КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И проблемы вступления в нее России
Всемирная торговая организация Особое место в организации современных международных экономических отношений занимает Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. и призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли. ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности) Глава 26. Основы международных экономических отношений... 263 и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятая решений и их выполнения членами организации. Основополагающими принципами и правилами ВТО (как и прежде ГАТТ) являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: • более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами — членами ВТО;
• доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации; • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли. Все страны — члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет в совокупности более 50 МТС и других правовых документов. Основные из них — Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. В числе последних соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, применению санитарных и фитосанитарных норм, по техническим барьерам в торговле, по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, по процедурам импортного лицензирования, торговле услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и т.д. Существуют также соглашения с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО, например по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе), по правительственным закупкам (устанавливает проце- Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ дуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд) и так называемые секторальные тарифные инициативы (по торговле химическими товарами, по информационным технологиям), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран — членов ВТО (в основном развитые государства).
Членами ВТО являются 146 стран (по состоянию на апрель 2003 г.). В это число, в частности, входят: Китай (с 2001 г.; а с 2002 г. одновременно и Тайвань); бывшие социалистические страны — члены Совета экономической взаимопомощи — Болгария (с 1996 г.) и Монголия (с 1997 г.); бывшие союзные республики СССР — Киргизия (с 1998 г.), Латвия, Эстония (с 1999 г.), Грузия (с 2000 г.), Литва, Молдавия (с 2001 г.), Армения (с 2003 г.). Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Украина, Казахстан и остальные государства СНГ (кроме Туркмении), находится на различных стадиях присоединения к ВТО. Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт, этот процесс занимает в среднем 5—7 лет. На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (в такую группу по присоединению России к ВТО входят 67 стран, включая всех основных ее торговых партнеров) происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Одно из главных условий присоединения новых стран к ВТО — приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами — членами группы. Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.)
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства Глава 26. Основы международных экономических отношений... 265 становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. Естественно, что в России экспортно-ориентированные отрасли бизнеса заинтересованы в получении преимуществ и льгот, вытекающих из членства в ВТО. Немаловажно и то, что через это членство в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюро-крачива-ние внешнеэкономических связей. Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции. Правительство России уже начало переговоры по присоединению к ВТО и заявило на них свою исходную позицию. К сожалению, она до последнего времени формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснительной работой. Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой организации.
По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это особенно относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует. К вступлению в ВТО Россия не вполне подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Не следует переоценивать и возможность влияния России на выработку в ВТО торгово-политических решений (Россия будет в ВТО одной из 150 стран-членов, явно уступающей по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии). Жестче, чем предполагалось, оказалась и переговорная позиция наших партнеров. Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, присоединения к необязательным соглашениям ВТО (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д. Глава 27. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |