Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в БГУ




Исторический анализ преподавания психологии в России (на примере Московского университета)

История белорусской психологии тесно связана с Россией. Белорусский государственный университет как первое в Беларуси высшее учебное заведение, созданное в годы советской власти, формировался в том числе и на базе преподавательского состава МГУ, а также психологического института им. Л.Г. Щукиной, который был учрежден при историко-филологическом факультете Московского университета. История психологии в МГУ является отражением ее развития в России и СССР, начиная со второй половины XIX в. и до конца 80-х годов XX в.

До открытия Психологического института психология была представлена в Московском университете только как учебный предмет сначала на философском, а после его упразднения в 1863 г.— при кафедре философии на историко-филологическом факультете. Психологию преподавали философы П.Д. Юркевич, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин. Психология составляла неотъемлемую часть их философских воззрений, а преподавание психологии было лишь частью их педагогической деятельности, основное место в которой занимали философия, логика, этика. Преподавание психологии велось в форме лекций и семинарских занятий; оно имело образовательное значение и не готовило к проведению самостоятельных исследований [18, с. 391].

К анализу постановки психологического образования в Московском университете неоднократно обращался Г.И. Челпанов, которому принадлежит выдающаяся роль в реорганизации преподавания и научных исследований в Московском университете. В 1907 г. Челпанов, до этого профессор кафедры философии Киевского университета Св. Владимира (1897—1906 гг.), был избран профессором по кафедре философии в Московском университете. С прихо-


дом Челпанова положение психологии в Московском университете меняется коренным образом. В основу научно-исследовательской работы и организации процесса преподавания им были положены некоторые общие принципы и представления о психологии как науке. Во вступительной лекции в Московском университете 19 сентября 1907 г. «Об отношении психологии к философии» он рассмотрел этот вопрос, правильное решение которого имело существенное значение для судьбы психологии. Не умаляя чисто эмпирических исследований в психологии, он утверждал необходимость для психологии философских предпосылок и в этом смысле неотделимость ее от философии. Высокая философская культура была положена Челпановым в основу психологического образования и научных исследований. Анализируя положение психологии, он сделал вывод о том, что к началу XX в. она начинает приобретать огромное научное и практическое значение. «Если XIX в. принято называть «веком естествознания», то несомненно, что текущее столетие будет называться «веком психологии».

Совершенствование преподавания психологии в Московском университете стало на многие годы содержанием научной и педагогической деятельности Г.И. Челпанова. В Киевском (1897 г.), а затем в Московском университете (1907 г.) Челпанов учредил «Психологический семинарий», который называл «маленьким институтом». На базе семинария стало вестись преподавание психологии. Семинарий имел свое помещение, библиотеку, был оснащен приборами и приспособлениями для исследований по экспериментальной психологии и для демонстрации во время лекций. В 1909 г. вышло руководство Челпанова по экспериментальной психологии для студентов. В связи с ростом числа участников семинария возникла потребность в организации для преподавания и проведения исследований специального института. Создание института явилось завершением начатого в семинарии преобразования психологической подготовки в университете. Регулярные научные и учебные занятия здесь начались с 1 сентября 1912 г. Институт создавался на деньги купца Щукина, который слушал в Киеве лекции Г.И. Челпанова.

С созданием Психологического института психология становится предметом не только преподавания, но и научного исследования. Единение науки и преподавания становится с этого времени одной из самых характерных особенностей университетской психологии. Кроме лекций, здесь велись научные исследования, теоретические разборы в психологическом семинарии, практические за-


нятия по экспериментальной психологии. В последующие годы преподавание психологии расширялось, развивалась структура института, росло число сотрудников. В 1919 г. было создано отделение прикладной психологии, заведовал которым В.М. Экземплярский. В 1920 г. при филологическом факультете был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии под началом Г.Г. Шпета. К 1921 г. в Институте были следующие подразделения:

1. Отделение общей психологии.

2. Практикум по экспериментальной психологии.

3. Отделение прикладной психологии с подотделами:

а) практикум по индивидуальной психологии;

б) практикум по психологии труда;

в) практикум по экспериментальной психологии.

