КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный экологический маркетингЭкологический маркетинг представляет собой частный случай регионального некоммерческого маркетинга. Региональные экологические проблемы, которые, в принципе, могут решаться методами экологического маркетинга, удобно рассмотреть на Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ примере Байкальского региона и особенно Иркутского Прибайкалья. Можно указать две группы таких проблем. Первая — это социально-экономическое развитие районов, прилегающих к Байкалу к северу от истока Ангары. Эти районы по типологии региональных проблем относятся к числу отстающих в развитии: здесь низкий уровень доходов, слабо развита социальная инфраструктура, практически отсутствует промышленность, сельское хозяйство малопродуктивно. Естественно, что такая ситуация беспокоит местные власти, которые стараются найти из нее выход. Специфика этих районов по сравнению с другими однотипными в нашей стране и за рубежом в приоритетности экологических критериев в связи с уникальностью Байкальской экосистемы. Поэтому здесь необходимо очень осторожно подходить к подбору видов деятельности, которые могли бы дать рабочие места и обеспечить рост доходов. Так, промышленность, которая вполне могла бы сыграть эту роль в других местах, здесь может оказаться неприемлемой по экологическим соображениям. Хорошо известна и достаточно обоснована идея превращения в отрасль специализации Иркутского Прибайкалья, возможно, ведущую, рекреационной деятельности. Однако имеются и серьезные соображения против этого. Прежде всего это соображения экологического характера. Рекреация, конечно, не целлюлозно-бумажная промышленность и даже не земледелие, но ущерб природной среде она тоже наносит. Иногда говорят и о социально-экологических последствиях наплыва туристов, особенно иностранных: о неизбежном размывании национальной (русской и бурятской) и региональной культуры и даже о падении нравственности. Имеются и соображения экономического характера, связанные с неопределенностью перспектив развития рекреации (не самые благоприятные и нестабильные климатические условия, удаленность от густонаселенных районов страны, сомнительная привлекательность для массового иностранного туризма из-за неразвитой инфраструктуры и вообще низкой культуры сервиса), а в последнее десятилетие и с инфляцией, делающей труднопрогнозируемым потребительское поведение граждан. Сказанного было бы вполне достаточно, чтобы не рекомендовать государственным органам делать массированные капиталовложения в развитие рекреации как отрасли региональной специализации. Но в условиях рыночных реформ вопрос так и не стоит. То, чем можно рекомендовать сегодня заниматься государственным, а точнее, региональным органам, — это не инвестиционная, а маркетинговая деятельность, где объект «торговли» — регион, а ожидаемая форма поведения «потребителей» — инвестиции на его территории. Глава 44 Региональный, экологический и геополитический маркетинг 461 Такая деятельность может включать: • тщательную оценку и классификацию всех земель, пригодных для рекреации, с точки зрения желательности привлечения сюда туристов, экологических ограничений на их количество и инфраструктурной подготовленности; • рекламную кампанию, включая рекламу за рубежом; • систему финансовых льгот, включающих, например, временную отмену НДС и налога на прибыль для предприятий рекреационной сферы, отмену налогов с суммы инвестиций, направляемых на совершенствование инфраструктуры, сокращение ввозных таможенных пошлин для туристских организаций; • смягчение визового режима для иностранных туристов; • постоянный экологический контроль, включающий прежде всего экспертизу проектов размещения производства и объектов инфраструктуры; • некоторые меры, связанные с «подгонкой товара» под особенности спроса «потребителей», в первую очередь для достижения мирового уровня сервиса, решение вопроса подготовки кадров; • капиталовложения в инфраструктуру (первоначально в основном государственные, впоследствии с привлечением отечественного и иностранного частного капитала) для осуществления таких проектов, как строительство дорог, современных систем связи, аэропортов. Другая важная проблема связана с существованием на берегу Байкала Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Какие бы мероприятия инфраструктурного характера (создание и совершенствование очистных сооружений, частичное повторное использование воды) и даже структурно-технологического (отказ от производства некоторых видов продукции, внедрение новых технологий) ни осуществлялись на предприятии, оно продолжает загрязнять уникальную экосистему своими стоками и газовыми выбросами. Существует мнение, что единственный способ воспрепятствовать этому — полная ликвидация предприятия, поскольку для Байкала неприемлемо никакое отличное от нулевого загрязнение, а для завода невыгодно или в принципе невозможно добиться отсутствия выбросов и стоков. Такая точка зрения разделяется не всеми учеными, но она существует, широко распространена и была (в годы перестройки) популярна среди населения (избирателей). Интерес региональных органов здесь заключается не только в решении экологической проблемы, но и в обеспечении работой 15-тысячного населения г. Байкальска, а также в установлении общественного спокойствия (последняя проблема стояла очень остро в конце 1980-х годов, но Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ сейчас, в условиях общего снижения политической активности, не столь актуальна). Попытки ликвидировать экологически опасное производство на берегу Байкала и заменить его каким-либо другим видом деятельности, обеспечивающим работу местным жителям, предпринимаются со времен перестройки. Эти попытки включали и общественные акции протеста, и усилия ученых, экономистов, инженеров по выработке более или менее приемлемой программы по изменению структуры экономики региона. Все эти усилия так ни к чему и не привели. И основной причиной этого было использование традиционных методов плановой экономики, которые в наше время уже не работают, да, кстати, не работали и прежде. В условиях централизованной плановой экономики типовая схема выглядела следующим образом. Ученые разрабатывали программу, которая предполагала государственные инвестиции (в данном случае — в те или иные проекты в альтернативных отраслях) и некоторые другие мероприятия, в том числе административные, направленные на достижение некоторой целевой ситуации, — в данном случае устойчивого развития в данном регионе. После обсуждения, координации и, возможно, некоторой модификации эта программа принималась государственными органами и превращалась в директивный, подлежащий обязательному исполнению документ. Такая схема была бы оптимальной, если бы только могла быть претворена в действительность. Ведь в советской экономике решающую роль играли не столько государственные органы (Госплан, правительство и даже ЦК КПСС), сколько фактические монополии — министерства, которые не были, правда (в отличие от корпораций в рыночной экономике), совершенно не зависимы от центрального правительства, но обладали достаточной силой, чтобы защищать свои интересы (которые являлись одновременно интересами администрации предприятия-загрязнителя) не только в процессе обсуждения и переработки программы, но даже на стадии осуществления. Тем менее осуществима описанная схема сейчас, когда предприятие официально акционировано, а фактически принадлежит собственной администрации. Очевидно, здесь могут быть полезны только маркетинговые методы. Региональные и федеральные органы должны выступать как участники рыночных отношений, как агенты рынка. «Товар», предлагаемый «на продажу», — это прежде всего территория. Само предприятие вместе с его инфраструктурой (промышленные корпуса, подъездные пути, уникальные очистные сооружения) тоже легко может быть превращено в такой «товар» (если принять во внимание весь- Глава 44 Региональный, экологический и геополитический маркетинг 463 ма сомнительную законность его акционирования в 1990-е годы вопреки постановлению областного совета, недвусмысленно запрещавшему это). «Покупатели» же — это те частные, втом числе иностранные, фирмы, которые согласятся инвестировать на данной территории. Привлечь их могут и наличие инфраструктуры, и определенные налоговые льготы, и рекламная кампания, призывающая предпринимателей принять участие в спасении Байкала (в порядке продвижения было бы целесообразным введение специально для продукции таких предприятий особого сертифицированного знака). Иными словами, здесь может быть применен описанный выше опыт формирования промышленных парков; ничто не мешает применять его не только в социальной, но и в экологической политике. Таким образом, экономическая структура определится через рыночные процедуры. Задачами региональных органов станут, во-первых, инициирование всего процесса, во-вторых, организация тщательной экологической экспертизы проектов перед выдачей разрешения на их реализацию.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |