Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К внешнеэкономической деятельности




Толлинг как особый подход

Проблемы, связанные с толлингом, носят частный характер по срав­нению с другими вопросами внешнеэкономической деятельности. Но для таких регионов, как, например, Восточная Сибирь, они чрезвычайно акту-


Глава 27 Внешнеэкономическая деятельность фирмы и ее правовые основы 275

альны в связи со специализацией на алюминиевой промышленности, где этот метод особенно распространен. Вот почему мы рассматриваем его специально.

Понятие «толлинг» (от англ. toll — пошлина) стало употребляться в российской экономической литературе для обозначения операций по переработке предоставляемого инофирмами давальческого сырья, бес­пошлинно ввозимого для этого на территорию России под таможенным режимом переработки.

Толлинговые операции давно применяются во всем мире. Внедрению толлинга как новой формы международной кооперации способствовали нарастание различий в расходах на оплату труда в разных странах и пре­вращение цены труда в важнейший фактор глобального размещения про­изводства.

Процесс размещения заказов на толлинг активизировался с начала 70-х го­дов XX в. в Германии (ФРГ) и США после сильного повышения уровня заработной платы. Доля получаемой по толлинговым контрактам продук­ции в мировой торговле (импорте и экспорте) составляла тогда от 0,5 до 1 %.

Начиная с 1980-х годов международное применение толлинговых опе­раций расширилось. Этому способствовало не в последнюю очередь со­здание дешевых международных транспортных мощностей. В Европе было особо распространено применение этих схем ведения бизнеса пред­приятиями ФРГ, открывшими для переработки такие страны, как Гре­ция, Португалия, Испания, Югославия, Марокко, Тунис, Гонконг и Китай.

Новый толчок применение толлинговых схем получило в начале 1990-х годов по многим причинам, таким как: открытие границ с Вос­точной Европой, образование интеграционного объединения НАФТА между США, Канадой и Мексикой, экономическая экспансия в Юго-Во­сточную Азию. Многие германские предприятия переместили значитель­ную часть заказов на переработку со стран ЕС, Югославии и Гонконга в восточно-европейские страны, осуществляющие реформы.

Очевидно, что как со стороны толлингеров (заказчиков толлинговых операций), так и со стороны переработчиков сырья имеются свои моти­вы для участия в подобной деятельности, причем отдельные у фирм и от­дельные у государств, разрешающих или поощряющих ее. В то же время во всех случаях отмечаются и определенные минусы.

К мотивам толлингера прежде всего могут относиться:

• стремление предприятий индустриально развитых стран снизить себестоимость продукции за счет осуществления части или всего производственного процесса в странах с более низкими расходами на заработную плату;



Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


• отсутствие в стране-заказчике технологии или производственных
мощностей для получения необходимой продукции, сопровожда­
ющееся нехваткой твердой валюты для ее закупки за рубежом.

Главными негативными последствиями толлинга для индустриальных стран считают экспорт рабочих мест, ведущий к повышению уровня без­работицы, а также то, что заказчик не может напрямую влиять на произ­водственный процесс в стране с низкими расходами на заработную плату. Не участвующие в толлинговых операциях предприятия этих стран ощу­щают конкуренцию иностранных предприятий, выполняющих толлин­говые заказы.

Со стороны переработчика мотивами для участия в толлинговых опе­рациях могут служить:

• желание загрузить простаивающие производственные мощности;

• часто при этом нехватка оборотных средств для самостоятельного приобретения сырья, недоступность кредитов, наличие задолжен­ностей, что не позволило бы использовать по назначению посту­пающую на расчетный счет предоплату;

• возможность использовать приток иностранного капитала для со­здания рабочих мест (количество созданных в мире посредством размещения толлинговых заказов рабочих мест на начало XXI в. составляло около 1 млн).

Опыт восточно-европейских стран показывает, что выполнение тол­линговых заказов часто ведет к развитию национальных отраслей, про­изводящих необходимые исходные материалы для переработки. Создание новых мест производства в рамках толлинговых сделок также может способствовать индустриализации страны. Толлинговые сделки оказы­вают положительное влияние на платежный баланс этих стран, так как снижается инвестиционный и валютный недостаток.

Вместе с тем открытие предприятий стран с низкими расходами на заработную плату для инофирм-толлингеров означает одновременно большую зависимость как от отдельных предприятий, так и от индустри­альных стран в целом.

В разных странах к толлинговым сделкам применяются различные меры экономической политики, обусловленные национальным законо­дательством, но общим признаком является то, что ввозимые для перера­ботки материальные ресурсы не облагаются таможенными пошлинами и НДС. Помимо этого многие страны устанавливают дополнительные на­логовые льготы для привлечения зарубежных заказчиков-толлингеров.

В России понятие «толлинг» чаще всего относят к переработке даваль-' ческого сырья на российских металлургических предприятиях, и в част­ности на алюминиевых заводах. Толлинговые операции нашли наиболее


Глава 27 Внешнеэкономическая деятельность фирмы и ее правовые основы 277

широкое распространение именно в этой отрасли промышленности (около 80 % производимого в России алюминия идет на экспорт, 70 % — по тол­линговым схемам). Заметим, что под давальческим сырьем понимаются материалы или продукция, передаваемые их владельцами без оплаты дру­гим организациям для переработки или доработки.

Схема работы по толлинговому контракту примерно такова: инофир­ма закупает сырье, сдает его на переработку алюминиевому заводу, затем забирает готовый продукт и вывозит его за границу. При этом на всех эта­пах производства металла собственником продукта остается инофирма-поставщик. Алюминиевый завод получает только фиксированную плату за переработку сырья и не участвует в распределении прибыли от прода­жи готового продукта. Другими словами, если бы завод покупал сырье самостоятельно, он зарабатывал бы больше. Однако на сырье у предпри­ятий не хватает оборотных средств. Поэтому толлинговая схема приме­няется очень широко.

Поскольку в результате торговой операции не производится передача товаров в собственность в обмен на оплату, производство алюминия из иностранного сырья рассматривается как деятельность по продаже услуг. Отсюда некоторые налоговые особенности толлинговой схемы, которые делают ее крайне привлекательной для фирм — поставщиков сырья. По схеме так называемого внешнего толлинга (режима переработки под та­моженным контролем) сырье ввозится в Россию без растаможивания, а полученный металл вывозится как экспортный товар без уплаты НДС.

Толлинговые схемы используются в России и в других отраслях ме­таллургии: для аффинажа золота, серебра, платиноидов, производства меди, никеля, кобальта, — а также в легкой, электронной, авиационной промышленности и т.д.

Важным условием для отнесения операции к толлингу является то об­стоятельство, что ввозимое или приобретаемое на территории страны-переработчика сырье помещается перерабатывающим предприятием под таможенный режим переработки, по этому критерию формируются ста­тистические данные о толлинговых сделках.

До 1996 г. в России наряду с внешним (при ввозе сырья из-за рубежа) был разрешен так называемый внутренний толлинг, когда зарубежные трейдеры закупали в России российское же сырье, затем отдавали на пе­реработку на российские алюминиевые заводы, что позволяло избежать налогообложения и таможенных платежей почти полностью.

Существовали два таможенных режима переработки (для внешнего толлинга) — на таможенной территории и под таможенным контролем: при помещении сырья под режим переработки под таможенным контро­лем таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и специаль-



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


ный налог не взимаются, а при использовании режима переработки на таможенной территории вносятся залоговые платежи в размере ввозных таможенных пошлин и налогов, которые возвращаются перерабатываю­щему предприятию при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной тер­ритории РФ.

Если же сырье для переработки на российском предприятии приобре­талось на территории России (внутренний толлинг), то оно помещалось под режим переработки под таможенным контролем. Внутренний тол­линг регулировался особыми постановлениями Правительства РФ и ука­заниями Государственного таможенного комитета РФ и был разрешен лишь для отдельных отраслей экономики.

С 1996 г. отменен как внутренний толлинг, так и режим переработки под таможенным контролем.

Практика толлинга в России с самого начала сталкивается с серьез­ными возражениями в теоретической литературе и с политическим со­противлением. Так, указывают, что использование схемы толлинга для производства и сбыта алюминия несет в себе наиболее широкие возмож­ности для отмывания нелегальных доходов (при этом отмечается, что опасен не толлинг как таковой, а те возможности по отмыванию крими­нальных средств, которые он предоставляет). В толлинговых операциях участвуют трейдерские компании, которые полностью контролируются собственниками предприятий-производителей. Эти компании регистри­руются в международных экономических зонах, где отсутствуют практи­ка представления подробных аудиторских отчетов и какой-либо контроль их финансово-хозяйственной деятельности. Они, как правило, открыва­ют и используют счета в банках тех стран, которые уделяют недостаточ­ное внимание борьбе с отмыванием денег.

К примеру, в первые годы работы по схеме толлинга группа трейдеров резко сбила цену на алюминий и одновременно инициировала подъем цен на основное производственное сырье — глинозем. Первого достиг­ли, одновременно выбросив на рынок запасы алюминия, накопленные на консигнационных складах в Гамбурге и других западных странах. Рос­сийские металлургические заводы не имели доходов даже на погашение издержек производства и вскоре оказались на грани банкротства. Впос­ледствии все они были скуплены трейдерами из офшорных зон по очень низким ценам. Для этой операции использовались трансфертные отправ­ки металла железной дорогой из России через прибалтийские республики* в Калининград. Сотни эшелонов с российским металлом, предназначен­ным на экспорт из Калининградского порта, бесследно исчезали при транспортировке по территории Прибалтики. Формально в момент хи-


Глава 27. Внешнеэкономическая деятельность фирмы и ее правовые основы 279

щений металл оставался российским и считался не пересекшим россий­скую границу. Страны Прибалтики не допускали российские следствен­ные органы для выяснения причин широкомасштабных хищений из-за политических разногласий и ухудшения отношений между ними и Рос­сией. Россия недополучала таможенные платежи. Что касается «пропав­шего» при транспортировке металла, то он с российскими клеймами, но уже с совершенно другими документами накапливался на консигнаци­онных складах (например, в Гамбурге). Затем и был произведен его мас­совый выброс на рынок с целью сбить цену (цена на алюминий-сырец марки А8 упала с 2200 дол. США за тонну в 1987 г. до 1100 дол. за тонну в 1993-1994 гг.).

Утверждается также, что при использовании внешнего толлинга осо­бенно страдают интересы Российской Федерации, поскольку режим тол­линга серьезно осложняет налоговый, таможенный и валютный контроль, что приводит к существенным потерям доходов бюджета. При этом скла­дывается такая ситуация, что на мировом рынке присутствует россий­ский алюминий, но не российский производитель алюминия, что не дает возможности отечественным алюминиевым заводам влиять на уровень цен как алюминия, так и глинозема и другого исходного сырья.

Наконец можно отметить еще один аргумент: работающие по толлин­говой схеме предприятия разрушают единую технико-экономическую цепочку, сложившуюся в условиях плановой экономики и объединявшую боксито-, алунито-, нефелинодобывающую, глиноземную, алюминиевую и перерабатывающую (в том числе кабельную) промышленность как в стране в целом, так и зачастую в рамках определенных территориальных образований. Впрочем, при рыночных реформах, да еще и при распаде Советского Союза многие экономические связи оказались разорванны­ми и без толлинга.

Тем не менее, несмотря на все противодействие, толлинг продолжает существовать, поскольку приносит очевидные выгоды. Прежде всего, он избавляет алюминиевые заводы от необходимости решать проблему по­ставок сырья, обеспечивая стабильное снабжение дефицитным глиноземом.

Далее, сохраняется проблема оборотных средств, а инофирмы произ­водят гарантированную предоплату толлинговых услуг, близкую к стопро­центной, да еще и кредитуют алюминиевые предприятия. Наличие постоянного спроса обеспечивает стабильный режим работы и получе­ния прибыли. В целом толлинг в реальных современных условиях оказы­вается более выгоден, чем прямой экспорт алюминия.

К этому можно добавить, что в экономической эффективности рабо­ты алюминиевых заводов, а значит, в толлинге, заинтересованы не толь­ко сами заводы, но и администрация тех городов и регионов, где эти заводы размещены и являются градообразующими предприятиями.



Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


Глава 28. СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.