4. Лаборатория для самостоятельных исследований по экспе
риментальной психологии.

5. Кабинет этнической и социальной психологии.
Институт ставит своей целью энциклопедическое изучение

психологии: при нем создается «Общество экспериментально-психологических исследований», состоящее из специалистов всех факультетов.

В 1921 г. после упразднения филологического факультета Психологический институт вошел в Ассоциацию словесно-гуманитарных научных институтов при Московском государственном университете, а Челпанов был утвержден его директором.

В обстановке развернувшейся в 20-х годах перестройки психологии на основах марксизма и вызванной ею дискуссии по проблеме «психология и марксизм» позиция Челпанова расценивалась как метафизическая и идеалистическая, т.е. не соответствующая марксизму. За такой оценкой скоро последовали и оргвыводы, завершившиеся отставкой Челпанова.

Одним из активных его критиков был К.Н. Корнилов. В прошлом ученик Челпанова, Корнилов был оставлен после окончания историко-филологического факультета (в 1910 г.) научным сотрудником Психологического института. С 1916 г. Корнилов — приват-доцент Московского университета. В 1921 г. по поручению Наркомпроса он организует педагогический факультет во 2-м МГУ, назначается его деканом и профессором кафедры психологии. Одновременно он продолжает работать в 1-м МГУ. После образования Ассоциации институтов при факультете общественных наук (ФОН) выдвинут председателем психологической секции института научной философии. В июне 1923 г. Корнилов написал за-


явление в Президиум ФОНа. В этом заявлении он указал на несоответствие психологии Челпанова марксизму. В другом заявлении в июле 1923 г. Корнилов дает отрицательную оценку психологическим курсам Челпанова.

2 ноября 1923 г. деканат ФОНа сообщил К.Н. Корнилову о его назначении заведующим Психологическим институтом. 10 ноября 1923 г. ректор МГУ В.П. Волгин уведомил Челпанова об отчислении его из университета, выразив ему «глубокую благодарность за долголетнюю службу и энергичные труды по созданию и организации Психологического института». 15 ноября Челпанову было предложено сдать Психологический институт «лицу, указанному Деканом ФОН. О сроке и порядке сдачи Вам надлежит договориться с проф. К.Н. Корниловым». Материалы Архива МГУ и архива Челпанова, хранящегося в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, однозначно указывают на идеологический характер причин увольнения Челпанова [18, с. 396].

После увольнения Челпанова бывшие сотрудники Института разбрелись в разные стороны. Состав Института обновился. Его новый директор привлекает к работе в Институте молодых ученых — Л.С. Выготского, А.Р. Лурию, А.Н. Леонтьева. Подвергнув сокрушительной критике философскую и психологическую концепцию Челпанова, Корнилов провозгласил задачей коллектива Института перестройку методологической базы психологии на основе марксизма. Деятельность Института в этом направлении проходила уже в период его отдельного от университета существования. После отделения от университета (1921 г.) Институт существует в качестве самостоятельного учреждения и получает новое название: Государственный институт экспериментальной психологии.

После выделения из состава университета гуманитарных факультетов (1931 г.) преподавание психологии прекратилось вплоть до 1942 г. На 10 лет в области психологии в университете образовался вакуум. Сложившаяся система подготовки психологических кадров перестала функционировать. Прекратились исследования по психологии.

В целом по стране тенденция к коренному изменению психологии привела к появлению в 20-х годах реактологии, рефлексологии и других попыток замещения психологии. В прикладных областях — педологии и психотехнике — вставали теоретической важности вопросы о соотношении разных дисциплин в этих синтетических науках.


В этих условиях Л.С. Выготский отстаивал идею о необходимости сохранения психологии как науки. В своей культурно-исторической теории о развитии высших психологических функций он наметил новое понимание предмета психологии и ее задач. Однако в связи с его вовлечением в педагогическую деятельность развернулась идеологическая критика работ Л.С. Выготского, и в соответствии с нормами тех лет его труды надолго были изъяты из обращения.

С середины 30-х годов провозглашается переход от изучения абстрактно взятых психологических функций к изучению роли психики в реальной жизни человека, выдвигается положение о формировании человека в процессе деятельности. Вышедшая в 1935 г. книга С.Л. Рубинштейна «Основы психологии» представила «попытку дать целостную систему психологии, охватывающую основной экспериментальный материал и проникнутую единой методологической концепцией».

Следующая книга «Основы общей психологии» имела принципиальное значение для восстановления статуса психологии как науки. Принцип деятельности открывал большие возможности для решения практических задач, выдвинутых перед психологией начавшейся в 1941 г. войной.

В 1941 г. в структуре Московского университета был восстановлен философский факультет. Встал вопрос об учреждении кафедры психологии. Признавалось, что «образование в настоящий момент в Университете кафедры психологии является необходимым не только в целях обеспечения системного преподавания этой дисциплины на факультетах, но и в целях создания нормальных условий для вновь введенного в состав университета Института психологии, который, становясь по образцу других научно-исследовательских институтов Университета научно-вспомогательным учреждением кафедры, приобретает необходимую связь своей исследовательской работы с работой учебной» [18, с. 398—399].

Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР в Московском университете с 1 октября 1942 г. на философском факультете создалась кафедра психологии. Заведующим кафедрой был назначен С.Л. Рубинштейн, отозванный из ЛГПИ им. Герцена, где он заведовал кафедрой психологии. Одновременно он назначается также директором Института психологии при МГУ.

Знаменательно, что кафедра была учреждена в чрезвычайно трудное для страны время — годы Великой Отечественной войны.


Этот факт свидетельствует об общественном признании психологии, о ее возросшей значимости в жизни общества. Переориентация психологии из дисциплины, замкнутой в мире субъективных переживаний, оторванных от реальной жизни и деятельности человека, в науку, которая включена в изучение самых животрепещущих вопросов практической деятельности человека, произошла на основе принципа детерминизма. С введением Института психологии в состав университета восстановилась научная работа в области психологии.

С самого начала войны психологи активно включились в непосредственную помощь армии. Ряд сотрудников Института ушли на фронт (Л.М. Шварц, Ф.Н. Шемякин, ТА Репина и др.). А.Р. Лу-рия, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев вступили в ряды народного ополчения, но были отозваны для работ оборонного характера в Институте. Здесь в 1942 г. была создана психофизическая лаборатория (заведующий К.Х. Кекчеев) по разработке проблем ночного зрения применительно к условиям военных действий. Были разработаны методы борьбы с ослеплением светом прожекторов, снеговой ослепленностью (СВ. Кравков), ускорения темно-вой адаптации, сенсибилизации слуха и зрения, уточнения глазомерной оценки расстояния и др. Исследование порогов чувствительности показало сдвиги в зависимости от отношения к задаче и таким образом привело к выводу, что ощущение — не результат реакции органа на стимул, а продукт взаимодействия человека с предметом. Этот вывод имел большое теоретическое значение. После эвакуации части сотрудников института вместе с университетом в Свердловск развернулись работы в эвакуационном госпитале. Их возглавил А.Н. Леонтьев. Начальником медицинской части был П.Я. Гальперин, заведующим психологическими лабораториями — А.В. Запорожец. Эти работы ставили задачей «способствовать наиболее полному и быстрому возвращению бойцам утраченной боеспособности и трудоспособности. Теоретическое значение этой проблемы в том, что ее разработка дает возможность на основе использования материалов военных травм психологически подойти к проблеме восстановления и переключения навыков путем их включения различным образом в целенаправленные сознательные процессы» [18, с. 400].

Кроме работ, непосредственно связанных с военной тематикой, Институтом в 1942 г. разрабатывалась также проблема развития психики (А.Н. Леонтьев). Изучались процессы развития мотивов, чувств и эмоций у детей (Л.В. Благонадежина), вопросы пси-


хологии мышления (В.М. Теплов), психологический анализ процессов понимания (А.Н. Соколов), процессы воображения при чтении художественной литературы (О.И. Никифорова), психология запоминания (А.А. Смирнов). Результатом разработки узловых теоретических проблем явилось второе издание книги С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», удостоенной в 1942 г. Сталинской премии. В 1943 г. С.Л. Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

В 1943—1944 гг. продолжалась разработка тематики, имеющей оборонное значение. Она шла по трем направлениям: исследовалась разработка путей повышения зрительной и слуховой чувствительности бойца в боевых условиях (К.Х. Кекчеев, И.О. Кравков); рассматривались психологические основы военного обучения (Е.В. Гурьянов); выявлялись психологические пути восстановления бое- и трудоспособности раненых бойцов (А.Н. Леонтьев); разрабатывались общие вопросы военной психологии (Б.М. Теплов). Производилась дальнейшая разработка теоретических проблем по направлениям: психофизиологический комплекс (лаборатория К.Х. Кекчеева, труды по психофизиологии движений Н.А. Бернштейна, исследования высших корковых функций А.Р. Лурии); психология мышления и речи (А.Н. Соколова); психология деятельности — изучение общих закономерностей ее строения и отдельных видов — деятельность актера, режиссера, музыкального и изобразительного искусства (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.А. Смирнов, Е.В. Гурьянов); проблема мотивов деятельности (А.Н. Леонтьев); история психологии (Н.А. Рыбников). Результаты работ были отражены в их публикациях.

С созданием кафедры психологии в университете восстанавливается преподавание психологии. Деятельность С.Л. Рубинштейна как заведующего была направлена на решение задач коренного масштаба, связанных в первое время с восстановлением и развертыванием психологического образования в университете. В качестве первоочередной встала задача комплектования кадров. Штатный список профессорско-преподавательского состава кафедры психологии на 1942/43 учебный год включал 7 человек: профессора С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Артемов, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, доценты А.В. Запорожец и П.Я. Якобсон; из них только Леонтьев был штатным сотрудником, остальные — совместителями (все — сотрудники Института психологии).

Кафедра провела большую работу по организации двух отделений — отделения психологии на философском факультете и


отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Для обоих отделений были разработаны учебные планы, программы и т.п. Хотя кафедра входила в состав философского факультета, значительную часть своей работы она проводила на других факультетах — историческом, биологическом, юридическом, географическом, экономическом.

В период работы кафедры под руководством С.Л. Рубинштейна происходило становление и восстановление традиций университетской психологии. Это, во-первых, связь учебно-педагогической и научно-исследовательской работы. Университетская психология всегда была важной частью отечественной психологической науки. Как видно из штатного расписания кафедры, преподавателями университета были широко известные ученые. Органическое единство научной и учебной работы создавалось также посредством включения в научную работу студентов и аспирантов, поскольку курсовые и дипломные работы студентов, а также диссертационные исследования аспирантов составляли часть научной проблематики кафедры1. Позже, в начале 50-х годов, при кафедре было создано научное студенческое общество.

Во-вторых, стало традицией привлечение к преподаванию наиболее крупных ученых. Подытоживая работу кафедры в этом направлении, С.Л. Рубинштейн говорил в 1949 г.: «На кафедре психологии МГУ сосредоточено что есть лучшего в Москве, и даже почти все, что есть в СССР. Крупнейшие силы и цвет советской психологии объединены на кафедре психологии МГУ. В составе кафедры — два члена-корреспондента Академии наук, четыре действительных члена Академии педагогических наук и т.д. Но дело не только в том, что есть заслуженные деятели, которые имеют всякие чины и звания. По моему мнению, доцентский состав кафедры... не уступает профессорскому составу». В разные годы в университете преподавали Н.А. Бернштейн, М.К. Мамардашвили, П.К. Анохин, Я.Я. Рогинский, Н.Н. Ладыгина-Коте и другие известные ученые. В то же время большинство сотрудников кафедры были совместителями, что создавало трудности в работе. Такое положение объяснялось недостатком квалифицированных психологических кадров, так как в течение многих лет не было организованной системы их подготовки. В связи с этим С.Л. Рубинштейн видел реальный путь решения кадровой проблемы в привлечении

1 По всей вероятности деятельность отделения логики, психологии и русского языка на филфаке БГУ под руководством Е.П. Ересь осуществлялась по разработанным тематическим планам программы психологии МГУ.


к преподаванию молодежи, подготовленной в университете. Такой подход к комплектованию кадров сохранился в университете и в последующем: в основном преподавателями становились выпускники факультета.

В-третьих, создавалась структура психологического образования. Учебные планы, программы курсов, все обучение в целом было нацелено на широкую, обеспечивающую глубокие теоретические знания, подготовку и вместе с тем — овладение методами экспериментальной и эмпирической работы.

Уже в 40-х годах усиливается жесткая цензура в сфере образования, науки и культуры. В послевоенные годы начался период «холодной войны», что явилось причиной идеологической напряженности. В 1947—1951 гг. состоялись дискуссии, которые «наводили идеологический порядок» в различных сферах — философии (1947 г.), биологии (1948 г.), языкознании (1950 г.), политэкономии (1951 г.), в области литературы и искусства. Дискуссии проводились по инициативе ЦК партии. Они носили характер обличительной критики, были далеки от этических норм свободного обсуждения научных проблем.

В течение нескольких лет (1947—1949 гг.) проходило обсуждение книги Рубинштейна «Основы общей психологии». Все завершилось освобождением Сергея Леонидовича от обязанностей заведующего кафедрой в апреле 1949 г. Короткое время (до 1951 г.) кафедрой заведовал Б.М. Теплов. С 1951 г. заведующим кафедрой и отделением назначается А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн оставался профессором кафедры до марта 1958 г. и был отчислен в связи с длительной болезнью.

В 1953 г. был образован совет кафедр логики, психологии и педагогики (председатель А.Н. Леонтьев). Создание Совета явилось свидетельством возрастающей самостоятельности психологии.

На кафедре психологии, руководимой А.Н. Леонтьевым, развернулась интенсивная научно-исследовательская работа. Одной из важнейших особенностей была концентрация исследований на многих направлениях.

В 1963 г. книга А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» была удостоена Ленинской премии.

Развитие научной и учебной работы в университете уже в начале 60-х годов переросло организационные формы отделения. Психологическая наука, сложившаяся в самостоятельную и широко разветвленную область научного знания, оказалась связанной не только с философией, но и с нейрофизиологией, с естественны-


ми науками в целом, с математикой. Необходимость изменения статуса психологии в университете назрела. Однако потребовалась огромная работа всего коллектива и особенно заведующего отделением А.Н. Леонтьева по превращению этой объективной необходимости в реальность. Всю свою энергию и душу Алексей Николаевич вложил в дело создания факультета. Среди людей, которые создавали факультет, были известные ученые: А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Н.Ф. Талызина, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров, Л.С. Цветко-ва, Е.Д. Хомская, С.Н. Карпова, Н.Н. Данилова, С.Д. Смирнов, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинникова, З.А. Решетова, М.Б. Миха-левская и др.

В декабре 1965 г. был издан приказ о преобразовании отделения психологии Московского и Ленинградского университетов в факультеты психологии и утверждена их структура. Деканом факультета психологии МГУ был назначен А.Н. Леонтьев.

На счету факультета много крупномасштабных дел. На его базе в августе 1966 г. проходил 18-й Международный психологический конгресс. Его организация явилась результатом широкой международной деятельности факультета.

В октябре 1968 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О включении психологии в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени». С 1977 г. факультет начал издавать собственный журнал «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» [18, с. 407].

21 января 1979 г. умер А.Н. Леонтьев. С его смертью закончилась целая эпоха в жизни факультета и в развитии университетской психологии в целом. Деканом факультета был назначен профессор А. А. Бодал ев. С 1986 г. факультет возглавлял профессор Е.А. Климов, а с 2000 г.— профессор А.И. Донцов.

Сравнительный анализ данного материала свидетельствует о многих идентичных исторических вехах в развитии системы преподавания и исследований психологии в России и Беларуси, особенно в послереволюционный период и до наших дней. История развития психологии в МГУ проливает дополнительный свет на многие этапы развития психологии в Беларуси, помогает определить наши "исторические корни и методологическую основу. Переход к параграфу о развитии высшей школы в нашей республике и преподавании психологии в БГУ позволит нам приблизиться к очередной хронологической дате нашей истории: созданию первой самостоятельной кафедры психологии в БГУ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.