Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие преподавания психологии в БГПУ им. М. Танка




Им. М. ТАНКА

В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Подготовка педагогических кадров в Беларуси имеет давние традиции. Еще в 1869 г. в Несвиже была открыта учительская семинария, многие выпускники которой стали известными общественно-политическими деятелями, писателями. В Несвиже учились Якуб Колас и Кузьма Чорный. В 1914 г. в г. Минске начал работать учительский институт с городским училищем, которое работало при институте. Среди его первых выпускников был и Г. Ширма — народный артист СССР.

В начале 1919 г. институт был реорганизован в педагогический с четырехгодичным сроком обучения. Позднее, в 1922 г., он был объединен с Белгосуниверситетом, став его педагогическим факультетом. Создание этого факультета дало начало «минской линии» в развитии высшего педагогического образования, поэтому годом рождения БГПУ им. М. Танка традиционно принято считать 1922 г.

Развернутое в 30-е годы широкое культурное строительство, рост среднего образования в стране вызвали большую потребность в учителях. Поэтому СНК БССР 7 июля 1931 г. принял решение реорганизовать педагогический факультет БГУ в Белорусский высший педагогический институт (с 1935 г. Минский педагогический институт). В 1936 г. институту присвоено имя А.М. Горького, в 1972 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Аспирантура при институте существует с 1934 г.

В 1993 г. институт переименован в Белорусский государственный педагогический университет. В 1997 г. университет получил статус ведущего педагогического вуза Республики Беларусь и награжден Указом Президента Республики флагом Беларуси.


На 1 марта 2000 г. на всех факультетах университета обучалось 16 тысяч студентов, 297 аспирантов и соискателей. В университете функционировали 6 специализированных советов по защите диссертаций. Университет готовит специалистов по 53 специальностям и специализациям. На трех факультетах осуществляется подготовка психологов.

С момента создания института на кафедре педагогики читался небольшой курс общей, а затем и педагогической психологии.

До и после Великой Отечественной войны большую помощь психологам МШИ им. М. Горького оказывали институт психологии АПН РСФСР, психологи Москвы и Ленинграда. В 1950—1956 гг. впервые в институте на базе кафедры педагогики была создана кафедра психологии.

Первым исполняющим обязанности заведующего, а затем и заведующим кафедрой психологии был Матвей Яковлевич Мышко, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент. Родился в 1895 г. в дер. Горошки Скидельского района Гродненской области. Закончил исторический факультет Б ГУ, где учился в период с 1923 по 1927 г., а в дальнейшем — и двухгодичные высшие научно-педагогические курсы при втором Московском государственном университете. В 1933 г. был командирован в Московский научно-исследовательский институт психологии, где сдал кандидатские экзамены.

В июле 1943 г. на Ученом совете института психологии при Московском университете он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему: «Психологический анализ приемов воспитания воли на уроках».

Одна из книг М.Я. Мышко была издана в г. Минске в 1954 г. на белорусском языке и называлась «Прылежнасць 1 яе выхаван-не». Книга состоит из двух разделов. В первом рассматриваются основные вопросы психологии прилежания в связи с задачами его воспитания. В теоретическом плане показано значение прилежания в обучении и воспитании, дается критический анализ существующих подходов в понимании прилежания. Раздел заканчивается обоснованием структуры и дается психологическая характеристика прилежания.


Второй раздел посвящен рассмотрению принципов воспитания, роли поощрения и наказания в воспитании прилежания, значения интеллекта и волевых качеств в формировании прилежания, приводятся примеры и дается психологическое обоснование прилежания как личностного качества.

М.Я. Мышко проработал в должности заведующего кафедрой психологии до 1956 г.

Состав преподавателей по психологии был следующий: профессор В.Е. Смирнов, доценты Е.П. Ересь и Н.Г. Медведева, аспирант Ф.А. Калинин.

В деле протоколов заседания кафедры за 1952—1954 гг. подчеркивается, что преподаватели вели занятия по общей психологии, педагогической психологии и методике преподавания психологии.

На заседаниях кафедры 24 сентября 1952 г. рассматривался вопрос обмена опытом по разработке программ по психологии в педвузах. Заседание вел М.Я. Мышко, а в работе помимо преподавателей кафедры принимали участие У.М. Силенко, О.П. Сергие-вич, О.П. Шишонок, В.Н. Олешкевич и др. Одним из пяти вопросов, обсуждаемых на кафедре, был вопрос «Методы объективного изучения психических процессов по материалам совещания психологов в г. Москве в июне-июле 1952 г.»

Поскольку в то время в школах велось преподавание психологии, то протоколом номер семь за 1952/53 учебный год было зафиксировано обсуждение итогов посещения уроков психологии в школах г. Минска преподавателями.

В 1953/54 учебном году состав кафедры психологии расширился. К уже отмеченным ранее преподавателям присоединяется доцент П.М. Кирюшин, преподаватель логики и ассистент В.И. Жуковская. Этим же протоколом зафиксировано выдвижение кандидатур из среды студентов на персональные стипендии. Среди обсуждаемых кандидатур был и студент третьего курса педфака Я.Л. Коломинский, ныне профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и детской психологии дошкольного факультета БГПУ им. М. Танка. В протоколе заседания кафедры приводится его характеристика: «Товарищ Коломинский исключительно способный студент, круглый отличник, активно работает в психологическом кружке, проявляет большие способности к научной работе, участник смотра студенческих работ. Активный общественник, к общественной работе относится честно и добросовестно». Всего на повышенную стипендию было рекомендовано четыре студента 3-го и 4-го курсов.


В 1956 г. из-за сокращения контингента обучаемых опять произошло слияние кафедр педагогики и психологии.

Кафедра педагогики и психологии работала в составе 14 человек. Заведующим кафедрой был доцент Максим Васильевич Мака-ревич, из 4 аспирантов был один по психологии: М.С. Клевченя. На кафедре в это время работают и такие известные организаторы подготовки педагогических кадров в Белоруссии как Н.Е. Лакин, С.А. Умрейко и др.

В отчете института за 1959/60 гг. говорится о проведении объединенного заседания кафедры педагогики и психологии с аналогичными кафедрами БГУ и института иностранных языков. В работе приняли участие гости из Москвы — профессор Николай Федорович Добрынин — и из Ленинграда — профессор Александр Григорьевич Ковалев и др. Они прочитали курс лекций. В отчетах о работе кафедры за 1960/61 гг. говорится об обсуждении докладов, представленных на Белорусский съезд психологов. О высоком статусе съезда свидетельствует и тщательность рассмотрения докладов, в частности, В.И. Жуковской и Л.А. Ефимовой.

В протоколах заседания кафедры за 1960/61 учебный год появились фамилии аспирантов Я.Л. Коломинского и Л.Н. Рожиной.

Протоколом № 12 от 7 апреля 1961 г. зафиксировано обсуждение одной из лекций. Выступающие преподаватели высказали ряд замечаний, в том числе и по научным основам содержания лекции. В заключение преподаватель, автор лекции, сказала: «Я не согласна, что лекция не научная. Я пошлю лекцию в Республиканское общество психологов — пусть они рассудят». Это свидетельствует об авторитете общества психологов республики.

Особый период в развитии психологии в университете начинается с 1964 г., когда была вновь создана самостоятельная кафедра психологии. Кафедра была организована в июне 1964 г. путем выделения группы психологов в количестве 6 человек из кафедры педагогики и психологии. Заведующим кафедрой был избран доктор философских наук, профессор Вадим Михайлович Ковал-гин.

Деятельность В.М. Ковалгина на посту заведующего кафедрой психологии (1964—1974 гг.)

Вадим Михайлович Ковалгин (1919—1974) родился в г.Смоленске в семье служащего. После смерти родителей воспитывался в детском доме. В 1938 г. закончил Смоленский электротехникум и был направлен на работу техником-электриком в г. Минусинск, за-


тем был заведующим абонентно-сетевым отделением в г. Ташауз Туркменской ССР.

В годы Великой Отечественной войны был в действующей армии. После войны находился на партийной работе. Закончил Смоленский пединститут и был направлен на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1952 по 1963 г. В.М. Ковал-гин — старший научный сотрудник Института философии АН БССР. Научно-исследовательскую деятельность совмещал с преподаванием психологии в пединституте иностранных языков, затем в Белорусском политехническом институте. Последние 10 лет заведовал кафедрой психологии в МГПИ им. Горького (1964—1974 гг.). На кафедре в то время читались общая, детская, возрастная и педагогическая психология.

В 1970—1973 гг. на кафедре были аспиранты А.Н. Белоус, СБ. Бенедиктов, Л.И. Колпакова (Шумская), руководителем у них был В.М. Ковалгин, а после его смерти — Я.Л. Коломинский. В 1973 г. аспирантами стали Н.Я. Привалова, В.Я. Петрущик (Бакла-гина). До них аспирантами были: Я.Л. Коломинский, М.С. Клевче-ня, Г.М. Красневская, Л.Н. Рожина, А.Б. Ценципер (Широкова).

В 1999 г. в год 80-летия со дня рождения В.М. Ковалгина прошло заседание кафедры общей и детской психологии, где с воспоминаниями о Вадиме Михайловиче выступили ветераны кафедры, работавшие с ним. Во вступительном слове Я.Л. Коломинский отметил, что Вадим Михайлович только внешне был человеком суровым. Ему было присуще чувство заботы о творческом росте коллектива кафедры, и сам он много публиковался. Всего у него было более 70 публикаций. При В.М. Ковалгине на кафедру была приглашена А.М. Кухарчук, которая профессионально владела английским языком. Это способствовало изучению и внедрению в учебный процесс материалов работ зарубежных психологов.

Профессор Е.А. Панько вспоминает: «Я пришла на кафедру в 1965 г. Рабочая атмосфера была хорошая. При кафедре работала лаборатория профориентации. Вадим Михайлович был доктором философских наук и закладывал философские основы преподавания психологии. На кафедре при нем работали: М.С. Клевченя, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Рожида, Г.М. Красневская, Н.И. Мурач-ковский, В.Н. Олешкевич и др. В.М. Ковалгин был для нас, молодых преподавателей, идеалом. Это человек сильной воли, характера, но в то же время добрый, чуткий. Своими достижениями в профессиональной деятельности мы во многом обязаны именно ему. В.М. Ковалгин просто заставлял, можно так сказать, всех сотруд-


ников писать диссертации, защищать их. У этого человека хватало оптимизма и времени на всех членов кафедры».

Е.А. Панько также отметила: «Когда я пришла на кафедру, то у меня был написан реферат «Психология комического», Вадим Михайлович настоял, чтобы я написала книгу, и она вышла под его редакцией и при его поддержке».

Первый симпозиум по социальной психологии в СССР прошел также на базе кафедры психологии.

А.Н. Белоус в своих воспоминаниях подчеркнула: «Я в 1970 г. поступила в аспирантуру. В.М. Ковалгин способствовал нахождению руководителя. Обстановка на кафедре была хорошая. В 1973 г. после окончания аспирантуры я была направлена по распределению в Брест. Но В.М. Ковалгин способствовал тому, чтобы меня оставили в г. Минске на кафедре психологии. За 10 дней до смерти он еще читал лекции, на работу его привозила и отвозила на машине жена. На похоронах вместе с орденами несла (по просьбе дочери) книги Вадима Михайловича, как ордена».

Научные интересы В.М. Ковалгина проявлялись в исследовании методологических проблем психологии, материалистической диалектики и др. Основное внимание Вадим Михайлович уделял исследованиям в области возрастной, детской, педагогической и социальной психологии.

В 1963 г. вышла его книга «Рефлекторная теория ощущений», посвященная проблеме сущности ощущений как специфической форме чувственного отражения, как факту сознания, в отличие от периферической (рецепторной) теории ощущений. Показано место ретикулярной формации в системе анализаторов. Эта книга вышла в свет после защиты его докторской диссертации на тему «Рефлекторная теория ощущений».

Под редакцией В.М. Ковалгина в 1970 г. в Минске вышла книга «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания». В книгу вошли статьи Ф.А. Калинина, Я.Л. Коломиского, Л.Н. Рожиной, М.С. Клевчени, Н.И. Мурачковского, А.Б. Ценципер и др. Рассматривались вопросы влияния взаимоотношений детей на воспитательный процесс, анализировались причины неуспеваемости, проблемы мыслительной деятельности детей.

В книге ««Психолого-педагогические вопросы методики пропагандистской работы», изданной в 1973 г. в г. Минске, рассмотрен широкий круг проблем учебной деятельности пропагандистов.

Дальнейший анализ работы кафедры по архивным материалам показал, что в деятельности преподавателей в то время практико-


валась запись лекций на магнитофон. Активно использовались технические средства обучения, многие преподаватели были кураторами студенческих групп. Все преподаватели принимали участие в научно-исследовательской и издательской деятельности.

При подведении итогов работы кафедры за первый год ее самостоятельного функционирования был отмечен и ряд недостатков: психология читалась только на первом курсе и ограничивалась небольшим количеством часов. На государственных экзаменах вопросы по психологии в билеты не включались и т.д.

В отчете за 1965—1966 гг. дополнительно отмечалось, что на кафедре работает старший лаборант К. К. Лучевская и лаборант Н.И. Марцелева. В библиотеке кабинета кафедры психологии насчитывалось более 1000 книг. Есть перечень фильмов, используемых в ходе учебного процесса, и названия имеющихся приборов. Отмечается, что преподаватели кафедры В.И. Жуковская, Я.Л. Ко-ломинский и Л.Н. Рожина выступали по радио и телевидению с лекциями и беседами, приводится перечень названий этих выступлений.

В отчете о работе научно-исследовательской лаборатории при кафедре психологии за 1965 г. говорится, что Министерством высшего, среднего специального и профессионального образования определен ее штат: 2 младших научных сотрудника и один старший научный сотрудник. Лаборатория была III категории. Первыми сотрудниками лаборатории были А.М. Кухарчук и Л.П. Коваленко. В итоговом отчете о работе кафедры психологии за 1967/68 учебный год подчеркивалось, что были проведены 23 заседания кафедры, на которых обсуждено 84 основных вопроса. В этот период продолжились научно-организационные усилия кафедры по расширению и углублению психологического фронта в республике. Надо отметить, что этому содействовали и общие позитивные тенденции, проходившие накануне в стране. Так в период оттепели с 1963 г., наряду с общей и педагогической психологией, стала читаться и социальная. Количественный рост психологических учреждений начался в 1966 г., в это время почти одновременно были открыты факультеты психологии в Москве и Ленинграде.

В этот период кафедрой психологии института вносится предложение наряду с общей психологией начать читать возрастную и педагогическую. На третьем курсе для специалистов всех факультетов вводится курсовая работа по психологии. В билеты на госэкзаменах включаются вопросы по психологии и читаются обзорные лекции перед государственным экзаменом в объеме 14—20 ч.


Кафедра также решила разработать своими силами, в помощь студентам, инструкцию для 3—4-х курсов по изучению учащихся и составлению психологических характеристик; инструкцию для студентов 5-го курса по изучению школьного класса и его психологической характеристики; план-инструкцию психолого-педагогического анализа урока; тематику и список литературы для курсовых работ по психологии и др.

Было прочитано 105 лекций для учителей, продолжались выступления преподавателей кафедры по радио и телевидению, преподаватели кафедры в 1966/67 учебном году опубликовали 18 статей, подготовили монографию и т.д.

На 18 Международном психологическом конгрессе в Москве (август 1966 г.) присутствовало восемь сотрудников кафедры. В студенческих кружках по психологии работало 60 студентов, на конкурс было представлено десять лучших работ. На III съезде психологов СССР (Киев, июль 1968 г.) Я.Л. Коломинский сделал доклад на тему: «Опыт социально-психологического изучения дошкольных групп».

Продолжалось развитие и психологической лаборатории. В 1968 г. лаборатория разрабатывала комплексную тему «Психологические основы профессиональной ориентации», а ее сотрудник Л.П. Коваленко в июне 1968 г., защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Профессиональная ориентация учащихся сельских средних школ в процессе политехнического трудового обучения». Заведующий кафедрой В.М. Ковалгин предложил руководству института отнести психологическую лабораторию ко II категории с большим штатом. Это предложение было поддержано.

В 1973 г. на кафедре работало 9 человек, в том числе один профессор, 4 доцента, 3 кандидата наук и один старший преподаватель.

В целях совершенствования преподавания психологии кафедра внедрила в учебный план методы программированного обучения, кинофильмы и различные наглядные пособия.

Широко осуществлялась связь со школами и дошкольными учреждениями г. Минска и республики. Научные сотрудники и аспиранты свои исследования в основном проводят в школах и детских садах. Кроме того, они организуют беседы с родителями и учителями по различным вопросам воспитания детей, выступают с докладами на учительских конференциях и семинарах. Сотрудники кафедры вели большую лекционную и научно-пропагандистскую работу в Минске и областях Беларуси.


Учебная работа кафедры тесно связана с научно-исследовательской деятельностью. Результаты научных исследований публикуются в печати.

Мы уже отмечали работу В.М. Ковалгина «Рефлекторная теория ощущений» (1963 г.). В другой его книге «Раскрывая тайны психики» (1968 г.) в доступной студентам форме показана связь проявлений психики с физиологическими процессами, протекающими в головном мозге.

Ряд важных рекомендаций содержится в работе Л.Н. Рожиной «Формирование познавательных интересов старшеклассников» (1969 г.), в которой дается психолого-педагогическая характеристика познавательного интереса и раскрываются основные условия и пути его формирования в процессе обучения. В «Книге о семье» (1972 г.) Л.Н. Рожиной, адресованной родителям, обращается внимание на использование книги в целях идейно-политического, нравственного и эстетического развития детей разного возраста.

Важной социально-психологической проблеме формирования личности ребенка в коллективе посвящена работа Я.Л. Коломин-ского «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1969 г.), в которой автор, опираясь на широкий экспериментальный материал, показывает, как общественно-эмоциональные отношения влияют на развитие личности, поведение и учебу школьников. Вопросам социальной психологии посвящена еще одна книга этого же автора «Человек среди людей» (1970 г.).

Развитию у ребенка чувства юмора посвящена работа Е.А. Бон-даренко «Восприятие комического дошкольниками» (1968 г.). Автор раскрывает теоретические вопросы развития у детей чувства юмора и рекомендует методы его формирования.

В книге В.И.Жуковской «Беседы о воспитании» (1969 г.) даются ответы на вопросы родителей по самым различным сторонам воспитания детей в семье.

Помимо монографических изданий в 1970 г. кафедра выпустила сборник «Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания (психологический аспект)». Авторы этого сборника анализируют причины неуспеваемости школьников, освещают проблемы совершенствования мыслительной деятельности учащихся, показывают индивидуальные особенности усвоения учащимися литературных знаний, рассматривают вопросы влияния взаимоотношений между детьми на воспитательный процесс и другие проблемы.

 

Теоретическое и практическое значение имел и сборник «Вопросы профессиональной ориентации школьников», выпущенный в 1971 г. В книге рассматриваются общетеоретические вопросы профориентации школьников, мотивы выбора ими профессии, влияние семьи на выбор профессии, роль самооценки школьником своих способностей, своеобразие выбора педагогической профессии и другие вопросы.

Результаты теоретических исследований сотрудников кафедры отражаются также в многочисленных статьях, опубликованных в Лазличных журналах и учебных записках. Это — исследования Л.Н. Рожиной об отношении школьников к литературным героям, М.С. Клевчени — о развитии литературных способностей, Я.Л. Ко-ломинского, А.Б. Ценципер, Е.А. Бондаренко — о взаимоотношениях в детских группах и коллективах, В.И. Жуковской — о профессиональной ориентации школьников, Г.М. Красневской — об уверенности школьников в своих силах, В.Н. Олешкевич — о восприятии школьниками литературных произведений и др.

Работники кафедры принимают активное участие в республиканских, всесоюзных и международных конференциях, симпозиумах и съездах, посвященных различным аспектам психологии, где выступают с сообщениями о результатах своих исследований. Так, на Всесоюзном симпозиуме по социально-психологическим проблемам взаимоотношений в группах учащихся и рабочей молодежи с сообщениями выступил ряд сотрудников кафедры. Они принимали участие в работе XVIII Международного психологического конгресса (Москва, 1966 г.), а также в работе II—IV Всесоюзных съездов психологов. На последнем из них (Тбилиси, 1971 г.) с докладами выступили В.М. Ковалгин, Я.Л. Коломинский, В.И. Жуковская, А.Б. Ценципер.

К научно-исследовательской работе по педагогике и психологии были привлечены студенты всех факультетов. Из работ, получивших высокую оценку на республиканских смотрах, подготовлено 4 сборника научных работ «Вопросы обучения и воспитания». Студенты, проявляющие склонности к педагогическим и психологическим исследованиям, под руководством преподавателей кафедры пишут дипломные работы, в которых обобщается передовой опыт учебно-воспитательной работы школ республики.

Таким образом, многосторонняя деятельность В.И. Ковалгина, его большие организаторские способности позволили продолжить строительство фундамента для дальнейшего развития психологии в нашей республике.


История общеуниверситетской кафедры психологии после 1974 г.

После В.М. Ковалгина заведование кафедрой психологии принял Ф.И. Иващенко.

Федор Иванович Иващенко родился 20 февраля 1920 г. в крестьянской семье на хуторе Филево-Сорочинском Золотонош-ского района Полтавской области.

В 1938 г. поступил в Харьковский библиотечный институт. С началом войны Ф.И. Иващенко эвакуировался на Северный Кавказ, в г. Нальчик. Здесь он продолжил обучение на факультете русского языка и литературы Кабардино-Балкарского пединститута, который закончил в 1942 г.

Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1945 г. поступил работать в семилетнюю школу при детской трудовой воспитательной колонии МВД (г. Орджоникидзе). Преподавал русский язык, литературу и немецкий язык.

В сентябре 1948 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В приемной комиссии были известные психологи А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Н. Колбанов-ский. В дальнейшем В.Н. Колбановский стал его научным руководителем.

Тема кандидатской диссертации Федора Ивановича была «Развитие уверенности у слабоуспевающих школьников». Один из экспериментов был направлен на выяснение роли динамического стереотипа в функционировании ассоциаций и переживании чувства уверенности.

После окончания аспирантуры работал в Ставропольском пединституте иностранных языков преподавателем, доцентом, а с сентября 1957 по июль 1970 г. заведовал кафедрой психологии. Провел исследования речевых связей методом условных рефлексов. По этим материалам опубликовал 4 статьи в журналах «Вопросы психологии», «Советская педагогика» и «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова».

В 60-х годах на Ставрополье широкое распространение получило движение ученических производственных бригад. Федор Иванович активно включился в исследование психологических основ детского труда. К исследованию были привлечены аспиранты и многие учителя. Удалось выявить ранее неизвестные особенности целеполагания в трудовой деятельности детей. Впервые в психологии были составлены профессиограммы тракториста и агронома.


Результаты исследования учебно-производственного труда школьников были изложены в коллективной монографии «Ученические производственные бригады». Ее новизна и научная значимость были отмечены в 1962 г. премией им. К.Д. Ушинского Президиума АПН РСФСР.

В марте 1973 г. по результатам исследования Ф.И. Иващенко защитил докторскую диссертацию в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена на тему: «Психология трудовой деятельности старших школьников (на материале полеводства)».

С сентября 1974 г. работает в МШИ им. М. Горького. С этого времени и до сентября 1987 г. заведовал кафедрой психологии. В настоящее время Ф.И. Иващенко работает в БГПУ им. М. Танка профессором кафедры психологии.

Работая в университете, Федор Иванович продолжил исследования психологических проблем трудового обучения и профессионального самоопределения учащихся. Им был установлен новый вид самооценки — частной, связанной с конкретными видами деятельности, и изучена ее роль в формировании личности. По этим и другим вопросам написан ряд книг, пособий для учителей и научных статей. Всего же опубликовано более 140 научных работ, из них 4 монографии, 8 учебных пособий для учителей и студентов. Под его руководством подготовлено 9 кандидатов психологических наук.

В настоящее время Ф.И. Иващенко занимается психологией взаимодействия воспитателя с детьми (психология контакта, целе-полагания в деятельности воспитателя). Книга «Психология воспитания школьников» (Мн., 1996) на университетском конкурсе заняла второе место. С 1977 по 1991 г. он был главным редактором республиканского научного сборника «Психология», всего было опубликовано 11 выпусков. Федор Иванович — один из самых активных психологов в нашей республике. Он является членом ряда специализированных советов по психологии, читает курсы общей, возрастной, педагогической психологии и методологии научного исследования. Разработал спецкурсы по психологии воспитания, психологии высшей школы, психологии подростка и др.

Ф.И. Иващенко — частый гость на встречах со студентами и учителями.* На встрече со студентами факультета практической психологии 25 ноября 1998 г. он рассказал, что интерес к психологии появился у него еще на фронте. В один из вылетов был сбит самолет командира полка. Летчик после долгих поисков попал в один из белорусских партизанских отрядов. Вернувшись в полк,


рассказал о таком случае. В ближайшем населенном пункте остановились немцы. Партизаны решили напасть на немцев, но у них было мало оружия. Тогда они сделали обыкновенные трещотки, звуки которых были близки к звукам стрельбы из автоматов. Партизаны растянулись цепочкой, использовали автоматы и трещотки. Противник дрогнул и отступил.

В конце войны при штурме Кенигсберга наша авиация с целью отвлечения внимания немецкого командования бомбардировала один из немецких аэродромов в восточной Пруссии. Когда противник бросил туда свои истребители, наши самолеты нанесли основной бомбовый удар по Кенигсбергу. Наши потери были минимальны.

Труд Ф.И. Иващенко в военные и мирные дни отмечен орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и др., грамотами Министерства просвещения РСФСР, Всесоюзного общества «Знание», ректората БГПУ им. М. Танка, знаком Министерства просвещения СССР «За отличные успехи в работе».

С сентября 1987 г. кафедру возглавила Л.Н. Рожина.

Лилия Николаевна Рожина родилась в г. Минске 6 сентября 1936 г. Ее родители закончили БГУ и работали над проблемами исследования белорусского языка. Отец — автор ряда белорусских букварей. Мама — учительница.

В доме бывали Я. Колас, К. Крапива, А. Кулешов, актеры Л.П. Александровская, И. Жданович и др. Лидия Николаевна увлекалась искусством. Интерес к психологии появился у нее еще в школе, когда там ввели преподавание психологии. Первый учебник Б.М. Теплова хранится у Лилии Николаевны и сегодня.

Школу закончила с золотой медалью и поступила на филологический факультет БГУ. Затем поступила в аспирантуру при НИИ психологии АПН СССР. Научным руководителем была профессор Лариса Васильевна Благонадежина, высокообразованная и чуткая женщина.

В годы учебы Л.Н. Рожина встречалась и слушала таких известных ученых как А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, П.Я. Гальперин и др.

В 1963 г. была распределена в МГПИ им. М. Горького, где работает и в настоящее время.

Кандидатскую диссертацию защитила в июне 1964 г. на тему: «Отношение младших школьников к героям литературных произведений, их переживаниям и мыслям».


В дальнейшем проблемы психологии искусства, его полифункциональной роли в развитии личности нашли отражение более чем в 100 публикациях. Среди них: «Психология восприятия литературного героя школьниками (М., 1977), «Художественная литература в курсе психологии (Мн., 1994), «Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника» (Мн., 1993).

В 1994 г. Л.Н. Рожина защитила докторскую диссертацию на тему: «Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассника». Лилия Николаевна в научном плане впервые в отечественной психологии ввела такие понятия как: художественная перцепция; художественная фасилитация; механизм художественного познания — ассоциации, апперцепции и художественной рефлексии; эстетический компонент креативности; художественное познание мира человеком и др.

Разработала систему формирующего эксперимента, ориентированного на формирование умений литературно-психологического анализа художественного текста. Провела сопоставление механизмов художественной перцепции и перцепции социальной. Выявила их различия. Раскрыла связь когнитивного и эмоционального компонентов в структуре оценивания образа литературного персонажа. Разработала авторскую методику развития эмоциональной сферы личности, нравственного сознания личности, эстетического компонента творчества и др. Л.Н. Рожина заведовала кафедрой до 1997 г.

В годы перестройки само время потребовало внесения существенных корректив в образовательном пространстве. В это время осуществлялась кардинальная перестройка учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы кафедры. С 1990 г. введены новые курсы «Психологические основы педмастерства», «Основы психодиагностики» и «Основы практической психологии», что позволило более эффективно решать вопросы психологической подготовки будущего учителя.

Структурно и содержательно были пересмотрены вопросы психологической практики студентов. Значительно (до 160 ч.) был увеличен базовый объем учебных часов, введен экзамен по педагогической психологии.

Впервые начинают оформляться авторские спецкурсы, целиком создаваемые на базе научных исследований преподавателей кафедры (проф. Л.Н. Рожина — «Художественное познание психики человека», «Психологический анализ в литературном произведении», «Развитие личности посредством художественной фасили-


тации «Диагностика литературных и вербальных способностей»; проф. Ф.И. Иващенко — «Труд и формирование личности», «Психология воспитания»). К профессорам присоединяется большая группа молодых преподавателей — Ф.И. Гринюк, Ю.П. Иванова, А.П.Лобанов, СИ. Коптева, А.М. Гадилия.

Кафедра в 1988 г. впервые в республике начала подготовку практических психологов, сначала — в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, а с января 1989 г.— на музыкально-педагогическом факультете и в форме дополнительной специальности для студентов всех факультетов института.

К работе были привлечены все сотрудники общеинститутской кафедры психологии и ведущие преподаватели кафедры общей и детской психологии факультета дошкольного воспитания (заведующий кафедрой профессор Я.Л. Коломинский, доценты (А.А. Амель-ков и Е.Н. Панько).

Сотрудники и аспиранты кафедры психологии (В.И. Слепко-ва, О.И. Лейнова, Е.Н. Колодич, СИ. Коптева, О.М. Евдокимова, О.С. Попова, В.А. Зайцев, В.А. Попкович, Ж.В. Гринюк, Т.Г. Шелко-вич и др.) сразу же стали членами стажировок, в том числе зарубежных, а также были включены в тренинговые занятия, проводимые зарубежными и российскими психологами, что позволило достаточно быстро решить проблему проведения специфических для практической психологии занятий — по психотерапии, психокоррекции, психологическому консультированию.

В связи с поставленной задачей — подготовить практических психологов для работы не только в общеобразовательной школе, но и в детских домах, школах-интернатах и колониях для несовершеннолетних преступников, работа со слушателями строилась по методу малых групп, что не отменяло традиционные формы учебной деятельности. Учитывая специфический характер контингента слушателей, уже имеющих высшее педагогическое образование, значительное место занимали активные методы обучения.

Все поступившие на курсы слушатели успешно защитили дипломные работы и сдали государственный экзамен, получив дипломы с новой специальностью: «Практический психолог в системе народного образования».

С января 1989 г. кафедра продолжает подготовку практических психологов, но уже в системе высшего образования. Названная выше специальность вводится на музыкально-педагогическом факультете (отделение «Методика воспитательной работы и практическая психология», очная и заочная формы обучения), причем с


разными сроками обучения, что потребовало от преподавателей кафедры разработки качественно иных учебно-тематических планов и программ, иного построения лекционных курсов, иных технологий семинарских, лабораторных, практических и тренинговых занятий. Первые выпуски студентов, получивших эту специальность на музыкально-педагогическом факультете, состоялись уже в 1990 г.

С 1989 г. кафедра осуществляет подготовку практических психологов в рамках дополнительной специальности, право получать которую было предоставлено — в соответствии с Уставом высшей школы СССР — студентам всех факультетов. Отобрав из 840 человек, изъявивших желание получить специальность психолога, 125 лучших студентов всех без исключения факультетов института, кафедра вновь оказалась перед проблемой поиска новых подходов и технологий обучения.

Это было своеобразное спецотделение при кафедре, так как кафедра осуществляла отбор и набор студентов, их распределение по группам, перевод с одного курса на другой, составление расписания занятий, удобного для студентов, обеспечение аудиториями, необходимой литературой, базой для прохождения практики и т.д. Первый (в 1990 г.) и последующие выпуски специалистов этого отделения подтвердили эффективность подобной формы обучения.

В 1993 г. кафедра психологии начинает реализацию подготовки практических психологов на факультете естествознания, открыв отделение «Биология и практическая психология». Разрабатывается еще один вариант учебно-тематического плана и 28 программ по соответствующим учебным предметам. И снова — творческий поиск адекватных технологий обучения, разработка новых учебных курсов и спецкурсов.

Практическая психология стремительно завоевывает свое место среди специальностей, получаемых студентами педагогических вузов, и поэтому естественно, что подготовку по этой специальности начинают осуществлять и другие факультеты, в частности, дошкольного воспитания, дефектологический.

Кроме основных видов работы по психологической подготовке студентов кафедра была включена в разработку программ дифференцированного обучения и проблем защиты материнства и детства в условиях воздействия результатов чернобыльской катастрофы. Помимо плановой научной темы кафедре пришлось выполнить работу по созданию соответствующих психодиагностических методик и реальному диагностированию 17 000 учащихся Октябрьского района г. Минска. К этой работе были подключены научно-


проблемные группы студентов, аспиранты. В результате огромная работа была завершена в срок. Разработка психологических основ дифференцированного обучения нашла свое отражение в «Психологических материалах по изучению личности школьника» (Мн., 1989), монографическом сборнике статей «Актуальные проблемы дифференцированного обучения» (Мн., 1992), в сборнике статей «Дифференцированное обучение учеников в городских школах» (Мн., 1990), материалах Республиканской научно-практической конференции (Мн., 1990) и других публикациях.

Кафедра успешно справилась и с научно-исследовательской работой по теме «Защита материнства и детства в условиях воздействия результатов катастрофы на Чернобыльской АЭС» (руководитель ВТК — Л.Н. Рожина). Результаты этой работы отражены в двух отчетах, двух монографических сборниках и материалах трех республиканских научно-практических конференций и четырех международных конференций.

В это десятилетие успешно шла подготовка психологических кадров через аспирантуру. Диссертации защитили Н.Н. Берегулен-ко, Г.И. Малейко (1988 г.), С.Л. Богомаз (1989 г.), О.И. Лейнова, В.И. Слепкова (1990 г.), О.С.Попова (1991 г.), Е.Н. Колодич, О.Е. Антипенко (1993 г.), Ю.В. Иванова, Ж.В. Гринюк и А.П. Лобанов (1996 г.), причем Ж.В. Гринюк и А.П.Лобанов — досрочно. В 1997 и 1998 гг. защитили диссертации СИ. Коптева и А.М. Гади-лия, в 1999 г.— Ю.П. Козловская.

Достаточно результативно в эти годы была организована научно-исследовательская работа преподавателей кафедры. Общее число публикаций сотрудников кафедры за этот период составило более 600, Важно было и то, что за этот период было подготовлено и издано 7 кафедральных сборников, среди которых — «Психологические материалы по изучению личности школьника», «Актуальные проблемы дифференцированного обучения», «Психологическая практика в школе» (1990 г.), «Психологическая практика в школе» (1995 г.), «Пахалопя: тэксты лекцый», «Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивного загрязнения», «Семинарские и практические занятия по психологии» (1989, 1992 гг.) и др.

Сотрудники кафедры были включены в работу группы «Тем-пус», а некоторые из них прошли стажировку в Англии (М.С. Клев-ченя, Т.Г. Шелкович) и Финляндии (Ж.В. Гринюк, СИ. Коптева).

В эти годы окончательно оформляется новое научное направление — художественное познание психики человека, предметом


исследования в котором становится художественная перцепция и художественная фасилитация. Одновременно находит экспериментальное подтверждение эффективность интегративного обучения, концептуальной основой которого выступила идея синтеза научного и художественного познания человека и мира.

После Л.Н. Рожиной заведующей кафедрой была избрана Н.А. Цыркун.

Надежда Александровна Цыркун родилась в г. Брянске. После окончания школы поступила в БГУ, где училась на факультете философии. Во время учебы посещала кружок Е.П. Ересь. На Всесоюзном конкурсе на лучшую научную работу по психологии она получила медаль.

Всего ею опубликованы 2 книги и свыше 40 научных работ. Свою научно-исследовательскую работу Надежда Александровна проводит по чернобыльской тематике, проблемам одаренности, воли, стандартам для психологов. В 2000 г. она была избрана депутатом Национального собрания Республики Беларусь.

Создание и деятельность кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.