Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития психологии в гуманитарных вузах г. Минска




Деятельность кафедры психологии и педагогики Института культуры

Кафедра психологии и педагогики была основана в 1981 г. как общеинститутская. Она стала обеспечивать чтение следующих курсов: общая психология, возрастная, педагогическая и социальная. Организовывал кафедру кандидат психологических наук, доцент Михаил Захарович Яновский, который до этого был доцентом кафедры психологии Б ГУ.

Вначале психолого-педагогическая подготовка была спланирована как сквозная по всем факультетам (факультет работников культуры, художественного творчества, библиотековедения и библиографии). Затем началась профилизация. Вопросы развития


психологии неоднократно рассматривались на ректорате и ученом совете.

В формировании библиотечного фонда кафедры большую помощь оказал БГПУ им. М. Танка и библиотека Республиканского института усовершенствования учителей. На кафедре активно создавалась материальная база. Акцент делался на приобретение психологической аппаратуры (электроэнцефалограф, измеритель последовательности реакций, аппаратура для измерения зрительной и слуховой функций, особенностей нейродинамики, психома-торики и др.) Стала организовываться методическая работа со всеми категориями, в том числе с преподавателями института по психологии высшей школы.

Проводилась большая работа по организации исследовательской работы. Только за первый год работы кафедры на студенческую научную конференцию было представлено 35 докладов. Обмен опытом работы проводился с институтами Ленинграда, Харькова, Ровно, Каменец-Подольска и др.

В первые годы был укреплен кадровый состав кафедры. В качестве преподавателей начали работать кандидат психологических наук СВ. Овдей, кандидат педагогических наук А.Б. Каганов, преподаватели В.А. Янчук, Г.В. Максюта. Особое внимание было уделено организации научно-исследовательской работы студентов: начали работать кружки «Экспериментальной психологии» (руководители доцент М.З. Яновский, ст. преподаватель В.А. Янчук), «Воспитание искусством» (руководитель доцент Я.Д. Григорович).

Характерной особенностью научных исследований студентов было то, что они носили экспериментальный характер, а экспериментальной базой были студенческие творческие коллективы, ученические и молодежные коллективы самодеятельного творчества.

Преподаватели кафедры начали выполнять хоздоговорные работы с совхозом «Комсомолец» Дзержинского района (руководитель доцент М.З. Яновский), социально-психологической тематики в колхозе «Заветы Ленина» Столинского района (руководитель доцент А.Б. Каганов), в Минском рыбокомплексе, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства БССР (руководитель доцент Крючек В.К., ст. научный сотрудник Соколова А.В.), в колхозе «Родина Я. Коласа» Столбцовского района (руководитель доцент М.З. Яновский). К этой работе преподаватели активно привлекали студентов факультетов библиотековедения и библиографии, культурно-просветительной работы, музыкально-творческих специализаций.


Одновременно коллектив кафедры начал разрабатывать комплексную научную тему: «Психолого-педагогические основы повышения качества подготовки специалистов культуры» (научный руководитель доцент М.З. Яновский).

В этот период была открыта лаборатория научных основ реакрио-логии. Научным руководителем лаборатории был ведущий специалист в республики в области психофизиологии доцент В.Н. Марго-лин, научные сотрудники Н.А. Пиунова, Г.К. Колюжнова разработали содержание и прикладную тематику работы лаборатории с ориентацией на изучение вопросов восстановления работоспособности и профилактики умственного утомления работников разного профиля с использованием музыкотерапии, массажа, аутогенной тренировки. Сотрудники лаборатории начали проводить прикладные исследования по оптимизации труда и отдыха работников разных предприятий г. Минска и республики. Одновременно на базе лаборатории ее сотрудниками проводилась большая работа по психодиагностике психофизиологической направленности, обучению студентов методам оценки функциональных состояний, повышению умственной работоспособности, приобщению студентов к научно-исследовательской работе.

С 1989 г. значительно расширился диапазон психолого-педагогической подготовки студентов института: для студентов всех специальностей были введены курсы социальной психологии, психологии художественного творчества; для подготовки будущих педагогов социокультурной сферы были введены учебные курсы: медицинская психология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология аномального ребенка. Учебные занятия по этим дисциплинам проводили ведущие психологи: доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов, доктор социологических наук А.В. Рубанов, доктор философских наук И.Ф. Селезнев, доктор психологических наук, профессор Е.С. Сле-пович, доктор психологических наук, профессор Т.М. Савельева, доцент З.А. Апацкая, врач-психотерапевт О.С. Гладкевич, доцент СЕ. Залесская.

Преподаватели кафедры активно проводили научную работу и выступали на всесоюзных конференциях в Москве, Киеве, Барнауле и др. городах.

Впервые в республике на кафедре психологии и педагогики совместно с кафедрой теории музыки был разработан и введен в подготовку студентов музыкальных специализаций курс по музыкальной терапии (ст. преподаватель Н.И. Ивченко, доцент А.И. Смагин).


Этому предшествовало проведение в разное время (1989—1995 гг.) студентами экспериментальных работ по изучению влияния музыки на функциональное состояние зрительного анализатора (О.В. Супрун), времеми простой и сложной сенсомоторной реакций, реакции на движущийся объект, кинестетической чувствительности (В. Пилютик), процессов кратковременной и долговременной памяти (Т.Н. Бекиш). С 1995 г. на кафедре был введен спецкурс по музыкальной терапии.

Такая содержательная работа коллектива кафедры по психолого-педагогической подготовке студентов института (в дальнейшем университета), безусловно, способствовала повышению профессионализма специалистов культуры и искусства, приобщению их к научным поискам в области человековедения [47, с. 195—199].

В 2001 г. М.З. Яновский работал доцентом кафедры психологии и педагогики Республиканского института высшей школы БГУ. До 2002 г. этой кафедрой заведовала доктор психологических наук Наталья Федоровна Вишнякова. Она в 1972 г. с отличием закончила Винницкий государственный педагогический институт по специальности «преподаватель музыки». Получила вторую специальность «практический психолог» в Белорусском государственном педагогическом университете в 1994 г.

В 1980 г. она стала кандидатом педагогических наук. Тема диссертации — «Развитие творческой активности личности в процессе музыкальной деятельности». Защита состоялась в совете НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В 1997 г. Н.Ф. Вишнякова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук на тему «Психологические основы развития креативности в прогрессивной акмеологии». Научный консультант — доктор психологических наук, профессор Я.А. Пономарев. Защита диссертации проходила в Психологическом институте Российской академии образования.

С 1972 г. она работала преподавателем Винницкого государственного педагогического института, затем закончила очную аспирантуру при Московском НИИ художественного воспитания. С 1979 по 1984 г. была заведующей кафедрой музыкальной педагогики Криворожского пединститута, затем в 1984—1988 гг. заведовала кафедрой методики музыкального воспитания Мелитопольского пединститута. В период с 1988 по 1994 г. Н.Ф. Вишнякова — доцент кафедры психологии и педагогики Минского института культуры и БГПУ. С 1994 по 2000 г.— заведующая кафедрой психологии и педагогики в Республиканском институте высшей школы БГУ.


С 2000 г. она является ведущим научным консультантом научно-исследовательского отдела Института управления и предпринимательства.

Основными учебно-методическими и научными работами Н.Ф. Вишняковой являются: «Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения» (Мн., 1995), «Конфликт — это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии» (Мн., 1996), «Теория и практика креативной акмеологии» (Мн., 1999) и др. Ряд работ издавался за рубежом.

Н.Ф. Вишнякова является Действительным членом Академии акмеологических наук. Награждена второй премией специального фонда Президента Республики Беларусь за разработку государственного стандарта по циклу гуманитарных дисциплин.

История развития психологии в Белорусской национальной академии музыки

В 1984 г. вышла книга «Белорусская государственная консерватория», посвященная 50-летию ее создания. Статья о кафедре психологии и педагогики была написана заведующим кафедрой, кандидатом психологических наук, доцентом Бенедиктовым Сергеем Борисовичем. Тема его кандидатской диссертации — «Психологический анализ одновременного восприятия и воспроизведения связанной речи». Работа была защищена в Вильнюсе в 1974 г. Кафедра была образована в 1978 г. на базе постоянно действующего с 1976 г. научно-педагогического семинара с профессорско-преподавательским составом по психолого-педагогическим проблемам. С момента создания кафедры работа велась в тесном содружестве с Республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям искусств. В 1980 г. сформировался совет по методическому обеспечению музыкального образования (руководитель Булыго К.), разрабатывались учебные и методические пособия по психолого-педагогическому циклу дисциплин.

Кафедра сотрудничала с другими профильными кафедрами творческих вузов. В дальнейшем с 1986 г. кафедру возглавил доцент Вадим Леонтьевич Яконюк, ныне первый проректор консерватории, доктор педагогических наук, профессор.

В.Л. Яконюк закончил в 1969 г. Белорусскую государственную консерваторию. В 1977 г. защитил в Москве диссертацию на тему «Профессиональные интересы студентов педвуза и пути их развития» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а в 1995 г. в Минске докторскую диссертацию по педагогическим


наукам на тему «Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта».

В своих исследованиях В.Л. Яконюк широко изучает проблемы психологии музыкальной деятельности (мотивация, потребности, интересы, способности и др.)- Основные публикации: «Развитие интереса к профессии учителя музыки» (Мн., 1979), «Музыкант. Потребность. Деятельность» (Мн., 1993) и др. В.Л. Яконюк — автор концепции Государственной программы поддержки творчески одаренных детей и молодежи.

Кафедра педагогики и психологии Академии физического воспитания и спорта

14 февраля 1944 г. Постановлением № 200 п. 14 СНК СССР в Минском институте физического воспитания была организована кафедра педагогики и психологии.

Дисциплины психолого-педагогического цикла читались доцентами А.Ф. Порошковым, СИ. Турченко, М.В. Макаревичем, старшими преподавателями М.А. Шаткиным, Г.И. Кабак.

Значительный вклад в развитие и становление кафедры внесли: профессор А.Г. Григорьева, доценты Д.Я. Богданова, АЛ. Вайн-штейн, М.Я. Мышко, Л.В. Калашникова, Е.В. Казаков, В.К. Петрович, М.А. Ярмолович, Н.К. Волков, О.М. Чикова, И.С. Дятловская, Э.А. Лиштованная, ст. преподаватель Н.М. Коршукова и др.

Кафедрой заведовали: с 1945 по 1946 г.— доцент А.Ф. Порошков; с 1946 по 1947 г.— доцент СИ. Турченко; с 1947 по 1954 г.— старший преподаватель М.А. Шаткин; с 1955 по 1982 г.— профессор А.Г. Григорьева; с 1983 по 1998 г.— заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратная олимпийская чемпионка, заслуженный деятель физической культуры БССР, профессор Е.Д. Белова; с 1998 по 1999 г.— кандидат психологических наук, доцент Г.И. Метель-ский; с 1999 по 2000 г. — кандидат психологических наук О.Я. Ко-ломинская, а с 2000 г. кафедру возглавляет доктор психологических наук, доцент Людмила Владимировна Марищук. В 1999 г. она успешно защитила в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию по теме «Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития», которая стала логическим продолжением проводимых ею и ее учениками исследований в этой области.

Л.В. Марищук родилась в г. Ленинграде. Закончила школу, а в 1980 г.— Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена, факультет иностранных языков. После школы получила значительную психологическую практику в качестве лабо-


ранта в Московском НИИ авиационной и космической медицины. После окончания института работала переводчиком в Республике Куба, преподавала испанский язык сотрудникам группы советских специалистов и впервые столкнулась с фактом неуспешности усвоения иностранного языка людьми, успешными в других видах — инженерами высокой квалификации, профессионалами в своей области. Это послужило толчком к исследованию проблемы обучения иностранным языкам и развития способностей к этому виду деятельности. Экспериментальные исследования в области успешности и неуспешности при изучении иностранного языка с учетом способностей и других индивидуальных особенностей привели в 1992 г. к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Минске, куда она переехала в 1989 г.

После переезда она работала в Национальном институте образования научным сотрудником, а затем возглавила кафедру психологии открытой в этом же институте магистратуры; училась в очной докторантуре.

Начиная с 2000 г. Л.В. Марищук стала активно работать со своими сотрудниками, в том числе, и в области психологии спорта.

Ее монография «Способности к изучению иностранного языка и новые подходы к накоплению лексического запаса» (Мн., 1997) отражает основные результаты исследования в сочетании с более чем 80 публикациями.

Кафедра осуществляла психолого-педагогическую подготовку преподавателей и организаторов физической культуры для работы в учебных заведениях и других учреждениях по физической культуре и спорту, проводила методическую работу по совершенствованию учебного процесса, выпуску методической литературы, содействовала подготовке спортсменов высокого класса и повышению психолого-педагогических знаний тренеров Республики Беларусь. Сотрудники кафедры оказывали учебную и учебно-методическую помощь другим вузам, спортивным обществам и организациям: Республиканскому институту профессионального образования, школам города Минска, училищам Олимпийского резерва, учителям физкультуры и тренерам Республики Беларусь; принимали участие в написании учебников по педагогике и психологии для высших и средних учебных заведений и др.

Длительное время доцент кафедры Н.К. Волков руководил «Школой общения», в которой студенты Академии приобретали навыки психорегуляции и взаимодействия. Ежегодно в «Школе» занималось 30—45 человек, за время ее работы подготовлены: 1 ла-


уреат и 2 победителя Всесоюзного конкурса студенческих научных работ; 4 победителя Республиканских конкурсов студенческих научных работ; 17 инструкторов-методистов по аутогенной тренировке для работы со сборными командами по видам спорта; 3 психолога сборных команд Республики Беларусь.

За годы своего существования кафедра педагогики и психологии стала самостоятельным учебно-научно-методическим структурным подразделением Академии физического воспитания и спорта Республики Беларусь.

Преподаватели кафедры осуществляют учебно-методическую подготовку студентов по дисциплинам: «Педагогика», «Психология», «Психология физической культуры и спорта», «Введение в специальность» на I, II и III курсах очного и I, III и IV курсах заочного отделения трех факультетов.

С октября 2000 г. при кафедре возобновила работу психолого-педагогическая студенческая научная лаборатория, которую возглавила старший преподаватель Е.В. Мельник.

В разное время активно сотрудничали с кафедрой работающие в том же институте на должности заведующих кафедрой плавания кандидаты психологических наук, доценты В.С. Дьяченко и Ю.А. Ко-ломийцев. Последний, в частности, был организатором четырех международных конференций психологов спорта, для проведения которых привлекались и сотрудники кафедры педагогики и психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.