КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общей и детской психологии под руководством Я.Л. Коломинского
В 1978 г. наряду с общеинститутской кафедрой психологии была создана кафедра общей и детской психологии. Заведующим кафедрой был избран Яков Львович Коломинский, который за прошедшие годы работы на кафедре стал доктором психологических наук, профессором, академиком академии образования Республики Беларусь, Балтийской педагогической академии и ряда других международных академий, Заслуженным деятелем науки Республики Беларусь. Я.Л. Коломинский родился в 1934 г. в г. Наровля Гомельской области. В 1951 г. закончил с медалью школу и в этом же году поступил в Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького на педагогический факультет. В 1955 г. закончил институт с отличием. До 1960 г. находился на педагогической работе сначала в Новогрудском педагогическом училище, а после его закрытия в 1958 г. переехал в Минск, где работал воспитателем и учителем в школе-интернате № 17. В 1960 г. Я.Л. Коломинский поступает в аспирантуру по психологии в МГПИ им. А.М. Горького, был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР, где под руководством Л.И. Бажовича подготовил и в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе». С сентября 1963 г. он работает в МГПИ им. А.М. Горького. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». В 1982 г. ему было присвоено звание профессора. Около 40 лет он работает в области социальной психологии и психологии личности. Результаты многолетних исследований отражены в более чем 400 научных работах, в том числе: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (Мн., 1976), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» — совместно с Н.А. Березовиным (М., 1977), «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Мн., 1984). Пользуются известностью у специалистов и широкого круга читателей такие работы, как: «Человек: психология» (Мн., 1980, 1986, 1998), «Человек среди людей» (Мн., 1970, 1973, 1988), написанная совместно с А.А. Реаном монография «Социальная педагогическая психология» (СПб., 1999), «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» — соавтор Е.А. Панько (М., 1988), «Беседы о тайнах психики» (Мн., 1976), «Познай самого себя» (Мн., 1984). Более 30 научных работ Я.Л. Коломинским были опубликованы на 15 языках. Проводимые им теоретические и практические исследования положили начало создания научной школы возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе общения и совместной деятельности. Указанная проблематика в разные годы детально разрабатывалась сотрудниками кафедры: психология совместной деятельности и педагогического общения (доц. А.А. Амельков, доц. С.С. Харин), социально-психологические проблемы группы дошкольников (доц. Д.В. Финькевич.), психологические проблемы семьи (доц. В.И. Слеп-кова) и др. Все они являются учениками Я.Л. Коломинского. Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры всего защищено более 30 диссертаций. Из них только в специализированном совете БГПУ им. М. Танка защитили диссертации следующие сотрудники и аспиранты кафедры: А.А. Амельков, А.Н. Белоус, Е.Л. Малиновский, Л.В. Финькевич, В.И. Слепко-ва, Е.А. Орлова, Т.Н. Ковалева, В.В. Авраменко, И.В. Сильченко, Е.Л. Гутковская, Э.В. Котлярова, А.А. Полонников, Е.И. Комкова, А.А. Колмаков, Н.И. Олиферович, В.П Прилепин и др. Их научны- ми руководителями были преподаватели кафедры: Я.Л. Коломин-ский, Л.А. Кандыбович, А.М. Белоус, Р.А. Макаревич, Е.А. Панько. Я.Л. Коломинский был научным консультантом у докторантов З.И. Рябикиной (Краснодарский университет, Россия), И.А. Фурманова, Л.А. Пергаменщика, А.А. Девяткина (Калининград), С.А. Игумнова. Кафедра была создана на базе общеинститутской кафедры психологии. В архиве (№ 1630) БГПУ им. М. Танка хранятся протоколы заседания кафедры. Обратимся к документам. Протоколом № 1 от 30 августа 1978 г. закреплено распределение на кафедре поручений между преподавателями. Доцент Панько Е.А.— заместитель заведующего кафедрой по научной работе, ответственный за студенческую научную работу. Она до сих пор активно трудится, в том числе и на этих важнейших научных направлениях. Знаменательно, что Е.А. Панько первой защитила в созданном у нас в республике ученом совете кандидатскую диссертацию по психологии 29 октября 1968 г. на тему: «Восприятие комического в литературно-графическом изображении детьми дошкольного возраста». Ее научным руководителем был известный психолог из Москвы профессор Петр Максимович Якобсон. В дальнейшем Е.А. Панько стала профессором. Заместителем по учебной работе стала старший преподаватель кафедры А.Н. Белоус, а ученым секретарем кафедры и ответственным за работу со студентами ассистент Л.А. Холева. Все они уже более двадцати лет неизменно и плодотворно трудятся на кафедре вместе с одной из первых аспиранток кафедры А.М. Счастной. Общей кафедральной темой по научной работе утвердили «Психологические проблемы формирования личности в коллективе». Этим же первым протоколом было отмечено, что почасовиком кафедры является И.М. Розет, известный белорусский психолог. В протоколе № 3 от 5 октября 1978 г. отмечались положительные результаты обсуждения научной деятельности Л.А. Хо-левой и др. Протокол № 4 от 31 октября 1978 г. зафиксировал отчет аспирантов Л.И. Шумской и Н.И. Готиной. В разделе «разное» была поддержана кандидатура для избрания в АПН СССР А.А. Леонтьева, сына А.Н. Леонтьева, доктора филологических и психологических наук. Согласно протоколу № 5 от 14 ноября 1978 г. обсуждался вопрос «О связи проведения семинарских и практических занятий с НИРС». В частности, Я.Л. Коломинский в докладе подчеркнул, что семинары позволяют откликнуться на важнейшие вопросы жизни, учить гражданской позиции, развивать научное творчество, готовить студентов к исследованиям по психологии. Из других вопросов этого заседания слушали информацию Л.И. Шумской о конференции «Психологические проблемы обучения школьников», которая проходила в г. Москве в октябре 1978 г., с участием Д.Б. Эльконина, Н.А. Менчинскои и других видных психологов. Протоколом № 6 заседания кафедры от 12 декабря 1978 г. отмечены отчеты студентов, принимавших участие в работе конференции молодых психологов в Клайпеде, и доклад Н.И. Готиной по обзору работ американских психологов «Особенности онтогенеза мальчиков и девочек». Кафедра также рекомендовала к печати работу Б.А. Бенедиктова «Характер, темперамент, способности». Первый год работы кафедры завершался также активно. В декабре были проведены три заседания кафедры, в том числе обсуждался отчет членов кафедры о научной работе. Отчитывались Я.Л. Коло-минский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, Л.А. Холева, А.М. Счастная. В отчетах подробно обсуждались темы научных исследований. По всем отчетам кафедра приняла положительные решения. На последнем заседании кафедры 29 декабря 1978 г. присутствовали кроме уже называвшихся преподавателей и аспирантов декан Н.А. Опимах, а также П. Астапенко, Б. Жизневский, В. Смирнова. Все они приняли участие в обсуждении книги под редакцией Т.А. Репиной «Отношения между сверстниками в группе детского сада». Л.А. Холева проинформировала кафедру о шефской работе. Таким образом, только первые четыре месяца работы кафедры и ее девять заседаний вобрали в себя почти весь основной спектр кафедральной жизни: учебный процесс, наука, конференции, шефские связи, обсуждение работ психологов и др. Из наиболее крупных организаторских и научных проблем, решаемых кафедрой за первые 20 лет ее деятельности, можно также выделить: организацию проблемной научно-исследовательской лаборатории кафедры; участие членов кафедры в международных психологических конгрессах, съездах, конференциях; активную связь с другими кафедрами и научными центрами; выступление Екатерины Васильевны Шороховой, заместителя директора Института психологии АН СССР, выступления по радио и телевидению, на БАМе, обсуждение диссертаций, работа «Школы лектора» под руководством Б.П. Жизневского и целый ряд других вопросов. Анализ архивных материалов свидетельствует и о связи кафедры с военными организациями. Об одной из встреч студентов с курсантами Минского высшего военного инженерного радиотехнического училища по линии студенческого и курсантского научного общества и организации совместных «огоньков», отмечено в протоколе № 11 от 29 февраля 1980 г. С докладом выступил кандидат психологических наук, доцент, полковник Л.А. Канды-бо-вич по вопросу: «Роль психологии в военно-патриотическом воспитании молодежи». Это еще только один из эпизодов многогранной деятельности кафедры. Сегодня кафедра готовит, в том числе, и психологов-профессионалов, поэтому появились новые фундаментальные курсы, такие как «История психологии», «История психологии в Беларуси» и др. С момента основания кафедры в ее составе, как уже отмечалось, работает профессор Елизавета Александровна Панько. Она ведет большую научную работу, специализируется в области детской и педагогической психологии, диагностики психического развития, гуманизации системы дошкольного образования педагогики и психологии высшей школы. Большое внимание уделяет внедрению психологической науки в педагогическую практику. Предложенные ею разработки по внедрению результатов исследований в области детской и педагогической психологии для дошкольных и средних специальных учебных заведений отмечены медалью ВДНХ СССР. С 1990 г. она является научным руководителем государственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образования, научным руководителем базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пралеска». Автор более 260 работ, в том числе 18 книг, более 20 программ. Основные из них: «Восприятие комического дошкольниками» (Мн., 1968); «О психическом развитии ребенка» (Мн., 1974); «Психология деятельности воспитателя детского сада» (Мн., 1986); «Психология труда воспитателя» (Мн., 1993); «Воспитатель детского сада: психология» (1998 г.); «Психология детей шестилетнего возраста» (в соавт. с Я.Л. Коломинским) (1999 г.); «Дзецям сябе прысвяцщь» (в соавт. с Л.Н. Башлаковой (1991 г.); соредактор и соавтор ряда учебных пособий: «Детская психология» (Мн., 1986); «Развитие познавательных процессов дошкольника» (1984 г.); «Пах1чнае развццё дзяцей. Кшга пра пс1халопю выхавання» (1994 г.); «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» (1997 г.). Под ее руководством создан ряд научно-методических и учебно-методических видеофильмов: «Парастю творчасщ» (1994 г.), «Пра-леска»: уваходз1м у свет прыгожага» (1998 г.), «Жавараначю, спя-вайце!» (2000 г.) и др. Усилиями профессора Е.