КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каталожная и аукционная цена произведения
Авторская цена произведения искусства Себестоимость произведения искусства Формирование стоимости произведения изобразительного искусства и особенности оформления заказных работ В себестоимость произведения искусства входят: стоимость материалов (Сч), из которых оно изготовлено, стоимость вложенного труда (которая определяется объемом затраченного труда Т и его квалификацией А:) и накладные расходы R. Таким образом, себестоимость можно представить в виде формулы Себестоимость произведений меняется в широких пределах в зависимости от вида искусства. Наиболее высокой себестоимостью обладают в среднем произведения монументальной скульптуры. Для различных материалов (камень, бронза, бетон, дерево и т.д.), размеров произведения и техники его изготовления себестоимость может меняться в масштабах до десятков миллионов рублей. Сопоставимая по масштабу себестоимость ювелирных изделий в некоторых случаях обусловлена высокой ценой на исходные материалы — драгоценные металлы и камни. Наименьшей себестоимостью в среднем обладает графика. Здесь себестоимость отдельного произведения (например, оттиска линогравюры) иногда не превышает 5—7 руб. Расчет себестоимости производится обычно самим автором произведения в каждом конкретном случае. Авторской ценой называется та цена, по которой данное произведение искусства продается его автором. Существующие сборники нормативов для определения расценок на авторские (уникальные) произведения обычно предлагают диапазон цен, где нижняя граница совпадает с себестоимостью произведения, а верхняя превышает ее в 3—5 раз. Превышение величины авторской цены над себестоимостью произведения определяется уровнем мастерства автора. Точное определение уровня мастерства, как правило, затруднительно. Речь может идти только о приблизительном, ориентировочном значении этого параметра. Тем не менее общий уровень произведения искусства поддается измерению по двум составляющим.
1. Технический уровень мастерства определяется тем, в какой степени автор произведения владеет данной изобразительной техникой. Уверенное владение техническими навыками в первую очередь сказывается на Глава 41. Маркетинг произведений изобразительных искусств 419 долговечности произведения. Например, недостаточное знание правил сочетаемости красок может привести к тому, что произведение масляной живописи почернеет в течение нескольких лет. Акварельная живопись, написанная с нарушениями технологии, может полностью выцвести за несколько недель. (При мастерском использовании классическая техника масляной живописи гарантирует сохранение облика произведения в течение 500 лет и более. Современные полиакриловые художественные краски имеют фирменную гарантию сохранения цвета на 300 лет. Но в любом случае прочность и «жизнеспособность» произведения главным образом определяется техническим мастерством автора). Если стоимость произведения невелика или уровень технического мастерства гарантируется именем мастера, этот уровень может быть определен при визуальном обследовании, «на глаз». В более сложных случаях экспертиза проводится приборными методами в специализированных лабораториях. 2. Уровень художественного мастерства определяется как цельность, точность и продуманность образа, воплощенного в данном произведении. Основные составляющие визуального образа таковы: • композиция и пропорция (относительные размеры и взаимное расположение деталей произведения относительно друг друга);
• цветовое решение произведения; • фактурный ключ произведения (характер поверхности произведения, реальный или иллюзорный); • знаково-символический ряд произведения. Для мастерского произведения характерна связность образа, т.е. взаимодополняющие, взамоусиливающие отношения между компонентами. Выбор композиционной структуры, соотношение красок, гладкая или шероховатая поверхность, характер красочного мазка, использованные знаки и символы — все это не случайно, а продумано и подчинено общему замыслу. Произведение настоящего мастера построено так, что ни прибавить, ни отнять от него нельзя ни одной детали — без того, чтобы образ не оказался нарушен. Анализ образной структуры произведения выполняют эксперты-искусствоведы. Чем оригинальнее, своеобразнее и уникальнее произведение, тем более высокая квалификация требуется для его оценки. Основная масса произведений изобразительных искусств переходит от автора к постоянному владельцу опосредованно, через руки торговцев (маршанов, галеристов, аукционеров). В сферу совместной деятельности художников и посредников входит формирование и распространение каталогов. 420 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Каталог — это сборник сведений о произведениях изобразительных искусств, объединенных по признаку общего автора, участия в выставке, аукционе или галерее. Соответственно, каталоги могут быть персональными, выставочными и т.д. О каждом произведении, помещенном в каталог, обычно имеется следующая информация: техника исполнения, размеры по горизонтали и вертикали, год исполнения и каталожная цена. Каталожной ценой называется цена, по которой данное произведение можно приобрести через посредство издателя каталога. В случае если издателем каталога является сам автор произведения, каталожная цена совпадает с авторской. В других случаях она складывается из авторской цены и гонорара посредника. Если на момент составления каталога собственником произведения является не автор, то авторская цена заменяется на цену, назначенную собственником. Формирование каталожной цены является сложным, многофакторным процессом. На ее величину влияют такие трудноуловимые параметры, как мода на стиль, жанр или имя художника, относительная мера престижности, связанные с данным произведением исторические события и лица. Например, документально подтвержденная принадлежность ювелирного изделия (табакерка, перстень) Наполеону Бонапарту увеличивает каталожную цену изделия в сотни раз. В некоторых случаях историческая ценность произведения оказывает решающее влияние на цену произведения. Например, в 1979 г. при распродаже личных вещей Элвиса Пресли поклонники «Короля рок-н-ролла» купили пыль со сцены Альберт Холл Палас, на которой несколько раз выступал певец.
Аукционная цена формируется в результате аукциона — открытого соревнования предложений о приобретении данного произведения. В ходе аукциона на конечный уровень цены влияет ряд факторов социально-психологического характера: соперничество и честолюбие коллекционеров, личные пристрастия галеристов и экспертов, искусство аукционера. Значительные по масштабу аукционы, как правило, объявляются за несколько месяцев. Издается каталог произведений, выставляемых на аукцион. Однако аукционные цены могут в конечном итоге значительно превысить каталожные. Так, например, картина В. Ван Гога «Ирисы» была продана аукционом Кристи в 1986 г. за 47 млн дол. при каталожной цене почти в три раза меньше. На формирование каталожной и аукционных цен большое влияние оказывает имидж автора, произведения или стиля. Формированием имиджа профессионально занимаются художественные критики. Используя средства массовой информации, критика может как способствовать, так и препятствовать продвижению данной группы произведений на рынок. Историческими примерами такого влияния могут служить биографии Глава 41 Маркетинг произведений изобразительных искусств 421 художников Рубенса и его современника Рембрандта. При сопоставимом уровне личного мастерства и художественной ценности произведений Рубенс оказался гораздо успешнее в отношениях с рынком. Талантливый дипломат, обаятельный и общительный аристократ, он сумел создать себе имидж блистательного художника. К концу жизни Рубенс составил одно из крупнейших состояний тогдашней Европы. Рембрандт, нелюдимый и дурно воспитанный «сумрачный гений», большую часть своих работ был вынужден продавать по минимальным ценам и умер в нищете. Более современным примером служит история жизни и творчества Сальвадора Дали. При всей несомненной значительности его художественного творчества коммерческий его успех во многом определяется имиджем скандальной известности. Самореклама, которой Дали увлеченно занимался всю жизнь, определила высокие цены на его произведения в сравнении с другими мастерами сюрреализма.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |