КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами
В последние годы наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции крупного и малого производства, особенно в сфере услуг и торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Само название произошло от французского «franchise», что означает — льгота, привилегия. Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, — это возможность пепользоват ь уже отрабо- 432 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок танные и оправдавшие себя технологии, известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами или ноу-хау, кто создал себе определенный имидж в мире бизнеса и у потребителей. Все это — капитал зрелых предпринимателей, капитал нематериальный, но весьма ценный и эффективный, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием «франчайзинг» как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации [27]. Опытный предприниматель может выступить, используя эту систему, в роли «франчайзера», т. е. продавца своего опыта. Тщательно спланированная и обоснованная программа франчайзинга, которая затем будет профессионально воплощена в жизнь с учетом этических принципов, позволит франчайзеру существенно расширить границы своих возможностей, определить главные направления своей деятельности, прогнозировать, свои будущие доходы, быстро получить общественное признание, укрепить свои позиции на рынке. Яркое подтверждение этому — франчайзинговая система McDonald's. В начале 50-х гг. это было скромное кафе в пустынном месте близ городка Сан-Бернардино в американском штате Калифорния. Сейчас это мощная транснациональная корпорация, обслуживающая на своих 12 тыс. предприятиях в разных странах мира сотни миллионов клиентов.
Бизнес в рамках этой системы при грамотном ведении дела крайне выгоден. В США подсчитано, что McDonald's вывел в миллионеры большее число американцев, чем любая другая коммерческая организация страны. Франчайзинг — это специфическая форма ведения бизнеса. Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Родиной франчайзинга является США. Наивысший подъем в его развитии наблюдался здесь в период с 1975 по 1990 гг. В 1984 г. почти треть объема продажи во многих магазинах США (около 500 млрд долл.) была реализована через франчайзинговые формы. Франчайзинг создает 13 % национального богатства в валовом национальном продукте США — это в три раза больше, чем торговля автомо- Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 433 билями. Как «работодатель», франчайзинг предоставляет свыше 7 млн рабочих мест, причем очень много из них — для неквалифицированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу. По данным министерства торговли США, реализация товаров и услуг компаниями, работающими по системе франчайзинга, возрастает на 10 % ежемесячно в течение последних 12 лет. Эта тенденция должна сохраниться до и после 2000 г., когда половина всей розничной торговли будет приходиться на долю франчайзинга. Многие американские компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами расширяли свою международную сеть. В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в других странах.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидностей, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Во франчайзинге участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется «франчайзер». Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. «Франчайзи» — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия с хорошими видами на успех. На родине франчайзинга, в США, его определяют как контрактную систему управления и распределения товаров и услуг компании через обширную или ограниченную сеть дистрибьюторов. По условиям контракта франчайзер гарантирует право и лицензию держателю франчай-за продавать на рынке товары или услуги, а также использовать торговую марку и модель бизнеса, разработанную франчайзером. Держатель франчайза, в свою очередь, обязуется следовать принципам функционирования предприятия и обеспечивать процветание. На практике это выглядит следующим образом. От держателя франчайза (франчайзи) обычно требуется: ♦ первоначальный взнос для получения права на обучение, использование имени, девиза, торгового знака и т. п.; ♦ постоянные взносы — чаще в виде доли с оборота — в уплату за текущее руководство и обучение; 434 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок ♦ взносы на цели маркетинга и сбыта (на покрытие издержек по рекламе, продвижению товара, исследованию рынка и т. п.) — опять же чаще в виде доли с оборота; ♦ строгое соблюдение предписанных форм и методов работы, включая порядок управления и процедуры управления, стандарты качества, униформу сотрудников и т. п Франчайзер, со своей стороны, обеспечивает держателя: ♦ первоначальным обучением управлению и ведению дел; ♦ постоянной помощью в подготовке и переподготовке кадров, консультациями по всем вопросам управления и маркетинга.