А. Панько, ее учеников и последователей идет процесс внедрения в жизнь новой концепции развития дошкольного образования, гуманистически ориентированных программ нового поколения («Истоки», «Пралеска», «Радуга» и др.). предполагающих психологизацию всего воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. А между тем еще примерно 30—40 лет тому назад это «поле» (дошкольная педагогическая психология) для нас было в значительной степени «целиной» [48, с. 70—76]. Благодаря разносторонней исследовательской работе и богатому опыту преподавания сотрудники кафедры стали авторами обширной научной и учебно-методической литературы. В 1996 г. профессором Л.А. Кандыбовичем в соавторстве с профессором из Москвы М.И. Дьяченко опубликован «Краткий психологический словарь. Личность, образование, самообразование, профессия», в 1998 г. вышло второе издание под названием «Психология: словарь-справочник», а в 2001 г. «Психологический словарь-справочник». Проблемы социальной психологии нашли отражение в ряде монографий. В том числе: Я.Л. Коломинский «Психология взаимоотношений в малых группах» (Мн., 1976), Я.Л. Коломинский «Учитель и детский коллектив» (Мн., 1985), «Генетические проблемы социальной психологии» под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной (Мн., 1986). Профессорско-преподавательским составом кафедры разработан и опубликован целый ряд учебных пособий: Е.А. Панько, А.Н. Белоус, Ю.Н. Карандашев «Развитие познавательных процессов дошкольника» (Мн., 1984), «Введение в возрастную и педагогическую психологию» (Мн., 1985); «Детская психология» под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько (Мн., 1988), Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.В. Финькевич «Социальная психология детства» (Мн., 1990), хрестоматия «Психическое развитие ребенка» (Мн., 1994), А.М. Счастная «Дошкольник в разновозрастной группе» (Мн., 1997), Я.Л. Коломинский «Социальная психология школьного класса» (Мн., 1997) и др. Сотрудниками кафедры подготовлено множество учебно-методической литературы, в том числе методические пособия: Т.В. Сенько «Проективные методики изучения личности ребенка» (Мн., 1986), Т.В. Василец «Психологический климат коллектива учащихся» (Мн., 1987), «Диагностика развития личности и межличностных отношений в дошкольном возрасте», авторы Е.А. Пань-ко, Я.Л. Коломинский, А.Н. Белоус, Л.В. Финькевич и др. (Мн., 1993), «Диагностика и коррекция психического развития дошкольников», авторы Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.В. Финькевич, А.Н. Белоус, Л.А. Мельничук и др. Материалы 1-й Республиканской конференции по истории психологии в Беларуси показали, что значительная группа ученых — Я.Л. Коломинский, СВ. Кондратьева, Е.А. Панько и другие — совместно со своими учениками активно исследуют проблему педагогического взаимодействия. Исторически эти исследования активно проводились и продолжают проводиться на кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка [47, с. 112—117]. Доцент А.Н. Белоус провела исследования развития памяти у детей дошкольного возраста (1986 г.). Работа посвящена сравнительному изучению особенностей развития различных приемов логического запоминания — смыслового соотнесения и смысловой группировки — у одних и тех же детей дошкольного возраста, а также определению наиболее оптимальной стратегии формирования двух названных приемов в условиях специально организованного обучения. За последние десять лет на кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка под руководством А.Н. Белоус выполнена серия исследований по проблеме развития памяти у детей и защищена Е.И. Комковой кандидатская диссертация (1995 г.) по теме «Зависимость продуктивности произвольного запоминания от оценки своих мнемических возможностей у старших дошкольников» [47, с. 51-57]. Белорусские психологи в своих исследованиях большое внимание уделяли и проблеме раннего возраста [48, с. 66—70]. Значительная часть исследований в этой области также проведена сотрудниками кафедры общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка. Так, Л.А. Холева в учебном пособии «Детская психология» (вып. 1 и 2, 1981—1982 гг. издания) подготовила разделы «Психологическое развитие ребенка в младенческом возрасте» и «Психологическое развитие ребенка в раннем возрасте». Далее Ю.Н. Карандаше-вым и С.С. Хариным (1979, 1981, 1985 гг.) изучались механизмы понимания ребенком взрослого. В настоящее время исследования по этой проблематике продолжаются и на других кафедрах в нашей республике (Л.Г. Лысюк, (2000 г.), Н.М. Немкович, (1998 г.) и др.). Кафедре всегда был свойственен дух сотрудничества со студентами, уважение к ним. как к будущим коллегам. Ее выпускники трудятся в Минске, Бресте, Могилеве, Витебске, Мозыре и других городах Беларуси, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они преподают в вузах, работают в научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях, в клиниках, школах, детских садах, в вооруженных силах, в МВД, в средствах массовой информации, в банках и разнообразных бизнесструкту-рах, в консультационных центрах. Лучшим педагогам кафедры присущи бескорыстное служение науке, высокий творческий потенциал, любовь к молодежи, демократизм.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |