Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии




в Национальном институте образования и Академии наук Республики Беларусь

Психологическая служба Национального института образования Республики Беларусь

Национальный институт образования Республики Беларусь был основан в 1929 г. в Минске. Первым его директором был П.Я. Панкевич.

Отделение психологии в структуре института было образовано в 1990 г. В НИИ педагогики Министерства образования БССР начинали свою профессиональную деятельность известные сегодня психологи Р.И. Водейко, А.Л. Вайштейн, А.Я. Миленький, И.М. Ро-зет, Я.С. Рапоцевич, А.М. Прощицкая, А.К. Паншина, Л.И. Шумская и др.

В период с 1986 по 1996 г. в институте работал доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов. Он возглавил исследо-


вание фундаментальных проблем: «Формирование психологической подготовленности к работе и выбору профессии», «Психология высшей школы».

С 1975 г. в институте работает Татьяна Митрофановна Савельева. Она родилась в д. Бестрень Могилевской области. Училась в Минском педагогическом институте им. М. Горького на факультете педагогики и методики начального образования (1958—1962 гг.). Закончила аспирантуру при Минском Государственном педагогическом институте им. М. Горького (кафедра психологии) (1968—1971 гг.). Тема кандидатской диссертации «Возможности владения младшими школьниками методом лингвистического анализа».

С 1976 по 1990 г. Г.М. Савельева проводила экспериментальные исследования на комплексной основе в отделе начального образования, который она возглавляла в эти годы. Под ее руководством и при помощи специалистов разного профиля — физиологов, врачей-гигиенистов, дидактов, методистов, руководителей народного образования и учителей — в НИИ педагогики МО БССР были проведены фундаментальные исследования по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников. Выполнены 3 темы-заказа Министерства образования нашей республики:

1. «Проблемы образовательно-воспитательного процесса в 1—3
классах школы с началом обучения в 6 лет» (1976—1980 гг.).
Исследования проводились на базе средней школы № 130 г. Минска
(учителя-исследователи: М.К. Демьянович, А.А. Трухан, Т.П. Безмен
и др.). В результате эксперимента было издано несколько сборни
ков научных трудов.

2. «Содержание, формы и методы обучения учеников подгото
вительных и 1—3 классов городских и сельских школ, которые ра
ботают в режиме 5-дневной учебной недели» (1982—1985 гг.).
Исследование проводилось на базе двух районов — Советского в
Минске и Клецкого в Минской области. К нему было подключено
более 500 учителей начальных классов и воспитателей дошколь
ных учреждений. Исследование охватило более 16 тыс. детей. В ре
зультате были изданы сборники научных трудов: «Книга для учи
теля (1-й класс)», под ред. Т.М.Савельевой, 1987 г.; «Книга для
учителя (2-й класс)», под ред. Т.М. Савельевой, 1990 г.

3. «Формирование самостоятельной деятельности учеников на
чальных классов сельских малокомплектных школ» (1986— 1990 гг.).
Исследование проводилось на базе 27 сельских малокомплектных
школ Минского района. По его результатам были изданы статьи,
проведено несколько научно-практических семинаров. В 1985 г. на


базе малокомплектных школ Брестской области прошел Всесоюзный научно-практический семинар и издан сборник «Усовершенствование обучения и воспитания школьников начальных классов малокомплектных школ» (под ред. Т.М. Савельевой, 1985 г.).

В 1993 г. Т.М. Савельева защитила в Москве (Институт психологии РАО) докторскую диссертацию на терму «Психологические основы начального обучения языку в ситуации близкородственного билингвизма». С 2000 г. продолжает работать в Национальном институте образования Республики Беларусь в должности заведующей отделом психологии развивающего образования.

После того, как в 1990 г. в структуре института было создано отделение психологии, круг научно-исследовательских работ значительно возрос. К проводимым исследованиям начали присоединяться и нештатные сотрудники, которые работали в институте по совместительству. Совместители выполняли и научно-организаторские функции. Они руководили структурными подразделениями и одновременно возглавляли проведение научных исследований. Так, с 1 октября 1990 г. по 15 февраля 1993 г. отделением психологии руководил доктор психологических наук, профессор ЯЛ. Ко-ломинский, а кандидат психологических наук Н.А. Цыркун возглавляла лабораторию социальной и этнической психологии и одновременно с этим была научным руководителем исследований в названной лаборатории.

В период с 1993 по 1994 г. в институте работал (по совместительству) доктор психологических наук, профессор Л.А. Кандыбо-вич. Он являлся активным разработчиком темы «Психология высшей школы».

В период с 1 апреля 1993 г. по 15 апреля 1994 г. отделение психологии возглавлял кандидат психологических наук И.А. Фурманов. Одновременно он являлся научным руководителем по разработке актуальных проблем, которые исследовались в лаборатории практической и экспериментальной психологии.

Игорь Александрович Фурманов родился в 1960 г. В 1981 г. он закончил педагогический факультет Белорусского государственного института физической культуры. Затем там же закончил аспирантуру и в 1986 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Москве, в Институте психологии АН СССР на тему «Содержание и динамика мотивов командной игровой деятельности спортсменов».

В период с 1986 по 2000 г. работал младшим, старшим научным сотрудником в ряде научно-исследовательских учреждений


г. Минска. Далее — заведующий лабораторией и заместитель директора по научной работе Национального института образования.

В 1998 г. защитил в совете БГПУ им. М. Танка диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения на подростковом и юношеском этапах онтогенеза». Его научным консультантом был Я.Л. Коломинский.

В 2000 г. он был избран по конкурсу заведующим кафедрой психологии БГУ.

Основными научными работами И.А. Фурманова являются: «Детская агрессивность: динамика и коррекция» (Мн., 1996), «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста» (Мн., 1997), «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства» (Мн., 1999 (в соавт.) и др. Всего имеет более 110 публикаций.

С 15 апреля 1994 г. (данные на 1 сентября 1999 г.) возглавляла отделение психологии и руководила научными исследованиями, которые проводятся в лаборатории психологии обучения и развития личности, доктор психологических наук, профессор Т.М. Савельева. В отделении психологии 3 лаборатории: социальной и этнической психологии (заведует лабораторией кандидат психологических наук, старший научный сотрудник М.С. Стрельцына)' экспериментальной и практической психологии (заведует лабораторией кандидат психологических наук А.А. Аладьин); психологии обучения и развития личности (заведует лабораторией кандидат психологических наук, доцент В.Я. Баклагина).

Работают здесь 4 доктора психологических наук: Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень, Т.М. Савельева, И.А. Фурманов; 6 кандидатов психологических наук: А.А. Аладьин, В.Я. Баклагина, О.Я. Жо-ломинская, Н.Ю. Клышевич, В.Е. Морозов; 2 научных сотрудника: А.М. Амелишко, Л.А. Багрицевич; 2 младших научных сотрудника П.П. Колесников, В.В. Егоров; лаборант Н.Г. Коноплина.

С 1990 по 1999 г. сотрудниками был проведен ряд научные исследований по актуальным вопросам теории и практики обучения, воспитания и развития личности:

1. Особенности развития этнического самосознания у детей,
которые проживают на территории Республики Беларусь (испол
нитель — кандидат психологических наук В.А. Кривошеев).

2. Социально-психологические закономерности развития лич
ности в онтогенезе (исполнители — Я.Л. Коломинский (научный


руководитель), Н.А. Цыркун, О.Я. Коломинская, М.С. Стрельцына, В.А. Кривошеев; соисполнители — Б.П. Жизневский, Н.А. Березо-вин, Н.И. Краснюк).

3. Социально-психологические закономерности и условия раз
вития одаренности у детей (исполнители — Н.А. Цыркун (научный
руководитель), О.Я. Коломинская, М.С. Стрельцына; соисполни
тель — В.А. Кривошеев).

4. Методологические и методические принципы психолого-педа
гогической диагностики учеников разных возрастных групп (испол
нители — И.А. Фурманов (научный руководитель), А.А. Аладьин,
А.М. Амелешко).

5. Психопрофилактика и коррекция деструктивного поведения
учеников (исполнители — И.А. Фурманов (научный руководи
тель), А.А. Аладьин, П.П. Колесников, А.Н. Чернов, Т.Ф. Меркулова).

6. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в
специальных учреждениях системы образования (исполнители —
И.А. Фурманов (научный руководитель), А.А. Аладьин, А.М. Аме
лешко, Т.И. Краснова).

7. Концепция национальной начальной школы (исполните
ли — Т.М. Савельева (научный руководитель), Л.И. Афанасенко,
Г.Д. Лосева, Н.А. Ворошкова).

8. Психологические основы формирования речевой деятельнос
ти шестилетних детей в ситуации близкородственного билингвизма
(исполнитель — Т.М. Савельева).

9. Психолого-педагогические основы развивающих технологий
обучения младших школьников предметам гуманитарного цикла
(исполнители — Т.М. Савельева (научный руководитель), Л.В. Ма-
рищук)..

 

10. Психолого-педагогические основы функционирования твор
ческого мышления и деятельности в условиях беспрерывного обра
зования (исполнители — В.Я. Баклагина (научный руководидель),
соисполнители — А.И. Петрущик, Н.А. Петрукович, И.Т. Абрамо
вич).

11. Методы диагностики и развития одаренной личности (испол
нители — Н.А. Цыркун (научный руководитель), М.С. Стрельцы
на, О.Я-. Коломинская, СВ. Талайка).

12. Теоретико-экспериментальное исследование особенностей
отражающей функции психики школьников в онтогенезе (испол
нители — М.А. Кремень (научный руководитель), В.М. Водлозеров
(С.-Петербург), В.Е. Морозов, М.А. Жинко (инженер-програмист),


И.С. Пресман (математик), В.Т. Станкевич (инженер), Т.В. Шерш-нева).

13. Разработка теоретических основ и методического обеспече
ния психологического консультирования в школе (исполнители —
М.С. Стрельцына (научный руководитель), О.Я. Коломинская,
СВ. Талайка).

14. Разработка теорий и методических основ формирования
образа новых условий жизнедеятельности как психологической
основы опережающей адаптации (исполнители — М.А. Кремень
(научный руководитель), В.Е. Морозов, В.В. Егоров).

15. Исследование влияния утомляемости учеников 1-х и 5-х
классов на эффективность процесса обучения (исполнители —
М.А. Кремень (научный руководитель), В.Е. Морозов, соисполни
тели — В.М. Водлозеров (С-Петербург).

16. Психосоциальная помощь семье в реадаптации ребенка с
нарушениями физического здоровья (исполнители — А.А. Аладьин
(научный руководитель), А.М. Амелешко, А.М. Туровец).

17. Психолого-педагогические основы развития мышления уче
ников в системе беспрерывного обучения (исполнители — Т.М. Са
вельева (научный руководитель), В.Я. Баклагина, Л.А. Багрицевич,
соисполнитель — А.И. Петрущик).

Кроме проведения научных исследований сотрудники отделения много делают для подготовки высококвалифицированных кадров республики. Они читают лекции, проводят практические занятия для студентов, магистрантов, организовывают научно-теоретические семинары для аспирантов, консультации для практических психологов, которые работают в системе образования, читают лекции для учителей и родителей по актуальным психологическим проблемам обучения, воспитания и развития личности в новых социально-экономических условиях.

Одной из очень острых научных проблем для Беларуси является чернобыльская. Психологи республики получили возможность включиться в деятельность по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы только в 1991 г., когда было принято Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О комплексной целевой программе Белорусской ССР «Охране материнства и детства» в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991—1995 гг.». Головной организацией по реализации этой программы явился Белорусский научно-исследовательский институт образования Министерства образования Республики Беларусь. Научно-экспертный совет программы и


отделение психологии института в первый период возглавил доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский. Затем в 1993 г. при институте был создан Центр психолого-педагогических проблем Чернобыля для реализации комплексной целевой программы «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В него входило 3 сектора: координационно-аналитический; инструментальной психологии и психофизиологии и информационно-методический, а также научно-методический кабинет психолого-педагогической помощи.

Директором Центра (позднее — отделения психолого-педагогических проблем Чернобыля) был назначен кандидат психологических наук Л.А. Пергаменщик.

Леонид Абрамович Пергаменщик — доктор психологических наук. В 1973 г. закончил отделение философии Белорусского государственного университета. В 1985 г. защитил в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие руководителем социально-психологической структуры первичного инженерного коллектива». В 2000 г. в Белорусском государственном педагогическом университете защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути».

С 1991 г. участвовал в реализации государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС». С 1992 г. под его научно-методическим руководством Центр приступил к организации центров (пунктов) психологической помощи и поддержки в различных городах и населенных пунктах. С 1993 г. Л.А. Пергаменщик — директор Центра психолого-педагогических проблем Чернобыля. Организовывал и проводил научные исследования по проблемам психологических последствий катастрофы на ЧАЭС.

С 1994 г. в Беларуси по инициативе и под научным руководством Л.А. Пергаменщика проводятся ежегодные международные конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от техногенных и экологических катастроф» (1994-2001 гг.).

Л.А. Пергаменщик стоял у истоков создания научно-практического направления — «кризисная психология». Теоретические аспекты кризисной психологии изложены в пяти сборниках научных статей (1994, 1995, 1997, 1999, 2001 гг.). Л.А. Пергаменщик


читает студентам-психологам Белорусского педагогического университета спецкурс «Кризисная психология». Имеет большую практику организации и проведения психологической помощи в различных кризисных ситуациях.

Л.А. Пергаменщик — автор более 100 монографий, книг, методических пособий, статей. Среди них: «Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы» (1994 г.), «Психологические проблемы адаптации мигрантов» (1996 г.), «Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум» (1997 г.), «Список Робинзона. Психологический практикум» (1998 г.), «Кризисная психология. Учебно-методическое пособие» (2001 г.).

С 2001 г. он работает заведующим кафедрой психологии управления в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

В период с 1993 по 1997 г. отделение психолого-педагогических проблем Чернобыля проделало следующую научно-организаторскую работу:

1) организовали и оказывали психосоциальную помощь насе
лению;

2) осуществляли научно-методическое и организационное обе
спечение деятельности республиканской сети психосоциальной
помощи;

3) проводили научно-исследовательскую работу по направле
ниям: «Психология», «Социология», «Психофизиология», «Педа
гогика».

4) проводили комплексный мониторинг психосоциального ста
туса детей и подростков, проживающих в зоне радиационного
загрязнения, а также разработали технологии психокоррекции и
немедицинской психотерапии неадекватного поведения матерей и
детей всех возрастов.

Помимо Л.А. Пергаменщика по Чернобыльской программе начинали работать Н.А. Березовин, О.В. Крыжановская, Г.И. Фролов, Л.Н. Яковенко. В 1999 г. в отделении психолого-педагогических проблем Чернобыля работали: 3 кандидата наук Л.А. Пергаменщик, В.Ф. Швайко, СВ. Талайка); 3 научных работника (Г.К. Ка-люжнова, Т.В. Мейкшанс, С.С. Гончарова); 4 младших научных сотрудника (Т.Я. Лесницкая, И.Н. Флейшер, А.Р. Чардымова, М.И.Якав-чук); инженер-программист (И.Е. Егорова); 2 лаборанта первой категории (О.В. Иванова, О.Н. Кастюкевич).

В институте большое внимание уделялось подготовке кадров высшей научной квалификации. С этой целью открыта аспиранту-


ра (1991 г.) и докторантура (1993 г.). Подготовка кадров осуществляется с отрывом и без отрыва от производства: в аспирантуре по 10 специальностям, в докторантуре — по 6.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты: доктор философских наук, профессор Н.И. Латыш, доктор социальных наук, профессор А. И. Левко, доктор педагогических наук, профессор В.У. Протченко, доктор педагогических наук, профессор В. В. Чечет, доктора психологических наук, профессора Л.А. Канды-бович, М.А. Кремень, Т.М. Савельева, И.А. Фурманов и др. Большое внимание уделяется разработке новых и усовершенствованию существующих учебных программ для занятий с аспирантами по общенаучным дисциплинам учебного плана и для приема кандидатских экзаменов. Ведется разработка дополнительных программ для сдачи аспирантами и соискателями кандидатского минимума по всем специальностям. Большинство исследований связано с тематикой, над которой работают в подразделениях института.

Всего аспирантами, докторантами, соискателями разрабатывалось около 200 диссертационных тем. Темы диссертации обсуждают на заседаниях лабораторий, секторов, отделов, ученых советах отделений. Докторанты, аспиранты и соискатели принимают участие в республиканских и международных конференциях, которые организуются и проводятся Национальным институтом образования и вузами республики. Об этом свидетельствуют программы и сборники материалов конференций: «Реформирование национальной системы образования» (1996 г.), «Пути развития общеобразовательной школы» (1997 г.), «Теория и практика обучения языкам, литературам и риторике в средней и высшей школе» (1993 г.) и др.

Согласно приказу Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 15 марта 1991 г. в Белорусском научно-исследовательском институте образования был создан специальный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Спецсовет составили 14 докторов и 7 кандидатов педагогических и психологических наук. С 1993 по 2000 г. функционировал Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук. Совет проводит защиту диссертаций по трем специальностям: «общая педагогика» (по педагогическим наукам), «общая психология, история психологии», «педагогическая психология» (по психологическим наукам) [51].


Развитие психологии в системе Академии наук Беларуси

Развитие психологической науки в системе АН Беларуси формально начинается с 1980 г., но в рамках данной организации долгие годы работали известные психологи, философы и педагоги, такие как С.Я. Вольфсон, В.М. Ковалгин, П.Я. Панкевич и др.

Собственно исследовательские работы в области психологических наук начались в начале 70-х годов. Это был период выполнения исследований отдельными научными работниками, которые осуществляли свою деятельность в различных научных учреждениях и в разных научных подразделениях. Провести полный научный анализ выполненных исследований невозможно. Такая исследовательская работа еще предстоит. Пока освещается только организационная сторона становления психологической науки в Академии, излагаются факты и события.

Впервые психологические исследования начались в 1971 г., когда в структуре Института технической кибернетики была создана экспериментальная лаборатория производственного обучения, в задачи которой входило решение проблем и организации процессов внедрения в народное хозяйство автоматизированных систем проектирования. В штат этой лаборатории был включен специалист в области психологии (В.И. Секун). Здесь начались исследования человеческого фактора в системах автоматизированного проектирования. Одно время здесь работал Г.М. Кучинский, который после окончания Ленинградского университета перешел в БГУ. Начался период разрозненных психологических исследований отдельными сотрудниками, которые были включены в разные научные коллективы. Причем эти исследовательские группы были ориентированы не на чисто психологические исследования. Начались отдельные исследования и разработки психологических проблем в одном из институтов отделения биологических наук (Е.К. Агеен-кова), а также в институте философии и права Р.А. Родионова, Т.Н. Стробахина).

В последующее годы исследовались психологические вопросы речи в Институте языкознания (Г.В. Лосик). В дальнейшем эти исследования получили свое развитие в Институте технической кибернетики, куда перешел работать Г.В. Лосик.

В этот период шел процесс накопления опыта научных исследований, проводились разработки проблем построения обучающих систем в условиях автоматизации проектирования, разработана сценическая модель личности, проведен анализ применимости ММР1


для оценки личности в советской культурной среде, проведен анализ лепетной речи детей (В.И. Секун, Е.А. Родионова, Г.В. Лосик).

Существенное влияние на становление психологической науки в Академии оказало Постановление бюро ЦК КПБ, принятое в 1980 г. В соответствии с ним в Институте философии и права начала проводиться работа по созданию научного подразделения с ориентацией на исследования в различных областях психологической науки. В 1982 г. начались исследования в созданном Отделе социальной психологии и эстетики. Руководителем отдела был доктор философских наук В.М. Конон. Здесь начали исследовательские работы Л.С. Кравченко, В.Е. Резников, Е.А. Родионова, В.И. Секун. Несмотря на объединение психологов в одном отделе, в этот период исследования не были сфокусированы в единой научной программе. Изучались вопросы жизненного пути личности, роли регу-ляторных механизмов в строении личности, управляемости молодежного производственного коллектива.

Через год с небольшим под давлением партийных органов по случаю публикации в одном из заграничных журналов статьи О. Бембеля, не имеющей к науке никакого отношения, отдел расформировался. Группа психологов была переведена в отдел, который возглавляла Г.Н. Соколова. В этот период начались широкомасштабные прикладные исследования по заказам предприятий и организаций.

Выполнение работ по хозяйственным договорам предопределило создание в дальнейшем самостоятельного отдела. Среди заказчиков на психологические исследования были крупнейшие предприятия и организации Беларуси: «Интеграл», Объединение порошковой металлургии, «Горизонт», «Белвар» и др. Группа психологов увеличилась количественно. Здесь в разное время работали В.М. Козубовский, Г.В. Максюта, СВ. Цымбал, В.Е. Резников, СВ. Сивуха. Кроме того, в группу, а затем в отдел, включились А.Б. Воеводский, СВ. Фирсова, Л.И. Науменко.

В декабре 1989 г. на бюро отделения общественных наук Академии было принято решение о создании Отдела социальной психологии личности и коллектива. В это же время принимается решение о создании Института социологии. В соответствии с этим уже с февраля 1990 г. в структуре этого института начал исследовательские работы вновь созданный отдел социальной психологии личности и коллектива. Это было первое научное подразделение, ориентированное на исследования в области психологической отрасли науки в Беларуси. Осенью этого же года было создано отделе-


ние психологии в Национальном институте образования. В Национальной академии наук сегодня это единственное научное подразделение психологической отрасли.

Распад СССР и сложившаяся экономическая ситуация привели к резкому сокращению прикладных исследований, что привело к сокращению кадров психологов. Сначала ушли все сотрудники, получавшие заработную плату из средств хозяйственных договоров, затем значительная часть перешла на работу в учебные заведения и выехала за рубеж.

В настоящее время отдел занимается исследованием психологических механизмов социальных процессов, решает прикладные научные проблемы последствий аварии на ЧАЭС, ментальных процессов и менталитета населения Беларуси, проводит разработку методов диагностики личности и социальных групп [47, с. 33—35].

В 1990 г. был создан сектор психологии во главе с Виталием Ивановичем Секуном. Он родился 21 ноября 1935 г. в Чернигове в семье военнослужащего. Школу закончил в Челябинске. Там же поступил в педагогический институт на отделение физического воспитания, анатомии и физиологии человека. В 1957 г. окончил институт и работал на спортивных должностях. Затем служил в армии, был тренером по гимнастике и легкой атлетике.

В 1961 г. поступил, а в 1966 г. закончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (заочно). Затем поступил в очную аспирантуру на кафедру психологии Института физкультуры им. Лесгафта. Диссертацию защитил в 1969 г. под руководством А.Ц. Пуни на тему «Исследование тренирующего действия представления движении у гимнастов».

После окончания аспирантуры был распределен в Беларусь в Институт физкультуры на кафедру педагогики и психологии. В 1971 г. по конкурсу был избран старшим научным сотрудником в Институт технической кибернетики АН БССР. Проработал 10 лет. Там вышла его первая книга «Индивидуально-психологические особенности взаимоотношения студентов» (Мн., 1976).

В 1980 г. согласно постановлению бюро ЦК КПБ «О развитии социальной психологии» в Институте философии и права АН БССР создан центр социальной психологии. Этот центр возглавил старший научный сотрудник Секун В.И.

21 сентября 1989 г. им была защищена докторская диссертация в совете при Киевском университете по теме «Регуляция деятельности как фактор структурной организации черт личности».


В 1990 г. В.И. Секун возглавил отдел социальной психологии личности и коллектива.

Всего им опубликовано более 120 работ. Вторая монография «Психология активности» была также опубликована в Минске в 1996 г.

В научном плане В.И. Секун разработал теории деятельно-опосредованных вторичных черт личности, теорию регуляции деятельности и поведения человека, основы активности личности и ряд других проблем. Он исследовал различные виды трудовой и учебной деятельности. Провел исследования и в области прикладной социальной психологии. Продолжает разрабатывать проблему личностной регуляции.

В заключение подчеркнем, что в первом учебном пособии по истории психологии в Беларуси в основном собран фактический материал, который не претендует на полноту и глубину научного анализа всех исторических фактов и событий, в частности, новейшей истории Беларуси. Мы также не располагаем пока фактическим материалом по большинству факультетов психологического профиля, прежде всего это факультет психологии БГПУ им. М. Танка (декан — доцент СИ. Коптева), факультет психологии ЕГУ (декан — профессор Г.М. Кучинский), факультет психологии Женского негосударственного института «ЭНВИЛА» (декан — доцент А.М. Ку-харчук), факультет психологии Гродненского университета (декан — доцент Б.П. Ковалев), факультет психологии Академии последипломного образования (декан — доцент В.А. Янчук) и ряд других.

Пока мы смогли охватить лишь фактические материалы деятельности психологических кафедр и отдельных кафедр психологии и педагогики ряда вузов республики.


Глава X

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

в силовых структурах

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мы уже отмечали, что для анализа истории развития психологии в силовых структурах (вооруженные силы, МВД, КГБ и др.) сделано исключение и их деятельность рассматривается на общем историческом фоне с учетом отраслевого принципа, чего мы пока не можем сделать для других отраслей психологии.

История развития военной психологии в Республике Беларусь корнями уходит в дореволюционную историю России, а затем и СССР. Анализ показывает, что выдающиеся военные деятели, полководцы, не являясь специалистами — военными психологами, стояли перед необходимостью понять и в какой-то форме учесть роль морального фактора, психологии массы людей и психики отдельных воинов в бою, а также решать задачи морально-психологической подготовки войск. Именно в этой связи у них складывались эмпирические военно-психологические взгляды. Вместе с развитием военного дела, обобщением опыта проведенных сражений постоянно развивались военно-психологические знания о сущности военной деятельности, ее требованиях к человеку, об управлении людьми в боевой обстановке и т.д. В конце XIX в. они нашли свое отражение в специальных работах по военной психологии, где научные знания раскрывались как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

До 1917 г. психологические вопросы войны, боя, подготовки к ним нашли отражение во многих специальных военно-психологических работах. Характерно, что ряд авторов этих работ пытались разрешить эти вопросы путем приложения данных, почерпнутых


из современных течений зарубежной психологии: ассоциациониз-ма, социальной психологии, бихевиоризма, физиологической психологии и др.

Философские позиции и социальные установки представителей военно-психологической мысли дореволюционной России, общий недостаточный уровень развития психологии как науки обусловили ограниченность, а иногда и ошибочность их решений по вопросам психологии войны, боя и подготовки к ним.

Первые специальные работы по военной психологии, появившиеся после 1917 г., несут отпечаток дореволюционной военной психологии, в них еще слабо отражается военная практика, не чувствуется перехода на новые научные позиции.

С 1921 г. военная психология в качестве особого курса была включена в программы военно-учебных заведений. Но в 1924 г. этот курс был исключен из программ. Толчком к такому решению послужили критические выступления против военной психологии в 1922-1924 гг.

В годы гражданской войны издавался «Военно-педагогический журнал». Редактором был Г.Ф. Гире, начальник Военно-педагогического института и автор ряда статей. В журнале поднимались проблемы боевых качеств бойцов и командиров, дисциплины, руководства и др. В 20-е годы было уделено внимание и морально-психологической подготовке, проводимой непосредственно в боевой обстановке.

Особого внимания заслуживают работы А.А Таланкина, стремившегося решать все вопросы военной психологии с позиций философии и реактологии — одного из течений поведенческой психологии. Он подвергает критике все то, что появилось в работах по военной психологии вследствие механического перенесения идей дореволюционных русских и западных психологов, а также пытается дать положительное решение некоторых вопросов психологии боя.

В центре внимания А.А. Таланкина были задачи и значение психологии боя: «Вся система подготовки бойца в мирное время должна учитывать и опираться на знание поведения бойца в боевой обстановке». Этот совершенно справедливый вывод был утрачен военной психологией на долгие годы и восстановлен, в известной мере, лишь Г.Д. Луковым в 1951 г. А.А. Таланкин обоснованно выделяет особо важный вопрос психологии боя: «...понять психику бойца означало всегда — нащупать пути и средства сохранения и укрепления боеспособности части даже в ожесточеннейшие момен-


ты боя». Не переоценивая в общем психологии боя, он ошибочно свел к ней почти всю военную психологию, полагая, что последняя должна изучать общие основы поведения бойца в боевой обстановке, психологию войсковых соединений в бою, управление поведением людей на войне, использование психологических факторов в борьбе с противником и т.д. Кроме того, А.А. Таланкин не случайно часто использует слово «поведение». Он трактует его как совокупность реакций (согласно реактологии Н.К. Корнилова). Его позиция выражает недооценку субъективного мира личности, ее психических состояний, процессов и свойств.

В целом же работы А.А. Таланкина хотя и не были свободны от ошибок и колебаний, присущих отечественной психологии 30-х годов, все же внесли известный вклад в развитие военной психологии и, в частности, в развитие такого ее раздела, как психология войны и боя.

После 30-х годов военная психология замедлила свое развитие, отдельные исследования по узким вопросам велись в рамках общей психологии. Наиболее плодотворно развивалась лишь авиационная психология, но она не уделяла и не уделяет достаточного внимания вопросам психологии боя.

До начала Великой Отечественной войны вопрос о морально-психологической подготовке воинов к бою специально не исследовался, но он нашел отражение в педагогических трудах А.С. Макаренко. Его положения о храбрости, мужестве и их воспитании значимы для решения задач морально-психологической подготовки воинов и в настоящее время.

В конце 20-х — начале 30-х годов наблюдалось широкое увлечение психологическим отбором, в том числе и в армии. Использовались западноевропейские и отечественные методы профессионального отбора. Однако после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» литература по профотбору была изъята. Исследования по проблеме профотбора возобновились в целом ряде научных учреждений только в 1956 г.

Таким образом, в 20—30-е годы военная психология разрабатывала вопросы отбора, Научной организации труда, психологической подготовки, пытаясь помочь интересам Красной Армии. В этот период довольно четко была сформулирована задача военной психологии — изучать психические состояния бойцов в разнообразных условиях боевой обстановки. Ведущаяся в то время борьба за марксистскую военную психологию не привела к созданию серьезных трудов и учебных пособий.


Перед войной отечественная психология достигла в целом высокого уровня развития. Были созданы теоретико-методологические предпосылки для творческого решения многих практических вопросов. Об этом свидетельствуют как общие курсы, так и многочисленные исследования, посвященные познавательным процессам, чувствам, психологии обучения, труда и т.д.

Книга С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», вышедшая в 1940 г. и получившая государственную премию в 1941 г., была переиздана в 1946 г. Содержание этого труда в значительной мере было итогом общей коллективной работы отечественных психологов того времени.

Были и теневые моменты: не вполне реальное понимание человека, недостаточное развитие социальной психологии, разгром психотехники, прекращение связей с мировой психологической наукой и др. Однако благодаря значительным достижениям в ряде направлений отечественная психологическая наука смогла с началом войны, а также в ходе ее ведения, обеспечить разработку проблем маскировки, разведки, ночного зрения, двигательных навыков, восстановления функций головного мозга после ранения, воли и характера бойца, ума и воли военачальника, страха, паники, героизма. Это был важный вклад отечественной психологии в оборону страны.

Предпосылками успешного использования психологии в годы войны послужили достижения русской военно-психологической мысли. В России были проведены исследования и опубликованы работы о переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психике бойцов во время сражения и др.

Во время Великой Отечественной войны психологи уделяли большое внимание вопросам воспитания у воинов смелости, мужества, воли и других качеств.

В 1945 г. Б.М. Теплов опубликовал работу «Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам)». В этой работе (она была в 1961 г. включена в его книгу об индивидуальных различиях) анализируется соотношение и связь теоретического и практического мышления в деятельности полководца, а также проявление его воли. ТепЛов указывает на возможное повышение психологических сил, возникновение эмоции боевого возбуждения и обострение умственной деятельности в атмосфере опасности, отмечает, что без этого невозможна работа полководца. Глубоко вскрывает Теплов психологическую природу решения задачи полководцев, характе-


ризует функции анализа, синтеза, превращения сложного в простое, выделения существенного, сочетания смелости и осторожности, знания противника, проникновения в его замыслы. Представляют интерес выводы Теплова о роли планирования в деятельности полководца, о путях выработки плана сражения, о гибкости планов на войне и в то же время упорства и твердости при их реализации. Раскрывая суть интуиции и условия быстрого нахождения правильного решения, Б.М. Теплов показывает значение большого запаса знаний, разносторонности культуры, высокого развития пространственных представлений, чувства ориентации на местности и во времени. Военачальнику необходима «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности, т.е. эмоциональная устойчивость».

В годы войны разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускорения адаптации глаза к темноте, улучшения зрения ночью, глазомерной оценки расстояний, повышения эффективности наблюдений и решения задач военной маскировки, проблемы восстановления функций речи и движения, утраченных после ранения, методы обучения летчиков, радистов и других военных специалистов. Отечественные психологи вывели на высокий научный и практический уровень военную маскировку, решение вопросов сенсибилизации чувств.

С началом войны перед психологами встала задача оказать помощь медикам в восстановлении психических функций бойцов после ранения. Решали эту задачу в научном и прикладном плане такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, П.Я. Гальперин, С.Г. Геллерштейн, Т.И. Гиневская, А.В.'Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и другие. При этом использовались представления о структуре деятельности, соотношении ее мотивов и целей, действий и операций. Обобщенно основные результаты работы психологов по восстановлению утраченных психических функций после ранения были представлены А.Н. Леонтьевым и А.В. Запорожцем в книге «Восстановление движений» (М, 1945). В предисловии к этой книге начальника Санитарного управления Советской Армии генерал-полковника медицинской службы Е.И. Смирнова отмечены заслуги психологов в восстановительной функциональной терапии. Исследование нарушения психических процессов при мозговых поражениях проводилось также группой грузинских психологов.

Военно-психологическое познание боевой деятельности участниками войны, знающими психологию в объеме вуза (П.А. Просец-


кий, М.С. Роговин и многие другие) или имеющими ученую степень (П.И. Зинченко, Ю.А. Самарин, Ф.Н. Шемякин, А.И. Щербаков, Д.Б. Эльконин и др.) передавалось на фронте командирам, политработникам, становилось общим достоянием. Боевой опыт стал для некоторых из психологов серьезным ориентиром в их последующей научной и педагогической работе в мирное время. Так, Т.Г. Егоров, став после войны начальником кафедры общей и военной психологии в Хлебниковском военном педагогическом институте (Москва), развернул исследования по вопросам боевой подготовки, а затем обобщил их в своей книге «Психология» (М., 1952 и 1955). Г.Д. Луков служил в годы войны в разных частях рядовым, старшиной, офицером. С 1947 г. преподавал (после Б.Г. Ананьева) военную психологию в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина (Ленинград). Итогом его работы как военного психолога стала книга «Психология. Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов» (М., 1960). К.К. Платонов в годы войны исследовал летную деятельность. После войны написал книгу «Психология летного труда» (М., 1960).

В годы минувшей войны многие командиры и политработники, не будучи раньше профессиональными психологами, очень ярко проявили себя как практические военные психологи. Например, командующий воздушной армией в годы Великой Отечественной войны генерал-полковник М.М. Громов на вопрос о том, что он предпочитает в воспитании людей, ответил: поощрение, доверие и интерес (Комсомольская правда. 1977. 2 мая). Такой ответ свидетельствует об основательном знании поведения людей в условиях войны и боя. После войны М.М. Громов написал предисловие к книге К. Платонова и Л. Шварца «Очерки психологии для летчиков», в котором он подчеркнул решающую, исключительную роль человека в соотношении «человек — самолет», принимал участие в работе симпозиума по вопросам воли в Институте общей и педагогической психологии.

Усиленное внимание к военной психологии после больших войн стало закономерным. Так было в Европе, так было и в отечественной психологии. В послевоенные годы в многочисленных публикациях и диссертациях в связи с решением общих проблем военной психологии исследуются различные аспекты боевых действий и подготовки к ним. Например, в кандидатских диссертациях в известной мере показаны внешние и внутренние условия поведения воинов в бою, природа смелости, причины страха, пути его предупреждения и преодоления.


После войны в какой-то мере организационно оформляются военная психология и педагогика — создаются кафедры, лаборатории, исследовательские группы. Вскоре после войны начали работать кафедры психологии и педагогики в Хлебниковском военно-педагогическом институте, который готовил преподавателей военных дисциплин. Основное направление военно-психологических и педагогических исследований этих кафедр — навыки военнослужащих, их обучение: навыки стрельбы из пистолета (П.П.Логинов); навыки стрельбы из автомата на ходу (М.П. Коробейников); навыки и умения читать топографические карты (М.В. Гамезо). Было проведено исследование формирования волевого действия (К.П. Жаров), обучения стрельбе из винтовки (Ф.Ф. Кудрейко), военного дешифрирования аэрофотоснимков (В.Ф. Рубахин), психологических основ стрельбы (Д.Б. Эльконин).

Ценные научные данные по воспитанию волевых качеств (решительности и смелости) у воинов средствами физической подготовки были получены Т.Т. Джамгаровым. В его диссертации показано, что развитие качеств решительности и смелости достигается направленным педагогическим воздействием, путем создания и усложнения в процессе физической подготовки воинов различного рода препятствий и трудностей, преодоление которых требует решительных и смелых действий. Джамгаров экспериментально подтвердил справедливость положения П.Ф. Лесгафта и А.С. Макаренко о развитии волевых качеств через создание соответствующих условий для их проявления.

Другая направленность психологических исследований была реализована на кафедре военной педагогики и психологии Ленинградского Высшего военно-педагогического института им. М.И. Калинина в 1947—1957 гг. Здесь разрабатывались вопросы психологии боя и боевой подготовки (Г.Д. Луков), дореволюционной русской военной психологии, проблема индивидуального подхода, деятельности командира подразделения, героического поступка воина (М.И.Дьяченко), критического анализа зарубежной военной психологии (Н.Ф. Феденко). На этой кафедре был сделан акцент на изучение психологических особенностей воинской деятельности, прежде всего боевой, что остается актуальным и для определения направленности военно-психологических исследований в настоящее время.

Развитию военной психологии как в годы войны, так и после нее способствовали многие известные психологи. Так, академик Б.Г. Ананьев, кроме оборонных исследований, проведенных им в


Грузии и Ленинграде в годы войны, читал в 1946—1947 гг. большой курс военной психологии для слушателей-офицеров. Этот курс был застенографирован. Стенограммами его лекций пользовались не только слушатели, но и преподаватели и адъюнкты. В те же годы Б.Г. Ананьев разработал методику биографического исследования воинов-героев, которая впоследствии применялась для изучения героических поступков. Ананьев консультировал адъюнктов, участвовал в рецензировании и редактировании работ военных психологов. Его выступление на первой научной конференции по военной психологии (Ленинград, 1951) о соотношении общей и военной психологии отличалось исключительной глубиной и творческим подходом.

Академик А.Н. Леонтьев, как уже отмечалось, в годы войны проделал большую исследовательскую работу, которая способствовала восстановлению психических функций бойцов, утраченных ими после ранения. После войны он консультировал военных психологов, рассматривая некоторые их работы, диссертации, рецензировал рукописи (в частности, Г.Д. Лукова о предмете и задачах военной психологии), помогал в составлении списков военных психологов для решения вопроса о создании научно-исследовательского института военной психологии.

В 1957 г. в Военно-политической академии — ВПА им. В.И. Ленина был организован военно-педагогический факультет. Курс военной психологии читал М.И. Дьяченко. Его лекции посещали руководители академии. Программа этого курса была учтена при разработке пособия «Основы психологии» (М., 1962).

В результате обобщения направлений военно-психологических и педагогических исследований вышеназванных институтов, а также работ зарубежных авторов, еще до организации в 1959 г. кафедры военной педагогики и психологии в ВПА им. В.И. Ленина М.И. Дьяченко пришел к выводу о необходимости другого подхода к созданию системы военно-психологических и педагогических знаний и преподаванию военной педагогики и психологии. Почти в каждой теме, согласно этому подходу, требовалось дать сначала обобщенную характеристику психологического явления с учетом особенностей военной деятельности, потом проанализировать это явление в условиях войны, боя, а затем в условиях обучения и воспитания, определив при этом пути формирования у разных категорий военнослужащих необходимых свойств и качеств в соответствии с требованиями боевой деятельности. Этот подход был


реализован лишь частично, что отрицательно сказалось на последующем развитии военной психологии.

На кафедре военной педагогики и психологии ВПА им. В.И. Ленина, которой долгие годы руководил доктор педагогических наук, профессор А.В. Барабанщиков, были проведены исследования боевой деятельности, зарубежной военной психологии, направленности личности офицера, формирования первичного военного коллектива (А.Д. Глоточкин), подготовки воинов к современной войне (М.П. Коробейников), преподавания общественных дисциплин в военно-учебных заведениях (Б.Ц. Бадмаев).

Получили развитие военно-морская психология и педагогика (Ю.П. Зуев, Г.А. Броневицкий, А.М. Столяренко), авиационная психология (П.А. Корчемный, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, В.Н. Селезнев, В.Т. Юсов и др.), психология воинов ПВО (Л.Я. Кан-дыбович, В.М. Козубовский, Г.В. Ложкин, А.Т. Ростунов, А.Ф. Ши-кун), психология пограничника (П.Е. Ельчанинов, И.Г. Безуглов, Н.Ф. Феденко), психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины. Исследовались вопросы психологии боевого дежурства (И.Т. Андреев, В.И. Варваров и др.), пропагандистского мастерства офицера-политработника, педагогических способностей, этики, интеллектуальных качеств офицера, тактического мышления командира (П.Н. Бабичев), национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств (В.Г. Крысько, Н.И. Луганский), психолого-педагогических основ деятельности командира, готовности к деятельности инженера (Л.А. Кандыбович), педагогического такта (В.И. Вдовюк) и др.

В развитие военной психологии заметный вклад внесли и военные психологи Беларуси. В плане исследования психологической готовности внимания заслуживают диссертации Л.А. Канды-бовича. Так, в кандидатской диссертации (1973 г.) на основе проведенных экспериментов была дана характеристика психологической готовности (временной и длительной), выявлены ее физиологические и психологические механизмы, раскрыты методы изучения готовности к деятельности в напряженных ситуациях, а также адаптации курсантов к условиям службы в вузе и войсках.

В диссертации Л.А. Кандыбовича на соискание ученой степени доктора психологических наук «Психологические проблемы формирования профессиональной готовности курсантов вузов войск ПВО к службе в частях» (1982 г.) были определены сущность, структура, содержание, критерии и уровни профессиональной го-


товности курсантов к службе; проведен психологический анализ процесса формирования профессиональной готовности курсантов к службе; обоснованы психологические условия эффективности формирования профессиональной готовности курсантов к службе; установлена степень влияния военно-профессиональной ориентации молодежи и отбора в вузы на эффективность процесса формирования профессиональной готовности курсантов вузов войск ПВО к службе в частях; разработаны комплексный план и программа работы по формированию профессиональной готовности курсантов вузов войск ПВО к службе. Программа была экспериментально проверена на эффективность. Раскрыто понятие профессиональной готовности, определен ее психологический механизм, структура и этапы формирования в условиях военно-учебного заведения.

Лев Александрович Кандыбович родился 20 января 1934 г. в г. Минске в семье служащих. Во время Великой Отечественной войны его семья эвакуировалась в г. Казань. В 1945 г. поступил в Казанское суворовское военное училище, которое успешно закончил в 1952 г., после чего был направлен в Московское общевойсковое училище им. Верховного Совета РСФСР. После окончания училища в 1955 г. проходил службу в городах Архангельске, Минске.

В 1959 г. закончил заочно историко-филологический факультет Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова. В 1967 г. закончил Минское высшее военное инженерное радиотехническое училище. В этом же году Л.А. Кандыбович начинает свой путь преподавателем, затем старшим преподавателем, заместителем начальника, начальником кафедры этого же училища.

Увлечение психологией началось в 1969 г., когда ему было предложено разработать тему морально-психологической подготовки курсантов. В это время он познакомился с учеником Б.Г. Ананьева, в то время кандидатом психологических наук, доцентом М.И. Дьяченко, который стал его научным руководителем. Их творческое содружество успешно продолжается и в настоящее время.

Первая монография «Психологические проблемы готовности к деятельности» по материалам закрытой кандидатской диссертации Л.А. Кандыбовича была написана в соавторстве с М.И. Дьяченко и вышла в 1976 г. в Минске.

В общей сложности Лев Александрович имеет более 150 публикаций. Из них 8 монографий и 12 учебных пособий, написанных лично и в соавторстве. Он является доктором психологических наук, действительным членом Академии образования Республики


Беларусь, академиком Международной академии информационных процессов и академиком Международной психологической академии. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и двенадцатью медалями, нагрудным знаком Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Отличник высшей школы». Полковник в отставке. Среди работ Л.А. Кандыбовича наиболее известными являются:

«Психология высшей школы» (в соавт. с М.И. Дьяченко). Эта книга выдержала три издания — в 1978, 1981 и в 1993 гг.

«Ориентация школьников на военные профессии» (Л.А. Канды-бович, А.Т. Ростунов, Г.В. Блях) — два издания (1979, 1982 гг.).

«Готовность к деятельности в напряженных ситуациях» (Психологический аспект). Мн., 1985 г. (в соавт. с М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко).

Кандыбович Л.А. является автором учебного пособия «Психологические проблемы профессиональной готовности курсантов вузов ПВО к службе в частях ЗРВ» (М., 1980). В этой книге впервые были опубликованы результаты профессиографического исследования личности и деятельности офицера ЗРВ ПВО, обоснована научная система формирования профессиональной готовности курсантов вузов ПВО, выявлена структура профессиональной готовности, организация профессиональной ориентации и отбора юношей для успешной профессиональной деятельности в частях ЗРВ и ряд других вопросов.

Совместно с А.В. Кузьминым и В.А. Михайловским при непосредственном участии и под научной редакцией Л.А. Кандыбовича вышли учебные пособия для курсантов вузов ПВО: «Основы военной психологии и педагогики» (1977 г.), а затем «Психолого-педагогическая деятельность офицера войск ПВО» (1990 г.). Ряд изданий Л.А. Кандыбовича, как и обе его диссертации, носили гриф «секретно» и «совершенно секретно».

В 1991 г. Л.А. Кандыбович уволился из армии и был избран по конкурсу профессором кафедры педагогического мастерства МГПИ им. А.М. Горького.

Совместно с М.И. Дьяченко был подготовлен «Краткий психологический словарь». Это был первый психологический словарь, по своему тематическому содержанию специально адресованный работникам образования. Он вышел в 1996 г. в издательстве «Народная асвета» с грифом Министерства образования Республики Беларусь. На конкурсе лучших учебных пособий и книг в 1997 г., в связи с 75-летием БГПУ им. М. Танка, словарь был удостоен


диплома 1-й степени. Второе издание этого словаря под новым названием «Психология: словарь-справочник» вышло в 1998 г., а в 2001 г. вышло его третье издание, дополненное и уточненное.

В 1999 г. впервые вышел учебник «Военная психология и педагогика» для офицеров — слушателей и курсантов Военной академии Вооруженных Сил Республики Беларусь. В состав авторского коллектива вошел и Л.А. Кандыбович.

С 1996 г. Л.А. Кандыбович работает на кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка. В 1998/99 учебном году в БГПУ им. М. Танка им был разработан и прочитан авторский курс «История психологии в Беларуси».

В Минском высшем инженерном военном радиотехническом училище ПВО курс «Военной психологии и педагогики» был разработан и впервые прочитан в 1973 г. кандидатом психологических наук Л.А. Кандыбовичем. Почти 10 лет, до конца 1982 г., он один в училище преподавал этот небольшой курс объемом 40, а затем 50 ч. Курс читался на всех факультетах в та время единственного в Беларуси высшего военного училища.

С 1982 г. Л.А. Кандыбовичу начал активно помогать в учебном процессе ныне доцент А.В. Кузьмин. Определенная помощь оказывалась кандидатом исторических наук, доцентом Н.А. Лобаном, затем и С.Н. Юрченко.

Развитию военной психологии в училище всячески способствовали и его руководители, а начальник учебного отдела А.Т. Росту-нов в 1975 г. защитил в Минском педагогическом институте им. А.М. Горького диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, а затем в Москве (1982 г.) и докторскую диссертацию. А.Т. Ростунов исследовал проблемы профессиональной пригодности (непригодности) и показал,1 что она имеет сложную психологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профессиональной пригодности ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональные способности. От них зависят качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.

Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные подсистемы: профессиональная ориентация, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная подготовка.


 


Александр Тимофеевич Ростунов (1920—1996) родился в семье крестьянина (с. Татьево Оленинского района Тверской области). Прошел большой жизненный путь от крестьянского мальчика, проживавшего в. глубинке России, до полковника, начальника учебного отдела Минского высшего инженерного зенитно-ракетно-го училища (МВИЗРУ) ПВО, крупного ученого и педагога. Этот путь у Александра Тимофеевича был нелегким и благородным: средняя школа, военное училище, продолжительная служба в частях Советской Армии, участие в Великой Отечественной войне. После окончания Харьковской академии противовоздушной обороны страны Александр Тимофеевич проходил службу в военно-учебных заведениях Советских Вооруженных Сил и в Польской Народной Республике. С 1955 по 1986 г. плодотворная педагогическая деятельность сочеталась с активной научно-исследовательской работой в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище ПВО.

После завершения службы полковник в отставке А.Т. Ростунов продолжал плодотворную работу в качестве старшего научного сотрудника училища, а последние 10 лет — работал заведующим отделом трудового обучения и профориентации Научно-исследовательского института педагогики Министерства образования БССР, ныне Национального института образования (НИО) Республики Беларусь. Основным направлением научных исследований Александра Тимофеевича были проблемы профессиональной пригодности будущих специалистов и психология высшей школы. А.Т. Ростунов возглавил Минскую секцию Белорусского отделения Академии акмеологических наук, действительным членом которой он был избран в 1991 г. Он вел активную преподавательскую деятельность на кафедре педагогики и психологии в Университете культуры, на кафедре психологии магистратуры НИО.

В этих коротких штрихах биографии Александра Тимофеевича — напряженная, боевая и творческая жизнь педагога и ученого А.Т. Ростунов подготовил и издал более 130 научных работ. Основное направление его научной деятельности было связано с разработкой психологических проблем формирования профессиональной пригодности специалистов-операторов к деятельности в обычных и экстремальных условиях.

А.Т. Ростунов награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «Золотым Крестом заслуги» (ПНР), тринадцатью медалями,


а также нагрудным знаком Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Отличник высшей школы».

А.Т. Ростунов является автором таких книг, как «Формирование профессиональной пригодности», «Психологическая подготовка к службе в армии» (написана в соавт. с Л.А. Кандыбовичем и Г.В. Бляхом), «Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии» (также написанной в этом же авторском составе) и др.

В книге «Формирование профессиональной пригодности» (Мн., 1984) А.Т. Ростуновым раскрываются особенности формирования профессиональной пригодности специалистов с высшим образованием. С позиций системного подхода формирование пригодности специалиста рассматривается как большая система, в состав которой входят подсистемы.

В последней книге А.Т. Ростунова «Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии» (Мн., 1995) рассматривалась одна из малоисследованных проблем психологической науки — подготовка школьников к предстоящей трудовой деятельности.

В Минском высшем инженерном радиотехническом училище
с 1973 по 1987 г. работал младшим научным сотрудником и выпус
кник МГПИ им. А.М. Горького В.Н. Юренков. Все эти годы он ра
ботал совместно с Л.А. Кандыбовичем и А.Т. Ростуновым над
проблемами мотивационной основы деятельности курсантов, про
фориентации, профессионально-психологического отбора, психо
логической подготовки операторов зенитных ракетных войск
(ЗРВ) ПВО и рядом других проблем. Его научные усилия позво
лили в 1987 г. защитить в Москве в институте психологии при АН
СССР кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика профессио
нальной мотивации курсантов вузов ЗРВ ПВО за период подго
товки». <

Помимо проблем мотивации В.Н. Юренков вел совместно с Л.А. Кандыбовичем и А.Т. Ростуновым фундаментальные исследования по профессиональному психологическому отбору в вузы ЗРВ ПВО.

В дальнейшем он с А.Т. Ростуновым, В.М. Козубовским занимался проблемами отбора и подготовки операторов для работы их на разрабатываемых перспективных комплексах для Войск противовоздушной обороны.

Примерно в это же время в МВИЗРУ работал в прошлом выпускник этого училища Р.А. Макаревич. Он преподавал на специ-


альной кафедре, где изучалась боевая техника ЗРВ ПВО. В 1981 г. он защитил кандидатскую диссертацию в Ленинграде на тему «Исследование напряженных ситуаций в деятельности специалистов ЗРВ и формирование у них эмоциональной устойчивости в военном вузе». В 1982 г., после увольнения из армии, он успешно трудился на кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка и в ряде других вузов, в том числе и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Долгое время в Минском высшем военном инженерном радиотехническом училище работал ныне доктор психологических наук Профессор Валентин Михайлович Козубовский. Он родился 1 сентября 1937 г. в г. Кричеве Могилевской области. После окончания училища — военный инженер-радиотехник, еще в 60-х годах активно стал заниматься вопросами повышения эффективности работы операторов сложных радиотехнических систем. Эта научная дорога привела его к работам Б.Ф. Ломова по инженерной психологии и другим отечественным и зарубежным авторам, специализирующимся в этой сфере. Кандидатская диссертация была выполнена по проблемам технической кибернетики (человеко-машинным системам). Кандидат технических наук В.М. Козубовский в дальнейшем все более активно исследовал психологический аспект психологии труда и инженерной психологии. Его научными руководителями и наставниками в разные годы были профессора А.М. Широков, А.И. Губинский и А.Т. Ростунов.

В 1990 г. В.М. Козубовский в Киеве защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук на тему «Групповая готовность оператора к сложным видам совместной деятельности» по специальности «Психология труда; инженерная психология».

После увольнения из армии в звании полковника он работал в различных организациях и вузах. В настоящее время основной вид деятельности — преподавательская работа в системе повышения квалификации высших управленческих кадров, сотрудников предприятий и фирм, обучение сотрудников вузов. Направления этой деятельности: кадровый менеджмент, оперативная диагностика скрытых намерений делового партнера, поведение личности в экстремальных условиях, психология инновационной деятельности и др.

Одним из важных аспектов научных исследований В.М. Козу-бовского является разработка методики оценки групповой готовности малой группы операторов к сложным видам совместной дея-


тельности. Методика может быть использована без ограничений на вид самой деятельности, равно как и нет принципиальных ограничений на численность малых групп. Методика требует разработки эталонной оценочной таблицы с учетом содержания, цели и алгоритма деятельности групп.

Большинство работ В.М. Козубовского опубликовано в закрытых изданиях. Частично с научными идеями можно ознакомиться в статье: В.М. Козубовский «Выработка групповых согласованных решений постановкой интеллектуального эксперимента». («Актуальные проблемы социальной психологии». Кострома, 1986.)

Развитие военной психологии и педагогики в Республике Беларусь осуществлялось с 1980 г. на базе двух военных училищ — на кафедре социально-прикладных наук Минского высшего инженерного училища, затем Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища и на кафедре военной педагогики и психологии Минского высшего военно-политического общевойскового училища (с 1992 по 1995 г.— Минское высшее военное командное училище). В этих учебных заведениях получил развитие ряд актуальных военно-психологических и военно-педагогических проблем: подготовка офицера войск ПВО, психологические проблемы готовности к деятельности в напряженных ситуациях, психология высшей военной школы, формирование профессиональной пригодности, влияние характера современного боя на психику военнослужащего, психологическая подготовка воинов и др.

В училищах плодотворно трудились доктора психологических наук Л.А. Кандыбович, В.М. Козубовский и А.Т. Ростунов, кандидаты психологических наук Р.А. Макаревич, В.Н. Юренков, доцент А.В. Кузьмин, кандидаты педагогических наук В.Г. Ващаев, В.М. Гу-рин, П.П.Давыдов, Н.И.Гомель и др. В 1992—1995 гг. Минское высшее военное командное училище осуществляло подготовку военных психологов для Вооруженных Сил Республики Беларусь. Это активизировало всестороннюю разра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.