КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нынешнее состояние развития психологии в БГПУ им. М. Танка
Сегодня в университете функционируют шесть психологических кафедр, создан факультет прикладной психологии (с 2001 г. он называется факультетом психологии). Психологов для системы образования готовят и на других кафедрах и факультетах университета. В 1994 г. была создана кафедра возрастной и педагогической психологии, заведует кафедрой доктор психологических наук, профессор Ю.Н. Карандашев. Кафедра образовалась на базе факультета переподготовки кадров МШИ им. М. Горького (декан факультета доцент Н.И. Мицкевич). С 1989 г. начали готовить практических психологов на базе высшего педагогического образования со сроком обучения 9 месяцев. На кафедре работали профессор Б.А. Бенедиктов, доценты Б.П. Жизнев-ский, Г.Л. Кириленко, Е.С. Слепович, С.С. Харин, В.Н. Юренков и др. Заведовал кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Прохоров Александр Антонович. Кафедра называлась «Педагогическое мастерство». Название кафедры сохранялось с периода ее создания, большинство преподавателей были докторами или кандидатами психологических наук. В 1991 г. после увольнения из вооруженных сил на кафедре стал работать профессор Л.А. Кандыбович. Кафедра работала дружно и заложила основу подготовки кадров практических психологов в нашей республике. В этот период успешно защитила диссертацию в Москве и стала доктором психологических наук Е.С. Слепович. Елена Самойловна Слепович родилась в г. Минске. В 1968 г. закончила школу, а затем с отличием — Минский государственный педагогический институт, факультет начальных классов, отделение дефектологии. Любимым предметом была психология. Увлечение психологией началось еще со школы, а первой книгой прочитанной по этой теме — «Высшие корковые функции» А.Р. Лурии. Сейчас библиотека Елены Самойловны насчитывает более 1000 книг. После окончания института Е.С. Слепович 3 года работала логопедом в детском саду г. Молодечно. В 1976 г. закончила аспирантуру при Инститиуте психологии АПН СССР, в лаборатории высшей нервной деятельности и психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР). Там же в 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности активной речи старших дошкольников, отстающих в развитии». Научным руководителем был академик АПН, доктор психологических наук В.А. Лубов-ский. В 1994 г. Е.С. Слепович защитила докторскую диссертацию по теме «Психологическая структура задержки психического развития в старшем дошкольном возрасте». После защиты кандидатской диссертации Елена Самойловна работала в НИИ педагогики в Минске, далее — на дефектологическом факультете, на кафедре возрастной и педагогической психологии в БГПУ им. М. Танка, на кафедре психологии Белорусского государственного университета. Читает курсы возрастной и педагогической психологии, олигофре-нопсихологии, психологии детей с задержкой психического развития. Ее авторский курс — «Психология аномального ребенка». Одна из последних книг Е.С. Слепович — «Ребенок с задержкой психического развития» — вышла в 1996 г. Материалы, представленные в этом учебном пособии, составили основу курса «Психология аномального ребенка». Книга адресована педагогам-дефектологам, детским психологам, учителям начальных классов и воспитателям детских садов. В книге для учителя «Формирование речи у дошкольников с задержкой дсихического развития» (2-е изд. Мн., 1989) Е.С. Слепович предлагает ряд приемов коррекции речевых нарушении, подготовки ребенка к школе. В монографии Е.С. Слепович «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» (М., 1990) дан анализ особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Обосновывается комплекс методов, направленных на коррекцию игровой деятельности, представлены результаты экспериментальной проверки этих методов. Книга адресована специалистам в области дефектологии, психологам и педагогам. Е.С. Слепович весьма продуктивно работает с аспирантами. Всего имеет более ста публикаций. Избрана членом-корреспондентом Белорусской академии образования. Является ведущим специалистом в Беларуси по вопросам работы с детьми, имеющими задержку психического развития. В дальнейшем подготовка психологов в БГПУ стала осуществляться в течение двух-пяти лет. На базе кафедры педагогического мастерства и была создана кафедра возрастной и педагогической психологии. Затем на кафедре стала работать доктор психологических наук, профессор Т.В. Сенько. Все работающие вышеназванные профессора и доценты по разным причинам перешли на другие кафедры. На кафедру пришли молодые по опыту работы преподаватели, которые были в основном учениками Ю.Н. Каранда-шева и Т.В. Сенько. Юрий Николаевич Карандашев, доктор психологических наук, профессор. Родился в 1947 г. в г. Вологда. Закончил Ленинградский радиополитехникум и факультет психологии Ленинградского государственного университета (заочно). Работал с 1977 г. в Минске, сначала в БГУ, а затем, с 1978 г.— в БГПУ им. М. Танка на кафедре общей и детской психологии. В 1991 г. избирается по конкурсу заведующим кафедрой социальной педагогики и прикладной психологии, в 1993 г. переведен заведующим кафедрой возрастной и педагогической психологии. Кандидат психологических наук с 1975 г. Тема диссертации: «Проективные представления у детей — начальный этап становления познавательной рефлексии». Защитил докторскую диссертацию в 1991 г. в Ленинградском педагогическом институте им. А. Герцена на тему: «Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей». Ю.Н. Карандашев внес определенный вклад в психологию развития. Он является автором возрастной функционально-стадиальной периодизации психического развития детей. Имеет более 100 научных работ. Представлял нашу республику на 14-й Международной конференции по психологии развития. Возглавляет молодой коллектив преподавателей, который разрабатывает научные принципы подготовки практических психологов и специалистов смежных отраслей образования. Под его руководством разрабатывались нормативные документы психологической службы Республики Беларусь. В соавторстве с Т.В. Сенько им подготовлена книга «Психологическая служба в системе образования» (Мн., 1998). Ю.Н. Карандашев является также автором и других работ: Основы возрастной динамики психического развития в раннем детстве (Мн., 1993); Психология развития (Ч. 1. Мн., 1996); Психология развития (Ч. 2. Мн., 1997). Является действительным членом Балтийской педагогической академии. Татьяна Владимировна Сенько — профессор кафедры возрастной и педагогической психологии. Родилась в г. Минске. В 1976 г. с отличием закончила педагогический факультет МГПИ им. М. Горького. В 1981 г. Т.В. Сенько была избрана ассистентом по кафедре общей и детской психологии МГПИ им. М. Горького. На этой кафедре она стала кандидатом, затем доктором психологических наук, доцентом. В 1994 г. избирается по конкурсу профессором кафедры возрастной и педагогической психологии. Т.В. Сенько является действительным членом Балтийской педагогической академии. Имеет более 70 публикаций. В 1992 г. защитила докторскую диссертацию в Санкт-Петербурге на тему «Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте». Основные труды: «Шестилетки: успех и признание в группе» (Мн., 1987), Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми» (Л., 1991). В 1994 г. в БГПУ им. М. Танка открывается факультет прикладной психологии, руководителем которого назначен доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский, а организацией работы — кандидат психологических наук, доцент А.А. Амельков, затем факультет «Психологии» возглавила кандидат психологических наук, доцент СИ. Коптева. С начала работы факультета лекционную, практическую и тренинговую работу осуществляли доктора психологических наук Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Рожи-на, Е.С. Слепович, кандидаты психологических наук А.А. Амельков, М.С Клевченя, А.Н. Сизанов, В.И. Слепкова, Л.В. Финькевич, преподаватели В.А. Зайцев, СИ. Коптева, А.П. Лобанов и др. В настоящее время кафедры психологии данного факультета возглавляют кандидаты психологических наук, доценты А.П. Лобанов, В.И. Слепкова, Л.В. Финькевич. В 1995 г. впервые за всю историю развития психологии в Белоруссии у нас появился научно-методический журнал «Пахалопя». Его основателем и главным редактором является профессор Я.Л. Коломинский. Активное развитие психологии в университете стало возможным благодаря большому вниманию руководства БГПУ им. М. Танка и лично его ректора профессора Л.Н. Тихонова. Таким образом, примерно за пятьдесят лет своего развития психология в БГПУ им. М. Танка прошла большой организационно-учебный, методический и научный путь от первой кафедры психологии в Беларуси до крупного факультета психологии, который на очном, вечернем и заочном отделениях готовит психологов для нашей республики. Глава VIII ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЛАРУСИ В 60—70-е ГОДЫ
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |