Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура личности преступника




17 37

факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако то же самое объективное условие, в котором оказы­вается субъект с антиобщественной направленностью, может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации при соверше­нии хищения государственного имущества путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Каждый человек включается в ту жизненную ситуацию (или сам формирует ее), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае он исключает себя из неблагоприятно складываю­щейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.

Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывают искаженное восприятие и недооценка правонару­шителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной. В соответствии с жизненным опытом, полученным воспитанием, интел­лектом, характерологическими особенностями личности эта ситуация в сознании правонарушителя либо вовсе не отражается как криминоген­ная, либо оценивается им таковой частично или в полной мере. В пос­ледних двух случаях она может послужить «провоцирующим» факто­ром, влияющим на процесс мотивообразования.

Весьма важное место в процессе формирования мотивов имеют пси­хологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравне­нию с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В ней как бы кумулируются в сознании человека и его потребности, и его стремления, интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.

Таким образом, в формировании мотивации личности правонаруши­теля важное значение приобретают процессы, обусловленные взаимо­действием ряда факторов — его потребностей, их субъективной значи­мости для данного лица, криминогенной ситуации и оценки субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной си­туации позволяет удовлетворить значимую для него потребность.

4. После того как решение принято, на смену мотивационного при­ходит // этап — реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью'.

В подобной ситуации (кроме случаев, когда цель и результат совпа­дают) могут встретиться следующие варианты:

цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или час­тично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;

цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потер­певшего от полученных телесных повреждений), т.е.. имел место перво­начально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный тем не менее мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее заду-

См.: Петелин Б.Я. Психология правонарушения. М., 1974. С. 19—21.

 

манного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напря­женности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления) или по другим каким-то причинам.

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуа­ция, когда от противоправных действий возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью. Такие противоправные дейст­вия могут носить и неосторожный характер.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего пове­дения в ходе предварительного расследования и на суде.

Определенную рассогласованность на данном этапе в процессы осо­знания им происшедшего в его мотивационную сферу, поведение вносят результаты, наступление которых не прогнозировалось, вызывающие состояние повышенной психической напряженности, особенно в пер­вые дни после совершения преступления, что, безусловно, должен учи­тывать следователь (особенно в тактических целях).

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возник­шие у субъекта потребности, сыгравшие свою роль в совершении им преступления, уступают свое доминирующее место в иерархии всех его потребностей теперь для него наиболее актуальной — потребности из­бежать разоблачения и наказания.

Появление такой в высшей степени значимой потребности у право­нарушителя является характерной особенностью, отличающей его мо­тивационную сферу от мотивационной сферы любого законопослушно­го гражданина. Если до совершения преступления стремление уйти от наказания в системе побуждений бывает, как правило, не столь акту­альным, а иногда и попросту искаженным в сознании субъекта в силу различных «мотивационных иллюзий», то после достижения преступ­ной цели мотив избежать наказания и связанные с ним отрицательные эмоции зачастую становятся ведущими в его мотивационной сфере, подчиняющими многие поступки правонарушителя и все его поведение в целом на протяжении довольно продолжительного периода.

В общей мотивационной структуре личности потребность уйти от наказания в отдельные периоды (особенно до тех пор, пока субъект, со­вершивший преступление, пребывает в состоянии своеобразной право­вой неопределенности) занимает прочное, ведущее положение. Эта по­требность порождает такой сильный эмоционально насыщенный мотив, как страх перед наказанием. Он в свою очередь является мощным «мо­тиватором» всей последующей, в том числе и противоправной, деятель­ности, направленной на достижение вновь возникающих (теперь уже в связи с совершенным преступлением) целей: уничтожить следы пре­ступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой типично криминальной ситуации виновный переживает со­стояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что до­стижение преступной цели, раньше, казалось бы, способной удовлетво­рить его первоначально возникшую потребность, теперь уже выполняет

иную функцию — обусловливает появление новых побуждений, на­правленных на избежание наказания.

В своеобразном мотивационном профиле личности преступника на­ряду с ведущим мотивом, обусловленным его потребностью избежать наказания, выявляется (нередко неожиданно и для самого преступни­ка) новая потребность, связанная с ситуацией правовой неопределен­ности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтерна­тивы в квалификации деяния и в назначении различных видов и мер на­казания), затрагивающей жизненно важные для него перспективы. Пре­ступник начинает испытывать потребность устранить возникшую си­туацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Причем побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказа­ния, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появле­ние характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным факто­ром, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, в том числе нередко побуждает его давать правдивые показания.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя также игно­рировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъек­та, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоз­зрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень пра­восознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и пове­дение до возникновения криминогенной ситуации и непосредственно в ходе нее.

Эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие реше­ния совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определя­ют не только количество, но и содержание вариантов поведения, кото­рые корректируются моделями прогнозируемого будущего»1

5. Изложение данной проблематики будет неполным, если не оста­новиться на психологических особенностях преступного поведения, ос­новным содержанием которого являются так называемые безмотивные преступления. Понятно, что такое название весьма условно и не отра­жает полного отсутствия мотива в действиях виновного (что само по себе исключается, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека), а скорее показывает иллюзорность на­шего видения данной проблемы, когда установить мотив преступления традиционным путем, без квалифицированной помощи специалиста-психолога представляется чрезвычайно сложным делом.

' Кудрявцев В.И. Право и поведение. М., 1978. С, 24.

Первую группу так называемых безмотивных умышленных преступлений, если их условно так называть, составляют преступле­ния, внешне отличающиеся своей какой-то бессмысленностью, непо­нятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характе­ром насильственных действий по отношению к малозначительному по­воду для их совершения. Скрытая от поверхностного взгляда мотивиро­ванность таких действий нередко вызывает сомнения относительно пси­хического здоровья подозреваемого. Исключение болезненной симпто­матики в результате обычно назначаемой в таких случаях судебно-пси-хиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему, поскольку при этом исключается и сама возможность объяснения про­тивоправного поведения лица болезненным состоянием его психики, в конечном счете — его невменяемостью.

Круг подобных вопросов замыкается сам по себе, если юристу, при­вычно оценивающему подобную ситуацию, не удается выйти за рамки стереотипных суждений, избавиться от непонимания того, что проти­воправная, преступная деятельность (как и вообще любая деятельность человека) полимотивированна, и объяснять действия виновного толь­ко одним каким-то мотивом равносильно нежеланию видеть все много­образие психических явлений и состояний, переживаемых субъектом.

И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти от безуспешного поиска какого-то одного мотива, лежащего на поверхности, к более глубокому исследованию всей моти-вационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности, интересы, но скрытые в глубинах психики индивида, его подсознания влечения, настроения, а также его психические состояния, эмоции, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти истинные мотивы преступного поведения.

Особенно сложными в этом отношении представляются случаи, когда преступления совершаются лицами, имеющими психические от­клонения от нормы, наделенными акцентуированными чертами харак­тера, испытывающими из-за этого серьезные трудности в процессе со­циальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных услови­ях деятельности.

Вторую группу «безмотивных» преступленийобразуют преступ­ления насильственного характера, возникающие по механизму «смеще­ния» агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю прихо­дится иметь дело с суицидальным поведением1.

Благодаря «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект (что и вызывает в первую очередь сомнения относительно «безмотивности» таких действий), у субъекта ослабляет­ся избыточное напряжение психики, возникшее в результате неудовле-

1 Подробнее см.: Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального по­ведения: Методические рекомендации. М., 1980.

творения какой-либо личностно значимой для него потребности, созда­ется своего рода иллюзия реагирования на какие-то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог в свое время справиться. А тот негативный опыт, который он приобрел, переносится им теперь на со­вершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем пере­живаниям, которые ему пришлось испытать.

6. Рассмотренный выше механизм преступного поведения нередко, особенно когда речь идет о неосторожных преступлениях, носит свернутый характер. В подобных случаях, отмечает В.Н. Кудрявцев, не­осторожность обычно проявляется не в отношении самого действия или бездействия, а в отношении общественно вредных последствий. «Что же касается действия (бездействия), то оно не только в случае проти­воправной самонадеянности, но часто и при противоправной небреж­ности совершается сознательно. Следовательно, оно полностью подчи­нено тем психологическим и социальным закономерностям, которые действуют применительно к генезису умышленных правонарушений»1.

Поведение человека перед совершением неосторожного преступле­ния характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздейст­вием противоречий между требованиями ситуации, предписывающей ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью несовпадающими с этими требованиями, его легкомыслен­ным стремлением во что бы то ни стало добиться поставленной цели.

Законодателем связывается неосторожное совершение преступле­ния с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). Отмеченные выше критерии в поведении субъекта нередко усиливаются определенными особенностями его личности, в числе которых могут быть невротизм, повышенная аффективая возбудимость, психопатизация, импульсив­ность, ригидность мыслительных процессов при недостаточно высоком интеллектуальном уровне развития, завышенная самооценка, снижен­ный самоконтроль. Сюда же относятся дефекты восприятия, внимания, памяти, координации движений, которые могут недооцениваться самим субъектом.

Среди психологических факторов, в значительной мере влияющих на поведение лиц, неосторожно совершивших преступление, особое место принадлежит психологической установке в виде легкомысленно-безответственного отношения к соблюдению правил предосторожнос­ти, социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.

Говоря об отличиях с психологической точки зрения неосторожных преступлений от умышленно совершаемых преступных деяний, следует особое внимание обратить на процессы мотивации и целеполагания. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно свя­заны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведе­ния субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом — с дру-

Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М, 1976. С. 115—116.

гой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые, в представлении субъ­екта, могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется во­левой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в ко­нечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению, независимо от формы вины. Но по­скольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать «мотивы умыш­ленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях»1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Что понимается в психологии под понятием «деятельность»? Какие элементы яв­ляются неотъемлемой частью деятельности, раскрывающей ее содержание и направлен­ность?

2. Что такое мотив деятельности? Опишите процесс формирования мотивов проти­воправного поведения человека.

3. Из чего складывается мотивационная сфера личности?

4. Дайте психолого-правовую оценку действиям, которые совершает человек.

5. Что такое поведение человека? Какие признаки присущи преступному поведению?

6. Из каких этапов состоит преступное поведение?

7. В чем состоят отличия психологического свойства между умышленными и неосто­рожными преступлениями?

8 Есть ли мотивы в неосторожном преступлении? Обоснуйте свою точку зрения.

1 Лунеев В.В. Мотивация воинских преступлений. М.. 1974. С. 7.

Глава 9 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Личность преступника, ее структура и содержание. Понятие пси­хических аномалий, их место в структуре личности преступника. Психопатические расстройства, их влияние на поведение пре­ступника. Агрессивность, жестокость в структуре личности пре­ступника. Виды агрессии. «Норма агрессии» и «норма возмездия», оценка их судом. Понятия особой жестокости, жестокого обраще­ния. Типология личности преступника.

Личность преступника. Понятие это многогранное, с ярко выра­женным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и кримина­листике. В юридической психологии данная проблема одна из централь­ных. В ходе изложения материала мы уже частично касались ее, когда говорили о понятии личности в целом, о некоторых экстремальных со­стояниях психики, акцентуированных свойствах характера.

Понятие личности преступника, т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его соци­альную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в разви­тии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления'.

В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления опре­деленного, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личнос­ти преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опас­ность, объясняют причины его совершения2.

Такой утвердившийся в юридической литературе подход побуждает дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются.

1 См.: Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева и др. М., 1975. С. 21.

2 См: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.,1976. С. 190

Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий ас­пект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, на­выки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязан­ности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и дру­гих его качеств1.

Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточ­но емкое содержание Например, возраст не сводится только лишь соб­ственно к самому факту достижения лицом уголовно-правовой дееспо­собности, а рассматривается как особенность, связанная со многими со­циальными функциями и проявлениями личности.

В уголовном праве наряду с термином «личность преступника» употребляются выражения: лицо, совершившее преступление; субъект преступления; личность виновного (см., например, ст. 6, 60 УК РФ и др.). Так, последнее из этих выражений охватывает те же признаки и свойства, что и личность преступника, но с некоторым уточнением. В последнем случае акценты расставляются на таких особенностях лич­ности субъекта, его поведения, которые имеют большее отношение к оценке степени вины в содеянном, помогают объяснить причины совер­шенного им преступления, имеют значение для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего пре­ступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

□ при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессу­ального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры нака­зания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

□ в выборе оптимальных тактических решений, тактических ком­бинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (под­судимого) в различных следственных ситуациях;

□ в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих до­казыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характе­ризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;

□ при изучении причин совершенных преступлений (по видам пре­ступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т.д.);

а в целях определения мер воспитательного воздействия на лич­ность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

Личность преступника. С. 22.

Методы изучения личности преступника в юридической психоло­гии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости от задач исследования1.

В научно-практических целях понятие личности преступника под­разделяется на составные части (структурные элементы или подсисте­мы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение раз­личных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время в научной литературе наиболее широкое рас­пространение получил подход к изучению личности преступника, пред­полагающий наличие в ней следующих двух наиболее крупных подсис­тем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные ха­рактеристики личности, а именно: социально-демографической и соци­ально-психологической подсистем личности преступника.

Социально-демографическая подсистема личности преступ­ника. Она включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, матери­альное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность пре­ступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей2.

Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступ­лений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление.

Более того, анализ социально-демографических признаков, прису­щих лицам, совершившим преступления, проводимый в масштабах страны, отдельного региона, в той или иной деятельности людей, позво­ляет определять наиболее важные направления в предупредительной работе среди различных групп, слоев населения, работников той или иной сферы народного хозяйства.

Например, по мнению авторов учебников по криминологии, на которых мы ссылались выше, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются предста­вители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние и, наконец, 30—45-летние. Основная масса таких пре­ступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т.е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования за-

1 См. гл 3 настоящего учебника.

- См.: Криминология: Учебник / Под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г М Миньковского. М., 1988. С, 93; Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. В.Е. Эминова. М„ 1995. С 84

регистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильст­венно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий — у со­вершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т.д.1.

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возрас­та во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завер­шившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отно­шений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориента­ции, отсутствием устойчивых жизненных планов. Таких лиц отличает отрицательное или безразличное отношение к выполнению граждан­ских обязанностей добросовестно трудиться, заботиться о воспитании детей и т.п. «Преобладающей части преступников присуща та или дру­гая степень отчужденности, оторванности от трудового или учебного коллектива, от неформальных групп, которые объединяют лиц с поло­жительным поведением Они ориентированы преимущественно на дея­тельность и одобрение в неформальных группах с негативной направ­ленностью»2.

Все перечисленные выше, как и другие, подробно изученные крими­налистами социально-демографические признаки, безусловно, имеют тесную связь с определенными психологическими (социально-психоло­гическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий об­разовательный уровень во многом бывает связан с невысоким интеллек­том человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, аг­рессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирова­ния у людей под влиянием социальных условий различных психологи­ческих особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе рас­следования преступлений Поэтому перейдем к рассмотрению второго блока в структуре личности преступника, к ее социально-психологичес­кой подсистеме.

Социально-психологическая подсистема личности преступ­ника. В главе 2 при изложении общепсихологической концепции лич­ности была представлена признанная многими учеными психологичес­кая структура личности в виде ее четырех основных структурных эле­ментов:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм дея­тельности;

1 См.: Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. С. 84—87.

2 Криминология / Под ред. Б.В. Коробейникова и др. С. 96.

3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наслед­ственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными фак­торами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные выше подструктуры личности во всем многообра­зии их содержания имеют место, разумеется, и в структуре личности тех, кого принято считать преступниками.

Существенное отличие всех этих структурных образований личнос­ти преступника от структурных образований личности законопослуш­ных граждан состоит прежде всего в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформи­ровались под влиянием социальных условий) характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию кри­миногенных факторов. Справедливо считается, что основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина со­стоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, неко­торых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников1.

По сравнению с ранее действовавшим, в недавно принятом уголов­ном законодательстве социально-психологическим качествам личности субъектов различных преступлений уделено гораздо большее внима­ние. Более того, отдельные психические явления, состояние психики лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния, прямо указаны в уго­ловном законе, введены в некоторые составы преступлений. И с этой точки зрения можно говорить об определенной психологизации отдель­ных институтов, принципов (справедливости, гуманизма и т.д.) и даже норм уголовного права. Например, законодателем введены в уголовно-правовую материю такие психические явления, как: психические рас­стройства, не исключающие вменяемости, находящиеся в ряду раз­личных отклонений от средней психической нормы (ст. 22 УК РФ); не­способность несовершеннолетнего правонарушителя в «полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими» вследствие отставания в психичес­ком развитии (ст. 20 УК РФ); легкомыслие, т.е. с точки зрения психо­логии определенная характеристика субъекта, свидетельствующая о его сниженном интеллекте, недостаточно развитых прогностических способностях в качестве одного из возможных элементов субъективной стороны преступления, совершенного по неосторожности (ст. 26 УК РФ); психофизиологические качества личности субъекта, совершив­шего опасное деяние, которые не соответствовали требованиям экстре­мальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК РФ); понятие психического принуждения, препятствующего процес-

1 См.: Антонян ЮМ., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и рас-слеаования преступлений. М., 1996. С. 4'Л.

сам волеизъявления потерпевшего (ч. 2 ст. 40, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ); понятие риска, предполагающее оценку эмоционально-волевой устой­чивости субъекта, уровня развития у него интеллекта, прогностических способностей, мыслительной деятельности (ст. 41, п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ); особая жестокость, жестокое обращение как способы соверше­ния целого ряда преступлений (см.: п. «и» ч. 1 ст. 63, п. «д» ч. 2 ст. 105, ст. 110, п. «б» ч. 2 ст. 111, ч. 1 ст. 356 УК РФ); аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация, нередко завершающаяся состоянием стресса, кумулирован-ным аффектом (ст. 107, 113 УК РФ) и т.д.

Все эти, а также и другие социально-психологические особенности, например мотивационная сфера личности субъекта, совершившего пре­ступное деяние, подробно рассматриваются в соответствующих разде­лах, посвященных психическим (познавательным) процессам, эмоцио­нальным, психическим состояниям, индивидуально-психиологическим особенностям личности преступника, психологическим особенностям его преступного поведения.

Рассмотрение социально-демографических, социально-психологи­ческих особенностей личности тех, кто совершает преступление, было бы не полным без изложения взглядов на роль биопсихологических, психофизиологических факторов в преступном поведении.

Известно, что современная криминология отвергает наличие у че­ловека каких-то особых генетически запрограммированных, наследст­венно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к наруше­ниям закона, совершению преступлений. Перефразируя известные слова А.Н. Леонтьева о формировании личности, можно точно также сказать и о людях, совершающих преступление: преступниками не рож­даются — преступниками становятся Однако, как справедливо замеча­ют Ю.М. Антонян и СВ. Бородин, «признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирова­ния биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней»1.

Поэтому мы не можем игнорировать отдельные индивидуально-пси­хологические особенности, довольно типичные для некоторых групп правонарушителей в виде так называемых психических аномалии, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере свя­занных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

Психические аномалии объединяют такую совокупность психичес­ких явлений, которые находятся между акцентуациями личности и пси­хическими заболеваниями. Сюда же относят и такие расстройства пси­хики, которые связаны с алкоголизмом, наркоманией (токсикоманией). В определенных (неблагоприятных, экстремальных) условиях психи­ческие аномалии «снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций,

С 45

Антонян ЮМ., Бородин СВ. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

в том числе конфликтных; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности вы­бора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импуль­сивных, случайных, непродуманных, в том числе противоправных, по­ступков. Все это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению»1.

Таким образом, психические аномалии — это расстройства психи­ческой деятельности, не достигшие болезненного, психотического уров­ня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут при­водить к отклоняющимся формам поведения. Но поскольку у таких лиц все же преобладают нормальные психические явления и процессы, они в своем подавляющем большинстве трудоспособны, дееспособны и вме­няемы2.

Многими учеными разделяется мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку «препятст­вуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, за­трудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей»3. Благодаря этому лица с перечисленными выше аномалиями психики в наибольшей степени отчуждены от общест­ва, малых социальных групп, испытывают затруднения в общении с лица­ми противоположного пола. Им трудно адаптироваться в новой социаль­ной среде, в особенно сложных для них современных условиях жизни, предъявляющих повышенные требования к психике людей.

Как полагают Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан, психические анома­лии предопределяют более обостренные формы реагирования таких лиц на конфликтные ситуации, хотя это вовсе не предполагает фаталь­ной неизбежности совершения преступлений этими лицами. Просто им, как иногда говорят, легче «сорваться». В подобных случаях особен­но при неблагоприятных для них обстоятельствах насильственные дей­ствия «преступников с психическими аномалиями, часто спровоциро­ванные ими же, носят... особенно разрушительный, уничтожающий ха­рактер, причем жертвами могут быть и лица, не имевшие отношения к конфликту. Гораздо чаще, чем у здоровых, мотивация поведения у таких лиц является бессознательной, а само поведение менее опосре­довано» сознанием4.

В ряде случаев все это может еще более усугубляться сниженным уровнем интеллектуального развития лиц с психическими аномалиями, узостью, предметностью, выхолощенностью их мышления, затрудняю­щих принятие ими адекватных решений в ситуациях выбора. А неудов­летворенные в силу этого потребности постоянно провоцируют состоя-.

1 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответствен­ность' О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. М., 1989. С. 277—278.

2 См.: Антонян ЮМ., Бородин СВ. Указ соч. С. 9.

3 Антонян ЮМ., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 46.

4 Там же. С. 47.

ние фрустрации с сопутствующей ей агрессивностью, расторможен-ностью эмоционально-волевых процессов, снижением самоконтроля.

Особенно заметны эти явления у подростков с незначительными от­клонениями в умственном развитии, которые остаются в обычных шко­лах, поскольку не подходят для учебы в соответствующих спецшколах для умственно отсталых детей. В результате они, будучи не в состоянии справиться с общими требованиями, предъявляемыми ко всем обучае­мым, оказываются, особенно в старших классах, в положении постоян­но порицаемых за низкое качество учебы, недобросовестное отношение к выполнению заданий и т.д. А это в свою очередь вызывает у них чув­ство враждебности к окружающим, формирует агрессивные, антиобще­ственные установки1.

Мотивационный потенциал таких лиц с различными психическими аномалиями, в том числе отличающихся сниженным уровнем интеллек­туального развития, обычно характеризуется своей обедненностью, на­правленностью на удовлетворение ближайших, как говорят, сиюминут­ных потребностей (по принципу «здесь и сейчас»), среди которых доми­нирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

Как отмечалось выше, среди различных аномалий психики, пред­располагающих к дезадаптивным, а поэтому чаще всего к противоправ­ным формам поведения, наибольшее внимание судебных психологов привлекают психопатии, различные психопатоподобные состояния, не­которые крайне выраженные виды акцентуаций характера, о которых шла речь в гл. 6. Причем в контексте рассматриваемых проблем в юри­дической психологии речь не идет о психопатии как о психическом за­болевании, достигшем патологического развития, которое является тредметом изучения судебной психиатрии, позволяющем при опреде­ленных условиях ставить вопрос о невменяемости субъекта и о его при­нудительном лечении в связи с содеянным им правонарушением.

Для юридической психологии, имеющей дело с психической нормой и ее некоторыми пограничными вариантами, более приемлем подход к пониманию психопатии (ее психопатоподобных состояний) как к своего рода «патологическому варианту характера», от особенностей которого, как писал П.Б. Ганнушкин, страдают не только окружающие, но в пер­вую очередь сам субъект.

Как полагают криминологи, изучавшие данную проблему, психопа­тия представляет собой «существенный криминогенный фактор», по­скольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворе­ние своих желаний без учета возможного наступления от этого негатив­ных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта.

Но, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации личности было бы не совсем правильно, по­скольку очень многие лица с чертами психопатизации никогда не совер-

См. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., 1980. С. 128—129.

шали преступлений. Оказалось, что существенное влияние на выбор про­тивоправных форм поведения психопатизированной личности, усугубля­ющих такой выбор, оказывает антиобщественная установка человека.

Также не следует забывать и того, что у психопатических личнос­тей имеется целый комплекс эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностей, благодаря которым внешние факторы среды еще более способствуют совершению ими противоправных действий (чаще на­сильственного характера). А при наличии соответствующей для прояв­ления этих особенностей личности ситуации такие люди свободнее включаются в криминогенную среду, проще усваивают и реализуют криминальные формы поведения, не тратя много времени на принятие решения совершить или не совершать преступление (так называемый ситуационный тип преступника)1.

Согласно принятой Международной классификации психопатий выделяются следующие три основные группы лиц, проявляющих пси­хопатические расстройства: по возбудимому, интероидному и тормоз­ному типу, которые могут представлять интерес для юридической пси­хологии2:

Возбудимые (аффективные) формы психопатических рас­стройств характеризуются вспыльчивостью, раздражительностью, гнев­ливостью, импульсивностью, аффективно окрашенными формами реа­гирования даже по незначительному поводу, переменчивостью настро­ения, повышенной обидчивостью, жестокостью, склонностью к накоп­лению отрицательных переживаний, плохо контролируемой разрядкой.

При эпилептоидной форме у возбудимых психопатов в их сужде­ниях преобладают вязкость мышления, застревание на аффективно ок­рашенных переживаниях, мстительность, жестокость.

Лица, проявляющие признаки неустойчивой формы возбудимой психопатии, выделяются своей неорганизованностью, безволием, лег­комысленным отношением к происходящим явлениям, нетерпимостью к какой-либо регламентации, сниженной критичностью, повышенной вну­шаемостью, жаждой новых развлечений, большей подверженностью средовым влияниям, случайным ситуациям. По наблюдениям Ю.М. Ан-тоняна и В.В. Гульдана, психопатические личности неустойчивого типа преимущественно совершают корыстные преступления, хулиганство, задерживаются за бродяжничество, нарушения паспортного режима.

Для паранойяльной формы возбудимой психопатии характерны ригидность мышления, узость, застреваемость на отдельных обстоя­тельствах, нетерпимость к иному мнению, противодействию, эгоцентри­ческие притязания, повышенная самооценка, завышенный уровень при­тязаний, обидчивость, подозрительность.

' См.: Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Указ. соч. С. 59—60.

2 См.: Кербиков О.В. К вопросу о понятии и классификации психопатий // Про­блемы судебной психиатрии (пограничные состояния). М., 1971. Вып. 19. С. 9—18, там же Фелинстя Н.И. О понятии и классификации пограничных состояний. С, 19—35; Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд. М., 1987. С. 99.

Таким образом, отличительной особенностью описанных выше лиц является повышенная возбудимость, эксплозивно-брутальный («взрыв­чатый»), аффективно окрашенный модус реагирования, что бывает осо­бенно заметно при совершении ими преступлений насильственно-ко­рыстного характера.

Следующей формой психопатического расстройства личности, вли­яющей на ее асоциальное поведение, которое может приводить к нару­шениям норм уголовного права, является истероидная (истеричес­кая) психопатия. Лица данного круга отличаются своим эгоцентриз­мом, демонстративным поведением, театральностью, «жаждой призна­ния», эмоциональной неустойчивостью, повышенной обидчивостью, вспыльчивостью, особенно когда такого признания не получают. В об­щении с окружающими такие люди нередко проявляют лживость, склонность к фантазированию. Их интеллектуальные возможности чаще бывают ограничены, суждения незрелы и поверхностны. По на­блюдениям Ю.М. Антоняна и В.В. Гульдана, поведение таких лиц в ос­новном зависит от случая, ситуации. Какое-либо планирование, прогно­зирование подменяется ими всевозможного рода фантазиями, исключа­ющими отрицательное развитие событий. Все это создает особый «рису­нок» совершаемых ими преступлений против личности и собственнос­ти, в основе которых лежат обман, мошенничество, умышленное введе­ние в заблуждение потерпевших.

Менее других (по сравнению с описанными выше) криминальную активность проявляют психопатизированные лица, относимые к так на­зываемому тормозимому типу (по классификации О.В. Кербикова, Н.И. Фелинской), который объединяет астенических, психастеничес­ких и аутистических (шизоидных) ncuxbnamoe.

У лиц, отличающихся психопатическими расстройствами астени­ческого характера, преобладают: обостренная впечатлительность, по­вышенная утомляемость, чрезмерная чувствительность, застенчивость, неуверенность в себе, ощущение собственной неполноценности.

Весьма близким к данному типу являются лица, проявляющие черты психастенической психопатии, в поведении, образе мыслей ко­торых доминируют повышенная, некоррегируемая тревожная мнитель­ность, навязчивые сомнения по поводу принимаемых решений, собст­венных поступков, нерешительность, особенно в ситуациях неопреде­ленности. Для них наиболее характерными видами противоправного по­ведения могут быть действия, направленные против общественного по­рядка, уклонения от общественно полезного труда, дезертирство (для военнослужащих), а также самоубийства. Кроме того, они могут совер­шать и преступления против личности, собственности, сексуальные преступления, выбирая для этого соответствующий, более «удобный» для себя тип жертвы.

В группу тормозимых психопатов помимо лиц с чертами астени­ческого и психастенического характера относятся субъекты, имеющие аутистические (шизоидные) психопатические расстройства с пре­обладанием у них замкнутости, отгороженности от окружающих, повы-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.