Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания высшей школы в Беларуси и преподавание психологии в БГУ




Белорусский Государственный Университет, один из ведущих вузов республики, был основан 11 июля 1921 г. Почти целое столетие Белоруссия не имела своего высшего учебного заведения, что не могло не отразиться как на ее культурном положении, так и на экономическом развитии. Беларусь являлась лишь Северо-Западной Россией, население которой не считалось отдельной этнографической группой.

Исторически с конца XVI в. Беларусь имела свое высшее учебное заведение. Начало этому было положено основанием Виленской иезуитской академии, образованной 7 июля 1578 г. по грамоте польского короля Стефана Батория. В 1579 г. она была преобразована в Виленскую Академию и должна была стать тем научным центром, который одновременно готовил бы деятелей для церковной службы, а также давал образование белорусскому народу. Академия приравнивалась в правах и привилегиях к Краковскому университету. Там преподавались теологические и светские науки, за исключением медицины и юридических наук. Основатели Виленской Академии делали все возможное, чтобы приобрести материальные средства, а также педагогический персонал. Бискуп Юрий Альбин пожертвовал академии всю свою библиотеку.

Только в 1781 г. Виленская академия была реформирована в Главную школу Великого княжества Литовского, а вместе с тем получила и новое здание. Высшая Главная школа существовала до начала XIX столетия. Указом 17 марта 1803 г. было положено начало Виленскому университету в составе факультетов: 1) медицинского; 2) физико-математического; 3) наук моральных и политических; 4) литературы и вольного искусства. Одним из выдающихся деятелей организации Виленского университета был князь Адам Чарторийский, использовавший для этого свое влияние на Александра I, с которым он находился в дружественных отношениях. Князь Адам Чарторийский смотрел на Виленский университет как на центр польской культуры и просвещения, что должно было способствовать прочному воссоединению Польши и Литвы.

Восстание 1830 г. явилось критическим моментом в истории Виленского университета. Правительство Николая I, желая раз и навсегда покончить с претензиями поляков на Великое княжество Литовское и белорусские земли как на польскую территорию, став на путь систематической русификаторской политики, решило закрыть Виленский Университет, что и было сделано в 1832 г. Ви-


ленский учебный округ был ликвидирован, а его учебные учреждения были подчинены Белорусскому учебному округу. Этим же указом Николай I, одновременно закрывая Виленский университет, приказал основать Лицей в городе Орша.

Однако указ императора не был исполнен. По причинам технического характера, а также из-за боязни по политическим мотивам иметь в нашей стране высшее учебное учреждение, открытие Оршанского лицея не состоялось. В декабре 1833 г. был создан новый учебный округ — Киевский. В Киев был переведен из Кремен-ца Волынский Лицей, который в 1834 г. был реформирован в Университет св. Владимира. Правительство Николая I считало, что Киев, являющийся центром торговли и промышленности, должен служить и центром учебной системы всех западных губерний. Закрыв все учебные заведения, правительство Николая I, однако, не решилось открыть высшее учебное заведение в Беларуси, если не считать открытия в 1842 г. Горе-Горецкой сельскохозяйственной школы, которая через 7 лет была реформирована в Сельскохозяйственный институт. Он просуществовал до 1863 г., после чего был переведен в Петербург и переименован в Петербургский Сельскохозяйственный Институт. Закрытие Горе-Горецкого Сельскохозяйственного Института на территории Беларуси находилось в определенной связи с восстанием 1863 г. После закрытия Горе-Горецкого Сельскохозяйственного Института Беларусь лишилась своего единственного высшего учебного учреждения и оставалась без него вплоть до Октябрьской революции. Белорусская молодежь вынуждена была ехать учиться в Петербург, Москву и Киев.

Борьба за открытие в Беларуси высшей школы началась с Февральской революции, которая дала толчок национально-культурному движению народов. Для белорусских национальных организаций вопрос об открытии университета становится весьма актуальным.

Во время немецкой оккупации в белорусской прессе обсуждался вопрос об открытии в Минске Белорусского университета. Наконец, Коллегия Научного Секретариата Народного Комиссариата Образования РСФСР от 18 августа 1920 г. постановила открыть в Минске Государственный университет в составе факультетов: 1) рабочего, 2) естествознания; 3) медицинского; 4) литературно-филологического.

Для подготовительной работы по организации БГУ в Минске была создана комиссия, которую возглавил академик Я. Карский. Народный комиссариат просвещения РСФСР создал в Москве ко-


миссию содействия организации БГУ. Однако открытие БГУ в намеченные сроки не состоялось. Работа по созданию университета в Минске возобновилась после освобождения города от польских войск. В автобиографии В. Пичета пишет: «По постановлению правительства БССР еще с октября 1920 г. я стал во главе комиссии, которая занималась подготовительной работой по организации Белорусского Государственного университета». 27 декабря 1920 г. группа членов комиссии прибыла в Минск и отметила полную возможность открыть БГУ в 1921 г. [54].

8 июля 1921 г. Владимир Иванович Пичета назначается первым ректором БГУ. 11 июля 1921 г. в Минске в здании городского театра на заседании партийных, советских и профсоюзных организаций был обнародован декрет об открытии БГУ. В.И. Пичета с большим энтузиазмом берется за тяжелое, но нужное дело.

С первых шагов по организации БГУ руководителям университета пришлось преодолевать большие трудности. Но бодрость, оптимизм, энергия В.И. Пичеты оказывала большое влияние на первых организаторов и преподавателей БГУ.

Владимир Иванович понимал, что ведущим факультетом в университете должен быть педагогический. В 1922 г. по его инициативе в БГУ была проведена реорганизация, в составе факультета гражданских наук остались два отделения — экономическое и правовое, а гражданско-педагогическое и этнолого-лингвистическое вошли в состав педагогического факультета со следующими отделениями: социально-историческое, этнолого-лингвистическое, физико-математическое и природоведческое. В первом году на педфаке обучалось 730 студентов.

В Минске в то время не хватало преподавателей. И тогда В.И. Пичета обратился за помощью к наркому просвещения РСФСР А. Луначарскому, ректору МГУ В. Волгину, сам стал приглашать профессоров из Москвы, Петрограда, Казани, Ростова, Одессы и других городов. В Минск начали съезжаться из разных мест будущие преподаватели БГУ. Среди психологов и педагогов были С.М. Василейский, В.И. Ивановский, И.М. Соловьев и др.

Одними из первых преподавателей психологии в университете стали профессор философии В.Н. Ивановский (медицинский факультет) и профессор И.М. Соловьев (факультет общественных наук).

До марта 1930 г. главную роль в организации и проведении научной и учебно-методической работы в БГУ играли предметные комиссии, их функции были очень широкие — от учебных до мето-


дических вопросов. Эти комиссии возглавляли крупнейшие ученые, например, экономической комиссией руководил академик В.И. Пичета, психологической — профессор В.Н. Ивановский, педагогической — профессор СМ. Василейский, обществоведческой — профессор С.Я. Вольфсон.

О деятельности психотехнической лаборатории под руководством профессора СМ. Василейского в 20-е годы и его педагогической работе мы уже говорили. Также останавливались на деятельности первого отделения логики, психологии и русского языка на филфаке под руководством Е.П. Ересь. Далее объединенную кафедру психологии и педагогики возглавил с 1964 по 1972 г. С.А. Умрейко, а затем профессор М.У. Пискунов. В 1976 г. была создана самостоятельная кафедра психологии.

Качественно новый скачок в развитии психолого-педагогической науки в Беларуси, начавшейся после Великой Отечественной войны, связан с именем Степана Андреевича Умрейко (1908—1978).

С ноября 1948 г. он возглавляет научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР. В 1952 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию и вскоре был назначен заместителем министра просвещения республики. В этой должности проработал около 16 лет. Работу в Минпросе Степан Андреевич совмещал с педагогической деятельностью. С 1949 по 1964 г. он преподавал в Минском государственном педагогическом институте, затем в БГУ. В апреле 1964 г. Степан Андреевич на конкурсной основе был избран заведующим кафедрой педагогики и психологии БГУ, которой руководил до октября 1972 г. В том же году ему присвоено ученое звание профессор. Одновременно с 1967 по 1974 г. он работал в должности проректора БГУ. С 1974 г. и до своих последних дней являлся профессором-консультантом кафедры педагогики БГУ.

При С.А. Умрейко работали на кафедре БГУ: Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, А.И. Кулак, М.С Метельский, В.П. Мещеряков, А.К. Паншина, В.Н. Родионов, А.П. Сманцер, М.З. Яновский и др.

Деятельность первой кафедры психологии в БГУ

Кафедра психологии БГУ как самостоятельное учебно-методическое и научное подразделение выделилась 10 января 1976 г. из объединенной кафедры педагогики и психологии. В течение 17 лет кафедра была общеуниверситетской, а с 1993 г. является кафедрой философско-экономического факультета, хотя по-прежнему обеспе-


чивает учебный процесс во всем университете, включая и вновь созданное отделение психологии.

В течение 20 лет (1976—1996 гг.) сотрудники кафедры Р. И. Во-дейко, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская, Г.М. Кучинский, И.А. Кулак, Г.Е. Мазо, Н.П.Новицкая, А.К.Паншина, СП. Пуранавй, М.З.Яновский), а также аспиранты проводили целенаправленные исследования актуальных проблем высшей школы. С 1976 по 1992 г. кафедру возглавлял кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры Рэм Иосифович Водейко.

С 1992 по 2000 г. кафедру возглавлял доктор психологических наук, профессор Геннадий Михайлович Кучинский, затем ее возглавил Игорь Александрович Фурманов, доктор психологических наук. (Подробнее см. в гл. IX.)

Под научным руководством Р.И. Водейко изучались психологические основы эффективности учебной деятельности студентов и др.

По материалам проведенных исследований опубликовано около 200 статей, тезисов докладов на научных конференциях, книг и монографий, защищено 15 кандидатских и одна докторская диссертация. Г.М. Кучинский стал первым и пока единственным доктором психологических наук, защитившим диссертацию, работая в БГУ.

Кучинский Геннадий Михайлович родился 1 ноября 1945 г. в городе Минске. После окончания 7 классов поступил учиться в Минский радиотехникум. Учился в основном отлично. После службы в армии поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет психологии (1968 г.), выдержав его конкурс 13 человек на место. Учился на заочном отделении 6 лет на «отлично». Со 2-го курса его научным руководителем был профессор Л.М. Веккер, трехтомник которого «Психические процессы» по-прежнему уникален. Ссылки на результаты студенческой научной работы Г.М. Кучинского есть во 2-м томе «Психических процессов».

«Что-то психологическое меня интересовало с юности»,— говорит Геннадий Михайлович,— творчество, способности и др., но осмысленный интерес к психологии возник в армии, когда впервые узнал, что есть факультет психологии в МГУ и ЛГУ». Первой книгой по психологии, которую он купил, была «Проблемы развития психики» А.Н. Леонтьева. Ее он читал в армии до того, как стал студентом ЛГУ. Многое не понимал, но было интересно. Вторая купленная книга — «Психологические исследования» Д.Н. Узнадзе.


Ее он тоже читал во время службы в армии, а также еще смог прочесть и несколько книг 3. Фрейда, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.

После окончания Ленинградского университета в 1974 г. Г.М. Ку-чинский начал работать в лаборатории социологических исследований, где изучались студенчество, студенческие группы. В дальнейшем он познакомился с профессором Д.И. Широкановым, который пригласил Геннадия Михайловича принять участие в подготовке книги «Творчество в научном познании» (раздел «Социально-психологические аспекты коллективного научного творчества» написал Г.М. Кучинский). При написании сборника необходимо было ответить на вопрос о коллективном творчестве. Отсюда и появились исследования мышления при решении коллективных задач, совместной деятельности. Далее появилась идея анализа диалога в процессе совместного решения, потом оказалось, что диалог присутствует и в индивидуальной речи — при решении задач. Как следствие появляется тема «Диалог в процессе решения задач».

В это время в Москве он познакомился с Б.Ф. Ломовым. В Институте психологии АН СССР готовился сборник «Проблемы общения в психологии», и директор этого института Б.Ф. Ломов предложил ему написать раздел «Диалог в процессе решения задач». В дальнейшем на этой основе была подготовлена диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Руководителем был Алексей Михайлович Матюшкин, известный в стране психолог.

В 1980 г. Г.М. Кучинский защитил кандидатскую диссертацию в Институте психологии АН СССР в Москве на тему «Диалог в процессе решения мыслительных задач». В 1983 г. на базе материалов диссертации была написана книга «Диалог и мышление». В 1983 г. Кучинскому присвоено звание доцента, в 1988 г. вышла монография «Психология внутреннего диалога».

