Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И проблемы вступления в нее России




Всемирная торговая организация

Особое место в организации современных международных экономи­ческих отношений занимает Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглаше­ния по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. и призвана регулировать торгово-политические отноше­ния участников организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.). Эти до­кументы являются правовым базисом современной международной тор­говли.

Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли. ВТО осуществля­ет контроль за широким спектром торговых соглашений (включая торгов­лю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности)


Глава 26. Основы международных экономических отношений... 263

и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятая решений и их выполнения членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО (как и прежде ГАТТ) являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предостав­ление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следую­щим образом:

• более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торго­вых отношений со странами — членами ВТО;

• доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающе­му защиту национальных интересов, если они ущемляются парт­нерами, и таким образом устранение дискриминации;

• возможность реализации своих текущих и стратегических торго­во-экономических интересов путем эффективного участия в выра­ботке новых правил международной торговли.

Все страны — члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных терми­ном «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет в совокупности более 50 МТС и других правовых документов. Основные из них — Согла­шение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. В числе после­дних соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, применению санитарных и фитосанитарных норм, по техничес­ким барьерам в торговле, по инвестиционным мерам, связанным с тор­говлей, по процедурам импортного лицензирования, торговле услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и т.д.

Существуют также соглашения с ограниченным участием, т.е. необя­зательные для всех членов ВТО, например по торговле гражданской авиа­техникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе), по правительственным закупкам (устанавливает проце-



Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


дуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд) и так называемые секторальные тарифные инициативы (по торговле химическими товарами, по информационным технологиям), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран — членов ВТО (в основном развитые государства).

Членами ВТО являются 146 стран (по состоянию на апрель 2003 г.). В это число, в частности, входят: Китай (с 2001 г.; а с 2002 г. одновременно и Тайвань); бывшие социалистические страны — члены Совета экономи­ческой взаимопомощи — Болгария (с 1996 г.) и Монголия (с 1997 г.); быв­шие союзные республики СССР — Киргизия (с 1998 г.), Латвия, Эстония (с 1999 г.), Грузия (с 2000 г.), Литва, Молдавия (с 2001 г.), Армения (с 2003 г.).

Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Украина, Казахстан и осталь­ные государства СНГ (кроме Туркмении), находится на различных ста­диях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт, этот процесс занимает в среднем 5—7 лет. На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (в такую группу по присоеди­нению России к ВТО входят 67 стран, включая всех основных ее торго­вых партнеров) происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Одно из главных условий присоединения новых стран к ВТО — приведение их националь­ного законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвай­ского раунда.

После этого начинаются консультации и переговоры об условиях член­ства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и пе­реговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами — членами группы. Прежде всего перего­воры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединя­ющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоеди­няющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дис­криминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог до­биться получения всех этих прав в полном объеме.)

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего па­кета документов, согласованного в рамках рабочей группы и утвержден­ного Генеральным советом. После этого указанные обязательства


Глава 26. Основы международных экономических отношений... 265

становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Естественно, что в России экспортно-ориентированные отрасли биз­неса заинтересованы в получении преимуществ и льгот, вытекающих из членства в ВТО. Немаловажно и то, что через это членство в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен мас­штабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюро-крачива-ние внешнеэкономических связей.

Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предпри­няты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был спосо­бен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечествен­ного рынка для иностранной конкуренции.

Правительство России уже начало переговоры по присоединению к ВТО и заявило на них свою исходную позицию. К сожалению, она до пос­леднего времени формулировалась без должных консультаций с отече­ственным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснитель­ной работой.

Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности тех­нического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафикси­рованных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со стра­нами — членами этой организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская про­мышленность пока не готова. Это особенно относится к пищевой, фар­мацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и



Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


электронной промышленности, секторам страхования, финансовых ус­луг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.

Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребите­ля, что в стране пока отсутствует.

К вступлению в ВТО Россия не вполне подготовлена и в общегосудар­ственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промыш­ленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекцио­нистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоеди­нении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам.

Не следует переоценивать и возможность влияния России на выра­ботку в ВТО торгово-политических решений (Россия будет в ВТО одной из 150 стран-членов, явно уступающей по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии).

Жестче, чем предполагалось, оказалась и переговорная позиция на­ших партнеров. Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфи­ки страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, присое­динения к необязательным соглашениям ВТО (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д.

Глава 27. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.