также преследовались по обвинению в троцкизме. В начале 30-х годов борьба с троцкизмом являлась одним из главных социально-политических факторов идеологических погромов в общественных науках, в том числе педологии, психотехнике и психологии.


Кроме борьбы с троцкизмом, заметную роль в разгроме педологии и психотехники сыграли и другие идеологические инициативы Сталина, в частности, его призыв к борьбе с извращениями марксизма в общественных науках, а также с идеализмом и механицизмом, о чем он говорил во время беседы в 1931 г. с бюро партийной ячейки Института красной профессуры. После этой встречи резко изменился характер публикаций в журнале «Педология», «Психотехника и психофизиология труда». Вместо научных работ стали печататься статьи, посвященные марксистской критике и самокритике.

В разные времена история педологии излагалась по-разному. Начиная со второй половины 30-х годов и в последующие десятилетия, после того, как специальным постановлением ЦК партии от 4 июля 1936 г. педология была предана анафеме, история этой науки изображалась как попытка проникновения буржуазных идей в советскую идеологию и педагогику. Педологов обвиняли в стремлении «нанести вред делу советской школы». В 1937 г. наркомом просвещения Бубновым большая группа педагогов и педологов была арестована и сослана в лагеря. А в начале 30-х годов о педологии говорилось иное, она должна была стать наукой о развитии человека. Известен человек, который дал название этой науке. В 1893 г. Оскар Хрисман, ученик Стенли Холла, известного американского психолога, предложил назвать зародившуюся науку о целостном изучении ребенка педологией. Никто не предвидел трудной судьбы науки. Педология возникла из остро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребенке, позволяющее успешно воспитывать и образовывать его. Отдельные науки — медицина, психология, философия, педиатрия, социология, этнография — подходили к ребенку каждая со своих позиций. Но синтезированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе. В различных городах Европы и Америки возникли десятки педологических лабораторий. В числе своих предшественников педологи называли Каменского, Руссо, Песталоцци, Гербарта, ибо уже в их трудах ставилась проблема целостного подхода к ребенку. У истоков педологии стоят знаменитые ученые XIX — начала XX вв. С. Холл, Э. Мей-' ман, Э. Торндайк.

Благотворной почвой для развития педологии оказалась Россия, чему способствовали следующие факторы:


1. Бурное развитие промышленности в начале XX в., рост сель
скохозяйственного производства, реформы Столыпина ставили во
прос об острой необходимости в образованных людях.

2. Мировые достижения физиологической школы И.М. Сече
нова, И.П. Павлова.

3. Интерес учителей и родителей к педологии, связанный со
значительными трудностями получения в России гимназического
образования, без которого нельзя было поступить в университет.

Первые педологические исследования стали проводить Румянцев, Нечаев, Лазурский, Кащенко в первом десятилетии XX века.

Большое внимание уделялось физическому, умственному (развитие самостоятельного мышления), эстетическому воспитанию (с учетом интересов и вкусов ребенка), проблеме взаимоотношений учителя и учащегося. Теоретическая и опытная разработка российских педологов начала века была направлена на создание воспитательной системы, которая бы учитывала индивидуальные задатки каждого ребенка, подготовила бы его к жизни в обществе.

После Октябрьской революции педология стала быстро развиваться. В 20-е годы педологи создавали теоретические концепции, активно занимались клинической практикой, обсуждали профессиональные проблемы. Возникли различные теоретические подходы.

Незадолго до нового 1928 г. в Москве открылся Первый съезд педологов, он длился 10 дней. Работало 7 секций:

* преддошкольная,

* дошкольная,

* первого школьного возраста,

* второго школьного возраста,

* трудного детства,

* организационно-программная,

* исследовательско-методологическая.

Участники съезда приняли постановление, в котором они заявили, что советская педология станет подлинной наукой, объективной, диалектико-материалистической системой знаний, направленных целиком на обслуживание широких трудовых масс [34].

Разгром педологии и психотехники начался в 1934 г. Тогда состоялся XVII съезд ВКП(б), на котором констатировалось успешное завершение коллективизации, индустриализации, были приняты второй пятилетний план и программа дальнейшей культурной революции. Необходимость в ученых-помощниках отпала, а идеологические требования к ним усилились. Как справедливо отмечает О.Г. Носкова [40], психотехнические приемы повышения произ-


водительности труда заменились репрессиями, принудительными мерами. В 1934 г. прекратил свое существование журнал «Советская психотехника», в государственном институте психологии была ликвидирована секция психотехники. В середине 30-х годов вместо психотехнических методов повышения производительности труда стал использоваться стахановский метод рекордов, который к тому же «доказал» интеллектуальное и физическое превосходство пролетариата.

В июле 1936 г. в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов». Шок, вызванный постановлением о педологии, десятилетиями отзывался в психологическом и педагогическом сообществе.

В постановлении подчеркивалось, что результаты исследований педологов свидетельствовали о социальных условиях в СССР, неблагополучных для развития человека. Вместо анализа причин и рекомендаций для дальнейшей работы по устранению тех отрицательных явлений, которые имели место, этим постановлением «вместе с водой выплеснули и ребенка».

Реализация постановления шла через наркомпросы. Были ликвидированы педологические учреждения, запрещены книги, учебники, закрыт ряд спецшкол. Осенью, после ликвидации психотехники, в школах также были запрещены профотбор и профкон-сультации, так как они осуществлялись при помощи тестов и анкет.

Последствия постановления оказались губительными для психологии. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский справедливо указывают на такие негативные последствия, как ликвидация комплексного изучения детей и взрослых, задержка развития детской, педагогической, инженерной и медицинской психологии [45]. Были также ликвидированы этнопсихология и дифференциальная психология. Запрет тестов лишил психологию одного из необходимых методов исследования и диагностики. Тесты вызывали устойчивое негативное отношение.

Сложной оказалась судьба И.Н. Шпильрейна, который прочел свой доклад «К вопросу о теории психотехники» в сентябре 1931 г. на первом симпозиуме «Теория психотехники». Впоследствии этот доклад с рядом изменений был опубликован в журнале «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4—6(5). Задачей доклада И.Н. Шпильрейна было обсуждение теории психотехники, так как «теоретический кризис психотехники, недостаточность ее теории и отрыв практики от теории становятся все более очевидными». Но в


сущности содержанием доклада стала критика зарубежной психотехники, вызванная «давлением пролетариата» и вышестоящих чинов. И.Н. Шпильрейн был арестован 26 января 1935 г., осужден за троцкизм и расстрелян 26 декабря 1936 г.

Итак, в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» предъявлялись обвинения в признании высших и низших классов и рас, гипердиагностике слабоумия с помощью тестов. В нем сообщалось: «Практика педологов, протекающая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к лженаучным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией» [40].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.