25 апреля 1991 г. Г.М. Кучинский защитил докторскую диссертацию на тему «Психология внутреннего диалога», в декабре 1992 г. был избран заведующим кафедрой психологии БГУ. В 1993 г. присвоено звание профессора.

После открытия Европейского гуманитарного университета на условиях совместительства Г.М. Кучинский создавал отделение психологии* ЕГУ, а в 1998 г. там же при его активном участии был открыт факультет психологии. Параллельно в БГУ он также создал отделение психологии.

В 1993/94 учебном году усилиями Г.М. Кучинского было открыто отделение психологии на философско-экономическом фа-


культете, готовящее специалистов по специальностям: 1) медицинская и общая психология; 2) социальная психология.

На отделении психологии читаются 12 основных курсов, среди которых: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, история психологии, инженерная психология, психология индивидуальных различий, преподавательская психология; 16 спецкурсов по медицинской психологии, среди которых: общая психопатология, психосоматика, основы психологической саморегуляции; 17 спецкурсов по социальной психологии, среди которых: «Средства массовой информации и психология формирования индивидуального и общественного сознания», «Психология рекламы», «Психологическое консультирование», «Когнитивная психология», «Психология управления», «Экономическая психология» и др.

Область основных научных интересов Г.М. Кучинского — речь, речевое общение, мышление и сознание личности. Развивая идеи М.М. Бахтина, Г.М. Кучинский на большом эмпирическом и экспериментальном материале показал, что основной единицей речевого общения является элементарный цикл взаимодействия, выделил три основных вида элементарных циклов, показал способы возникновения сложных форм речевого общения из простых. Это позволило выделить основные типичные формы речевого общения человека с другим человеком и показать, что им соответствует ряд аналогичных форм речевого общения человека с самим собой, основным среди которых является внутренний диалог. Дальнейшее исследование позволило доказать обязательность участия внутреннего диалога в решении сложных мыслительных задач, вскрыть собственно личностные функции внутреннего диалога, его участие в регуляции поведения, взаимосвязи с внешними диалогами. В последнее время научный интерес Г.М. Кучинского сместился к исследованию особенностей основных форм вербального сознания личности, включая как нормальное, так и измененное сознание.

Разрабатываемый подход позволил показать, что общение человека с самим собой превращает общение личности из процесса дискретного в процесс практически непрерывный. Это позволяет по-новому взглянуть на проблемы социальной детерминации поведения личности.

Наиболее известные труды Г.М. Кучинского: «Диалог и мышление» (Мн.: БГУ, 1983); «Психология внутреннего диалога» (Мн.: Университетское, 1988); «Диалог в процессе решения мыслительных задач» (Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981).


Книга «Психология внутреннего диалога» посвящена психологическому анализу особенностей и функций внутреннего диалога как процесса общения человека с самим собой. В ней показано, что внутренний диалог обязательно входит в структуру продуктивного творческого мышления личности, участвует в регуляции поведения на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, играет существенную роль в сложных формах межличностного общения. В этой книге использован богатый материал, в том числе и из области психопатологии.

Одним из наиболее острых вопросов при психологическом исследовании внутреннего диалога является организация его экспериментального изучения. В работу включен не только эмпирический материал, касающийся взрослого, психически здорового индивида, но и такой, который представляет и ранний онтогенез психики ребенка, и область психопатологии.

Таким образом, Г.М. Кучинский глубоко изучил проблему внутреннего диалога, широко раскрыл его значение, общее существование. Он рассматривает эту проблему во взаимосвязи с другими фундаментальными проблемами психологии. Кроме этого, он описывает и другие формы общения человека с самим собой, многообразие форм внутреннего диалога.

В своей монографии «Диалог и мышление» он исследует процесс совместного решения двумя испытуемыми различных мыслительных задач в условиях непосредственного речевого общения. Однако основное внимание он уделял диалогу, поскольку именно диалог определяет своеобразие процесса совместного решения по сравнению с традиционно изучаемым мыслительным процессом индивида. В работе также определена сущность внутреннего диалога в мышлении, показано соотношение внешнего и внутреннего диалогов у партнеров по общению.

Как подчеркивает автор, результаты проведенного исследования нельзя назвать окончательными. Проблема «диалог и мышление» — это всего лишь составная часть другой, гораздо более значительной проблемы — «диалог и личность». Монография Г.М. Ку-чинского адресована специалистам-психологам, педагогам, лингвистам.

Г.М. Кучинский является научным руководителем СВ. Сивухи, который в 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт переживания обыденных затруднений как единица анализа личности». В этом же году СВ. Сивуха был избран заведующим кафедрой психологии Европейского гуманитарного университета.


Большое внимание уделяется кафедрой подготовке научных кадров по специальностям: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология» через аспирантуру, которая была открыта при кафедре в 1978 г.

В период с 1976 по 1980 г. кафедра психологии БГУ осуществляла научно-исследовательскую работу по теме «Психологические вопросы обучения студентов с помощью автоматизированной, обучающей системы (АОС) на базе ЭВМ» (научный руководитель Р.И. Водейко).

Перед сотрудниками кафедры были поставлены задачи: сравнить эффективность обучения студентов с помощью АОС и традиционным способом, выявить характерные особенности и психологическую структуру деятельности студентов в сравниваемых режимах обучения, а также степень усвоения учебного материала от величины его объема при обучении с помощью АОС и традиционным способом.

Проблемам социальной психологии посвящены в этот период отдельные исследования кандидата психологических наук, доцента Л.Н. Дичковской. Она — один из редакторов и соавторов коллективной монографии «Студент и его деятельность» 1978 г., в которой представлен теоретически и практически ценный материал исследованных ею вопросов коммуникативной деятельности студентов и взаимоотношения в академических группах вуза.

В период с 1981 по 1985 г. под научным руководством Р.И. Водейко кафедра проводила научно-исследовательскую работу по теме «Психологические основы эффективной учебной деятельности студентов».

В результате этого исследования была установлена зависимость эффективности усвоения студентами учебного материала на лекциях от его информационной насыщенности (доцент И.А. Кулак), изучены способы психологического воздействия на студентов в процессе обучения (убеждение в справедливости законов науки — доцент Р.И. Водейко, использование в учебном процессе типов внушаемости обучаемых — аспирант В.А. Янчук). Исследованы психологические предпосылки совершенствования чтения студентов как основного фактора повышения эффективности их самостоятельной учебы во внеаудиторное время (преподаватель СП. Цу-ранова).

Изучены различные формы проявления профессиональной направленности студентов (доцент А.М. Кухарчук), а также осо-


бенности общения в академических группах, влияющие на эффективность учебной деятельности (доцент Л.Н. Дичковская).

Проведена диагностика психофизиологического состояния студентов как одного из факторов, влияющих на эффективность их учебной деятельности, и экспериментальное исследование возможностей психологической коррекции этого состояния с помощью аутогенной тренировки (аспирант Г.Е. Мазо).

Разработана методика количественной оценки психического состояния головного мозга при информационной нагрузке, что дает возможность объективной оценки влияния нагрузки на динамику психических состояний человека (преподаватель Л.П. Новицкая). По материалам исследований В.А. Янчука, СП. Цурановой, Л.П. Новицкой были защищены кандидатские диссертации.

В период с 1986 по 1990 г. кафедра проводила научно-исследовательские работы по теме «Психологические аспекты развития профессиональных качеств педагога у студентов университета». В ходе исследования были определены уровни развития и пути формирования некоторых профессионально значимых качеств и умений у студентов университета, готовящихся к педагогической работе, раскрыты вопросы развития и формирования у студентов умственной работоспособности, объяснена связь умственной работоспособности с личными характеристиками и социально-психологическими ситуациями учебного процесса, выявлены уровни сформированности у студентов профессиональной направленности, намечены пути формирования умения стимулирования продуктивной деятельности студентов на занятиях.

Предложена методика обучения рациональному чтению с учетом типов познавательной деятельности учащихся, предложены методические подходы к развитию профессиональных качеств и умений с помощью нетрадиционных, активных методов обучения и воспитания (психофизиологическая самокоррекция, разбор конфликтных ситуаций и т.д.). Выявлены некоторые социально-психологические аспекты формирования и реализации педагогических качеств и умений. Материалы данного исследования получили частичное отражение в докторской диссертации Г.М. Кучинского, а также в кандидатских диссертациях СП. Цурановой, Т.Е. Косарев-ской, В.С. Гритюк, О.Я. Коломинской, а также более чем в 20 публикациях.

С 1991 по 1995 г. под руководством Р. И. Водейко кафедра осуществляла научно-исследовательскую работу по теме «Психологи-


ческие аспекты формирования личности студента в процессе профессиональной подготовки».

Результатом этих исследований являлась концепция личности, позволяющая по-новому взглянуть на развитие ее творческого потенциала (проф. Г.М. Кучинский).

Выявлено, что общение студентов, направленное на усвоение знаний, формирует и в значительной степени повышает их умственную работоспособность и активность, а оптимальной парой для такого общения является сочетание более сильного по успеваемости студента, с менее сильным, причем первый должен быть экстравертом (доц. Л.А. Гуринович). На основании психолого-педагогического эксперимента показано большое влияние на развитие творческого мышления студентов метода проблемного обучения во время занятий в сочетании с коллективным решением студентами научных проблем (проф. И.А. Кулак, доц. А.И. Кулак). Раскрыты психологические закономерности превращения интереса к выбираемой профессии в профессиональный интерес специалиста (доц. К.М. Ку-харчук).

С целью формирования высокого уровня профессиональной направленности будущих специалистов разработана стратегия самопознания и взаимопонимания студентами своих личностных и деловых качеств (доц. Л.Н. Дичковская, преп. В.С. Грицюк). Экспериментально доказана положительная роль различных форм социально-психологического тренинга в практике профессиональной подготовки студентов и в формировании у них профессионально важных качеств (доц. Л.С. Кравченко). На основании длительного лабораторного эксперимента с использованием современной измерительной аппаратуры и компьютерной техники разработана экспресс-методика доминирующей альтруистической или эгоцентрической техники в направленности поведения человека — методика психодиагностики и профотбора (доцент Р.И. Водейко, аспирант К. Афа-надиадис). Основные результаты исследований отличаются новизной и имеют практическое значение в деле формирования вузом личности специалиста. По материалам проведенных в 1991—1995 гг. исследований защищены две кандидатские диссертации. Тема научно-исследовательской работы кафедры на 1996—2000 гг.: «Состояние и тенденции развития высшего профессионального психологического образования». Основной результат исследования: определение системы требований к профессиональной подготовке психологов в вузе на современном этапе.


Цель исследования: совершенствование учебного процесса подготовки психологов.

Определенное место в НИР кафедры занимало выполнение хоздоговорных работ, связанных непосредственно с производством. Так, в 1976 г. по договору с Липецким ордена Трудового Красного Знамени мясокомбинатом под руководством и при непосредственном участии доцента И.А. Кулака были выполнены физиолого-ги-гиенические исследования режима и условий труда рабочих и намечены мероприятия, направленные на их улучшение.

Иосиф Антонович Кулак родился в 1928 г. в деревне Кондратовичи Столбцовского района Минской области. После окончания Института физкультуры и аспирантуры в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом биологических наук. С сентября 1967 г. по сентябрь 1976 г. работал в БГУ на кафедре педагогики и психологии, с 1976 г.— на кафедре психологии. С 1991 г. в должности профессора кафедры психологии. В 1993 г. И.А. Кулак стал профессором на кафедре психологии.

Опубликовано более 100 работ, из них 4 монографии: «Формирование сложных систем временных связей у человека», «Физиология утомления при умственной и физической работе человека», «Психические и физиологические функции организма человека и система НОТ», «Психофизиологические принципы обучения: функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации».

В 1983 г. по договору с генеральным директором Минского станкостроительного производственного объединения им. Октябрьской революции под руководством и при непосредственном участии доцента кафедры Л.Н. Дичковской выполнено исследование по теме: «Пути стабилизации и повышения эффективности деятельности трудового коллектива». В результате исследования раскрыты психологические причины нарушений трудовой дисциплины работниками производства, причины реальной и возможной текучести кадров, выявлен стиль деятельности руководителей, определены социально-психологические резервы улучшения трудовой деятельности производственного коллектива.

В 1985—1986 гг. по договору с локомотивным депо станции «Минск» Белорусской железной дороги аспирантом кафедры Г.Е. Мазо разработана программа цикла занятий по обучению членов локомотивных бригад методам профилактики эмоционального перенапряжения и восстановления работоспособности. По предложенным рекомендациям в депо была создана комната эмоциональ-


ной разгрузки и восстановления работоспособности членов локомотивных бригад.

Доцентом СП. Цурановой и аспиранткой Т.Е. Косаревской согласно договору с Минским заводом «Калибр» в 1987 г. была проведена исследовательская работа по определению эффективности изготовленного заводом прибора, предназначенного для обучения скорочтению. Работа выполнена с целью определения возможности внедрения прибора в серийное производство.

Таким образом, научно-исследовательская работа кафедры психологии БГУ, выполненная в течение 20 лет, отличалась целенаправленностью и достаточной разносторонностью в границах единой проблемы, была направлена на решение актуальных теоретических и практических задач, выдвигаемых высшей школой, а также на подготовку квалифицированных кадров для республики.

В научно-исследовательской работе кафедры активное участие принимали и студенты. Кафедрой была организована работа секции психологии на ежегодных студенческих научных конференциях университета.

Научно-техническая база кафедры усилиями заведующего Р.И. Водейко и М.З. Яновского была создана для обеспечения научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и учебно-воспитательного процесса. Приобретена и используется такая аппаратура, как измеритель последовательных реакций (ИПР-01), электротахистоскоп, адаптометр, восьмиканальный венгерский электроэнцефалограф системы «Медикор» с интегратором, компьютерная техника, телеметрическая система «Спорт» и др. (всего более 70 приборов).

Основное внимание уделялось кафедрой учебно-воспитательной и методической работе. На десяти факультетах Белгосунивер-ситета дневной, вечерней и заочной форм обучения в соответствии с учебными планами и программами кафедра обеспечивала чтение курсов общей психологии (с элементами возрастной и педагогической), социальной психологии, психологии управленческой деятельности, возрастной психофизиологии и школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, спецкурса «Психологические аспекты учебно-воспитательного процесса в вузе».

В соответствии с программой научного и культурного сотрудничества Белгосуниверситета кафедра поддерживала в течение определенного времени научные и учебно-методические контакты с Ягеллонским университетом Польской Народной Республики (г. Краков), Люблянским университетом (Югославия), Софийским


университетом (Болгария). Ученые Софийского и Ягеллонского университетов приезжали на кафедру, делились опытом научной и учебно-методической работы, выступали с научными сообщениями и лекциями перед психологами и педагогами Б ГУ, знакомились с научной и учебно-воспитательной работой кафедры, культурными достижениями белорусского народа.

Доцент Л.Н. Дичковская посетила от кафедры в 1977 г. Люблян-ский университет, где поделилась результатами проведенных ею исследований по психофизиологии речевой деятельности, консультировала аспирантов Люблянского университета, ознакомилась с их программой и практикой.

В 1978 г. Ягеллонский университет посетил доцент И.А. Кулак, который в порядке обмена опытом выступил перед польскими учеными с докладом по ряду актуальных проблем: «Психофизиологические основы обучения», «Новые методы изучения психофизиологии труда», «Оценка тяжести труда на промышленных предприятиях».

В 1979 г. институты педагогики и психологии Ягеллонского университета посетил доцент Р. И. Водейко. Он ознакомился с основными направлениями научно-исследовательской работы кафедр общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии труда, кафедры дидактики этих институтов, выступил с циклом лекций по проблеме «Психологические аспекты лекторского мастерства» перед психологами и педагогами Ягеллонского университета, а также членами Общества психологов г. Кракова. Сотрудникам ряда кафедр Института психологии Ягеллонского университета он рассказал о научной, учебной и методической работе кафедры психологии БГУ.

С 1994 г. кафедра под руководством профессора Г.М. Кучин-ского сотрудничает с вузами других стран по программе ТЕМР115 (Программа развития университетского образования). Это программа стран Объединенной Европы, нацеленная на совершенствование университетского образования и осуществляющаяся в виде совместных проектов вузов западноевропейских стран.

Совместный проект БГУ и вузов Англии и Франции направлен на развитие университетского образования в области подготовки специалистов для работы в системе средств массовой информации-мультимедиа. В рамках этого проекта на кафедре разрабатываются курсы, семинары, практикуются стажировки студентов и преподавателей в страны Западной Европы.


Глава VII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.