Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация. Цена как инструмент конкурентной политики




Иногда фирме-монополисту представляется возможным и выгодным устанавливать разную цену на абсолютно одинаковые экземпляры блага, продаваемые различным покупателям. Такая практика получила назва­ние ценовой дискриминации. Для того чтобы ценовая дискриминация ста­ла возможной, наличия монопольной власти на рынке еще недостаточно. Для этого необходимо соблюдение еще двух условий: во-первых, невоз­можен переход покупателя с одного рынка на другой; во-вторых, невозмож­на передача блага от одного покупателя к другому. Если не соблюдается первое правило, то попытка установить для отдельных покупателей бо­лее высокую цену приведет к тому, что они покинут данный рынок и пе­рейдут на другой. Если не выполнено второе условие, то все блага будут приобретать только те покупатели, для которых фирма установила наи­меньшую цену, а затем они будут передавать эти блага другим покупате­лям, для которых фирма установила более высокую цену. И в том и в другом случае фирме не удастся установить хотя бы две цены на одно и то же благо.

Поскольку для установления ценовой дискриминации требуются осо­бые условия, она возникает далеко не во всех отраслях. Чаще всего фир­мы получают возможность практиковать ценовую дискриминацию в сфере услуг. Услуга является строго адресным, непередаваемым благом, что идеально соответствует условиям ценовой дискриминации. По этой же причине ценовая дискриминация практикуется на транспорте, где одна и та же по характеру услуга оказывается по отношению к внешне строго диф­ференцированным объектам. Известны также случаи непреднамеренной ценовой дискриминации, когда одно и то же благо продается разным лю-


Глава 16. Ценовая политика в условиях конкурентных рынков -\ g ~\

дям по неодинаковым ценам, при этом никому не сообщается цена, по которой это благо продано другим покупателям. Сами же покупатели по каким-то причинам считают невозможным торговаться с продавцом или осведомляться о ценах. Продавец может внедрить ценовую дискримина­цию, рассчитывая на то, что более дорогие экземпляры блага приобретут покупатели, движимые чувством снобизма. Наконец ценовая дискрими­нация до чрезвычайности упрощена в тех случаях, когда один рынок отде­лен от другого какими-то естественными либо искусственными барьерами.

Основная причина, которая побуждает фирму практиковать ценовую дискриминацию, — стремление к максимизации прибыли. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев фирма не несет издержек, под­разделяя покупателей на группы, — покупатели уже разделены заранее. Например, на премьерные сеансы кинокартин билеты стоят значительно дороже, но фирма уверена в том, что эти билеты приобретут наиболее нетерпеливые зрители. Тариф на проезд в общественном транспорте ус­тановлен разным для различных социальных групп населения, но люди разделены на эти группы независимо от ценовой политики фирмы. Точ­но так же различные цены на пользование услугами телефонной связи в различное время суток рассчитаны на то, что многие вынуждены пользо­ваться этими услугами только в дневное время. Но поскольку фирма не несет издержек по разделению своих клиентов на группы, всякое увели­чение выручки означает увеличение прибыли фирмы.

Теперь усложним нашу модель предположением, что на рынке фирма находится в окружении конкурентов. Допустим, что на рынке находятся две фирмы, производящие абсолютно однородные блага. В этом случае одна из фирм может добиться расширения объема продаж, только сни­зив цену по сравнению с той, которую предлагает конкурент. Очевидно, что конкурент в свою очередь тоже снизит цену и перехватит всех клиен­тов у первого продавца. Так будет продолжаться до тех пор, пока каждая из фирм не снизит цену до уровня издержек и получит нулевую прибыль. Такая политика получила название конкурентного перебивания цен. Оче­видно, что такая политика будет иметь одинаковый исход при любом ко­личестве продавцов, большем, чем один.

Во времена, когда число фирм на рынке было велико, а доля каждой из них в общем объеме продаж относительно невелика, такая политика часто применялась в конкурентной борьбе. Так, жесткая конкуренция между фирмами обрабатывающей промышленности США в период с 1880 по 1900 г. привела к общему снижению цен на 18 %. Однако в последую­щие годы такая политика стала применяться реже, поскольку при неболь­шом числе фирм в отрасли игра одной из фирм на понижение цены вовсе не обязательно позволит ей вытеснить с рынков конкурентов, хотя зна­чительные потери дохода она понесет обязательно. Более того, цены в таких отраслях с небольшим количеством конкурентов (олигополисти-ческие отрасли) обнаружили удивительную устойчивость: они оставались



Раздел V. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ


постоянными независимо от изменения уровня издержек. Такая ситуа­ция получила название олигополистического ожидания. Объясняется она тем, что изменение цены в любую сторону приведет, по мнению фирмы, к нежелательным для нее последствиям. Повышая цену, фирма рискует потерять значительную долю рынка, поскольку конкуренты вряд ли пос­ледуют ее примеру. Если же фирма снижает цену, то конкуренты скорее всего поступят так же. В результате фирма не может рассчитывать на зна­чительное расширение спроса, и ее выручка скорее всего сократится.

Теперь сделаем ситуацию еще более реалистичной. Предположим, что на рынке существует множество фирм, которые производят хотя и одно­родные по существу, но отличающиеся друг от друга в незначительных деталях блага. Такие блага называют дифференцированными, а рынок, на котором они оперируют, — рынком дифференцированных продавцоэ (рынком монополистической конкуренции).

Как только фирме удалось отличить свой товар от товаров, произво­димых или предлагаемых к продаже ее конкурентами, она получает воз­можность устанавливать особую цену на этот товар. Если даже эта цена более высока, чем цена, предлагаемая конкурентами, фирма может вооб­ще не потерять клиентов, поскольку они оплачивают особые свойства товара данного продавца, свойства, которыми не обладают другие това­ры, находящиеся на рынке.

Глава 17. ОСОБЕННОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.