Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самопрезентация на рынке труда




Современный рынок труда характеризуется ярко выраженной конку­рентностью практически во всех высокооплачиваемых и престижных об­ластях. На каждое рабочее место (кроме самых непривлекательных) претендуют, как правило, несколько кандидатов.

В то же время решение о приеме на работу того или иного соискателя принимается чаще всего с учетом личного впечатления, которое произ­водит соискатель. Объективные параметры (опыт, образование, черты характера, а также пол и возраст), разумеется, влияют на решение о при­еме на работу. Однако личное впечатление, возникающее в ходе собесе­дования, не только оказывает заметное влияние, но и зачастую становится основой для такого решения.

Комплекс мер, принятых с целью произведения благоприятного лич­ного впечатления на деловых партнеров, называется самопрезентацией. Для выпускника вуза наиболее актуальной является самопрезентация при устройстве на работу.

Впечатление, которое мы производим на собеседника, формируется из нескольких составляющих (рис. 21). Большинство из них восприни­мается и оцениваютсе бессознательно, т.е., ни один из собеседников в большинстве случаев не отдает себе отчета в производимом впечатлении и его конкретных источниках Тем не менее каждый из компонентов са­мопрезентации важен и нуждается в учете.


Рис. 21 Схема составляющих личного впечатления (имиджа) при самопрезентации

Формирование собственного имиджа включает в себя несколько обя­зательных этапов. Первый из них — осознание задачи. Рассмотрим его на примере самопрезентации в ходе собеседования при приеме на работу.

Осознание задачи самопрезентации сводится к поиску ответов на не­сколько несложных с виду вопросов, таких как:

• Какую работу я хотел бы получить, а на какую не соглашусь ни в коем случае?

• В чем будут заключаться мои служебные обязанности, а от каких обязанностей я в любом случае откажусь?

• Какими критериями будут оцениваться мои профессиональные успехи?

• Какой карьерный рост я хочу для себя запланировать?

• Какую заработную плату я буду получать? Почему именно столько?
Не надо жалеть времени и сил для продумывания и внятной поста­
новки задач самопрезентации. Как известно, четко поставленная задача
уже наполовину решена.

После того как поставленные вопросы найдут свои ответы, можно пе­реходить к следующему шагу. Он заключается в формировании образа ра­ботодателя. Необходимо выделить черты и свойства работодателя, существенные для данного конкретного случая Важен ли для вас возраст вашего начальника и коллег? Их характер (или какие-то отдельные черты


Глава 43. Маркетинг на рынке труда



характера)? Область деятельности фирмы-работодателя? Форма собствен­ности? Размеры коллектива и отношения в нем? Возможности работы с иностранными партнерами? Еще что-то?

Третий шаг заключается в самоанализе, в поиске ответов на вопрос: чем я могу заинтересовать работодателя! Иными словами, в чем заклю­чается мое решающее преимущество перед конкурентами — всеми осталь­ными соискателями данного рабочего места? Помните, что место получит только один соискатель, так что вам придется стать не просто хорошим кандидатом на данную работу, а самым лучшим из всех.

Здесь неоценимую помощь может оказать уже неоднократно упоми­навшийся метод SWOT-анализа. Он позволяет отдельно оценить свои объективно сильные и слабые стороны, а затем оценить их же на фоне требований организации, силы конкурентов и т.п.

Осознать свои конкурентные преимущества обычно мешает ложная скромность. Кажется, что объявить себя умным, общительным, творчес­ким, талантливым и т.д. — это ни с чем несообразное хвастовство. Между тем ситуация требует именно объективного, внятного перечисления ва­ших сильных сторон. Итак, какие черты у вас развиты заметно выше сред­него уровня: интеллект, общительность (контактность), обучаемость, воля и властность, воображение, образное мышление, интуиция, что-то еще? Какими навыками вы владеете и в какой мере? Какие ваши знания дела­ют вас более привлекательным для работодателя, чем все ваши конку­ренты?

После того как кандидат дал честные и объективные ответы на все приведенные вопросы, у него появляется основа для работы над собствен­ным имиджем. Необходимо помнить, что имидж выглядит убедительно только тогда, когда все его компоненты направлены в одну сторону и не противоречат друг другу. Например, заявляя в качестве конкурентных пре­имуществ такие свойства, как интеллектуальность, эрудированность, сдержанность, аккуратность и последовательность, уместно будет исполь­зовать следующие особенности имиджа:

• преобладание в одежде синих, серых и белых тонов (интеллект, скромность, гордость);

• аккуратный, ухоженный внешний вид в целом;

• аксессуары со сложным знаковым смыслом (например, значок пре­стижного учебного заведения или знак победителя какого-либо соревнования);

• открытый, привлекающий к себе внимание (акцентированный) лоб;

• голова как самая яркая и заметная деталь фигуры;

• негромкий, спокойный звук голоса, ровные интонации (низкий уровень экспрессии);



Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


• четкая, внятная дикция;

• равномерный ритм речи без долгих пауз и без торопливости;

• логичная, последовательная подача содержания речи;

• богатый, разнообразный словарь, грамотное владение конструкци­ями русского языка, в том числе сложными и редкими;

• умеренная, сдержанная жестикуляция.

Всесторонняя разработка имиджа — трудоемкая и творческая задача. В ее решении обычно требуется помощь другого человека. Не обязатель­но речь идет о профессиональном визажисте, необходимую подсказку можно получить от друзей или родственников, обладающих эстетичес­ким чутьем и вкусом.

Кроме непосредственного личностного впечатления, большую роль в самопрезентации могут сыграть документы, характеризующие ваши про­фессиональные и личностные достоинства. Кроме привычных дипломов о полученном образовании (высшем, среднем специальном), положитель­ное впечатление могут создать и другие документы.

Рекомендательные письма и отзывы. Рекомендательным письмом на­зывается документ, свидетельствующий о профессиональных и личност­ных качествах кандидата, который выдается частным лицом, в то время как отзыв выдается от лица той или иной организации ее руководителем. Разумеется, ценность обоих документов определяется уровнем уважения, которое вызывает выдавшее их лицо (организация).

Сертификаты, справки и дипломы о пройденных курсах повышения квалификации или иных формах дополнительного образования. Кроме свидетельства о полученных знаниях и навыках, такие документы под­тверждают высокий интерес и мотивированность к учебе. Обучаемость — одно из самых ценных качеств любого работника.

Грамоты, награды и благодарственные письма. Подобные доку-менты могут много рассказать о талантах и интересах кандидата. Кроме того, наличие наград указывает на присутствие здорового честолюбия, особенно необходимого молодому, растущему руководителю.

Список опубликованных работ. Само по себе наличие опубликованных текстов указывает на умение формулировать и письменно излагать свои мысли. И то, и другое является ценным и редким навыком, повышаю­щим шансы в конкурентной ситуации.

Портфолио. Этим итальянским словом обычно называют собрание ранее выполненных кандидатом творческих работ. Для экономиста тако­выми могут быть аналитические разработки, бизнес-планы, оценки эко­номической эффективности и т.д. В портфолио могут войти курсовые и дипломные проекты, отчеты о практиках и другие учебные работы — в том случае, если они действительно содержат элементы личного твор-


Глава 44 Региональный, экологический и геополитический маркетинг 445

чества. Разумеется, есть смысл включить сюда и копии опубликованных научных работ, газетных статей. В портфолио включают только грамотно, внятно оформленные работы. Поэтому наличие портфолио демонстри­рует работодателю умение кандидата бережно относиться к проделанной творческой работе, доводить ее до завершенного вида и грамотно оформ­лять. Все это — высоко востребованные навыки для любого работника умственного труда.

Правильно подготовленная самопрезентация может оказать решаю­щее влияние на профессиональную судьбу специалиста.

Глава 44. РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.