В американском определении основной упор делается на то, что франчайзинг — система договорных отношений — применяется в основном в сфере распределения продукции и услуг. Французская доктрина франчайзинга практически совпадает с американской с тем отличием, что постоянные взносы за текущее руководство и обучение, а также взносы на цели маркетинга и сбыта, являются фиксированной суммой и право пользования торговой маркой не ограничивается сроком действия контракта, а закрепляется за держателем фраичайза навсегда. Итальянская Ассоциация франчайзинга считает, что это — форма продолжительного сотрудничества между предпринимателями для распределения товаров и услуг, юридически и финансово независимыми друг от друга, заключающими между собой соглашение, по которому, с одной стороны, франчайзер предоставляет держателю франчайза (оператору) исключительное право на создание и сбьп определенных видов товаров и услуг под его торговой маркой на конкретном рынке. Кроме того, в обязанности франчайзера входит оказание различной помощи (консультативной, бухгалтерской, рекламной), которая позволит оператору управлять своим бизнесом по образцу и подобию головной фирмы. С другой стороны, держатель франчайза берет на себя обязательства следовать экономической политике франчайзера, повышать престиж фирмы, основываясь на взаимных интересах партнеров и потребителя, в то же время соблюдая условия контракта. Сегодняшняя система договорных отношений построена на использовании двух форм. Первая — «продукт и торговая марка» — основана на том, что держателю франчайза гарантируется право продажи товаров и услуг франчайзера внутри определенной территории, используя торговую марку. Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 435 Держатель получает определенную долю от объема продаж, но в то же время он рискует, реализуя товары или услуги. Типичной облас гью применения этой формы контрактных отношений является продажа и обслуживание грузовых и легковых автомобилей, услуги бензоколонок, продажа безалкогольных напитков.
Однако к настоящему моменту франчайз — «продукт и торговая марка» — составляет менее 30 % от всех франчайзинговых соглашений. Доминирующую роль в экономике теперь играет вторая, корпоративная, форма франчайзинга — «бизнес-формат». Помимо использования торговой марки продукции и услуг она предусматривает подключение фирмы-оператора в полный цикл хозяйственной деятельности головной компании. Предприятия-держатели франчайза действуют в соответствии с рыночной стратегией корпорации, с ее правилами планирования и организации управления, соблюдают технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвуют в программах обучения и развития производства, в единой системе обмена информацией и целиком отвечают за экономические результаты своей работы. Франчайзер оказывает предприятиям-операторам необходимую помощь, определенные консультационные услуги. «Бизнес-формат» чаще всего используется при организации предприятий быстрого питания, розничной торговли промышленными товарами, в обслуживании бизнеса, в личных услугах по недвижимости. Именно на эту форму приходится основной рост договорной системы в целом, именно с ней связаны возможности организации собственного дела многими мелкими предпринимателями. Достаточно сказать, что к началу 90-х гг. количество предприятий, работающих по «бизнес-формат» — франчайзу, увеличилось вдвое по сравнению с 1972 г. (когда они составляли 42 % от всех франчайзинговых предприятий). Родившись в США, франчайзинг пришел в Европу, где, как уже отмечалось, претерпел определенные трансформации. В Италии, например, он развивается в двух направлениях: первое — это так называемый «итальянский вариант», где участники соглашения — итальянцы, и второе, — когда франчайзером является крупное иностранное предприятие (типа Coca-Cola, гостиничной корпорации Hilton), а операторами соответственно мелкие итальянские предприниматели. Одним из первых примеров франчайзинга в Италии является покупка франчайза у американской корпорации UPIM, владеющей сетью супермаркетов. 436 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок Покупающий франшизу получал право на закупку товаров для своего магазина у франчайзера по льготным ценам, должен был соблюдать продажные цены и правила, установленные UPIM, а также оплатить аренду будущего магазина. Франчайзер предоставлял необходимую помощь в организации и управлении производством. Наибольшее распространение в Италии приобрел «итальянский вариант» франчайзинга. Развивается он в основном в области торговли (VEGE Halia Maggazinni, Oviesse, Benetton) и по сути своей почти ничем не отличается от вышеупомянутого примера. В отдельных случаях франчайзер допускает продажу в своих магазинах неконкурирующих товаров других фирм. В последние годы классическая модель франчайзинга (рис. 11.2, а) изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Среди них: ♦ региональный франчайзинг (рис.11.2, б); ♦ субфранчайзинг (рис. 11.2, в); ♦ франчайзинг развивающийся (рис. 11.2, г). Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного фран-чайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи, однако, включен в разделение платежей, а часто и взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг. Для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В ответ на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынка главный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту фран- Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 437 чайзинговую систему. В отличие от других методов этот метод выгоден для сторон, так как главный франчайзи — выборное лицо и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества — это выгодно н франчайзеру. В субфранчайзинге (рис. 11.2, в) субфранчайзер также осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т. д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с субфранчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы субфранчейзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Субфранчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что субфранчайзер может иметь ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на 438 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать субфранчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и субфранчайзера. В соглашении по развитию территории (рис. 11.2, г) франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы, в свою очередь, либо развивают своих собственных франчайзеров, которыми они владеют на этой территории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвестора как собственника ограниченно. В ответ на право развития эксклюзивной территории лицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытых точек-франчайзи платят роялти ирек-ламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в рентабельности индивидуальных франчайзеров, которые он открыл. Рассмотрим преимущества франчайзинга. Ориентация франчайзинга на успех для его участников — это то, что отличает его от других концепций бизнеса. Отличительной чертой франшизы является не продукт или услуга сами по себе, а качество системы. Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности. Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезных финансовых обязательств. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчитывать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему учета и выполнения деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и поставками. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь с агентами или представителями. Одним из преимуществ покупки франшизы является то, что предприниматель получает возможность избавиться от волнений, связанных с началом нового дела на пустом месте. Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 439 Франчайзинг дает ему возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны того, кто предоставляет франшизу. Создавая новое предприятие, предприниматель часто не уверен, что ему будет сопутствовать успех. С помощью франшизы предприниматель (бизнесмен) получает соответствующую поддержку и при реализации продукции. Он имеет право воспользоваться именем компании (торговой маркой), обладающей хорошей репутацией на рынке, что дает ему достаточно быстрое признание в определенном рыночном пространстве. Это, естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия для начала предпринимательской деятельности с положительной репутацией. Соглашаясь на контроль со стороны франчайзера по многим вопросам организации ведения бизнеса, предприниматель получает определенные преимущества, поскольку благодаря этому у него появляется возможность извлечь пользу из чужой многолетней практики проб и ошибок, приобрести готовый опыт в этих важнейших сферах. Большое значение в ведении и успехе дел имеет реклама. При обычных условиях организация широкой рекламы в прессе и на телевидении по каждой отдельной франшизе представляется делом довольно дорогостоящим. Однако в системе франчайзинга вполне возможно объединение предпринимателей, и при внесении доли каждым из них в соответствии с объемом деятельности такая организация в целом в состоянии проводить широкую рекламу в прессе для упрочения репутации фирмы. Вместе с тем каждый франчайзи может впоследствии направить усилия на продвижение товаров на своей территории в пределах, очерченных соглашением о франшизе. При государственном регулировании хозяйственной деятельности путем лицензирования и налогообложения серьезное значение имеет организация управления бизнесом. При заключении франчайзингового соглашения даются советы по управлению, предоставляется информация о налогах и других аспектах деятельности компании. Так, предпринимателю-фран-чайзи передаются хорошо зарекомендовавшие себя управленческие решения, ориентированные на успех и обеспечивающие его процветание. Ключ к успешному развитию франчайзинговой системы — хорошие отношения сотрудничества между франчейзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи надежды на получение достаточного дохода, также потерпят неудачу. Правильная рабочая философия — это не «сколько капитала я могу получить от франчайзи для расширения моего бизнеса», а «как мне еде- 440 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок лать франчайзинг таким, чтобы он представлял собой хорошую возможность для бизнеса и чтобы его хотели получить высокопрофессиональные потенциальные франчайзи». Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Вместе с тем надо помнить, что существует некоторая доляриска при любом начинании и что наряду с благоприятными последствиями использования франшизы существуют и такие, которые менее желательны. Принимая решение о становлении или участии в франчайзинговой сети помимо понимания формы, преимуществ системы необходимо учитывать, что франчайзинг связан с определенным риском. Как и любой другой вид предпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т. п., которые должны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями в предприятия-франчайзи Исследования, проведенные американскими учеными в области предпринимательства, свидетельствуют о том, что при открытии массы новых независимых компаний половина прекращает существование через 2-3 года, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает 70 %. Это плохой показатель для бизнеса. Показательно, что франчайзинг — абсолютная противоположность этой печальной статистике. По данным Министерства торговли США, только 4 % компаний, работающих по системе франчайзинга, закрываются каждый год. В эти 4 % входят и те, что были реорганизованы, и те, что свернули свою деятельность по причинам, не имеющим ничего общего с банкротством. Общее исследование, проведенное Международной франчайзинговой ассоциацией, показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1 %. Основные правила установления отношений и ведения дел в условиях франчайзинга сводятся к следующему. Необходимо понимать, что не всякая франшиза может оказаться подходящей. Предприниматель должен оценить несколько вариантов франшиз с тем, чтобы решить, какой из них предпочтительнее. Следует рассмотреть целый ряд факторов, прежде чем принимать окончательное решение. 1. Преимущества и недостатки опробованной и неопробованной франшизы. Неопробованная франшиза может быть менее дорогостоящим видом инвестирования. Однако меньшие вложения могут Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 441 перекрываться значительностью риска. Не исключено, что при неопробованной франшизе владелец может допустить ряд ошибок по мере того, как бизнес будет расширяться. Вполне вероятно, что в результате этих ошибок предприятие потерпит крах. В то же время постоянная реорганизация новой франшизы может привести к неразберихе и плохому управлению. К преимуществам новой неопробованной франшизы относится следующее: прежде всего она является более увлекательным и бросающим вызов предпринимателю делом, а кроме того, сулит значительные возможности для получения высоких прибылей, если бизнес будет расти быстрыми темпами Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но требуют существенных финансовых инвестиций. Однако не следует забывать, что определенная доля риска присутствует и во вполне устоявшихся франшизах. 2. Финансовая стабильность франшизы. При покупке франшизы предпринимателю следует оценить финансовую стабильность организации или лица, ее представляющего. Существует множество факторов, учет которых позволит предпринимателю убедиться в долгосрочной стабильности и прибыльности организации, представляющей франшизу Путем прямого опроса владельца франшизы или используя другие источники предпринимателю важно получить ответы на следующие вопросы: Сколько предприятий-франчайзи объединяет данная организация? Насколько успешна деятельность каждого из участников этой организации? Из чего складывается большая часть прибыли головной организации: из доходов от продажи франшиз (разовые платежи) или из платежей роялти, базирующихся на прибылях франчайзи? Имеется ли у франчайзера управленческий опыт в области производства, финансов и маркетинга? Некоторые из указанных выше данных могут быть получены из анализа отчетов о прибылях и убытках франшизной организации. Личные контакты с франчайзером также могут пролить свет на состояние дел организации. Кроме того, целесообразно установить прямые контакты с некоторыми франчайзи с тем, чтобы удостовериться, насколько успешна их деятельность, и выявить проблемы, с которыми им приходится сталкиваться Если предприниматель не может сам эффективно оценить финансовую отчетность, ему еле- 442 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок дует нанять специалиста, который обеспечил бы выполнение этой работы. Если доступа к финансовой информации франчайзера нет, данные о финансовом рейтинге могут быть получены из внешних источников информации, которыми могут быть: ♦ франшизная ассоциация; ♦ другие франчайзи; ♦ правительство; ♦ бухгалтеры и юристы; ♦ библиотеки; ♦ указатели франшиз и специальные журналы; ♦ промышленные выставки; ♦ различные информационные центры. 3. Потенциальный рынок для новой франшизы — это еще один фак Для предпринимателя очень важно провести анализ рыночного сегмента, на котором новая франшиза может приобрести клиентуру. Наиболее простым способом решения этой проблемы является обращение к карте выбранного населенного пункта или административно-территориального района и оценка на этой базе интенсивности транспортных потоков и демографических тенденций в очерченном районе. Направление транспортных потоков, простота открытия нового предприятия, а также интенсивность движения, включая пешеходов и автомобили, могут быть оценены посредством наблюдений. Демографическая ситуация может быть уяснена на основе данных переписи (содержащихся в местных организациях или городском управлении). Важным условием является определение местоположения конкурентов для того, чтобы установить их потенциальное влияние на франшизный бизнес. Чрезвычайно полезным может оказаться проведение маркетинговых исследований в данном рыночном сегменте при условии, что у франчайзера есть на то намерение и имеется достаточная финансовая база. В процессе маркетинговых исследований может быть оценено отношение к новому предприятию и заинтересованность в нем. В ряде случаев франчайзер использует рыночные исследования для того, чтобы определить возможный объем продаж для франчайзера. 4. Потенциальная прибыль новой фирмы служит результирующим Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 443 Как и при любом деловом начинании, важно наметить ожидаемый доход, разработать балансы и отчеты о движении денежной наличности. Франчайзер должен представить свои разработки с тем, чтобы сделать расчет необходимых данных. Оценив всю имеющуюся информацию, у предпринимателя появится возможность исключить некоторые из альтернативных вариантов франшиз. На данном этапе часто целесообразно, чтобы предприниматель начал работать с одной или более франшизами, чтобы убедиться в том, насколько данный бизнес соответствует его возможностям. При выборе франшиз, действующих как в одной и той же сфере, так и в разных областях, важно провести сравнительный анализ платежей за полный цикл подготовки к началу деятельности, размеров роялти, расходов и т. д. Если в итоге выбор остановился на какой-либо франшизе, то предприниматель может потребовать пакет документов о франшизе от франчайзера. Пакет документов должен содержать проект соглашения о франшизе, или контракт. Как правило, такой пакет может стоить от 300 до 500 долл. Предпринимателю не следует платить больше за подобный пакет, к тому же он должен быть уверен, что его затраты полностью окупятся. Контракт, или соглашение о франшизе, представляет собой конечную стадию в процессе приобретения предпринимателем франшизы. На этой стадии может понадобиться юрист, специализирующийся на вопросах франчайзинга. Соглашение о франшизе содержит все специфические требования к предпринимателю и включает его обязательства. Такие пункты этого соглашения, как исключительные права на территорию, обеспечат защиту прав предпринимателя против возможного предоставления еще кому-либо аналогичной франшизы в пределах территории, на которой он осуществляет свой бизнес. В положении и порядке возобновления соглашения должны быть указаны сроки контракта и условия его возобновления. При этом финансовые требования будут являться определяющим началом в установлении стартовой цены франшизы, графика платежей, размеров роялти и т. п. В положении и порядке прекращения франчайзингового соглашения оговариваются также условия, при которых соглашение расторгается. Эти условия предусматривают действия, которые необходимо предпринять в случае потери франчайзи трудоспособности или его смерти, а также определяют права родственников