Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси




Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895—1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье.

В возрасте семи лет он остался без отца. Учился прилежно. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. В 1916 г. поступает, а в 1922 г. заканчивает Витебский педагогический институт народного образования. Педагогическую деятель-


ность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал преподавателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.

В 1925 г., когда проводилась очередная мобилизация для работы в деревне, П.Я. Панкевич вернулся в Белоруссию. Однако вместо деревни он был назначен методистом в Коммунистический университет Белоруссии им. Ленина. В 1928 г. он защищает докторскую диссертацию и вскоре назначается на должность проректора университета, а затем заведующего Главным управлением науки в Наркомпросе БССР. П.Я. Панкевич был секретарем Белорусской академии наук. Он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени БССР (в 1931 г.).

Вел большую научную, преподавательскую и организаторскую деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук. В период деятельности П.Я. Панкевича в 1929—1932 гг. в институте была проведена огромная работа в области развития политехнического обучения в республике.

В Белорусском университете в период работы П.Я. Панкевича проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. По результатам исследований в 1928 г. была опубликована работа «Какой же наш белорусский студент?»

В научно-исследовательской работе ведущих психологов университета того периода принимали участие не только педагоги, но и студенты. В сентябре 1927 г. прошла Всебелорусская психолого-педагогическая конференция, на которой были подведены итоги исследований в области образования и даны конкретные рекомендации.

В этот период ученые университета не только подвергают глубокому исследованию методологические вопросы психологии, но и участвуют в философской дискуссии, направленной против механицизма, субъективизма и других отклонений от диалектико-мате-риалистической методологии в психологической науке.


Например, в 1927 г. некоторые диалектико-материалисти-ческие подходы к решению психологических проблем были следующим образом сформулированы П.Я. Панкевичем:

1. Поведение человека должно изучаться в соответствии с диа
лектическим законом развития и с учетом биологического и соци
альных факторов.

2. Объектом исследования должна являться не абстрактная
личность, а реально действующий человек, проявляющийся в
конкретной обстановке.

3. Изучению должно подлежать главным образом коллектив
ное поведение людей, в процессе которого выявляется истинная
природа индивида и др.

Внедрение в практику социально-психологических исследований диалектико-материалистических подходов ускорило развитие фундаментальной психологической науки как в СССР, так и в БССР, включая Белорусский государственный университет.

В 1928 г. в Минске вышла книга П.Я. Панкевича «Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии». Исследуя вопросы трудового воспитания и политехнического обучения, автор показывает их тесную связь. Ценной является попытка П.Я. Панкевича обобщить опыт политехнического обучения в 1-й школе-коммуне Наркомпроса, организованной в белорусском селе Литвиновичах известным революционером-педагогом, соратником В.И.Ленина П.Н.Лепешинским. Ряд исследований П.Я. Панкевич опубликовал по вопросам коммунистического воспитания, философии, психологии и др. Работая в сложное время становления социалистической педагогики, П.Я. Панкевич допускал и некоторые ошибочные суждения о школьном образовании.

В начале 30-х годов появляются критические статьи против педологии с анализом ее действительных и мнимых ошибок. Критику вызывали не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические положения педологии — ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологической (особенно зарубежной) теории. Но главной причиной критики явилось то, что цель, поставленная педологией,— формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку — не являлась актуальной в условиях формирования тоталитарного государства. Школьная система взамен сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания.


Все это привело к постановлению 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое существенно затормозило развитие психологии в нашей стране.

Второй удар по психологии был нанесен в период Павловской сессии Академии медицинских наук, а третий — в период борьбы против космополитизма в 1951 г., имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. В это время С.Л. Рубинштейн (1889—1960) был снят со всех занимаемых постов. Тем не менее, он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах «Бытие и сознание» (1957 г.), «Принципы и пути развития психологии» (1959 г.). Проблеме личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной его работа «Человек и мир» (опубликована в 1973 г.).

13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. Поводом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г. (см. приложение №2). Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия под руководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учителей справедливых и преданных делу партии людей по причине недостаточной квалификации. В дальнейшем Т.С. Горбунов стал секретарем ЦК Компартии Беларуси по идеологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.