при указанных обстоятельствах. Наибольшее по сравнению с другими сторонами франчайзинга количество судебных дел связано с расторжением соглашения о фран- 444 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок шизе. Кроме того, пункты франчайзингового соглашения должны обеспечивать франчайзеру получение справедливого вознаграждения в случае продажи франшизы. Все эти положения имеют важное значение и требуют юридической помощи. Хотя соглашение должно отвечать принятым стандартам, предпринимателю следует попытаться дополнительно обсудить ряд положений, которые имеют принципиальное значение при принятии решения об инвестициях в предприятие-франчайзи. Возможности франчайзинга в условиях России зависят от многих обстоятельств. Создание и развитие франчайзинга требует определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических. Естественно возникает вопрос: имеются ли в настоящее время условия для его становления в России? Реальность такова, что в России одновременно идут разнонаправленные процессы. С одной стороны, мы имеем политическую нестабильность, непоследовательность экономической политики, часто меняющееся законодательство. Они порождают и воспроизводят разбалансированность экономики, инфляцию, общее падение производства и, как следствие, неудовлетворенность многих людей своим положением, ощущение неустойчивости жизни. С другой стороны, идут процессы становления рыночного хозяйства, разгосударствления и приватизации экономики, возрождается искорененный, как многие считали, но в действительности вечно живущий в народе дух предпринимательства. Появляется все более расширяющийся слой людей-собственников, предпринимателей, формируется рыночная инфраструктура, создаются товарные и фондовые биржи, коммерческие банки, инвестиционные фонды, системы рыночной информации и связи. Постепенно перестраивается структура народного хозяйства: сокращаются объемы производства в отраслях военно-промышленного комплекса в результате проводимой конверсии, расширяется производство потребительских товаров и услуг. Если взвесить все плюсы и минусы нынешней российской экономики как сферы приложения предпринимательской энергии, интеллекта и капитала, то итог может показаться отрицательным. Искусство предпринимательства как раз и состоит в том, чтобы не только плюсы, но и минусы обратить в свою пользу. Неблагоприятные факторы, которые осложняют работу предпринимателя, в такой же степени осложняют и жизнь его конкурентов. В условиях нестабильности больше риска, но и больше шансов на успех, если лучше других знать ситуацию и уметь ее прогнозировать. В настоящее время можно констатировать следующее. Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 445 1. Можно однозначно утверждать, что для развития системы франчайзинга в России имеются объективные предпосылки и переход к рыночным отношениям, возрождение духа предпринимательства, несомненно, усилят приток людей в систему франчайзинга. 2. В сфере российского бизнеса реально существует система франчайзинга «Дока-пицца». Вклад этой фирмы в развитие системы франчайзинга признан зарубежными партнерами: «Дока-пицца» является полноправным членом Международной франчайзинго-вой ассоциации с ноября 1993 г. 3. Для развития франчайзинга в России имеется блок основополагающих законов. Важнейшим из них является Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Формирование экономической среды сегодня, благоприятной для предпринимательской деятельности в России, способствует интенсивному появлению разнообразных идей и проектов, многие из которых могут быть реализованы в рамках франчайзинга. Для становления нового класса предпринимателей в России фран-чайзинговые отношения имеют большое значение. Например, известно, что имеется огромный неудовлетворенный спрос на услуги по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники. Такие гиганты, как ЗИЛ, КамАЗ и др. предприятия автомобильной промышленности, крупные заводы, выпускающие телевизоры, магнитофоны, компьютеры, не имеют средств на развертывание широкой сети послепродажного обслуживания и ремонта своих изделий. В этих условиях выгодно предпринимателям заключать франшизные соглашения с крупной фирмой на предоставление права ремонта изделий данной фирмы при условии гарантированного снабжения запасными частями. Более солидные фирмы могут попытаться приобрести право на их выпуск. Благодаря франчайзингу совладельцами независимых предприятий или торговых точек могут стать даже отдельные люди со средним достатком или группа лиц. На правах франчайзи могут работать и совместные предприятия, привлекательные для зарубежных инвесторов, так как они позволяют им избежать риска, связанного с прямым вложением средств, — основные расходы и ответственность ложатся на франчайзи. Зарубежные фирмы, с которыми будут заключены франшизные соглашения, могут предоставлять франчайзи право продавать продукцию или оказывать услуги за свободно конвертируемую валюту, часть которой поступит в бюджет в виде платежей. При наличии удачного 446 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок продукта и российские предприятия станут франчайзерами, благодаря чему часть прибыли, полученной от продажи изделий за рубежом, возвратится в Россию в свободно конвертируемой валюте. Российские бизнесмены, которые задумают интернационализировать свой бизнес на основе системы франчайзинга, могут использовать как минимум пять методов: ♦ предоставить право заключения франшизных соглашений в какой-либо стране только обладателю специальной лицензии; ♦ создать отделение своей фирмы в другой стране с правом выступать в роли франчайзера; ♦ открыть дочернюю фирму в другой стране, имеющую право заключать соглашения с франчайзи; ♦ заключить пряное франшизное соглашение между франчайзером в одной стране и франчайзи — в другой; ♦ образовать СП, отделение которого в одной из стран будет действовать на принципах франчайзинга. При заключении международных франшизных соглашений необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие: ♦ отношение правительства к франчайзингу; ♦ правовой статус партнеров; ♦ законы, регулирующие конкурентную борьбу; ♦ законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность; ♦ правила налогообложения зарубежных предпринимателей; ♦ условия регистрации зарубежных компаний; ♦ законы о занятости; ♦ правила регулирования экспортно-импортных потоков и виды контроля над обменом валют. В условиях РФ существует множество способов стимулирования ориентации начинающих предпринимателей на франчайзинговые формы, вероятно, в будущем будут прослеживаться те же приоритеты, что и на Западе. Больше всего фирм, работающих по системе франчайзинга, насчитывается в таких сферах, как рестораны и закусочные, автосервис, продуктовые и бакалейные магазины, строительные и реконструкционные фирмы. Весьма широко распространен франчайзинг в розничной и оптовой Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами 447 торговле товарами, предоставлении разного рода услуг (бухгалтерских, аудиторских, юридических, в туризме и гостиничном хозяйстве). Примером франчайзера на российском рынке может служить фирма Baskin-Robbins, которая является крупнейшим мировым изготовителем мороженого и входит в состав одной английской корпорации. История продукции Baskin-Robbins началась в 1945 г., когда два энергичных предпринимателя Берт Баскин и Ирв Роббинс решили предложить покупателям новые сорта мороженого. Сегодня Baskin-Robbins — настоящая империя сладостей, 3400 кафе и магазинов которой расположены в 52 странах мира. Компания производит более 700 сортов мороженого, тортов и десертов. На российский рынок компания вышла, когда на нем начались преобразования в розничной торговле — превращение уличных коммерсантов и лавочников во владельцев небольших кафе и магазинов. Baskin-Robbins предложила им рациональную форму такого перехода, основанную на системе франчайзинга (передачи партнерам торговой марки фирмы). Следует заметить, что именно эта компания впервые реализовала на практике систему франчайзинга в пищевой отрасли. Она в немалой степени обязана процветанием именно этой концепции, созданной ее основателями, и сейчас она занимает третье место в мировой системе франчайзинга. Предприниматели оценили очевидные преимущества этого принципа — возможность начать свое дело в уже налаженной системе розничной торговли. Стать франчайзи, получателем торговой марки Baskin-Robbins, может каждый желающий. Нужно только подписать контракт, закрепляющий права и обязанности партнеров, и с этого момента компания обещает ему постоянную поддержку. Она начинает с помощи в выборе места для кафе, его оформлении с учетом стандартов фирмы, обучении персонала и продолжается в форме консультаций по мере развития бизнеса. Немаловажно, что рекламной поддержкой сети своих кафе-мороженых занимается сама головная компания. В Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Тольятти, Подольске и других городах было открыто более двадцати кафе и около 70 киосков под торговой маркой Baskin-Robbins. Кафе-мороженое в московском гастрономе «Новоарбатский» и в Петербурге на Невском стали одними из" самых успешных предприятий компании в мире, реализуя ежегодно более 500 тыс. порций мороженого каждое. По подсчетам компании, в настоящее время уже около 50 млн россиян (40 % городского населения) находится в радиусе действия ее Приложение П-1. Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований 1
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |